Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Духовные цели

птичкаВ этом блоге, помимо психологических статей, множество посвящены «возвышенным» духовным материям. Границу между этими сферами я провожу условно, потому что сам предпочитаю их не разделять. За последние годы у меня был ряд клиентов с одной и той же проблемой духовного характера. Сколько ни пиши об этом, ни предупреждай, а все равно на каждой новой спирали жизни спотыкаются люди об одни и те же грабли в обновленной упаковке. Да чего уж там, я и сам этих «девайсов» собрал весьма приличную коллекцию. Но если когда-то от этих граблей вся картина мира вставала с ног на голову, то сейчас они принимаются как мелкие шалости ума, которые легко прощаются и воспринимаются даже с каким-то ироничным интересом.

Напоминание

Еще до создания сайта в первой книге я говорил о том, что к просветлению на духовном пути стремятся, чтобы потешить собственное эго, но толку от таких предупреждений выходит немного. Читатели эту информацию берут на заметку, как факт из разряда «очевидное – невероятное», или попросту игнорируют. В итоге получается, что духовные теории, которые, по-хорошему, должны очищать, напротив – многих практиков заморачивают. И происходит так практически во всех духовных течениях.

Начиная духовный путь, человек обесценивает все мирское, и становится искателем «не от мира сего». Его жизнь наполняется светом смысла, надеждами и предвкушениями. Перед ним расстилается тропа предстоящих достижений, где на финишной черте, посреди многотысячной аплодирующей публики и сверкающих фейерверков, ожидает долгожданное просветление, встреча с любящим Творцом и зачисление в верхние ряды космической иерархии. Иногда эти образы отличаются – пусть каждый сам впишет свой, уникальный.

Духовный путь пропагандирует самые разные цели, теории и практики, которые, по большому счету, сводятся к созерцательному постижению реальности настоящего момента и последующему за этим просветлению – то бишь, к медитации. Но искатели – народ хитрый на многочисленные способы себя одурачить. Медитация сама по себе для них особой живой ценности не представляет. Ей увлекаются с целью возвеличить себя, делают на нее ставку, возлагают надежды. Но именно ожидания – и есть нечто противоположное реальной медитации.

Полагаться на медитацию с целью стать лучше – все равно, что практиковать пьянство, чтобы окончательно протрезветь. Под влиянием дурмана жизнь, конечно, может нравиться, но последствия очевидны и всем знакомы: похмельная ломка и деградация.

Духовные искатели обожают морочить себя при помощи одной хитроумной манипуляции. Изначальную весьма банальную цель – стать круче – они прикрывают возвышенной и красивой – стать лучше и светлей. На словах праведно движутся к Богу, а на деле ничего иного помимо беспочвенного ожидания халявного величия на этом пути не практикуется. За редким исключением.

Вопиющий парадокс этого самообмана в том, что духовный путь, по своей сути – это смирение с реальностью, когда жизнь принимается в своей нагой простоте – вот с этими смертными людьми, их нескладными характерами, пыльными улицами, молчаливыми деревьями, непредсказуемой погодой… Но типичному духовному искателю все это – скучно и порой омерзительно, потому что он ждет чего-то несоизмеримо более величественного – просветления с лопающимися от избытка божественной благодати чакрами – вечного и бесконечного оргазма, а главное – типа «заслуженного» уважения. Иными словами, духовные искатели под видом устремления к смирению на деле движутся в совершенно противоположном направлении – хотят стать как можно круче.

Почти аналогичный процесс я уже недавно описывал в статье о влюбленности. Значительная часть неврозов, с которыми приходится работать на консультациях связана как раз вот с этим эффектом, когда обычная жизнь человеку кажется безвыходным лабиринтом только потому, что в ней нет той желанной реализации собственного величия.

А если типичному искателю предъявить эту теорию, его эго тут же начинает изворачиваться и лукавить – дескать, все это вовсе не про меня, а про всех прочих дуралеев. Человек продолжает упорно верить, что он – особенный, не такой, как все, и великих целей все равно добьется! Но сама эта вера, напитанная совершенно беспочвенными самолюбивыми ожиданиями, и есть главное духовное препятствие.

А залипают на эти иллюзии порой на долгие годы просто потому, что дурман предвкушаемого величия радует, придает жизни смысла и мотивирует, побуждая искателя верить, что его путь – наилучший, а все окружающие бродят в потемках. Поэтому искатель изо всех сил пропитывается всеми возможными атрибутами своего единственно «верного» пути – слушает лекции, читает книги, ищет общества себе подобных, с кем можно разделить свое продвинутое превосходство над серой массой, а в кульминационной точке своих безумных предвкушений задумывается об уходе в секту, где его нутро будут компостировать иллюзорными надеждами с удвоенной силой.

Социальная активность при таком раскладе неизбежно приходит в упадок. Человек проникается отвращением ко всему мирскому просто потому, что сам мир противопоставляется его духовным целям и возвышенным идеалам. Искатель не понимает, что вот эта простая жизнь, где бы она ни происходила – и есть то самое искомое чудо.

Естественная неестественность

духовные целиЭго отказывается принимать жизнь как есть и держится мертвой хваткой за свои царственные притязания. По началу они радуют – повергают в морок сияющих предвкушений. Но со временем, как бы упорно искатель себя ни дурачил, он не может не замечать, что вот этот путь, пропитанный «великими» духовными целями, по итогу ни к чему путному не ведет – халявная святость и просветление все никак не приходят. И тогда надежда сменяется своей закономерной противоположностью – безнадегой. Искатель начинает полагать, что он недостаточно способный, а то и вовсе – никчемный, и высшие силы его не жалуют.

В запущенных случаях такие выводы приводят к долговременной хандре. В идеале в этот период выносятся трезвые выводы о своих завышенных целях и месте во вселенной. Но упорный искатель так просто не сдается, а продолжает искать поводы ощутить свою неординарность и причастность к сливкам духовной элиты.

Схожие принципы зомбирования можно наблюдать в самых разных сферах. Духовные школы и МЛМ системы – самые наглядные образчики этого процесса. И нечего удивляться, что от их энергичных последователей, навязывающих свои цели, отшатываются, как от заразы.

А между тем, духовный путь, по-хорошему, – это направление, в котором протекает наше естественное человеческое развитие. И, возможно, самообман на этом пути – это такой необходимый урок. С чего-то же надо начинать.

А медитация – это интерес к той простой жизни, которая уже есть без всяких дополнительных эффектов. Но искушения «улучшить» и «дополнить» могут быть крайне утонченными. Стоит промелькнуть мимолетной мысли о великих плодах практики, как тут же весь «дзен» рассеивается и начинается очередной порочный круг надежды и отчаяния.

Другая крайность самолюбивых иллюзий случается, когда искатель понимает, каким неестественным образом себя обманывает. Тогда он создает очередной ложный идеал – простоты и естественности, и начинает действовать по старой схеме – радоваться своей причастности к очередному «правильному» пути и грызть себя за все, что в этот путь не «вписывается».

Как бы странно это ни прозвучало, но самообман – это грань нашей человеческой естественности. Так уж мы устроены. Для нас совершенно нормально надеяться и потом надежду терять. Совершенно нормально, когда «реальная» практика подменяется блужданиями ума. Совершенно нормально и, видимо, даже необходимо, на этом пути заплутать, чтобы потом найти выход. Именно так душа обретает зрелость – очередной идеальный образ для утонченной игры в саморазвитие.

Исходя из вышесказанного, может сложиться ощущение, будто нет в жизни таких путей, где мы не погружались бы в эту полосатую драму рассыпающихся надежд. На самом деле проблема – вовсе не в пути. Об этом на progressman.ru уже не раз говорилось, и здесь повторюсь: путь радует стабильно, только когда он интересен сам по себе – в живом осуществляющемся процессе. А проблемы начинаются, когда отвлекаешься от процесса на радость предвкушаемых достижений. Реальный процесс при этом начинает казаться досадным препятствием на пути к желанным целям.

В недавней статье о легкости бытия я уже пробовал описать состояние, когда живешь, не делая высоких ставок на жизнь. Медитация держится, пока относишься к жизни играючи, словно любознательный исследователь, который еще не ждет конкретных результатов, а пока просто учится и наблюдает за естественным ходом явлений. Ведь это интересно – каждый миг происходит нечто непредсказуемое.

Нечто происходит прямо сейчас – и можно это замечать, осторожно, словно спонтанную песню ребенка, которая в своей неуклюжести – идеальна. Но как только прокрадываются ожидания, так тут же контакт с моментом «сейчас» теряется, интерес к реальности пропадает, потому что направляется на очередную безнадежную надежду. И это совершенно нормальный естественный процесс.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными "спасибо", а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!


Рассказать друзьям:

Progressman.ru на Youtube:

66 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. как всегда в точку. как всегда, пилюля горька, но полезна. знаете, в самые тяжкие моменты своей жизни, когда та самая безнадега одолевает, если прислушаться к себе, замереть, вперив взгляд в зелень деревьев, в снежную долину, в горы, в море, в небо, можно услышать в своей безнадеге просто слабость идущего по пути. значит, просто пришло время отдохнуть, восстановить силы — физические, духовные. а медитация — это, в моем понимании, такая вполне повседневная вещь. поясню, беру мысль, ситуацию, чувство и медитирую ее/его какое-то время, затем другую мысль, ситуация, чувство и так далее. принимаю и отпускаю. такие дела.

  2. Amarilliss как-то вспомнила про меня и я решил тоже внести лепту в эту тему.

    Басня про святой Мух.

    Жил был один примерно Мух,
    Который был святой,
    Адвайту знал как дважды двух,
    Такой он был крутой!

    Чуть мухобойкой не был сбит,
    Молитва спас его,
    Мух ловкий, крепкий был мужик,
    Ушёл через окно.

    Мух стал поститься, исхудел,
    Дерьмо он есть не мог,
    Наш Мух в красивый лотос сел,
    Скрестив свои шесть ног.

    Он жил вверху на чердаке,
    Не дёргал даже бровь,
    И тихо дни текли его
    Без ласки и любовь.

    Как-то однажды был луна
    Наш Мух летит к цветам,
    Нектар испить и в лотос сесть
    И помолиться там.

    Но Сатана не дремлет в мух,
    Грехов не перечесть,
    Он над помойкой сделал круг,
    Вошёл в пике поесть.

    Нарушив заповедь одну,
    Мух бился о стекло,
    Он перед Богом обещал
    Не есть такой дерьмо!

    И заорал Мух: «Богомать!
    Чего мине терять?»
    И начал бедный Мух грешить,
    Колоться и гулять.

    И засмеялся Сатана,
    Пусть будет всем урок,
    Коль хочешь,жрать,грешить,гулять,
    То не поможет Бог!

    Так где теперь святой наш Мух?
    Мой друг о нём не плачь.
    Средь мух прошёл недавно слух,
    Им отравился грач!

    Мораль одна в той басня есть,
    Адвайта не причём,
    Коль любишь весело пожить,
    В святые ты не лезь.

  3. Да,чем больше стремление стать, тем…))
    Прав Тайлер Дерден, сказав про…: «…Ты — это поющее и танцующее дерьмо, центр этого мира…»
    Эфим, спасибо за отклик) Вы уж не пропадайте надолго, пожалуйста

  4. Психологическая классика вырожденности понятий Духовности, Осознанности и тп. Много правильных слов, виляющих тудема-сюдема, и всё лишь для того, чтобы дать ещё один вариант христианского рабского смирения. Оттенки то смыслов, как и слова, правильные, а суть, выражаемая от секты психологов ТАКОВА — НЕ ДЁРГАЙСЯ, ПРОСТО ЖИВИ … И, в принципе, это максимум, что могут дать психологи социальному биороботу — смирение с тем, что его поставили на рельсы и он должен по ним идти.
    Статья — образец ПОДМЕНЫ понятий, чтоб человек НЕ ЗАДУМАЛСЯ о глубине и НЕ Изменился.
    Статья в помощь одурманиваю человека в соответствии с прогрессом зомбирующих средств массовой информации.

  5. 2 шага вперед, 1 назад. Игорь, спасибо за еще один урок.

    Валентина
    Вы просто не так молитесь. Экзистенция Бога предполагает такое расположение его ушей, что молящимся нужно сидеть лицом на юго-восток, чем достигается наиболее надежный сигнал между передатчиком (вами) и приемником (Богом). Это надо знать =)

  6. Молитва для продвинутых:
    — Милостивый Боже! Сделай так,чтобы всё
    было не так! Пусть никогда мои молитвы
    не исполняются,потому как прошу только
    для себя из жадности.
    Закроем глаза братья и сёстры, сядем по компасу на юго-восток и помолимся ему
    прямо в ухи:
    — Господи! открой нам глаза…

  7. Незнайка,никогда не называйте Бога приёмником.
    Он только дающий и взяток не берёт, даже
    в виде сладких молитв,возвеличивающих его,
    ибо не имеет эго.И почему ваш Бог с таким
    слабым слухом,что молится надо на юго-восток.
    Бог сотворил Вселенную у которой нет верха
    и низа и направлений.Видно это какой-то
    Бог местного значения.

  8. Другие веры нынче в моде
    Мы по-китайски молимся уже
    Христос с восточными глазами
    И Божья Матерь в паранже.

    Религий,сект не перечислишь
    А верят как в родную мать,
    Но истин не бывает тыщи,
    Всё это сон и сладко спать.

    Так верь и дао и феншую
    И по феншую ставь кровать,
    Потом найдёшь религию другую,
    И будешь по-другому спать.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.