В этом блоге, помимо психологических статей, множество посвящены «возвышенным» духовным материям. Границу между этими сферами я провожу условно, потому что сам предпочитаю их не разделять. За последние годы у меня был ряд клиентов с одной и той же проблемой духовного характера. Сколько ни пиши об этом, ни предупреждай, а все равно на каждой новой спирали жизни спотыкаются люди об одни и те же грабли в обновленной упаковке. Да чего уж там, я и сам этих «девайсов» собрал весьма приличную коллекцию. Но если когда-то от этих граблей вся картина мира вставала с ног на голову, то сейчас они принимаются как мелкие шалости ума, которые легко прощаются и воспринимаются даже с каким-то ироничным интересом.
Напоминание
Еще до создания сайта в первой книге я говорил о том, что к просветлению на духовном пути стремятся, чтобы потешить собственное эго, но толку от таких предупреждений выходит немного. Читатели эту информацию берут на заметку, как факт из разряда «очевидное – невероятное», или попросту игнорируют. В итоге получается, что духовные теории, которые, по-хорошему, должны очищать, напротив – многих практиков заморачивают. И происходит так практически во всех духовных течениях.
Начиная духовный путь, человек обесценивает все мирское, и становится искателем «не от мира сего». Его жизнь наполняется светом смысла, надеждами и предвкушениями. Перед ним расстилается тропа предстоящих достижений, где на финишной черте, посреди многотысячной аплодирующей публики и сверкающих фейерверков, ожидает долгожданное просветление, встреча с любящим Творцом и зачисление в верхние ряды космической иерархии. Иногда эти образы отличаются – пусть каждый сам впишет свой, уникальный.
Духовный путь пропагандирует самые разные цели, теории и практики, которые, по большому счету, сводятся к созерцательному постижению реальности настоящего момента и последующему за этим просветлению – то бишь, к медитации. Но искатели – народ хитрый на многочисленные способы себя одурачить. Медитация сама по себе для них особой живой ценности не представляет. Ей увлекаются с целью возвеличить себя, делают на нее ставку, возлагают надежды. Но именно ожидания – и есть нечто противоположное реальной медитации.
Полагаться на медитацию с целью стать лучше – все равно, что практиковать пьянство, чтобы окончательно протрезветь. Под влиянием дурмана жизнь, конечно, может нравиться, но последствия очевидны и всем знакомы: похмельная ломка и деградация.
Духовные искатели обожают морочить себя при помощи одной хитроумной манипуляции. Изначальную весьма банальную цель – стать круче – они прикрывают возвышенной и красивой – стать лучше и светлей. На словах праведно движутся к Богу, а на деле ничего иного помимо беспочвенного ожидания халявного величия на этом пути не практикуется. За редким исключением.
Вопиющий парадокс этого самообмана в том, что духовный путь, по своей сути – это смирение с реальностью, когда жизнь принимается в своей нагой простоте – вот с этими смертными людьми, их нескладными характерами, пыльными улицами, молчаливыми деревьями, непредсказуемой погодой… Но типичному духовному искателю все это – скучно и порой омерзительно, потому что он ждет чего-то несоизмеримо более величественного – просветления с лопающимися от избытка божественной благодати чакрами – вечного и бесконечного оргазма, а главное – типа «заслуженного» уважения. Иными словами, духовные искатели под видом устремления к смирению на деле движутся в совершенно противоположном направлении – хотят стать как можно круче.
Почти аналогичный процесс я уже недавно описывал в статье о влюбленности. Значительная часть неврозов, с которыми приходится работать на консультациях связана как раз вот с этим эффектом, когда обычная жизнь человеку кажется безвыходным лабиринтом только потому, что в ней нет той желанной реализации собственного величия.
А если типичному искателю предъявить эту теорию, его эго тут же начинает изворачиваться и лукавить – дескать, все это вовсе не про меня, а про всех прочих дуралеев. Человек продолжает упорно верить, что он – особенный, не такой, как все, и великих целей все равно добьется! Но сама эта вера, напитанная совершенно беспочвенными самолюбивыми ожиданиями, и есть главное духовное препятствие.
А залипают на эти иллюзии порой на долгие годы просто потому, что дурман предвкушаемого величия радует, придает жизни смысла и мотивирует, побуждая искателя верить, что его путь – наилучший, а все окружающие бродят в потемках. Поэтому искатель изо всех сил пропитывается всеми возможными атрибутами своего единственно «верного» пути – слушает лекции, читает книги, ищет общества себе подобных, с кем можно разделить свое продвинутое превосходство над серой массой, а в кульминационной точке своих безумных предвкушений задумывается об уходе в секту, где его нутро будут компостировать иллюзорными надеждами с удвоенной силой.
Социальная активность при таком раскладе неизбежно приходит в упадок. Человек проникается отвращением ко всему мирскому просто потому, что сам мир противопоставляется его духовным целям и возвышенным идеалам. Искатель не понимает, что вот эта простая жизнь, где бы она ни происходила – и есть то самое искомое чудо.
Естественная неестественность
Эго отказывается принимать жизнь как есть и держится мертвой хваткой за свои царственные притязания. По началу они радуют – повергают в морок сияющих предвкушений. Но со временем, как бы упорно искатель себя ни дурачил, он не может не замечать, что вот этот путь, пропитанный «великими» духовными целями, по итогу ни к чему путному не ведет – халявная святость и просветление все никак не приходят. И тогда надежда сменяется своей закономерной противоположностью – безнадегой. Искатель начинает полагать, что он недостаточно способный, а то и вовсе – никчемный, и высшие силы его не жалуют.
В запущенных случаях такие выводы приводят к долговременной хандре. В идеале в этот период выносятся трезвые выводы о своих завышенных целях и месте во вселенной. Но упорный искатель так просто не сдается, а продолжает искать поводы ощутить свою неординарность и причастность к сливкам духовной элиты.
Схожие принципы зомбирования можно наблюдать в самых разных сферах. Духовные школы и МЛМ системы – самые наглядные образчики этого процесса. И нечего удивляться, что от их энергичных последователей, навязывающих свои цели, отшатываются, как от заразы.
А между тем, духовный путь, по-хорошему, – это направление, в котором протекает наше естественное человеческое развитие. И, возможно, самообман на этом пути – это такой необходимый урок. С чего-то же надо начинать.
А медитация – это интерес к той простой жизни, которая уже есть без всяких дополнительных эффектов. Но искушения «улучшить» и «дополнить» могут быть крайне утонченными. Стоит промелькнуть мимолетной мысли о великих плодах практики, как тут же весь «дзен» рассеивается и начинается очередной порочный круг надежды и отчаяния.
Другая крайность самолюбивых иллюзий случается, когда искатель понимает, каким неестественным образом себя обманывает. Тогда он создает очередной ложный идеал – простоты и естественности, и начинает действовать по старой схеме – радоваться своей причастности к очередному «правильному» пути и грызть себя за все, что в этот путь не «вписывается».
Как бы странно это ни прозвучало, но самообман – это грань нашей человеческой естественности. Так уж мы устроены. Для нас совершенно нормально надеяться и потом надежду терять. Совершенно нормально, когда «реальная» практика подменяется блужданиями ума. Совершенно нормально и, видимо, даже необходимо, на этом пути заплутать, чтобы потом найти выход. Именно так душа обретает зрелость – очередной идеальный образ для утонченной игры в саморазвитие.
Исходя из вышесказанного, может сложиться ощущение, будто нет в жизни таких путей, где мы не погружались бы в эту полосатую драму рассыпающихся надежд. На самом деле проблема – вовсе не в пути. Об этом на progressman.ru уже не раз говорилось, и здесь повторюсь: путь радует стабильно, только когда он интересен сам по себе – в живом осуществляющемся процессе. А проблемы начинаются, когда отвлекаешься от процесса на радость предвкушаемых достижений. Реальный процесс при этом начинает казаться досадным препятствием на пути к желанным целям.
В недавней статье о легкости бытия я уже пробовал описать состояние, когда живешь, не делая высоких ставок на жизнь. Медитация держится, пока относишься к жизни играючи, словно любознательный исследователь, который еще не ждет конкретных результатов, а пока просто учится и наблюдает за естественным ходом явлений. Ведь это интересно – каждый миг происходит нечто непредсказуемое.
Нечто происходит прямо сейчас – и можно это замечать, осторожно, словно спонтанную песню ребенка, которая в своей неуклюжести – идеальна. Но как только прокрадываются ожидания, так тут же контакт с моментом «сейчас» теряется, интерес к реальности пропадает, потому что направляется на очередную безнадежную надежду. И это совершенно нормальный естественный процесс.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
А еще,бывает, начинают разбираться с духовностью, чтобы что-то поделать с этим ужасом собственной смерти
Думается, Игорь, что Вы описали только тех людей, которые ждали духовного просветления для тела. Согласна с Вами, что это противоестественно. Тело просветлеть и одухотворится не может. Душа просветлеть может. Только духовности от этого больше не станет. Наверное проще человеку дать понять, что медитация это зарядка или разрядка для тела. И телу от этих манипуляций душою или духом не стать. Душа и дух это совсем иные субстанции, требующие других упражнений.
Ой,как вовремя я прочла эту статью.Автору респект.Тож начала сомневаться в том,что слышит ли меня Вселенная,Господь?Может я что-то не так молюсь,или…………!
Игорь, а почему вы назвали свой блог » психология для продвинутых», получается это противоречит вашей статье!
тоталитарная секта наилучший путь понять ошибочность многих представлений, но он, либо его суррогаты в виде психотехник или психотерапии дают наиболее скороспелые плоды. В этом процессе происходит оч. интересный момент, настолько, что не могу ни сказать о нем, так называемый «выворот рассудка». Чем более жгучее желание достичь рассеяния привычных возможно мирских (и не только) представлений, тем более остро стоит вопрос избавится от такого желания. Иными словами, вера и надежда только на разум ведет к ослеплению (фанатизму), искусственный отказ же от него ведет к девиантному поведению, ослаблению и пр. В естественном процессе созревания вплетение субъекта в нить протекающих событий — лакмус созревания, этот тот процесс, в котором слово духовный не из титульных, скорее его там уже нет…
Интересная статья. С моего опыта работы с больными людьми тоже замечаю какая сильная эта схема надежды а потом разочарования.
На мой взгляд все люди чем то страдают , если не болезнью то желанием достичь большего в жизни и реализовать свой потенциал. Поэтому и ищут предметы, веру , врача, блог и тд… которые им докажут что они достигли своей цели или дадут надежду на то что они проживут не просто так на этом свете а проживут лучше всех остальных.
Например я пишу эти строки в надежде что их прочитиают и прокоментируют и желательно Игорь, а зачем? Потому что судя по коментариям узнаю насколько я «крут» в глазах професионала и других людей — узнаю если моя жизнь идет в правильном для меня направлегии — быть круче всех.
А зачем мне это нужно спрашивается? А как по другому мне узнать и оценить что у меня все хорошо?, только оценив таких же как я… не с коровами же мне себя сравнивать.
Вопрос почему , зная что я единственный и особенный на этом свете , мне нужно в этом убедиться сравнивая себя с другим?
Хорошая статья. Очень понравилось выражение «Духовный путь — это смирение с реальностью»
Вот толкько не очень понял сравнение медитации с пьянством. Если принимаешь реальность как есть и не раздражаешься, то зачем нужна медитация? Для дополнительного кайфа?
«А зачем мне это нужно спрашивается? А как по другому мне узнать и оценить что у меня все хорошо?, только оценив таких же как я… не с коровами же мне себя сравнивать.
Вопрос почему , зная что я единственный и особенный на этом свете , мне нужно в этом убедиться сравнивая себя с другим?»
Ув. Атаман, распознавание, различение, анализ, базируется на сравнении, на дуальности. Так было задумано:)
Просветление — оно не в том, чтобы убедиться, что я такой уникальный… а смириться, что все такие же уникальные, и я имею такие же заморочки, как и все остальные, и в этом нет ничего особенного… — принять свою обыкновенность наряду с уникальностью, и свои темные стороны наравне со светлыми, свою низменность вместе с возвышенностью.
С уникальностью у Эго нет никаких проблем, вот с обыкновенностью оно никак не дружит:)
И потребность сравнивать — тоже принять как данность.
Общаясь с отстающими, мы кажемся себе важными и продвинутыми; общение с равными показывает наши слабости и сильные стороны, и в то же время расхолаживает; общаясь с возвышенными личностями мы кажемся себе безнадежно отставшими. Полезно микшировать для получения срединного пути:)
На мой взгляд смирение с реальностью, то есть быть духовным, не означает быть бездеятельным. Мы, люди, сами — часть реальности, наделенные способностью менять эту реальность в тех пределах, которые нам даны миром (Богом). Духовность без деятельности, это просто позиция наблюдателя, который смирился с реальностью, но ничего не делает для изменения этой реальности, хотя потенциально и способен.
Михаил, смирение неравно бездеятельность.
Смиренный человек делает все, от него зависящее, но не полосует, как хирург в анекдоте, ножом пациента: «Опять не получилось».
Смиренный человек не зависит от результата, т.к. знает, что результат не в его руках.