Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Жадность и эгоизм в отношениях

Эта статья оказалась сложней, чем я полагал. Несколько раз за нее садился и откладывал. Нечто внутри сопротивлялось и поднимало тему со скрипом, словно не желая сдавать некоторые устаревшие позиции и убеждения о жадности и эгоизме. Наверное, если попросить обывателя описать эти явления, скорей всего на ум будут приходить примеры поступков по типу: «эгоизм это, когда…» То есть само переживание человек, как правило, принимает за чистую монету, а внимание соскальзывает на события, которые эгоизмом окрашиваются. Как я это вижу, не существует ни эгоизма, ни жадности. Есть только элементы, которые словно пиксели на мониторе создают их иллюзорные образы. И пока мы не различаем эти составные частицы, образ кажется целостным и реальным. Эта метафора с пикселями подходит практически под любое явление. В этой статье я попробую разложить эгоизм и жадность на элементы.

Ткань жадности и эгоизма

На событийном уровне эгоистичными жадинами мы считаем тех людей, которые не хотят разделять свои блага с нами. То есть, по такой логике жадиной в наших глазах может стать совершенно любой человек, отказавшийся даровать нам свои активы – будь то деньги, личное время, или какое-нибудь имущество.

И вот здесь правильный вопрос звучит так: а при каких условиях нам жертвуют свои блага другие люди? Когда один человек хочет как-либо одарить другого? Ответ на этот вопрос настолько прост, насколько же и неприемлем для самооценки обывателя. Так вот, благодетель жертвует свои блага при таких условиях, когда хочет понравиться. То есть, если человек захочет выглядеть хорошим в наших глазах, вероятно, он будет способен на так называемую щедрость по отношению к нашей персоне.

И напротив, жадными эгоистами мы считаем тех людей, которые не стараются нам понравиться. А почему они не стараются? Потому что плохие? Нам, конечно, так думать – удобней всего. А может, потому что плохие мы? Это – «палка о двух концах». Человек не старается нам понравиться, когда не видит для этого причин. Мы не святые, и обычно стремимся нравиться другим, когда чувствуем, что для нас это выгодно. То есть, желая выглядеть хорошими в чьих-то глазах, мы так или иначе рассчитываем что-то заполучить…

И вот здесь вступает в игру наше многострадальное самолюбие, на одной стороне которого таится комплекс неполноценности, а на другой – чувство собственной важности. Не зря говорят, что гордыня – отец всех пороков.

Мы чувствуем чужую жадность, когда переживаем, что нас не любят и не уважают, а только используют за наши блага. Мы жаждем искренней безусловной любви к собственной персоне, на которую по большому счету способны лишь святые и некоторые матери в отношении своих чад. Мы обманываем себя надеждой, что такая любовь возможна. Но по факту, мы живем в мире потребительских отношений, где каждый любит не безусловно, а по какой-то причине – за конкретные качества, черты и свойства.

Мы все – «продажные твари», в своих отношениях подкупающие друг друга, кто чем может. А когда нам не хватает реальных благ, мы осваиваем искусство рекламы – позиционирования иллюзорных образов и качеств. Строим из себя не весть кого, чтобы искусственным имиджем заслужить любовь и уважение. И в этом еще полбеды. Ладно бы, если мы поступали так сознательно. Но в какой-то момент мы настолько завираемся, что и сами начинаем верить, будто и вправду являемся тем самым нормальным хорошим человеком, образ которого демонстрируем всем окружающим. Именно так в разладе с собою возникают неврозы – психосоматические недуги, отравляющие нашу жизнь.

Мы становимся жадными собственниками, когда хотим держать под контролем наши отношения с другими людьми. Мы пытаемся контролировать чужие чувства, когда хотим, чтобы нас любили и уважали безусловно – то есть без причины. Иначе мы чувствуем фальш – унизительный обман, такое гадкое переживание, словно человек нас на самом деле совсем не любит, и выкинет из своего существования, как только мы перестанем спонсировать его присутствие в нашей жизни. Но ведь как уже говорилось – мы не святые и не умеем любить за просто так!

Даже когда так называемую «жадность» проявляет чужой человек, которого мы раньше не видели, у нас может возникнуть невротичная реакция, потому что за чьей то бережливостью, мы обнаруживаем «неуважительное» отношение к нашей персоне.

Иными словами, жадность и эгоизм – это личный страх, что нас любят не просто так, а по какой-то причине. Просто подспудно мы ощущаем, когда из нас хотят сделать лопухов, и в качестве большой и чистой любви пропихнуть типичные продажные отношения. А честность нас зачастую тоже не вполне устраивает, потому что все-таки в любовь хочется верить!

Большая часть всех приятельских и дружеских связей также вертится вокруг таких вот взаимовыгодных неврозов. А если человеку от нас ничего не надо, наше уязвленное самолюбие может окрестить его сволочью. Но по факту ничего дурного в чужом равнодушии нет. Просто наша персона кому-то показалась неинтересной – может быть, человек устал, у него мало времени, или его раздражает рисунок на нашей рубашке. У всех свои предпочтения. Это – нормально. Но этот факт кажется тем унизительней, чем больше ожиданий мы накрутили вокруг жертвы наших потребностей.

Травмирующий факт для самолюбия обывателя в теле взрослого человека заключается в том, что никто никому ничего не должен. А если мы посчитали иначе, то это – наша персональная проблема.

Для личного психического здоровья лучше быть сознательным альфонсом или осознающей свое положение проституткой, нежели невротиком, который ожидает халявной «безусловной» любви от окружающих.

Мотивы жадности и эгоизма

Вот и получается, что если человек действует честно, не прикрывая свои истинные мотивы благородной ложью, тут-то он и становится «нехорошим» жадиной и «безжалостным» эгоистом, не пожелавшим церемониться с нашими неврозами.

Иногда мы считаем эгоистами людей, которые берегут свое внимание и ценят личное время. Вроде как, если человек не читает наш бесполезный спам где-нибудь «ВКонтакте», значит, он ушлый эгоист, который вместо того, чтобы проникаться нашей глубокомысленной «чушью», занимается какими-то своими совершенно бесполезными для нас делами.

Зачастую чужим эгоизмом нам нравится объяснять собственную потребность в бесплатной халяве. Ведь куда проще выманить уже готовые блага у имущих, нежели заработать их самостоятельно. Вроде как, если человек, сумел себя обеспечить, неплохо было бы ему понравиться, чтобы теперь он обеспечил и нашу персону, раз уж это у него так хорошо получается.

Дабы человек оказался нашим должником, необязательно ему нравиться. Чтобы вытянуть чужие блага, можно льстить, унижаться, апеллировать к жалости, чувству долга, благородству, превосходству, величию и другим признакам «хорошего» человека. Подойдет все, что заставит «щедрого» благодетеля доказывать, что он – не жадина и не эгоист.

Эгоистами мы считаем «нехороших» людей, которых принято осуждать и даже как-то наказывать. В романе я подробно озвучивал идею, что каждый человек в конечном итоге все делает исключительно для себя. Каждый повинуется закону кнута и пряника. Неважно, кто перед нами – герой, злодей, офисный служащий, любящая мать – никто не может иначе. Мы все – «собачки Павлова», подчиненные двум базовым рефлексам страдания и удовольствия. Каждый из нас в этой жизни просто избегает боли и выбирает кайф – кто как умеет.

Все мы бредем за морковкой приятных ощущений. Гении, мудрецы и прочие продвинутые юзеры от типичных аутсайдеров ничем не отличаются – все та же погоня за кайфом. Разница между всеми нами только в том, что каждый имеет доступ к своим уникальным источникам счастья.

Грубые люди действуют грубо, срывая поверхностные впечатления не потому что они «плохие», а потому что иначе не могут. Именно так – грубо и поверхностно доступный на их этапе кайф дергает за рычаги их разума.

Дальновидные «мудрецы» наслаждаются жизнью утонченно с наименьшим количеством разрушительных последствий, потому что различают такие ниточки счастья, дергая за которые получают свой, недостижимый для других кайф.

Никто не может иначе. Каждый подчиняется тем импульсам, которые способен различить на периферии своего сознания. Все мы – порождения неизбежного личного опыта.

Есть такой как бы глобальный стереотип, который говорит, что правильные люди должны поступать правильно. А если ты неправильный, а жадный и эгоистичный, то обязан переживать стыд, страх и другие неприятные импульсы, которые должны побуждать исправляться, чтобы соответствовать этому глобальному стереотипу.

В итоге нашим всемогущим разумом помыкают две дополнительные пружинки: самоуважение и самобичевание. Следуя нормативам, мы себя уважаем, нарушая правила – грызем. Так глобальный закон кнута и пряника реализуется в социальном мире, побуждая нас доказывать свою нормальность. По этой теме на progressman.ru уже есть ряд статей под тегом «самолюбие».

Все наше поведение, все благородные намерения и высокие устремления подчиняются простым импульсам «приятно» и «неприятно». Но нам не хочется верить, что мы настолько примитивны… Поэтому мы выбираем думать что, наши «правильные» поступки – вовсе не от радости самоутверждения, а проявление какого-нибудь святого великодушия.

Не существует ни жадности, ни эгоизма. Есть только наше самолюбие, загнанное беспрерывной гонкой самоутверждения, вечно сканирующее реальность в поисках любви и уважения.

И нет ничего дурного в социальном бартере, где каждый делится тем, что имеет. Просто, во избежание невротичных страхов, при совершении обмена, не стоит жульничать, выдавая саморекламу за реальность. И тогда этот обмен «энергиями» вполне можно называть взаимовыручкой.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными "спасибо", а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!


Рассказать друзьям:

Progressman.ru на Youtube:

141 комментарий

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. «по-моему нежные крылья — это та же маска, чтобы получить больше благ»
    Не будем забывать о детях! А если говорить о доживших в наивности до определенного возраста -так ведь такая маска всем нравиться — почему бы ее и не надевать?

  2. В последнее время, наблюдая некоторые социальные и политические процессы, приходишь у выводу — в общем все тоже самое.
    «…нет ничего дурного в социальном бартере, где каждый делится тем, что имеет. Просто, во избежание невротичных страхов, при совершении обмена, не стоит жульничать, выдавая саморекламу за реальность.»
    Государство сейчас тоже предоставляет услуги населению, вот только политики…?
    Хорошо бы им эту статью почитать))

  3. по-моему, к детям нужно относиться также как к взрослым. серьезно. осознанно. ответственно. и кстати дети, говорят, очень хорошо чувствуют фальшь.
    насчет маски наивности, к чему она? ваш эгоизм не выдержит потакать слабостям такого рода ангелам. а для себя… опять же зачем себя обманывать?

  4. «насчет маски наивности, к чему она? ваш эгоизм не выдержит потакать слабостям такого рода ангелам. а для себя… опять же зачем себя обманывать?»
    Вы не правы- если бы было иначе, люди не смогли бы создавать семьи, вместе работать, дружба была бы невозможна из-за постоянной подозрительности.
    А дети-дело не в несерьезном, а в бережном и внимательном отношении, нежном выращивании и постепенного, не шокирующего объяснения правил выживания в жестоком окружении.

  5. Татьяна, «А дети-дело не в несерьезном, а в бережном и внимательном отношении, нежном выращивании и постепенного, не шокирующего объяснения правил выживания в жестоком окружении.» Начали за здравие, а закончили… Вы действительно уверенны, что живёте в жестоком мире? «Это ОНИ такие жестокие и плохие, а я «хорошая» А если я вам скажу, что вашу сегодняшнюю реальность создали именно ВЫ и вся ответственность именно на вас. За детьми надо наблюдать, учиться у них, оберегать и обязательно выявлять «свою жадность и эгоизм», который часто мешает детям стать самими собой. ОЦЕНОЧНОЕ состояние прочно вросло в жизнь человека, что и является тем вниманием, которое и направляет течение жизни в соответствующее русло. Добра и зла нет- это всего лишь наша оценка.

  6. Мы,когда учим других как жить, правы,если нет судьбы и есть полная свобода выбора,нет никаких ограничений,социум все наши желания поддерживает,когда у всех одинаковая культура,таланты и здоровье.В противном случае,мы осуждаем.
    Нет добра и зла только при отсутствие свободы выбора,когда все равны перед Богом или Природой.
    Единение и любовь возможны только при этом условии.Невозможно сострадать плохим,жестоким и глупым.
    Наше эго всегда ставит нас выше другого и мы способны только вещать,жалеть или играть роль
    учителя или мудреца.
    Все люди хорошие,но находятся на разном уровне зрелости и жизнь каждого, его опыт, служит для
    эволюции души,каким бы глупым или жестоким он не казался бы другому человеку и сколько бы боли
    он не приносил бы себе и другим. Наш опыт замечательный и нужен в каждый момент именно нам,а другому нужен другой, именно поэтому нет добра и зла.

  7. efim , мне очень нравится как Вы пишете) Хочется не только знать,что все хорошие,а видеть это

  8. Dalina
    Это самое главное,остальное,благие пожелания.
    У Игоря много о том,как видеть наш самообман,как мы увлекаясь игрушками, лжём себе и другим.

  9. Ефим, я тоже люблю ваши комменты
    Про нигилисткий пляж и зеркало…
    Вам пора кубок Райкина вручать , право, развеселили

  10. efim
    Хотим мы этого или нет, но каждый из нас одновременно является и учителем, и учеником. «Мы,когда учим других как жить, правы,если нет судьбы и есть полная свобода выбора,нет никаких ограничений,социум все наши желания поддерживает,когда у всех одинаковая культура,таланты и здоровье.В противном случае,мы осуждаем.» -у меня возникает вопрос:» А не слишком много если?» Почему должна быть одинаковая культура, откуда взяться одинаковым талантам, при условии, что двух одинаковых людей не существует..
    «Нет добра и зла только при отсутствие свободы выбора,когда все равны перед Богом или Природой.» В этой фразе заложен смысл бытия человека-всем дана в равной степени возможность жить полной, гармоничной, счастливой жизнью, только научиться воспользоваться этой данностью-получается не у всех.
    «Единение и любовь возможны только при этом условии.Невозможно сострадать плохим,жестоким и глупым.» Откуда в безусловной любви берутся условия?! очень интересно…
    Мы все хорошие, а поступки/проявления человека действительно могут быть разными.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.