Эта статья оказалась сложней, чем я полагал. Несколько раз за нее садился и откладывал. Нечто внутри сопротивлялось и поднимало тему со скрипом, словно не желая сдавать некоторые устаревшие позиции и убеждения о жадности и эгоизме. Наверное, если попросить обывателя описать эти явления, скорей всего на ум будут приходить примеры поступков по типу: «эгоизм это, когда…» То есть само переживание человек, как правило, принимает за чистую монету, а внимание соскальзывает на события, которые эгоизмом окрашиваются. Как я это вижу, не существует ни эгоизма, ни жадности. Есть только элементы, которые словно пиксели на мониторе создают их иллюзорные образы. И пока мы не различаем эти составные частицы, образ кажется целостным и реальным. Эта метафора с пикселями подходит практически под любое явление. В этой статье я попробую разложить эгоизм и жадность на элементы.
Ткань жадности и эгоизма
На событийном уровне эгоистичными жадинами мы считаем тех людей, которые не хотят разделять свои блага с нами. То есть, по такой логике жадиной в наших глазах может стать совершенно любой человек, отказавшийся даровать нам свои активы – будь то деньги, личное время, или какое-нибудь имущество.
И вот здесь правильный вопрос звучит так: а при каких условиях нам жертвуют свои блага другие люди? Когда один человек хочет как-либо одарить другого? Ответ на этот вопрос настолько прост, насколько же и неприемлем для самооценки обывателя. Так вот, благодетель жертвует свои блага при таких условиях, когда хочет понравиться. То есть, если человек захочет выглядеть хорошим в наших глазах, вероятно, он будет способен на так называемую щедрость по отношению к нашей персоне.
И напротив, жадными эгоистами мы считаем тех людей, которые не стараются нам понравиться. А почему они не стараются? Потому что плохие? Нам, конечно, так думать – удобней всего. А может, потому что плохие мы? Это – «палка о двух концах». Человек не старается нам понравиться, когда не видит для этого причин. Мы не святые, и обычно стремимся нравиться другим, когда чувствуем, что для нас это выгодно. То есть, желая выглядеть хорошими в чьих-то глазах, мы так или иначе рассчитываем что-то заполучить…
И вот здесь вступает в игру наше многострадальное самолюбие, на одной стороне которого таится комплекс неполноценности, а на другой – чувство собственной важности. Не зря говорят, что гордыня – отец всех пороков.
Мы чувствуем чужую жадность, когда переживаем, что нас не любят и не уважают, а только используют за наши блага. Мы жаждем искренней безусловной любви к собственной персоне, на которую по большому счету способны лишь святые и некоторые матери в отношении своих чад. Мы обманываем себя надеждой, что такая любовь возможна. Но по факту, мы живем в мире потребительских отношений, где каждый любит не безусловно, а по какой-то причине – за конкретные качества, черты и свойства.
Мы все – «продажные твари», в своих отношениях подкупающие друг друга, кто чем может. А когда нам не хватает реальных благ, мы осваиваем искусство рекламы – позиционирования иллюзорных образов и качеств. Строим из себя не весть кого, чтобы искусственным имиджем заслужить любовь и уважение. И в этом еще полбеды. Ладно бы, если мы поступали так сознательно. Но в какой-то момент мы настолько завираемся, что и сами начинаем верить, будто и вправду являемся тем самым нормальным хорошим человеком, образ которого демонстрируем всем окружающим. Именно так в разладе с собою возникают неврозы – психосоматические недуги, отравляющие нашу жизнь.
Мы становимся жадными собственниками, когда хотим держать под контролем наши отношения с другими людьми. Мы пытаемся контролировать чужие чувства, когда хотим, чтобы нас любили и уважали безусловно – то есть без причины. Иначе мы чувствуем фальш – унизительный обман, такое гадкое переживание, словно человек нас на самом деле совсем не любит, и выкинет из своего существования, как только мы перестанем спонсировать его присутствие в нашей жизни. Но ведь как уже говорилось – мы не святые и не умеем любить за просто так!
Даже когда так называемую «жадность» проявляет чужой человек, которого мы раньше не видели, у нас может возникнуть невротичная реакция, потому что за чьей то бережливостью, мы обнаруживаем «неуважительное» отношение к нашей персоне.
Иными словами, жадность и эгоизм – это личный страх, что нас любят не просто так, а по какой-то причине. Просто подспудно мы ощущаем, когда из нас хотят сделать лопухов, и в качестве большой и чистой любви пропихнуть типичные продажные отношения. А честность нас зачастую тоже не вполне устраивает, потому что все-таки в любовь хочется верить!
Большая часть всех приятельских и дружеских связей также вертится вокруг таких вот взаимовыгодных неврозов. А если человеку от нас ничего не надо, наше уязвленное самолюбие может окрестить его сволочью. Но по факту ничего дурного в чужом равнодушии нет. Просто наша персона кому-то показалась неинтересной – может быть, человек устал, у него мало времени, или его раздражает рисунок на нашей рубашке. У всех свои предпочтения. Это – нормально. Но этот факт кажется тем унизительней, чем больше ожиданий мы накрутили вокруг жертвы наших потребностей.
Травмирующий факт для самолюбия обывателя в теле взрослого человека заключается в том, что никто никому ничего не должен. А если мы посчитали иначе, то это – наша персональная проблема.
Для личного психического здоровья лучше быть сознательным альфонсом или осознающей свое положение проституткой, нежели невротиком, который ожидает халявной «безусловной» любви от окружающих.
Мотивы жадности и эгоизма
Вот и получается, что если человек действует честно, не прикрывая свои истинные мотивы благородной ложью, тут-то он и становится «нехорошим» жадиной и «безжалостным» эгоистом, не пожелавшим церемониться с нашими неврозами.
Иногда мы считаем эгоистами людей, которые берегут свое внимание и ценят личное время. Вроде как, если человек не читает наш бесполезный спам где-нибудь «ВКонтакте», значит, он ушлый эгоист, который вместо того, чтобы проникаться нашей глубокомысленной «чушью», занимается какими-то своими совершенно бесполезными для нас делами.
Зачастую чужим эгоизмом нам нравится объяснять собственную потребность в бесплатной халяве. Ведь куда проще выманить уже готовые блага у имущих, нежели заработать их самостоятельно. Вроде как, если человек, сумел себя обеспечить, неплохо было бы ему понравиться, чтобы теперь он обеспечил и нашу персону, раз уж это у него так хорошо получается.
Дабы человек оказался нашим должником, необязательно ему нравиться. Чтобы вытянуть чужие блага, можно льстить, унижаться, апеллировать к жалости, чувству долга, благородству, превосходству, величию и другим признакам «хорошего» человека. Подойдет все, что заставит «щедрого» благодетеля доказывать, что он – не жадина и не эгоист.
Эгоистами мы считаем «нехороших» людей, которых принято осуждать и даже как-то наказывать. В романе я подробно озвучивал идею, что каждый человек в конечном итоге все делает исключительно для себя. Каждый повинуется закону кнута и пряника. Неважно, кто перед нами – герой, злодей, офисный служащий, любящая мать – никто не может иначе. Мы все – «собачки Павлова», подчиненные двум базовым рефлексам страдания и удовольствия. Каждый из нас в этой жизни просто избегает боли и выбирает кайф – кто как умеет.
Все мы бредем за морковкой приятных ощущений. Гении, мудрецы и прочие продвинутые юзеры от типичных аутсайдеров ничем не отличаются – все та же погоня за кайфом. Разница между всеми нами только в том, что каждый имеет доступ к своим уникальным источникам счастья.
Грубые люди действуют грубо, срывая поверхностные впечатления не потому что они «плохие», а потому что иначе не могут. Именно так – грубо и поверхностно доступный на их этапе кайф дергает за рычаги их разума.
Дальновидные «мудрецы» наслаждаются жизнью утонченно с наименьшим количеством разрушительных последствий, потому что различают такие ниточки счастья, дергая за которые получают свой, недостижимый для других кайф.
Никто не может иначе. Каждый подчиняется тем импульсам, которые способен различить на периферии своего сознания. Все мы – порождения неизбежного личного опыта.
Есть такой как бы глобальный стереотип, который говорит, что правильные люди должны поступать правильно. А если ты неправильный, а жадный и эгоистичный, то обязан переживать стыд, страх и другие неприятные импульсы, которые должны побуждать исправляться, чтобы соответствовать этому глобальному стереотипу.
В итоге нашим всемогущим разумом помыкают две дополнительные пружинки: самоуважение и самобичевание. Следуя нормативам, мы себя уважаем, нарушая правила – грызем. Так глобальный закон кнута и пряника реализуется в социальном мире, побуждая нас доказывать свою нормальность. По этой теме на progressman.ru уже есть ряд статей под тегом «самолюбие».
Все наше поведение, все благородные намерения и высокие устремления подчиняются простым импульсам «приятно» и «неприятно». Но нам не хочется верить, что мы настолько примитивны… Поэтому мы выбираем думать что, наши «правильные» поступки – вовсе не от радости самоутверждения, а проявление какого-нибудь святого великодушия.
Не существует ни жадности, ни эгоизма. Есть только наше самолюбие, загнанное беспрерывной гонкой самоутверждения, вечно сканирующее реальность в поисках любви и уважения.
И нет ничего дурного в социальном бартере, где каждый делится тем, что имеет. Просто, во избежание невротичных страхов, при совершении обмена, не стоит жульничать, выдавая саморекламу за реальность. И тогда этот обмен «энергиями» вполне можно называть взаимовыручкой.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
…А почему они не стараются? Потому что плохие? Нам, конечно, так думать – удобней всего. А может, потому что плохие мы? Это – «палка о двух концах»…
А просто отпустить человека, тоже к палке относится?
…То есть, желая выглядеть хорошими в чьих-то глазах, мы так или иначе рассчитываем что-то заполучить…
А каким мир вы видите без этого?
…И вот здесь вступает в игру наше многострадальное самолюбие, на одной стороне которого таится комплекс неполноценности, а на другой – чувство собственной важности. Не зря говорят, что гордыня – отец всех пороков…
Здесь все просто не забывать о собственном ничтожестве, понимать что все это мишура, САМОЛЮБИЕ ОТСТОЙ. что так сложно это понять? Пускай от него не избавится, но ведь сделать так чтобы оно никому не мешало тоже можно.
…Мы пытаемся контролировать чужие чувства, когда хотим, чтобы нас любили и уважали безусловно – то есть без причины…
Достаточно и того чтобы тебя любили за твои качества. За то какой ты! К чему эта безусловность которой вы так пытаетесь украсить статью?
…Выкинет из своего существования… и что с того, а палка о двух концах для чего? что не делается то к лучшему.
…Иными словами, жадность и эгоизм – это личный страх, что нас любят не просто так, а по какой-то причине…
Жаль мне вас. Наверное я ещё не дочитался до ручки, чтоб меня так штырило.
Леша,
если человека отпускаешь без дурных эмоций и осадков — это здоровый подход. Если отпускаешь-посылаешь, или отпускаешь-сбегаешь — дело нечисто.
Человек без жалости к себе и без неврозов — это не жестокая скотина. Если люди перестанут строить из себя добреньких, крутых и продвинутых, а будут честны, тогда только и возможен выход за пределы эгоистических мотивов, тогда появляется возможность слышать и понимать реальных живых людей, а не набор стереотипов. В прошлой статье про это было.
Самоутверждение (отстой — не отстой) тоже стоит принять, как есть. Такая ступенька. Если ее презирать, можно на ней надолго увязнуть.
>Достаточно и того чтобы тебя любили за твои качества. За то какой ты! К чему эта безусловность которой вы так пытаетесь украсить статью?
Что-то вы попутали. Об этом и речь.. Мы любим не безусловно. И это нормально.
Игорь, если человек начинает понимать, что ему в этом мире всё дано в пользование(тело и слова в том числе) и необходимо с этими «дарами» быть очень осторожным, жадность именно в этом состоянии начинает отпускать?!
От жадности лечит трезвость, честность с собою. Понимание, чем ты реально обладаешь и насколько все это хрупко — следствие.
:)))))!!!!!!!!!!!!!
Игорь, скажите, а если человек просто помогает незнакомому человеку, которого он первый и последний раз видит , в тяжелой или сложной ситуации, это что? тоже эгоизм? если ты знаешь,что не получишь никакой выгоды ,и никогда больше его не увидишь, а тебе просто жалко людей,которым тяжело — это лишь желание доказать свою хорошесть? и ничего более? т.е. такие понятия как сострадание, сочувствие, желание помочь напрочь , по-вашему, отстутствуют в человеке в наше время? я тут как-то не согласна…
Никто, никому, ничем не обязан. Отсюда следует, что и я, никому, ничем не обязана. Отсюда следует, что если кто то, что то сделал для меня, то только потому что у него была необходимость или желание это сделать, так же как и я сама делая что то, для кого то, делаю это потому что у меня есть необходимость или желание делать это. И не важно что двигало мной или тем другим, самолюбие или эгоизм (жаль что этим словам приписано столько негатива, думается что это основные наши мотиваторы :)) моё понимание того, что он мне ничем не обязан, но всё же сделал что то, даёт мне возможность быть благодарной.
В общем пока мы не стали святыми и просветленными лучше честно признаться себе, что если ты что-то делаешь для других из сострадания, или ничего не требуя взамен, значит ты тоже от этого получаешь какое-то.. ну иначе не можешь.. наверное это можно назвать сознательным эгоизмом… я например многие вещи делаю, чтобы моя душа была спокойна
Еще все таки хочу вернуться к началу, Игорь написал:
«У каждого отдельного человека — свои нюансы. И где-то во всем этом еще не до конца ясна роль совести — не искусственной от морали, а реальной, когда хочется другим помогать видеть возможности собственного роста, независимо от того, как это повлияет на отношения.»
Вот я хотела бы это обсудить поподробнее, нужно ли говорить? Бывает человек не готов услышать, бывает, что ты не достаточно искренен или не находишь нужного подхода, или у самого бревно в глазу) (я про себя)
Amarilliss,
сознательный эгоизм, взаимообмен или отношения людей — не суть, как называть. Просто осуждать все это действительно не имеет смысла. Лучше просто принимать, как есть. Тогда лишнее будет отваливаться.
Причины, чтобы говорить могут быть разными. Здесь на сайте я пробую поддерживать определенную волну, направленную на самопознание без прикрас, как есть. Иногда получается грубовато.
А в жизни, если хочется, чтобы конкретный человек тебя услышал, важна большая чуткость, умеренность и способность говорить на одном языке. С практикой ошибки и бревна вылезают сами собою.
Да, Игорь, чтобы конкретный человек тебя услышал важна эмпатия… а иногда так зациклишься на себе)) и получается…. проекция
Вообще очень интересно читать комментарии, такие разные, читая смотрю как на некоторые фразы у меня проявляется разная тонкая, а бывает и не очень, внутренняя реакция, а бывает и скука.. тогда по диагонали, и не вникая дальше…