Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Суть любви

Подумывал сделать статью, которая обобщила бы то, что я думаю о любви как таковой в самых разных ее силуэтах. Причем статья планировалась практичной, без свойственных теме лирических отступлений – как материал из хорошего учебника. Но тема любви априори во многом абстрактна, если не сказать – трансцендентна. А логически понятно здесь можно говорить разве что о косвенных закономерностях, эту тему сопровождающих. О них, в общем, сегодня и пойдет речь. Статья получилась не столько об актуальной для большинства невротичной привязанности, сколько о том, почему безусловная любовь, таковой становится.

Внутренний свет

Я верю, что в каждого человека в готовом виде заложен свой путь, свой психический ад и рай, свои уроки и достижения. Все это уже есть – в бессознательных слоях психики. Поэтому саморазвитие и сводится к самопознанию. Мы не изобретаем новое, а позволяем раскрываться тому, что уже есть. Здесь я хочу лишь напомнить, что наши переживания – это только наши переживания, а не какие-то внешние события и объекты. Мы просто высвобождаем свой путь изнутри. И здесь стоит разобраться и понять, по какому принципу одни люди нам равнодушны, а другие напротив – вызывают живые и «сочные» психические реакции.

На сайте уже была статья, где влюбленность я называл собственной внутренней красотой влюбленного – своеобразным внутренним бриллиантом, который он проецирует на другого человека. Этот психический бриллиант блокируется разными страхами, но в определенных условиях он может быстро пробудиться и засиять, сделав внимание увлеченно активным, словно в это мгновение происходит нечто крайне важное. И это действительно так. Происходит очень важная вещь – внутри нас просыпается свидетель происходящей с нами жизни, та самая психическая «штуковина», благодаря которой мы ощущаем себя живыми. Ее пробуждение – истинная цель всех духовных искателей, проматывающих годы в созерцательной медитации именно для того, чтобы растолкать ото сна свой разум, и активировать этого безмолвного зрителя.

Но обыватель, извечно склонный к самообману и психическим подтасовкам, по ошибке принимает свой внутренний свет за наружный, и начинает полагать, что исходит он от внешних форм, в присутствии которых проявился. Именно так в нашей жизни появляются любимые вещи и любимые люди.

Свет психического бриллианта – это, без преувеличений – свет самой жизни внутри нас. Это – «ощущение» бытия, в котором случаются все явления. По этой теме на progressman.ru уже имеется ряд статей под тегом «Атман».

В обыденности мы можем констатировать проявление этого света по уровню нашей спонтанной осознанности. Интенсивность осознания жизни здесь и сейчас зависит от степени блокировки психического бриллианта. Он в нашей психике уже существует в цельном виде, но блокируется теми переживаниями, которые в повседневности мы отказываемся принимать. Чаще всего это переживания – противоречивые и болезненные. И когда внутренний свет сияет ярче, вместе с ним на поверхность всплывает и «подавленный материал», сквозь который сияние бриллианта прорывается. Поэтому самопознание – путь непростой, связанный с неизбежным очищением сознания от свалки внутренних противоречий.

Возможно, вы уже догадались, что я подразумеваю под сутью любви. Безусловная любовь – это чистое приятие, созерцательное сознание, свободно проводящее через себя все впечатления. Психический бриллиант – это «территория» приятия глубоко «внутри» нашей психической среды.

Зависимость обусловленной любви

любовьА конкретной и условной любовь становится от призмы проекций, от призмы тех блоков, сквозь которые она сияет. Поэтому любовь к родине – такая тоскливая, к возлюбленным – томительная, к слабым – жалостливая (swype андроида предложил «долларовая»), а к развлечениям – одурманивающая. В этом смысле, опуская церемонии, влюбленность – это психический онанизм.

Типичный влюбленный – это по сути такой ранимый наркоман, вечно зависящий от условий, в которых у него внутри включается кайф. Он как слепой осел, механически следующий за морковкой, подвешенной к его голове – только вместо морковки у него мозг, из отделений которого он всеми способами выуживает вечно желанные множественные оргазмы.

Все мы такие – занимаемся самоудовлетворением, используем друг друга, чтобы открывать конкретные шкафчики собственной психики. Все мы тут занимаемся любовью с собственным мозгом. Все мы подсажены на сценарии, в которых с нами, аки с просветленными случается такое кайфовое приятие… Поэтому мы скучаем по любимым людям и красивым вещам. Красота – все тот же бриллиант внутри… «Царство божие внутри нас…»

Мы жаждем обладать прекрасным, потому что красота побуждает нас быть вкушающими, принимающими жизнь здесь и сейчас. Красивые формы сами по себе – просто линии, безличные очертания, магия которых приковывает внимание, и делает его непрерывным. При этом, глядя на красоту, нечто внутри раскрывается и перестает блокировать поток ощущений. Именно поэтому аскеты проводят годы в созерцании – просто для того, чтобы научиться пропускать через себя реальность независимо от условий, без сопротивлений, без выбора и без сомнений. Приятие – суть любви.

Недоступная красота болезненна, потому что похожа на желанное блюдо, которое изголодавшемуся бедняку дают вдохнуть, не позволяя вкусить. Влюбленный ощущает намек на свободу и блаженство, но куда ясней ощущает боль от того, как это блаженство внутри него подавляется. Так мы отрабатываем негативную карму очищаемся. При этом, желанные «блюда» и страдания по поводу их недосягаемости – это чистые проекции собственной неспособности принять себя в текущий момент жизни.

Просветленные, насколько могу об этом судить, любят безусловно, то есть всегда и везде. Любовь – суть просветления.

А мы – обыватели, поставленные в зависимость от вечно упрямящихся приятных условий, весьма разборчивы, когда дело касается наших привязанностей. Чтобы любить себя, мы используем других людей, стараемся возвыситься и самоутвердиться в их глазах, чтобы благодаря их любви к нам, принять себя, почувствовать кайф – быть собой… А на любой косой взгляд, любое неодобрение нашей персоны, проецируются переживания, которыми подавляется наш внутренний «свет». Так мы попадаем в мучительную зависимость от чужого мнения.

В романе «Механический бог» я намеренно посвятил несколько глав этой теме. Приведу отрывки:

«Я касаюсь ее груди, и блаженство, пронзая мою ладонь, растекается по всему телу просто потому, что именно в это мгновение моя рука – это само приятие. В эту секунду я понимаю лучше всех на свете, почему женщины скрывают свои прекрасные прелести – потому что прикосновение к запретному плоду, возвышает меня над всеми смертными. Дать почувствовать этот божественный дар – ее власть надо мной. Я глажу ее тело, и понимаю, почему вокруг любви нагроможден такой титанический каскад противоречивых проекций».

«…если я принимаю персону со всеми ее тенями именно такой, какой она и является, будучи принятой таким вот всеобъемлющим образом, она может, наконец, расслабиться».

«Когда видишь красивого человека, хочется верить, что внутри у него не плоть и кровь, а концентрат божественной амброзии. Все это держится на вере. Влюбленность – чистые проекции, иллюзии и самообман, который держится на детских наивных фантазиях. С таким же успехом можно возбуждаться при виде стиральной машины… Влечение к живому человеку – самолюбие в чистом виде…»

Зрелость  безусловной любви

По большому счету, все жизненные трудности сводятся к тому, что мы здесь и сейчас сопротивляемся своему положению в реальности, и стремимся к чему-то еще, к чему-то такому, что сделает жизнь приятной – то есть пригодной для приятия. Это буквально именно так и происходит. В какой-то части тела почти у каждого человека в наличии – непрерывное «гуляющее» страдание, выраженное в притупленном, а порой и остром недовольстве происходящим.

Мы не принимаем свое бытие в этой случающейся с нами прямо сейчас реальности, и поэтому стремимся к так называемому «лучшему», которое силой нашей надежды маячит на затворках разума оргазмическим намеком на возможное счастье.

А любовь… любовь в самой своей сути – это не какое-то святое «удовольствие», а простое смирение с тем самым мигом, в который происходит эта жизнь прямо сейчас. И дело в том, что даже любя, мы продолжаем сопротивляться жизни. Конкретная обусловленная разновидность любви демонстрирует как раз то, где и как мы жизнь не принимаем, блокируя поток впечатлений теми нюансами, которые делают безусловную любовь конкретной, направленной на жертву объект этой нашей привязанности «любви».

Проявление безусловной любви – это определенного рода зрелость сознания, способного принимать происходящее без насилия, без попыток переделать, изменив под себя. В этой жизни невозможно овладеть всем, поэтому глубинное смирение с собою без красивых иллюзий – хоть и непростой, но, пожалуй, единственный путь к удовлетворению происходящим, не зависящему ни от каких условий.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

168 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Я думаю, если у человека нет потребности заниматься чем- либо, то кончено же, заниматься этим не нужно, в том числе и духовной практикой.

    Только фокус в том, что реализация предыдущего утверждения на практике, в собственной жизни и есть, на мой взгляд, самая натоящая духовная практика .

    Насчет той любви, которой посвящена статья . Искренне не понимаю, что же там такого невероятного, чего не испытывает почти каждый .Давайте еще раз глянем, о чем идет речь:

    «А любовь… любовь в самой своей сути – это не какое-то святое «удовольствие», а простое смирение с тем самым мигом, в который происходит эта жизнь прямо сейчас….
    Проявление безусловной любви – это определенного рода зрелость сознания, способного принимать происходящее без насилия, без попыток переделать, изменив под себя…»

    Думаю, что это обыкновенное состояние обычного человека. И много раз за день я, как и многие нахожусь в этом состоянии, конечно, когда ничего не болит и утихают повседневные проблемы. Поэтому, слово » испытывал» не совсем верное, это продолжается, пока не отвлекаешься и забываешься в текучке.

    Спасибо за вопрос, он подтолкнул еще раз перечитать статью.

  2. Да, Ирма, спасибо за ваш комментарий. Еще раз перечитала статью и в сегодняшнем своем состоянии открылось новое видение и понимание.
    «И когда внутренний свет сияет ярче, вместе с ним на поверхность всплывает и «подавленный материал», сквозь который сияние бриллианта прорывается. Поэтому самопознание – путь непростой, связанный с неизбежным очищением сознания от свалки внутренних противоречий.»
    Прохожу через такой вот процесс — «глубинное смирение с собою без красивых иллюзий»

  3. Спасибо всем, но я считаю , что истинная любовь — это редкость. Наши современники даже к своим детям не всегда испытывают безусловную любовь.

  4. Возможно, Ирма. Но что мы можем сделать реально? Если в этом мире так мало любви, может тогда стать самой ее источником? Тогда ее станет больше.))

  5. Я уже источник. Мне нравится находить в статьях на этом сайте отражение своего восприятия .

  6. Прочитала эту статью и еще несколько статей на сайте — освобождает. Когда-то Экхарт Толле, его лекции и книги вывели меня из острой депрессии. Рада, что есть русскоязычные источники, которые говорят о том же, направляют туда же.

    Теперь об этой статье. Возможно, эту тему уже поднимали здесь и до меня, я не читала все комменты. Меня занимает один вопрос, получается безусловная любовь полностью девальвирует романтическую (или более глубокую, которая возникает потом) любовь между мужчиной и женщиной (или между людьми одного пола). Ведь такая «романтическая» (не могу найти другой термин) любовь всегда исключающая, т.е. кто-то для тебя становится очень особенным, очень дорогим. А безусловная любовь никого не выделяет, не исключает. Но при этом Экхарт Толле женат, например. Я не могу понять соотношение между безусловной любовью (приятием) и любовью (настоящим глубоким чувством) между двумя любящими людьми.

  7. Musiko,
    «Свет психического бриллианта – это, без преувеличений – свет самой жизни внутри нас. Это – «ощущение» бытия, в котором случаются все явления…
    А конкретной и условной любовь становится от призмы проекций, от призмы тех блоков, сквозь которые она сияет».

    Если я правильно поняла, в Вас есть свет, который Вы не видите (я не про Вас конкретно говорю, а может быть и про Вас :-)). Объект любви как зеркало отражает Ваш собственный свет. Вам нравится находиться под лучами Вашего света, поэтому Вы тянетесь к зеркалу. Когда зеркало отсутствует, Вы чувствуете себя лишенной этого света. Когда зеркало отсутствует долго, Вы можете найти другие зеркала. Это необязательно будет объект противоположного пола. Это могут быть дети, какие-то люди, природа, животные, любимое дело. Это все отражения Вашего света.

    Этого света так много, что Вам будет не хватать зеркал. Поэтому позвольте ему литься без ограничений на любимого человека, детей, людей, природу, животных, то, что Вы делаете.

    Игорь, статья раскрывает сердце :-)

  8. Musiko, а потом Вам не понадобится ощущать отражение Вашего света. Потому что свет будет везде :-)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.