Как правильно жить? Что значит «правильно»? Для кого и зачем, вообще, нужно жить «правильно»? Большинство людей удовлетворены ответами, которые дают религии, учения и общественная мораль. Верующий верит в правила заповедей и наставлений. Обыватель принимает за чистую монету правила социума. Ленивые и антиобщественные личности читерят общепринятые правила нарушают. Все мы такие вот разные и уникальные, но при этом каждый, соблюдая личный кодекс, в конечном итоге руководствуется одной и той же примитивной причиной, которую и прикрывает своим сводом правил.
Знаки на пути
Как ни крути, но для большинства людей Бог существует лишь как идея из священных писаний, в которую, как это большинство же и считает, надо бы верить. И наша жизнь, как правило, настолько обычная и стандартная, что складывается такое неловкое ощущение, словно Творец от нас либо намеренно прячется, либо из нашего мира ушел далеко и надолго. И лишь немногие уникальные личности способны Творца узреть. Одних мы зовем святыми, других – психически-ненормальными.
В идеале, конечно, было бы здорово, если бы Творец нашего мира не скрывался от общественности, а реально и бесспорно существовал и как-то бы неприкрыто себя проявлял. Тогда «правильная» жизнь без сомнений должна была бы сводиться к Его замыслу. Однако, возможно, все дело в том, что Творцу, чтобы свести нашу человеческую жизнь к своему проекту, совсем необязательно раскрываться и показываться. Возможно, как раз наоборот, именно благодаря такому вот самосокрытию, Его замысел и осуществляется наилучшим образом. Но это все так… философствования.
«…если бог и имеет какие-то качества, или там отличительные свойства – это уж точно не любовь, не справедливость, и не всепрощение. Судя по тому, что творилось на земле с момента ее… эээ… сотворения, богу свойственна только одна любовь – он любит разнообразные интересные истории. Сначала устроит заваруху, а потом смотрит, что из этого выйдет. Если пресно выходит – перцу добавит. Так что прав был старик Шекспир: весь мир – театр…»
© Дмитрий Глуховской «Метро 2033»
Как бы мы ни жили, вся наша мораль и все правила опираются на один простой и до бесстыдства примитивный мотив. Кайф, блаженство, удовлетворение, счастье… Я уже много раз говорил о том, что жизнь подчинена двум базовым импульсам. Мы всеми силами смываемся от боли, и охотимся за неуловимым счастьем. Двойственность нашей жизни проявлена в каждом шевелении. Каждое малейшее ерзание – побег от «минуса» к «плюсу», от дискомфорта к удобству, от страданий к наслаждениям. В крайнем случае, от боли мы сбегаем к равнодушному нейтральному умиротворению.
Понимаете, что это значит? Мы живем в условиях, когда страдание нас огораживает от «неправильной» жизни. Шаг в сторону – свалишься в пропасть. Прыжок на месте – стукнешься головой об люстру. Останешься неподвижным – умрешь с голода, или волки покусают. И тут уж поневоле начинаешь посматривать на дорожные знаки, которые отображают те самые – правила жизни. И раз уж так происходит, создается ощущение, что нас тут намеренно, словно бестолковых провинившихся котят тыкают носом в ошибки, снова и снова демонстрируя «правильное» в образе многоступенчатой сладкой морковки.
Да, можно все свести к природному естественному отбору, и сказать, что в жизни нет никаких правил, а есть лишь закономерности, исходя из которых, сохраняется и выживает сильнейший. В такой системе координат негативные переживания — вовсе не правила жизни, а случайное следствие того, что особи, страшащиеся смерти, выживали чаще и генетически передавали предкам свою способность – бояться. Таким образом, страх смерти – это кульминационное переживание, генетически развившееся просто потому, что существа не боявшиеся смерти, умирали чаще и своих генов не передавали. То же самое – с оргазмом. Вид простимулированный радостью спаривания, выживал лучше, потому что активно размножался.
Исходя из теории о естественном отборе можно сказать, что природа – спонтанно мудра. И животные могут запросто опираться на свои инстинкты и чувства, потому что приятные переживания их вид сохраняют, а неприятные – уничтожают. Для них такое прислушивание к себе можно назвать условным правилом. Но в нашей человеческой жизни все сложней и может возникнуть очевидный вопрос: если уж кайфом обозначены блага, почему тогда все самое вкусное такое вредное? Почему наркотики нас убивают, а тяжелый труд делает сильней?
Неправильные правила жизни
Возможно, дело в том, что нас по этой жизни ведут не аки слепых овец, но еще и обучают отличать истинные блага от вторичных. Для этого нам дана свободная воля, при помощи которой мы, сделав свой выбор, можем долбиться головой об стену учиться на ошибках. Для этого в мире добро и зло перемешаны настолько кудрявым образом, что надо быть воистину башковитым созданием, чтобы практично разобраться, что тут к чему.
Наверное, вы замечали, что чрезмерное увлечение вкусной едой без разбора ведет к великому многообразию всевозможных недугов. Неуемное увлечение разными приятными развлечениями ведет к лени и деградации. Избыточное удовлетворение похоти лишает сил. Обман приводит к подспудному беспокойству и напряжению быть раскрытым и осужденным. Насилие лишает света и создает корм совести, в который она рано или поздно вгрызется, причиняя нестерпимые душевные муки.
«Когда маленький принц явился на эту планету, пьяница молча сидел и смотрел на выстроившиеся перед ним полчища бутылок – пустых и полных.
– Что это ты делаешь? – спросил Маленький принц.
– Пью, – мрачно ответил пьяница.
– Зачем?
– Чтобы забыть.
– О чем забыть?
– Хочу забыть, что мне совестно, – признался пьяница и повесил голову.
– Отчего же тебе совестно?
– Совестно пить! – объяснил пьяница, и больше от него нельзя было добиться ни слова.
И Маленький принц отправился дальше, растерянный и недоумевающий.
«Да, право же, взрослые очень, очень странный народ», – думал он, продолжая путь».© Антуан де Сент-Экзюпери – «Маленький принц»
В итоге наивность похожа на потенциального насильника, который вступает в кредитные отношения со своей совестью. Он думал, что берет от жизни нечто вкусное и на халяву… но совесть «свое» выколачивает по полной… таким образом, чтобы социальный наркоман со всей ясностью увидел, что насиловал он самого себя. Наивный человек был с собою жесток просто потому, что не был прозорлив, потому что не видел последствий – он не мог толком рассмотреть способа которым тянулся к «счастью», потому и огребал, чтобы расчухать правила жизни, которые нарушать – себе дороже.
Иными словами, нас тут, судя по всему, весьма недвусмысленно учат мудрости. Пока мы покупаемся на ложь, то бездумно ныряем в поверхностные удовольствия неправильного кайфа ложного счастья, по итогу которого приходим к страданию. И так происходит снова и снова, пока самообман не вскрывается.
Ложь похожа на рекламу – упаковка у нее красивая, а по итогу, расплатившись собственной энергией, мы имеем наркотик поверхностных впечатлений, которые приводят к внутреннему дисбалансу, огрублению и деградации. Эта тема уже поднималась в статье «Развитие интуиции». Приведу отрывок:
«Люди разучились созерцательности. Мы ждем, когда нас удивят чем-нибудь интересным, или смешным, чтобы внимание пробудилось автоматически. Сознание современного человека стало ленивым, загрубело и зажралось. Разум обывателя затуманен яркими картинками с экранов. На блюдечке нам преподносят самые насыщенные рафинированные образы, лежащие на грубой поверхности. Нам только и остается лениво проглатывать весь этот информационный хаос. Большинству людей нравится с перчиком, поострее, погромче, поярче, «погламурней», чтобы выжать из себя остатки сознательности. Современный человек разучился наслаждаться естественным вкусом жизни здесь и сейчас».
Правильные правила жизни
До тех пор пока человек не способен отличить голос совести от выдуманной морали, он никогда по-настоящему не поймет, о чем говорят духовные тексты. Под совестью я имею ввиду честность с собой, а не стыдливый страх оказаться «плохим». Все религии, учения, науки и левые философствования – просто рационализация наших переживаний. И этот текст – не исключение. Все писаные правила жизни – условность, которая нужна до тех пор, пока мы сами не чувствуем и не различаем, по каким правилам ведет жизнь. Эта тема уже поднималась на сайте в статье: «Нагваль: проблематика безопорности»:
«Мы видим привычный мир и большинству из нас он кажется единственной, законченной и понятной реальностью. Когда человек практикует осознанность и созерцание, приходит осознание того, что этот мир, который казался таким основательным и реальным – хрупок и не устойчив. Он словно карточный домик в диких джунглях. Аккуратные цветные картинки сложены упорядоченно, в соответствии с правилами и стандартами. Но обитатели джунглей (в которых этот домик стоит) ничего об этих правилах не знают. Нагваль – за пределами всех человеческих условностей восприятия и понимания».
Чтобы человек ни понапридумывал и как бы себя не оправдывал, дискутировать с жизнью не только бесполезно, но еще и небезопасно. И если хватает мудрости и отпущенного жизненного срока, мы неизбежно возвращаемся к истинным ценностям просто потому, что кайф от них – стойкий, стабильный и без отходняка.
Самопознание, открытость собственным переживаниям, честный незамутненный взгляд на мотивы своих поступков, уважение к жизни, проявленной в живых существах, ответственность за свои действия, мысли и чувства, трудолюбие, активный образ жизни, созидательное творчество – все это и ведет к такой жизни, где человек способен самого себя любить, уважать и на глубинном уровне принимать таким, какой он есть.
Теория естественного отбора хорошо объясняет развитие животного мира. Но, думаю, ни один ученый не сможет адекватно объяснить, каким образом за «примитивным» полюсом «плюс» на его высших уровнях скрываются созидательная гармония, творческий восторг прекрасным, такая разная и неповторимая любовь и тонкая духовная святость. «Случайность» – ответ на все случаи жизни. Только такой ответ ничего не объясняет. По моему куда больше все это похоже на Чей-то хитрый и хорошо продуманный план, которому всем нам остается смиренно следовать, поглядывая в сторону знаков на пути.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
Часто люди из-за эгоиллюзий считают себя венцом, «концом» Творения…А ведь человек в основном в трехмерном мире…Чтобы эту тему затрагивать объективно- на мой взгляд нужно иметь развитое сознание хотя бы 7-8 мерности….Человек необходимое звено в цепи(или как у Гурджиева -Луче) Творения..На эту тему мне нравится анекдот : — Две вши напились на собаке крови, расслабились, лежат, мечтательно смотрят в небо….Одна другого спрашивает- Как думаешь — есть ли Жизнь на других собаках?
Встречаются в океане две рыбы -одна рыба-философ. Первая спрашивает : -Говорят -Ты самая умная, ответь мне на вопрос? Говорят где-то есть Бог океан, а Я так ни разу его не видела — он правда существует? Рыба-философ отвечает :-Ну, значит есть два варианта ответа -либо существует, либо нет! Если нет тогда была бы Пустота и нас небыло, а раз мы есть значит он есть! …Первая восклицает: -Но где этот Океан? Я хотела бы его спросить правильно ли Я живу? Да и вообще поговорить? Рыба -философф : -Ну, тут может быть два варианта -Либо он разговаривает, либо нет…
47,
Про рыб- очень понравилось. Рыба-философ — вылитый я. :))).
вот чего я понять не могу,хотелось бы поделиться… Вы рассуждаете о творце, будто познали творение(кажется тчобы говрить о творце, надо определиться творцом чего он является)- это первое.. второе- что значит для вас «случайность»? не является ли это просто бессмысленным словом? вы перечисляете, а потом говорите что мы созданы каким то более разумным существом(богом) чем мы сами- допустим нас создала более разумная цивилизация, очень похожая на нас человеков(или абсолютно непохожих), только существует в раз 10 дольше чем мы(просто пример), и что тогда? должны мы поклоняться им? видеть в них источник «всего»( опять же, чего «всего», мы же с трудом воспринимаем, что за мир это такой вокруг(внутри))
()
напишу как понимаю для себя
по первому: чтоб по крайней мере начать познавать творение, необходимо научиться принимать противоположности и ощущать себя частью целого
по второму: случайность — то, что не имеет причинно-следственную связь
поклоняться не должны, а видеть источник — конечно, источник энергии, жизни
вот сами себя узнаем и примем, там и с миром разберемся)))
ная
» допустим нас создала более разумная цивилизация, очень похожая на нас человеков(или абсолютно непохожих), только существует в раз 10 дольше чем мы(просто пример), и что тогда? должны мы поклоняться им? видеть в них источник “всего”»
В этом случае, нас используют, мы — рабочая сила, биокомпьютеры, телесные «носители», тамагочи и т.д..
При таких делах, наша планета с ее отлаженным круговоротом в экосистеме, сама за себя, иначе, без нас, природа была бы целее..или это в результате ее эволюции появился разрушитель и паразит.
» Видно, люди не могут без яда,
Ну, а значит, не могут без змей».
Цель статьи — не в доказательстве бытия Творца, а в том, чтобы порассуждать на тему негласных правил нашего мира, которые существуют не смотря на законы и конвенции. Соблюдаешь правила — получаешь морковку, нет — кнут.
Интересно было бы услышать, что вы думаете, как о самих правилах, так и об их роли в жизни. Например, очевидно, что жизнь подстегивает развиваться. Очевидно, что человек живет в таких условиях, когда вынужден постоянно пребывать в движении, чтобы выжить. Мы не можем, как львы, побегать за дичью, а потом залечь на отдых. Мы рождаемся неприспособленными к местной фауне, и вынуждены использовать множество орудий выживания (одежда, машины, гаджеты и пр.), что и подстегивает наш рост. В том, как ведут себя наши чувства слишком много слаженности и совпадений, которые опять же работают на развитие определенных качеств.
На самом деле все статья — одно предположение. Некоторые моменты кажутся очевидными, другие — нет. Вот об этих неочевидных «других», заходят споры. На самом деле просто эта тема — интересная. И хотелось бы на нее порассуждать без идеологических и религиозных шор. К примеру, когда я говорю о Творце — это не потому, что мне сильно хочется верить в его бытие, и насаждать это верование другим, а потому, что по своему вижу, что в жизни есть определенные закономерности. И по разным признакам сильно похоже, что закономерности эти возникли по чьей-то разумной воле. Если это природа у нас такая разумная, я не против. Смысл именно в том, что все — неслучайно (на нашем относительном уровне).
Я по прежнему считаю, что наука в своем понимании тонкого плана, причин жизни и посмертного существования сильно отстает от духовных учений. И многие вещи, куда ясней можно увидеть и понять в той же медитации, нежели при помощи «микроскопов». Поэтому, я например, в вопросе рождения мира, куда больше верю теориям Санкхъи (на ней основывается философия йоги), нежели теории большого взрыва. И здесь смысл в том, чтобы немного оторваться от верований, как науки, так и духовных учений, и посмотреть на все по своему, по честному..)
к вопросу о «правильной жизни»,морковке и кнуте.
то что человек формировался и эволюционировал многие многие тысячелетия не вызывает сомнений.
и так называемые муки совести в том числе вместе с ним.если сравнить то что мучило людей сотню другую лет назад
и сейчас наверняка будет разница
к тому же эти самые муки совести,а соответственно «морковка и кнут» будут для разных народов
неодинаковы,так как влияет культурное развитие традиции
народности,племени.то что для одного дикость для другого может быть вполне обыденным явлением и совестью он совсем не будет мучится.так что значит Творец что ли для всех разный?))или как…
я думаю что деление на плохое и хорошее в принципе бессмысленно.что одному хорошо,то другому вред.
вот и выходит как писал Judikator выше,что
все эти божественные провидения,морковки и кнуты и есть иллюзии
который каждый сам себе выдумывает под влиянием различных внешних факторов
Ничего…..Ни о Боге, ни о себе..Кто о чём? Даже не о ком — хрень какая то. ..Люди.. Где конкретные вопросы????
,
Людей с действительно интересными вопросами — действительно «днем с огнём не сыскать» — что это! Может действительно «конэц» нас»тупает»…Ребята — есть возможность, единственный раз(как на смертном одре) — задать свой главный, интересующий вопрос?!?! Так задавайте!!! Как в последний миг!!..Философия, у каждого своя и что- Вы удовлетворены?? Зачем усложнять Себя всевозможными флуктуациями, глобулями и т.д.