«Я» состоит из мысленных образов о самом себе: какой я, что мне присуще, на что я способен, чего я заслуживаю… «Я» боится разрушения этих образов больше всего на свете… «Я» боится потерять себя, поэтому укрепляет образы о себе всеми возможными способами.
Так, например, мужчине может быть важно верить в свою мужественность: «и руки у меня сильные, и по морде дать могу, и деньги зарабатываю, и жена любит, и друзья уважают».
Так «Я» повышает свою самоуверенность. То есть «Я» верит в само себя через веру во множество качеств, из которых состоит.
«Я» может использовать любой образ себя как свой же фундамент, если способно в него поверить. Неважно, насколько представление о себе правдиво. «Я» может вообразить себя особенным, избранным, или даже президентом мира. Если человеку удалось поверить в свою гениальность, эта мысль становится фундаментом его ложной личности.
«Я» выживает, пока честно верит в эти лживые образы. Когда человеку удается убедить себя в своих замечательных качествах, он будет за них отчаянно цепляться, доказывать их, потому что на них базируется его индивидуальность.
«Честность» с собою
Следует сразу уяснить, что «Я» плевать на честность с собой. «Я» не заинтересовано ни в истине, ни в развитии. Единственное, чего «я» по-честному хочет – это укрепление своих позиций, слепого повышения уверенности в себе.
Вся сопутствующая жизнь воспринимается «я» через призму этой главной потребности… в самоутверждении. Все богатство наших человеческих реакций – это градации удовлетворения своим «Я».
Укрепленное «Я» формирует эго – комплекс взаимосвязанных образов о себе. Представьте человека в бесконечной пустоте, опоры под его ногами иллюзорны, они растворяютя за долю секунды, поэтому человек непрерывно прыгает с одной опоры на другую, чтобы не сгинуть. Эго и есть такая яколка, которая скачет по иллюзорным опорам – с одной мысли о себе на другую.
Мы живем в вечном сейчас. Тут невозможно найти реальное прошлое, или будущее. Они существуют только в мыслях. Каждая мысль содержит отношение к себе: «это я так думаю, я так считаю, даже диван на котором сижу – это диван подо МНОЙ». Так эго удерживается в иллюзорном времени, посреди безопорного вечного «сейчас».
Эго находится как бы посреди бесконечной пропасти чистой реальности, тут не за что уцепиться. Но эго придумывает само для себя иллюзорные опоры, и цепляется за них: я живу, я делаю, я хочу – все я. Эго затапливает себя мыслями, чтобы создать иллюзию понятного жизненного пути, по которому уверенно движется.
Чувство собственной важности (ЧСВ) – это энергия для эго. Когда собственная важность тешится, яколке мерещится, что надежных опор для него вокруг много, можно распрыгаться в разные стороны: «и тут меня любят, и там я умный и красивый… А вот я теперь!.. А вот я так!.. А еще я…» Ну, и т.д.
Поэтому эго непрерывно свою важность раздувает. Именно раздутую собственную важность по ошибке называют уверенностью в себе. Яколка-эго верит, если его красивые проявления одобрены, они как бы реальны.
Чем сильней у человека чувство своей важности, тем уверенней и веселей его «я» самодовольно прыгает по своим многочисленным опорам – с образа на образ, с иллюзии на иллюзию.
Последствия ложной уверенности
На деле завышенное чувство собственной важности проявляется в барских замашках, поучающем самовлюбленном зазнайстве, вздутом самомнении, напыщенности, «святой» скромности, претензиях на «высокое», «уникальное» понимание… и т.д. и т.п.
А боком раздутая важность выходит тоже однообразно и банально: высокая ранимость, психологические откаты, потеря уверенности в себе, зависимость от чужого мнения, болезненная потребность доказывать свою правоту, снижение радости от настоящего мига жизни. И это еще цветочки…
Все бы ладно, да вот эго удивительно быстро подсаживается на новые опоры – мысли о себе, и потеря любой из них для него страшна, потому что ставит под сомнение все прочие. А терять опоры для эго смертельно мучительно. Эго чудом держится на этих иллюзорных опорах в безопорном «сейчас», где происходит настоящая жизнь.
Например если человека поймали за неприглядным занятием, которое не вписывается в его привычной образ, он переживет жгучий стыд. Стыд это эмоция, которая возникает из-за несоответствия своему «Я» на деле. Если поверилось, что ты серьезный, четкий человек, но совершаешь неуклюжий, нелепый поступок, в эту секунду случается разлад твоего «Я» с реальностью.
«Я» изначально иллюзорно, но стыд подсвечивает уже октровенный самообман. Во время стыда «Я» разоблачается, ломается, теряет опоры на глазах и трансформируется. В этом смысле бывает здоровый стыд, который корректирует «Я», приводит его в соответствие с реальностью.
Очень похожая на стыд такая же неприятная эмоция – унижение. Унижение случается, когда ломаются самые самолюбивые гордые опоры эго. Например, если человек воображал себя крутым, а на деле оказался слабоват, он унизится. Во время унижения, его «Я» опять же в моменте отесывается и трансформируется. Как ни печально, унижение тоже бывает здоровым. Если человек откровенно зазнался, через унижение его раздутое эго корректируется, приходит в соответствие с реальностью.
И стыд, и унижение – это формы изначального страха потери индивидуальности.
Может возникнуть справедливый вопрос: как этих мук избежать, или как-то их сократить? Как сохранить уверенность в себе и удержать самооценку от колебаний? Есть два пути. Первый – стать просветленным, как Будда – избавиться от потребности в психологических опорах. Второй путь – сделать опоры хотя бы относительно реалистичными.
Просветление подходит лишь самым продвинутым, хорошо подготовленным к истине единицам. А вот второй путь – уже норма для любого адекватного человека.
Как сделать опоры эго устойчивыми?
Уверенность в себе – это честность с собою
Решение всех психологических проблем сводится к принятию правды. Честный с собой человек строит уверенность не на фантазиях, а на фактах — поэтому его самооценка устойчива. Для ее обоснования повсюду обнаруживаются неожиданные доказательства. Жизнь оставляет их самопроизвольно по всюду. Куда бы ни пошел человек с адекватным мнением о себе, оно остается устойчивым.
Честному человеку не требуется выкатывать напоказ «доказательства» своей крутизны. Он вообще не тужится что-то из себя воображать и демонстрировать, потому что удовлетворяется своим реалистичным имиджем. Его имидж – спонтанное следствие образа жизни.
Такая независимость от красивых масок экономит огромное количество энергии и стабилизирует самооценку.
А вот самозваный король то и дело беспокоится за свои ложные показания. Он затрачивает вагоны энергии на сокрытие некрасивых фактов о себе, на поддержание сфабрикованного имиджа и страх последующего разоблачения. Сначала он повышает уверенность в себе соблазнительной ложью, а затем быстро уверенность теряет, потому что и сам в глубине души в себя не верит.
Обманщик постоянно тревожится, потому что бессознательно знает свою ложь. Он не уверен в подлинности своего показного имиджа, что выливается в общую «по жизни» неуверенность в себе.
Быть настоящим собой – свобода. Пытаться быть другим – самонасилие.
Когда самооценка выстраивается на лживых образах, неуверенность в себе – неизбежный спутник, потому что ложные образы легко разбиваются, и причиняют те самые унижения и стыд.
И ведь хрупкость лживых масок – еще полбеды. Главная проблема – куда опасней. Тенденция обманывать себя может нарастать, вплоть до серьезных психических отклонений. Если самооценка построена на иллюзиях, связь с реальностью обрывается. Об этом я говорил на progressman.ru подробней в статье «Как сходят с ума».
Последствия ложной уверенности 2.0
А начинается все с мелочей. Если не самая любимая черта, например, обидчивость, не вписывается в «красивый» образ себя, который «Я» всем позиционирует, «Я» начинает свою обидчивость сдерживать и подавлять, – ведь обидчивость идет вразрез с ложным образом продвинутой личности, которым «Я» тешит свою важность.
«Я» склонно обряжаться такими масками, за которые, как «Я» верит, его будут любить. Поэтому, выражаясь метафорически, принцессы не облегчаются, а копят отходы в кладовых бессознательного, чтобы однажды подавленное прорвало на поверхность каким-нибудь психосоматическим недугом.
В нашем обществе слепое раздувание важности по ошибке принимают за повышение уверенности. И потакают ему. Вот, дескать, какой я уверенный молодец – если машина дорогая, должность высокая, или даже золотая цепь на шее.
На деле таким образом самооценка только расшатывается из крайности в крайность – от самовлюбленности к самопрезрению.
В запущенной стадии, если эго не хватает поводов для самоутверждения, есть два варианта: либо развитие, либо безумие. Либо эго проходит через стресс горькой правды, душевно растет, либо теряет себя в иллюзиях. Если эго построило свой образ на лжи, оно будет бежать от реальности, защищаться от нее новыми иллюзиями.
Наполеоны, Христы и другие «важные» личности из психбольниц – наглядные примеры, когда эго полностью прекращает вести учет реалистичности своего имиджа, и поднимает самооценку тщеславным самообманом.
Быть больным человеком – непрестижно, поэтому эго старается сохранять внешнюю видимость адекватности. Напомню, что эго напрямую не заинтересовано ни в правде, ни в развитии, даже адекватность для него – лишь инструмент для самоутверждения.
Потребность в самоутверждении всегда заставляет эго слегка забегать вперед, и приукрашивать свой честный имидж. Например, когда человек – вроде бы адекватный, но как бы невзначай бессознательно касается темы, которая выставляет его в лучшем свете, а порой и откровенно приукрашивает. Большинство из нас лавирует между правдивой адекватностью и самовлюбленными иллюзиями.
Если человек искушается привирать ради самоутверждения, он становится зависимым от самообмана, и постепенно отрывается от реальности на грани безумия.
Поэтому, даже если вы не заинтересованы в просветлении, все равно имеет смысл держаться как можно ближе к истине, и шаг за шагом устранять все лживые личины эго.
Как укрепить уверенность в себе?
Возможных экзотических образов для самоутверждения – бесчисленное множество.
«Я» может устроить клоунаду, одеть маску беззаботной, все в этой жизни давным-давно познавшей, мудрой личности, и попугайничать, выдавая мысли авторитетных авторов за свои глубокие прозрения. «Я» может надеть маску благородного рыцаря, отрешенного мудреца, рассудительного эксперта, всемогущего покровителя, или какой-нибудь таинственной принцессы (см. «Любимые песни эго» на progressman.ru).
А чаще всего «я» тяготеет к стандартному образу успешного в наше время человека. Это примерно – богатый, здоровый, выглядящий значительно моложе своих лет человек, бывающий в интересных местах и компаниях – всеобщий объект зависти.
И ведь это срабатывает! Красивые лживые маски находят своих поклонников. Они заряжают своим наивным восхищением самообман зазнавшегося «я». Иногда слепцы группируются и образуют сообщества, секты и целые религии, где локальная «звезда» сияет проекциями своих влюбленных фанатов.
Каждый сталкивается с искушением – повышать уверенность в себе через раздувание важности. Всем нравится чувствовать свою важность. Все хотят любви, хотят одобренных общественностью опор для маневров своего «я», чтобы из реальности не исходило угроз, чтобы она источала дух всеобщего одобрения, чтобы дорожка личного пути была ковровой и устланной свежесрезанными цветами, а впереди маячил райский свет…
И чувство собственного достоинства, и уважение – очередные формы главной потребности нашего маленького «я». Оно неустойчиво барахтается на поверхности хаотичного океана жизни, пытаясь выжить.
Настоящий миг жизни – самый сложный вызов для нашего «я». Оно живет за счет сценариев, протянутых во времени, в прошлом и будущем. Здесь и сейчас мы непрерывно возрождаемся, невероятным чудом переносим «я» из мгновения в мгновение, удерживаем образы себя, снова и снова их воссоздаем.
Честность – единственный способ подготовиться к истине. Не нужно заниматься самоедством. Достаточно отражать, что происходит в текущий момент жизни. Вполне уместно показывать свои сильные стороны, осознавая, как это воздействует на самолюбие. Умеренное самоутверждение, когда ты его осознаешь – это путь к оздоровлению личности.
Свою важность не раздувает только человек, который отчетливо видит правду. Реальная уверенность в себе – и есть чистая правда. Кем бы вы ни были, исследуйте себя. Сомневайтесь в себе до конца, пока ложное не будет отсеяно. Истина выдержит любые поверки и останется твердой почвой для устойчивой самооценки.
Игорь Саторин
П.С.
Изначально статья называлась «Честность как средство от перхоти».
Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию, вы можете пройти со мной онлайн-консультацию. Подробности на
Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес
Мне кажется, что когда Игорь говорит о честности с самим собой, под честностью подразумевается видеть так , как оно есть на самом деле, то есть видеть не только проявления и ощущения своего эго, но и механизмы и скрытые причины собственных ощущений и поступков. Конечно, это очень непросто и дело здесь вовсе не в критериях, а в упорном самовоспитании и уровне достигнутого развития.
Игорь, Ваши статьи прекрасны.Они глубоки и прозрачны. Просто, чтобы их правильно понять, нужно уже самому на собственном опыте пережить описываемое в Ваших статьях. Судя по комментариям, некоторые не вникая в смысл, просто тасуют слова из которых состоят статьи. Ну что ж , и их время придет. Считаю Вашу работу очень Важной , вносящей вклад в душевное здоровье всех людей, читающих Ваши статьи.
Так! «про методику отделения честной честности от нечестной честности» Честность-производное от слов ЧЕСТЬ ЕСТЬ. Критерий её -совесть и доброта. С этих позиций всё расставить по местам не составит труда.
Ли ла, причем тут чьи-то диагнозы, когда речь идет о честности перед собой? Вы хотите сидеть сразу на двух стульях.
Идеи «положительного», «отрицательного» и «нейтрального» так же произрастают из ограниченного личного опыта и оттого и принимают множество значений, вплоть до диаметрально противоположных у разных личностей. А «внутреннее чутье» и «подспудное знание правды» — это как раз и есть название тому огромному комплексу неконтролируемых личностью импульсов, которые постоянно изменяются. Это название собственному неведению, в самом прямом смысле: ибо личность не ведает механизма этого явления. Примерно так же можно ответить на вопрос: Как работает ядерный реактор? — С Божьей помощью!
Наталия, вы слыхали выражение «Честный вор»? В этом мире существует масса пониманий «чести», «совести» и «доброты». И, как известно, самые благие намерения ведут к самым неожиданным результатам.
Игорь, мне нравятся Ваши статьи, которые написаны объективным языком(как бы предлагается Вами рецепт психического коктейля — можешь попробовать, высказать свое мнение, взять себе на заметку). Песни эго -моя любимая статья пока…А последняя статья, на мой взгляд(ну и было еще в некоторых) -написана Вами субъективно(адресно) — что и имел в виду Так!! По ощущениям похоже на «Разделяй и Властвуй»..Когда идет посыл к определенным людям Вы их или отсекаете или притягиваете, но это уже другая песня…..
Так
да вот вот-то и фишка, что Вы, видимо, хотите получить инструкцию по эксплуатации механизма определения честности, с пунктами, пояснениями и схемой пользования) но это не микроволновка, и даже не ядерный реактор, нет таких инструкций. Если я не права, пусть меня поправит автор статьи)
конечно, есть вероятность,что я заблуждаюсь. Все может быть)
Виртуальное обсуждение всегда страдает
неопределённостью.Мнений больше чем
участников.Узнать о своей честности
можно у близких и у друзей,но и здесь оценка
будет страдать субъективностью.Когда мы бьём
себя ногой в грудь,что мы честнее папы римского
— это ЧСВ.Но даже,если мы искренне верим в
то,что мы честны перед собой,то и это похоже
на клятву о вечной любви у молодожёнов.
Подсознательно все всегда хорошие и верим в это.
Откуда ненависть,преступность и войны непонятно.
Игорь, Вы можете написать статью о том, как можно отделить зерна от плевел и выяснить, что же в нашем субъективном мире есть объективная честность и прочие базовые понятия? я вот как собака, вроде понимаю, а сказать не могу) как определить — где ОНО самое ,а где субъективные производные? и вообще, возможен ли такой анализ, так сказать?
Да, вот в том-то и фишка, Ли ла.
О чем же тогда статья? О том, что не известно как эту честность померять, но надо быть ого-го каким честным!? А не то перхоть… невроз… сумасшествие…
Ли ла,
Здесь действительно четкие инструкции и доказательства (как теоремы в математике) не сработают. А если общим языком, статья «Любимые песни эго» — об этом. Почти весь раздел об этом: progressman.ru/psychic
И как сказал Виктор «дело здесь вовсе не в критериях, а в упорном самовоспитании».
Так,
не надо иметь семи пядей во лбу, чтобы видеть, когда человек хочет реально в чем-то разобраться, а когда просто выеживается, искусно выкручивая идеи, с целью доказать свою правоту. В таком ключе все общение имеет по моему только один смысл — этим общением пресытиться. Надеюсь, не звучит, как наезд.