Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Небытие запредельной реальности

небытиеНедавно я публиковал свою старую статейку на тему «небытия» на одном популярном эзотерическом ресурсе. Почти все отзывы на статью – отрицательные. Бог с ней, с критикой. К критике я стараюсь относиться разумно, пробуя различать свои заблуждения, или «корявое» изложение мыслей. Речь сейчас не об этом. Я бы призадумался на тему «абсурдности» содержания той статьи, если бы не одно наблюдение. Критика статьи не коснулась какого-то одного «неправильного» аспекта, в ложности которого все бы сошлись. Но каждый критиковал что-то свое, какой-то отдельный типа «ошибочный» аспект, который человек углядел в этом тексте. К тому же первая версия этой статьи появилась где-то шесть лет назад, задолго до появления progressman.ru и большей части его содержимого. И за все это время я ни разу не усомнился, что теория, озвученная в той статье, адекватно отражает одно из реальных явлений происходящей с нами жизни. Но явление это, мягко говоря – необычное. Понимание этого явления даже на теоретическом уровне может включить защитные механизмы психики, которые уберегают нашу личность от просветления от расщепления.

На теоретическом уровне это явление поддается логическому описанию и соответственно логическому же пониманию. Но даже на уровне логики здесь мы сталкивается с парадоксом, который напрямую указывает на совершенную беспомощность и несостоятельность ума перед «объективной» реальностью. Растерянный ум впопыхах тут же кидается подставлять все возможные опоры, чтобы уберечь себя, защищаясь от истины любыми доступными рационализациями. Об этом защитном механизме я уже писал в статье «о том, как нормальные люди занимаются самообманом»:

«Человек априори не способен понять своим умом жизнь, потому что наш ум – лишь малая крупица жизни. Но сам ум при этом может свято верить, что «все понятно» и «никаких чудес не бывает». В этом проявляется механичность ума. Все «непонятные» процессы вытесняются в бессознательное. Задача ума при этом – подобрать подходящее рациональное объяснение, самообман, который нас устроит. Все понятно. Можно успокоиться и двигаться дальше. Человек не способен воспринять чудо, потому что не готов его переварить, потому что чудо может травмировать его психику. Все слишком необычное и непривычное в нашей жизни подменяется рационализирующим объяснением ума. Поэтому наша жизнь – такая нормальная, такая серая и привычная. Мы просто не замечаем жизнь. Мы не осознаем происходящее. Мы спим в грезах ума, который «знает», и который своим знанием лишает нас истины».

Поэтому мы и защищаются от таких «опасных» (для наших заблуждений) теорий. Проще обозвать текст «словоблудием», нежели переварить идею, которая ставит под сомнение саму жизнь. И я без всяких сожалений понимаю, что так и должно быть, и как человек, я ни в коем случае не иду «против» жизни. Все, что я делаю – пробую наблюдать, что «здесь» такое происходит. Я не хочу называть эту жизнь «какой-то», пока не увижу ее. Поэтому я пробую наблюдать, и уже исходя из этих наблюдений, составлять «описание», своеобразную карту местности по который все мы обычно бродим в телах, погруженные в грезы ума.

«Реальности не существует» – так изначально называлась статья. Такой заголовок был придуман намеренно, с целью слегка встряхнуть ум, обратив внимание на то, чего по идее попросту вообще не может быть. Как может не быть реальности? Ведь речь не о каком-то взломе «матрицы» и выходе из зазеркалья в «настоящий» мир. Речь о жизни как таковой. Почему реальность вообще существует? Вы когда-нибудь задумывались над этим вопросом?

Несколько раз я переживал это, и мой ошарашенный ум был в изумлении от истины, которой просто не может быть. Ведь это – не какое-то сверх-интенсивное переживание. Но удивление, да и любая констатация каких-либо явлений, пожалуй, всегда происходит на уровне переживаний. Но именно на уровне переживаний возможно и нечто граничащее с их пределами, осознание, которое осознает свой предел и слегка заглядывает за него, оставляя для ума едва уловимые очертания происходящего, чтобы ум затем сделал свое рациональное дело, составил новый «концепт», чтобы обрести опоры там, где их быть не может. Почему реальность вообще существует? Каждый раз, когда я понимаю сам этот вопрос, в моем уме проносится тень изумления.

Прежде, чем продолжить, хочу сказать, что как психолог, я бы назвал «явление», о котором пойдет речь – одним из важнейших факторов, влияющих на всю нашу психическую деятельность. А как человек, посвятивший какое-то время теории и практике некоторых духовно-эзотерических учений, я бы отнес это «явление» – к самой сути духовности как таковой. В этой статье, я с одной стороны хотел снова обратить внимание на то, как действует ум, сталкиваясь с вещами, которые переваривать не готов. С другой стороны здесь я пробую повториться, и снова описать «небытие» более простым и понятным языком, используя наглядные примеры.

Кстати, все «красивые» заголовки статей – просто уловки для ума. Да и часть текстов на сайте – тоже. Какой при этом «улов» – пусть каждый оценит сам. А мне лишь остается надеяться, что тексты кому-нибудь помогут в чем-нибудь созидательном. О «переживаниях» говорить дело – неблагодарное и бесполезное. Поэтому в качестве пищи для ума, я попробую снова изложить доказательство небытия, используя логически понятные примеры.

Все мы понимаем, что если бы ученые изобрели настоящую машину времени, это – было бы чудом. Тогда, используя эту машину, мы могли бы оказаться в прошлом. При этом прошлое для нас стало бы реальным. Реальным, то есть – происходящим здесь и сейчас. То же самое касается будущего, – чтобы будущее было чем-то реальным, оно должно стать для нас чем-то происходящим в настоящий момент времени. Реально – все то, что есть сейчас, в настоящий момент времени. Прошлое для нас существует в форме воспоминаний. В этих воспоминаниях существует – не реальное прошлое, а наша субъективная память о прошлом. Прошлое для нас существует в форме мыслей, в которых мы помним о прошлом. Никакого иного существования у прошлого для нас нет. Только в мыслях. Иными словами, прошлого вообще – не существует, кроме как в нашем уме, в наших субъективных мыслях.

То же самое касается будущего. Все, что для нас связано с будущим – это наши прогнозы, предположения, догадки, мечты, планы и намерения. Все это опять же происходит в нашей голове. Иного будущего для нас нет, и никогда не было. Мы живем в вечном «сейчас» – в настоящем без прошлого и будущего. Об этом многие из нас догадываются.

Понимаете ли Вы, что это значит?

В настоящем происходит вся наша жизнь. Всегда в настоящем. Никогда не было никакого прошлого и никакого будущего. Все это время, мы всегда остаемся «сейчас». Это – само по себе удивительно – и тем удивительней, чем меньше мы об этом думаем, и чем больше замечаем. И вот, по мере такого наблюдения за настоящим, появляется возможность увидеть тот парадокс, о котором шла речь с самого начала статьи.

Когда я, человек, говорю что-то, я использую для этого слова. Каждое слово состоит из букв. Чтобы произнести отдельно взятое слово, мне требуется определенный промежуток времени. Вот, например, произнося слово «ложка», я трачу около секунды времени. Таким образом, это слово существует в течение этой секунды, пока я произношу его. И я не могу произнести это слово «мгновенно» в цельном виде, потому что для существования этого слова нужна эта секунда, в которую слово «ложка» как раз умещается.

Любое событие занимает определенный промежуток времени. Любое вообще. Любая мысль нуждается в каком-то, пусть небольшом, промежутке времени, чтобы быть воспринятой. Любое явление требует промежутка времени, чтобы быть. Промежуток времени – имеет начало в прошлом и окончание в будущем. Например, сейчас Вы читаете статью, которую начали читать в недавнем прошлом и окончите читать в близлежащем будущем. И вот по той самой причине, что в настоящий момент не существует ни прошлого, ни будущего, реально нет никакого чтения статьи. Для произнесения каждого отдельного слова, вам нужно время. Но в настоящий момент жизни нет ни прошлого, ни будущего, поэтому здесь и сейчас в единственной объективной реальности, которая есть, не может быть никаких слов, потому что для них нужен промежуток времени, протянутый от прошлого к будущему. В настоящем «ложки не существует». Чтобы воспринять явление в цельном виде, необходимо время. Но в настоящий момент в привычном понимании этого слова, самого времени – не существует. Здесь, в настоящем мы видим и проживаем не секунды и не часы, а бесконечно краткий миг. Настоящая реальность – это миг, у которого нет никакой длительности вообще. И в этот тотально краткий миг не умещается ни какое явление вообще: ни слово, ни мысль, ни что-либо еще. Здесь и сейчас нет никакой длительности времени вообще, в которую могло бы уместиться хоть что-то.

А парадокс заключается в том, что, не смотря на это, реальность все-таки есть.

Реальность не ограничена ничем. Даже умом понятно, что в бесконечности может быть, что угодно. А если и бесконечность – лишь грань… Ум – просто очень ограниченный инструмент. На относительном уровне ума мы оперируем временем, планируем и что-то делаем. Для любого движения нужно время, прошлое и будущее. И они у нас есть! Мы жили в прошлом, и будем жить в будущем. А в настоящем мы живем сейчас.

Обращая внимание на настоящее, мы переживаем растворение всех явлений, для которых необходимо время. Все это проживается буквально на всех уровнях. Разоблачить мысль – легко. Мыслей нет. Они – неуловимы. Но физические объекты – очень конкретны и основательны. Твердое тело трогает твердую физическую реальность. Эта твердость переживается насыщенно и ярко, а порой ярко до грубости. И для нас, чем ярче переживание, тем более реальным оно кажется. Для нас физическая реальность – самая реальная, потому что – самая яркая, сочная, насыщенная и ощутимая. Но при этом мы забываем, что ощущения происходит не на физическом уровне, а на уровне переживаний, которые фиксирует наше сознание. Тело и весь наш мир – переживания, которые мы переживаем во времени.

Самые интенсивные переживания связаны с «проникновением» сознания в настоящий момент. Кажется, сам Бог при этом смотрит на жизнь через наши глаза. При этом, погружаясь в осознание «сейчас», мы ощущаем происходящее все более интенсивно. Каждая секунда воспринимается все более долгой и ощутимой. Каждый миг растягивается все сильней, приближаясь к вечности «за кадром» жизни. Воспринимая время при наибольшей интенсивности восприятия, само течение времени замедляется, в какой-то момент замирая. Остановка мира – момент, когда реальности – не существует. Судя по всему, именно это называют словом «нирвана».

И что-то мне подсказывает, что именно это проникновение в настоящий момент времени, при наиболее интенсивном осознании собственного тела, может быть связано с процессом, который в тибетском буддизме называют «переходом в радужное тело».

Есть – бытие. Нет – небытия. Но нирвана, это – ни бытие, ни небытие. Так об этом говорят древние мудрецы, постигавшие истину в созерцании. Именно так, в простом созерцании того, что есть, воспринимается истина. Любое вмешательство ума – относится к сфере ума. Любое понимание умом – всего лишь понимание умом. Истина вне ума – то, что есть. И это постигается простым взглядом без всякого вмешательства ума.

Все действия ума – это самозащита. Все, что делает ум – пытается уберечь свои взгляды от реальности, потому что чем ясней мы осознаем реальность, тем ясней осознаем разницу между пониманием ума и тем, что просто есть здесь и сейчас. От ума до реальности – пропасть. Между тем, и ум, и эта «пропасть» – грани единой жизни. Все разделения – в уме. «Проникновение» в реальность «настоящего» может углубляться вплоть до полной апелляции ума, когда есть ясное осознание, что даже самая глубокая и точная мысль – бесконечно далека от реальности, которая реально происходит как во времени, так и за его пределами.

Как человек я полон сомнений и не знаю истину. Пока я лишь смутно догадываюсь, куда «все» это движется, и просто исследую происходящее. А здесь я хочу немного побыть проповедником. Не вводите себя в заблуждение. Не покупайтесь на теорию как на истину, или ложь. Зачем вам авторитеты? Исследуйте сами. Верьте своему опыту, и если угодно – Богу. Пусть Ваш путь проявит себя именно как Ваш истинный путь, а не следование сухим теориям чужих людей вроде меня.

В статье «Духовное развитие вне концепций», я упоминал, что начал понимать христиан, которые говорят, что медитация – «не от Бога». Просто что-то мне подсказывает – пустота не может быть истинной целью духовного пути. Даже если все самое светлое существует как иллюзия, слава Богу, что это есть! На духовном пути я бы не хотел выбирать вакуум и действовать в этой пустоте без всякого смысла. Становиться пустым роботом? Такую перспективу я уже по-своему прочувствовал, и не уверен, что хочу и дальше копать конкретно в этом направлении. Возможно, святость – и есть истинная цель духовного пути. Возможно, так различаются путь «знания» и путь «сердца». Выбирая созидание, возможно, и пустота проявится не как холодный вакуум, но как наполненное жизнью пространство спонтанного бытия.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Призрачно все в этом мире бушующем.
Есть только миг – за него и держись.
Есть только миг между прошлым и будущим.
Именно он называется жизнь.

Вечный покой сердце вряд ли обрадует.
Вечный покой для седых пирамид
А для звезды, что сорвалась и падает
Есть только миг – ослепительный миг.

Пусть этот мир вдаль летит сквозь столетия.
Но не всегда по дороге мне с ним.
Чем дорожу, чем рискую на свете я —
Мигом одним – только мигом одним.

Счастье дано повстречать да беду еще
Есть только миг – за него и держись.
Есть только миг между прошлым и будущим.
Именно он называется жизнь.

© Л. Дербенев

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

234 комментария

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Виктор А, да меня самого все это пугает. По началу было дико интересно. Рвался на всех парах. Гордыня видимо. Но когда «сейчас» проникает на телесный уровень, это что-то несусветное. Хватаешься за голову, а она кажется спичечной головкой — такая маленькая, хрупкая и далекая, — никаких опор, одно растворение. Что-то нечеловеческое. В общем, в какой-то момент решил конкретно заземляться и снова подходить уже с большой осторожностью.

    Троль, да, глубоко копаете. Сам много анализировал все это. Об этом не пишу, т.к. слишком шизотерично. Нирвана — это же просто бытие, наше бытие. А то, что бытие делается каким-то — бесконечные иллюзии. Адекватные, причудливые, мертвые, живые, все, что угодно. Да, любой промежуток времени — ограничение. Ограничение, которое может вместить в себя бесконечные вариации возможного. Постижение всего и вся, к которому мы видимо стремимся где-то глубоко, чтобы «тотально» заполнить неудовлетворенность, чтобы нас пронзило со всех точек насквозь осознанием и чудом — тоже лишь какая-то грань. Реальность вообще не ограничена. Это проживается буквально. Отсюда уже прет ни чем не обоснованная уверенность в вечную жизнь и прочие радости. А говорить просто на всякий случай стараешься линейно, чтобы никто не пугался и чтобы все вписывалось в какую-нибудь понятную логику.

  2. Да, Игорь, сложно понять человеку, который не переживал подобное…) Я, например, интеллектуально понимаю о чем вы говорите, но опыта такого не было. Были отдельные непродолжительные переживания, которые не укладываются ни в какие рамки и трудно поддаются описанию. Ну а вы, чувствуется. очень часто находитесь в таких, с точки зрения обычного человека, измененных состояниях сознания. Интересно, а вы можете спровоцировать такие состояния (переживания) у других? Или может вы и пытаетесь это сделать, когда пишите очередную статью?

  3. Игорь Саторин

    «я уже понял, что статья вам не понравилась.)»
    Браво! После этой фразы, любая женщина забудет, о чем спорила, зачем и почему.)
    Виктор А
    Было бы весьма любопытно почитать.
    После того, как Игорь сделал акцент на одном абзаце, меня «отпустило». До этого, очень «подвисала» из-за рваного хода мыслей: оправдание провокационности названий статей и их противоположного по смыслу содержания, разные ракурсы его как наблюдателя: «исследую», «побыть проповедником», разные системы координат: «жизнь», «бытие» и до кучи: Христианство и медитация, неоднозначные художественные образы и наконец: «Реальность не ограничена ничем».
    «Реальность» — субъективна. В том числе: в названии статьи и в ее содержании.)

    Есть теория относительности и есть понятие пространственно временного континуума (ПВК). В данном контексте, время зависит от скорости наблюдателя, поэтому можно говорить и о персональных ПВК. Своими словами: время – это бытие. Его субъективные составляющие: прошлое (память), настоящее («здесь и сейчас») и будущее (устремление, самоопределение). Все эти три составляющие могут восприниматься не как отдельные этапы самоопределения: я в прошлом, я в настоящем и я в будущем, а как непрерывный процесс «неделимого я» — «бессмертие».
    Находясь на физическом плане, проникновение сознанием в «параллельные измерения» возможно за счет «искусственной» смены «ритма» восприятия, в т.ч. специальной медитации. Полученная таким образом информация может быть воспринята либо как «откровение» — догма, либо как фрагментарные «воспоминания», что в приложении к «реальности» по любому будет восприниматься как-бы «глюком» (сингулярность) или просто «глюком».
    (На примере «откровений» Е.П. Блаватской и в т.ч. в её 3-х томах «Тайной Доктрины». Или Елены Рерих, которая в своей книге «Агни-Йога. Живая этика» пишет в т.ч. и о человеке 6-ой расы, открывающихся возможностях, силах Света и Тьмы и т.д. )
    Более гармоничный способ восприятия на физическом плане и в том числе восприятия времени — созерцание. Зри в корень. (с)
    Человек так устроен, может смешать все сразу: точную науку, психологию. философию, религию, мистику, рассуждать о просторах Вселенной, но при этом, воспринимать, например, информацию о космических полетах, как информацию из другого измерения.
     
     

  4. Объективной реальности не существует.
    Это открытие каждый переживает по своему,  и каждый по своему успешно (неуспешно) пытается подобрать этому пониманию подходящие слова.
    поэтому что противоречие неизбежно, потому что мы объективно пытаемся понять, что объективности НЕ существует.
    Реальность .. ближе по своим свойствам к реальности сновидения.. фраза понравилаось — Не нужно слишком серьезно относится к жизни, а то можно поглупеть.. еще понравилось мысль, что жизнь и реальность — это не чертеж, то есть ее невозможно постичь как что-то точное.
    Иследования ученых обнуружили удивительный факт что подсознания разных людей необъяснимым образом связаны между собой.
    Что это ? а это та часть нашего безусловного согласия в котором мы обсолютно единодушны, что видим одинаково. Видим ? а видим мы  реальность.  т.е. подсознание создает общую несомненную реальность, арену действий для сознания. (разума)..
    Таким образом — есть сфера безусловного согласия ..а есть сфера непремеримых противоречий.
    В чем-то человек может быть убежден безусловно, но эта его осведомленность держит его в его собственной реальности..
    Почему так важно успокоить эмоции и разум и отпустить желания, потому что они связаны только с тобой и не имеют ничего общего с реальностью, прислушиваясь к ним ты узнаешь только свое субъективное. А нужно услышать абсолютное согласие, биение сердца, спуститься всем своим существом в «сами собой» происходящие процессы — в гармонию и любовь.
    В Понимание что есть «само собой» и скрыта то самая тайна реальности (пространства и времени)

  5. Amarilliss, здесь и пытался объяснить интеллектуально, для ума. Если человек поддается на “провокацию”, значит поддается. То есть, если пробудет тут же отвернуться от монитора и поглядеть на то как движется время в настоящем.. Можно и не отворачиваясь.)

    Savana, честно, не понимаю, о чем Вы пишете (кроме кода). По моему о чем-то другом. Не сердитесь.

    Alexey, да, все как-то так.

  6. Alexey, просто так как есть, каждый миг (момент) проживать в таковости. И поскольку я все более стала ощущать, что каждый человек — это целый огромный прекрасный мир, вселенная, как то по-своему мистическим образом устроенная, то конечно, каждый этот миг проживает и воспринимает по-разному. То есть вы правы,  объективной реальности не существует.

  7. Игорь Саторин
    «честно, не понимаю, о чем Вы пишете (кроме кода). По моему о чем-то другом. Не сердитесь.»
    И даже не думаю сердиться. Уберите, пожалуйста, этот код. У меня вчера был очень тяжелый рабочий день, как он появился в моем посте, не знаю.)
    То, что объективной реальности не существует, скажут и в суде. А то, насколько по разному люди воспринимают мир можно понять по творчеству. Два человека, созерцающих одно и то же явление, воспримут его по разному: с разной точностью, скоростью и интенсивностью впечатлений, с разным количеством деталей, с разным пониманием связей и системообразующих элементов и роли этого явления в системе доступных пониманию координат в целом.
    Если бы не было смены дня и ночи, времен года, людям пришлось бы выдумывать другие способы времяисчисления — искать существующие зависимости и их (условное) постоянство.)
     
     

  8. «Они пытаются понять сущность вечного, но до сих пор в потоке времени носится их сердце и до сих пор оно суетно. Кто удержал бы и остановил его на месте: пусть минуту постоит неподвижно, пусть поймает отблеск всегда недвижной сияющей вечности, пусть сравнит ее и время, никогда не останавливающееся. Пусть оно увидит, что они несравнимы: пусть увидит. Что длительное время делает длительным множество преходящих мгновений, которые не могут не сменять одно другое; в вечности ничто не преходит, но пребывает как настоящее во всей полноте; время, как настоящее, в полноте своей пребывать не может. » Августин Аврелий. Исповедь. Книга 11, глава 11.
    В самой этой книге о настоящем, «прошлом» и «будущем» — более подробно.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.