В нашем обществе принято считать, что эгоист – это такой нехороший человек, который живет для себя. А может ли человек в здравом уме и твердой памяти по-настоящему делать хоть что-то для других? Речь не о каких-то случайных, или механических действиях, а о вполне сознательных поступках. Возможно, вам когда-нибудь приходила в голову мысль, что в конечном итоге, все-все, что мы делаем, мы делаем для себя? Возможно, эгоизм – это единственная причина нашего альтруизма? Возможно, альтруизм – просто очередная красивая функция в программе развития нашего эго?
Ну, подумайте, разве это плохо – себя любить, и делать для себя что-то хорошее? Лучше себя ненавидеть? Причинять себе боль? Губить свое тело и разум? В искренней любви к себе вы помогаете как минимум одному человеку на этом свете. И что постыдного в том, что этот человек и есть Вы? Все просто, Вы – избранный! Избранный в том, что касается Вашего отношения к себе, потому что Вы являетесь собой, а не кем-то другим. Здесь, как и во всем – хорошо все, что в меру. Если Вы живете для себя в ущерб другим, эти «другие» могут Вас наказать. Поэтому разумный человек выбирает умеренный, «разумный эгоизм».
Практичность эгоизма
Все мы знаем, что взрослому человеку полагается уметь позаботиться о себе – это обыкновенная и даже поощряемая общественностью самостоятельность. Хорошо ведь, когда человек поддерживает свое здоровье, стирает себе носки, готовит завтрак. То есть, действовать для себя – это нормально. Чем же отличается такая похвальная самостоятельность от эгоизма?
Считается, что эгоист заботится только и только о себе, ставя свои интересы выше общественных. А когда, например, взрослый человек опекает ребенка, полагают, что на сей раз он заботится о ком-то другом. Но ведь взрослый заботится о ребенке по какой-то причине? Все по прежнему практично – просто без этой заботы, ему самому станет хуже, его загрызет собственная совесть. И вот, чтобы избежать мук совести, в «программу» личного эгоизма прошивается функция заботы о ребенке. Таким образом, заботясь о другом человеке, эгоист продолжает заботиться о себе.
Дело в том, что как раз, благодаря заботе о других, мы обретаем согласие с самим собой. Ведь куда легче любить и принимать себя, будучи кем-то хорошим и достойным любви в своих же глазах. Так наша совесть работает в паре с моралью общества. Заботясь о других, продолжаем заботиться о себе. Взаимопомощь – это утонченная разновидность разумного эгоизма.
Иначе выходит как в анекдоте о праведниках, которые молятся, несут служение, стремятся попасть в рай, но оказываются в итоге в аду, потому что праведность их корыстна. А бывают ли иные праведники? На progressman.ru тему такой ханжеской духовности я разбирал в отдельной статье.
Эгоизм в чистом виде – это расчетливость в обретении личного душевного комфорта. Но дело в том, что именно этим стимулом продиктовано абсолютно каждое наше действие. Все человеческие действия – это нескончаемые попытки устроить собственную жизнь. Даже взаимовыручка и помощь другим – лишь очередной вариант организации личного душевного комфорта. Ничего другого мы никогда не делаем.
И даже чрезвычайно осознанный человек не становится идиотом. Он все так же практичен и действует исходя из своих интересов. Другое дело, что интересы его очень уж часто оказываются полезными в том числе и для окружающих.
А чем человек грубее, тем примитивней действует – бежит от страданий за кайфом, расталкивая всех на своем пути. И в этой своей грубой прямолинейности действует с каким-то почти животным простодушием. Такая практичность – на уровне первобытного строя.
Утонченная личность в свою очередь, чтобы добиться своих целей действует тонко, но все также эгоистично. Мудрость, в моем понимании – это дальновидность. Умудренный опытом эгоист способен предугадывать последствия собственных действий, поэтому его эгоизм выражается в разумных поступках – порой, в так называемом альтруизме, жертвенности и щедрости. Совершенно нормально и даже мудро, когда мы для собственного благополучия, задумываемся в том числе и о благополучии окружающих.
Доблесть эгоизма
Казалось бы, зачем подвергать сомнениям и анализу такие прекрасные потребности людей как взаимовыручка, жертвенность и щедрость? И я совсем не против благотворительности, даже если она управляется не созиданием прекрасного, а всего лишь эгоизмом и тщеславием. Но я – за честность с самим собою.
Просто все мы погрязли в неврозе болезненной ненависти к себе, которая чередуется с болезненным же самолюбием. Сколько можно ненавидеть себя? Мы подавляем собственное эго, выставляя всем напоказ красивые маски нашей, якобы «героической» личности. Нам нравится водить себя за нос, объясняя свои действия благими, а порой – высокодуховными намерениями. Ведь, «эгоизм – это плохо!», – как принято считать. Ведь надо проявлять заботу о ближних!
Но что делать, если эгоизм – это естественное выражение нашей человеческой природы? Себя ненавидеть? Помогать окружающим вынужденно сквозь зубы?
Все, что не соответствует искусственной общественной морали, принято в себе душить и подавлять поглубже, в закрома бессознательного. Напряжение копится годами. А потом люди удивляются, откуда у них в душе такие противоречивые эмоции, почему нутро раскалывает на части между виноватой покорностью и протестующей злостью. Рисуют себе на плечах ангелов и бесов, чтобы хоть как-то объяснить собственные внутренние конфликты.
Наше бедное забитое эго достойно любви, приятия и понимания. Ведь именно это мы пытаемся доказать окружающим, когда ожидаем от них одобрения и похвалы! Чтобы психика не разрывалась на части и в душе сохранялся хотя бы относительный комфорт, надо бы уметь признавать правду и позволять себе быть разумным эгоистом. Не хитрым обманщиком и тщеславным идиотом, а искренним эгоистом, который не прячется за высокую мораль, доблесть и благородство, который честно знает, чего хочет, и потому готов действовать ради общего блага.
Просто такова наша природа – эгоизм естественен. Мы не способны стать лучше, прикрывая эгоизм красивой вывеской с надписью «доблесть». Уверяя себя и других в своих якобы высоких побуждениях, формируют неуверенность в себе и в своем развитии буксует на месте.
Только честное признание и приятие того, что есть здесь и сейчас, позволяет обрести мир в душе. Признав наличие самообмана, мы движемся в сторону правды. Перемены – это спонтанное следствие честности с самим собой. Мы при этом, словно нащупываем свою текущую ступеньку, и уже видим краешек следующей. Сделать еще один шаг в развитии при этом становится простым и естественным делом.
Я – эгоист. Такова моя человеческая природа. Это – мой способ смотреть на мир и познавать его. И я не думаю, что это какое-то наказание, или какая-то «беда». Это – этап моего развития. Просто где-то на глубинном уровне все мы догадываемся, что самое важное, одновременно и самое сложное, и самое простое – это принять жизнь такой, какой она и является здесь и сейчас. Принять свой эгоизм – так сложно! И так легко!
© Игорь Саторин
В продолжение темы:
троль, я понимаю, о чем вы говорите ))Но насколько я поняла, существует необходимость, обусловленная целесообразностью Мира,как Системы, целесообразностью высшего качества. Как правило она выходит за рамки понимания человека,и ему не понятно, в чем же именно целесообразность его болезни, аварии, бедности, богатства, беззаботной жизни и т.д.,но она, высшая целесообразность есть, понимает это человек или нет.
Являясь частью Мироздания, некой системы, выполняется отведенная людям функция в этом громадном механизме, и идет некое постепенное освобождение от зависимости другой системы — человеческое общество. В этих двух пространствах разная данность законодательной системы. И то, что является нормой для одного пространства, то неприемлемо для другого. Поэтому само понятие «правильности» какое-то мутное в этом смысле, хотя кто-то заботливой рукой и расставил внутри флажочки, куда шагать))))
Когда осознается принадлежность, когда ты становишься самой принадлежностью к этой системе, не просто перестаешь различать эту принадлежность, а являешься ею, то приходит понимание, что ценности там иные, чем людские ценности, и они поглощают все людские ценности одним махом. И рано или поздно то, что являлось раньше ценностью, перестает таковым быть. Человеческая ценность вмиг трансформируется в голую функцию, которую ты по умолчанию выполняешь, потому что не можешь не выполнять, как часть системы в том или ином ракурсе. Но при этом появляется свобода от зависимости от системы под названием человек. Начинает двигать только целесообразность в более высшем качестве ,чем целесообразность человека. И целесообразность системы нам, человекам, с нашей человеческой системой ценностей, и с нашей человеческой линии горизонта, может показаться вообще звериной, отсюда рождение споров об этике, морали и прочем подобном.
Итоговая цель есть некая беспредельность, которую постичь человеку в пребывании человеком не дано, он просто сгорит, как неподходящий по сечению провод, по которому вдруг дали высокое напряжение.
“У кого нет сверхъестественных желаний, для того нет более сверъестественных существ”.” Классно сказано!:) Как раз об этом и речь, что переход к восприятию по принципу «В этом мире возможно всё» и убирает препятствия и споры и приводит к принятию.
>необходимость, обусловленная целесообразностью Мира,как Системы, целесообразностью высшего качества.
Достоевский «Приговор».
Можно к этому как угодно относиться, троль ) Обреченно, как Достоевский, являющийся точно таким-же мечущимся человеком, как и все, со своим подходом к жизни, или с желанием познать эту целесообразность, прикоснуться к ней и восхититься. Выбор любой, бог высыпал огромную коробку с кубиками перед людьми «Играйте», а кто что построит..
А когда-то эгоизм не был проблемой…А был лишь средством выживания человека, заложенным природой. Новое общество. Пришла пора трансформировать либо природное первое, либо социальное последнее.
Статья хорошо и грамотно написана, соответствует собственным убежденям. Плюсую.
«Когда осознается принадлежность, когда ты становишься самой принадлежностью к этой системе, не просто перестаешь различать эту принадлежность, а являешься ею, то приходит понимание, что ценности там иные, чем людские ценности, и они поглощают все людские ценности одним махом. И рано или поздно то, что являлось раньше ценностью, перестает таковым быть. Человеческая ценность вмиг трансформируется в голую функцию, которую ты по умолчанию выполняешь, потому что не можешь не выполнять, как часть системы в том или ином ракурсе. Но при этом появляется свобода от зависимости от системы под названием человек. Начинает двигать только целесообразность в более высшем качестве ,чем целесообразность человека. И целесообразность системы нам, человекам, с нашей человеческой системой ценностей, и с нашей человеческой линии горизонта, может показаться вообще звериной, отсюда рождение споров об этике, морали и прочем подобном.»
Безусловно существуют некие подсистемы, которые являются тончайшими уровнями более сложных и глобальных систем, которые являются составными частями мироздания. Человек — мы люди, проживаем на планете Земля, выходим за ее пределы — осваиваем космос и от того, насколько успешными будут эти результаты, может зависеть судьба Человечества в целом. Наше влияние на Вселенную пока мизерно и определяется только нашим воздействием на окружающее нас пространство, природа(Вселенная)будет удерживать баланс на каждом уровне каждой подсистемы. Целесообразность высшего качества, возможно, «определяет» только такую категорию как Человечество в целом — часть экосистемы Земли, развитую цивилизацию, обладающую некой духовной энергией. Исходя из этих предположений, можно сделать вывод о том, что Человек должен быть заинтересован в поддержании баланса экосистемы Земли именно в своих интересах (не навредить, выжить в меняющихся природных условиях посредством гармоничного встраивания или привнесения нового -технологический прогресс, духовно развиваться и на всякий пожарный или ледниковый, обжить какую-нибудь подходящую планету. Ну, а дальше можно говорить про личный вклад в эту общую миссию каждой отдельной личности. На фоне всего этого, своя большая личная «миссия» (во благо Вселенной) смотрится куда более заманчиво, чем коллективная, не так ли?)
Хорошая статья,я только несколько месяцев назад это всё это осознал.
Как просто и как хорошо :)
В статье предлагается некий вызов, но я не понимаю чему именно. Как будто нам были навязаны некие убеждения, мы прожили с ними всю жизнь, а теперь хотим их пересмотреть.
Можно подумать, что нам запрещали заботиться о своем здоровье, быть ответственным за свою жизнь, понимать, что нам действительно нужно?
Не было этого. Нас просто этому специально не учили, не концентрировали внимание на этом.
Говорят, эгоист живет для себя, любит себя, заботится о себе.
Но ведь людей, у которых это действительно получается — единицы. Остальные не видят, не знают, не понимают себя.
Если речь идет об самосознании и осознанности, то при чем тут эгоизм?
Александр
>В статье предлагается некий вызов, но я не понимаю чему именно
Честно, тоже не понимаю о каком вызове речь. В статье просто констатация, субъективная констатация того, как я воспринимаю эти явления. Вы можете воспринимать иначе.
И я честно понимаю, — неприятно, когда что-то хорошее и светлое приравнивают к эгоизму. Человеку нужны ценности. А иначе, когда нет ничего святого, на что опираться?) Так ведь?
Просто и здесь, стоит быть до конца честным с собою, чтобы отличать действительно светлое и святое от самообмана.