В нашем обществе принято считать, что эгоист – это такой нехороший человек, который живет для себя. А может ли человек в здравом уме и твердой памяти по-настоящему делать хоть что-то для других? Речь не о каких-то случайных, или механических действиях, а о вполне сознательных поступках. Возможно, вам когда-нибудь приходила в голову мысль, что в конечном итоге, все-все, что мы делаем, мы делаем для себя? Возможно, эгоизм – это единственная причина нашего альтруизма? Возможно, альтруизм – просто очередная красивая функция в программе развития нашего эго?
Ну, подумайте, разве это плохо – себя любить, и делать для себя что-то хорошее? Лучше себя ненавидеть? Причинять себе боль? Губить свое тело и разум? В искренней любви к себе вы помогаете как минимум одному человеку на этом свете. И что постыдного в том, что этот человек и есть Вы? Все просто, Вы – избранный! Избранный в том, что касается Вашего отношения к себе, потому что Вы являетесь собой, а не кем-то другим. Здесь, как и во всем – хорошо все, что в меру. Если Вы живете для себя в ущерб другим, эти «другие» могут Вас наказать. Поэтому разумный человек выбирает умеренный, «разумный эгоизм».
Практичность эгоизма
Все мы знаем, что взрослому человеку полагается уметь позаботиться о себе – это обыкновенная и даже поощряемая общественностью самостоятельность. Хорошо ведь, когда человек поддерживает свое здоровье, стирает себе носки, готовит завтрак. То есть, действовать для себя – это нормально. Чем же отличается такая похвальная самостоятельность от эгоизма?
Считается, что эгоист заботится только и только о себе, ставя свои интересы выше общественных. А когда, например, взрослый человек опекает ребенка, полагают, что на сей раз он заботится о ком-то другом. Но ведь взрослый заботится о ребенке по какой-то причине? Все по прежнему практично – просто без этой заботы, ему самому станет хуже, его загрызет собственная совесть. И вот, чтобы избежать мук совести, в «программу» личного эгоизма прошивается функция заботы о ребенке. Таким образом, заботясь о другом человеке, эгоист продолжает заботиться о себе.
Дело в том, что как раз, благодаря заботе о других, мы обретаем согласие с самим собой. Ведь куда легче любить и принимать себя, будучи кем-то хорошим и достойным любви в своих же глазах. Так наша совесть работает в паре с моралью общества. Заботясь о других, продолжаем заботиться о себе. Взаимопомощь – это утонченная разновидность разумного эгоизма.
Иначе выходит как в анекдоте о праведниках, которые молятся, несут служение, стремятся попасть в рай, но оказываются в итоге в аду, потому что праведность их корыстна. А бывают ли иные праведники? На progressman.ru тему такой ханжеской духовности я разбирал в отдельной статье.
Эгоизм в чистом виде – это расчетливость в обретении личного душевного комфорта. Но дело в том, что именно этим стимулом продиктовано абсолютно каждое наше действие. Все человеческие действия – это нескончаемые попытки устроить собственную жизнь. Даже взаимовыручка и помощь другим – лишь очередной вариант организации личного душевного комфорта. Ничего другого мы никогда не делаем.
И даже чрезвычайно осознанный человек не становится идиотом. Он все так же практичен и действует исходя из своих интересов. Другое дело, что интересы его очень уж часто оказываются полезными в том числе и для окружающих.
А чем человек грубее, тем примитивней действует – бежит от страданий за кайфом, расталкивая всех на своем пути. И в этой своей грубой прямолинейности действует с каким-то почти животным простодушием. Такая практичность – на уровне первобытного строя.
Утонченная личность в свою очередь, чтобы добиться своих целей действует тонко, но все также эгоистично. Мудрость, в моем понимании – это дальновидность. Умудренный опытом эгоист способен предугадывать последствия собственных действий, поэтому его эгоизм выражается в разумных поступках – порой, в так называемом альтруизме, жертвенности и щедрости. Совершенно нормально и даже мудро, когда мы для собственного благополучия, задумываемся в том числе и о благополучии окружающих.
Доблесть эгоизма
Казалось бы, зачем подвергать сомнениям и анализу такие прекрасные потребности людей как взаимовыручка, жертвенность и щедрость? И я совсем не против благотворительности, даже если она управляется не созиданием прекрасного, а всего лишь эгоизмом и тщеславием. Но я – за честность с самим собою.
Просто все мы погрязли в неврозе болезненной ненависти к себе, которая чередуется с болезненным же самолюбием. Сколько можно ненавидеть себя? Мы подавляем собственное эго, выставляя всем напоказ красивые маски нашей, якобы «героической» личности. Нам нравится водить себя за нос, объясняя свои действия благими, а порой – высокодуховными намерениями. Ведь, «эгоизм – это плохо!», – как принято считать. Ведь надо проявлять заботу о ближних!
Но что делать, если эгоизм – это естественное выражение нашей человеческой природы? Себя ненавидеть? Помогать окружающим вынужденно сквозь зубы?
Все, что не соответствует искусственной общественной морали, принято в себе душить и подавлять поглубже, в закрома бессознательного. Напряжение копится годами. А потом люди удивляются, откуда у них в душе такие противоречивые эмоции, почему нутро раскалывает на части между виноватой покорностью и протестующей злостью. Рисуют себе на плечах ангелов и бесов, чтобы хоть как-то объяснить собственные внутренние конфликты.
Наше бедное забитое эго достойно любви, приятия и понимания. Ведь именно это мы пытаемся доказать окружающим, когда ожидаем от них одобрения и похвалы! Чтобы психика не разрывалась на части и в душе сохранялся хотя бы относительный комфорт, надо бы уметь признавать правду и позволять себе быть разумным эгоистом. Не хитрым обманщиком и тщеславным идиотом, а искренним эгоистом, который не прячется за высокую мораль, доблесть и благородство, который честно знает, чего хочет, и потому готов действовать ради общего блага.
Просто такова наша природа – эгоизм естественен. Мы не способны стать лучше, прикрывая эгоизм красивой вывеской с надписью «доблесть». Уверяя себя и других в своих якобы высоких побуждениях, формируют неуверенность в себе и в своем развитии буксует на месте.
Только честное признание и приятие того, что есть здесь и сейчас, позволяет обрести мир в душе. Признав наличие самообмана, мы движемся в сторону правды. Перемены – это спонтанное следствие честности с самим собой. Мы при этом, словно нащупываем свою текущую ступеньку, и уже видим краешек следующей. Сделать еще один шаг в развитии при этом становится простым и естественным делом.
Я – эгоист. Такова моя человеческая природа. Это – мой способ смотреть на мир и познавать его. И я не думаю, что это какое-то наказание, или какая-то «беда». Это – этап моего развития. Просто где-то на глубинном уровне все мы догадываемся, что самое важное, одновременно и самое сложное, и самое простое – это принять жизнь такой, какой она и является здесь и сейчас. Принять свой эгоизм – так сложно! И так легко!
© Игорь Саторин
В продолжение темы:
Вы очень убедительно доказали, что эгоизм — это хорошо. Но хорошо ли это?
А я вот открою вам еще одну тайну.
Например, трусость — это на самом деле всего лишь осторожность! А осторожность — это правильно, это хорошо. А значит и трусость — это тоже хорошо! Ну как? Вы, наверное, всю жизнь думали, что трусость это плохо? Чувствуете, в голове все перемешивается, как-будто почва уходит из под ног?
Вы, наверное, скажете: зачем разрушать великий русский язык, путать значения слов ради дешевых эффектов?
Вот и я вам хочу задать подобный вопрос.
Ведь забота о себе, ответственность за свою жизнь — достаточно важные темы, и они не нуждаются в дешевых эффектах.
И родной язык нам еще пригодится, чтобы действительно понимать друг друга, а не просто вызывать ассоциации через эмоции от сказанного.
Александр, все хорошо, что в меру. И «трусость» становится мудростью, когда в меру и к месту. И храбрость бывает глупостью, из-за которой человек лишается жизни.
Но я понимаю о чем вы. Просто статья не о «хорошем» и «плохом», а том, что все не так однозначно, как кажется.
А глупость бывает простотой, счастливым неведением, спасительной уверенностью в себе…?
Я не об оценках, а о определении слов. Оно должно быть точным, и эмоциональный фон тоже входит в значение слова.
Поэтому трусость, глупость — это плохо по определению. И тогда уже можно говорить о границе между трусостью и осторожностью и т.д.
Я бы определил эгоизм, примерно, как дефект личности, который мешает человеку жить. Дефект заключается в том, что человек все тянет на себя в такой степени, что другие не хотят иметь с ним дело.
Александр, возможно, просто стоит отличать здоровый разумный эгоизм от жадности, пошлости, жестокости, садизма и т.п. А если говорить об этом как о дефекте личности, так этим дефектом страдает каждый, кто не святой и не Будда. Да, о терминологии спорить бесполезно. Я понимаю о чем Вы. И действительно большинство людей воспринимают эгоизм также, как Вы. Но в этом, по моему субъективному мнению кроется самообман, которому и посвящена статья. Просто, возможно, после статьи остается не очень приятный осадок?)
Мне кажется, само определение «эгоизм» вызывает у многих протест, т.к. считается негативным и чем-то «неправильным». Можно назвать это как-то совсем по-другому, суть от этого не изменится.
Как-то попались на глаза слова «Не трогайте понапрасну мир руками»,замечательная фраза. Потому что все устроено совершенным образом, и мы сами тоже, просто не видим этого. Закономерности, по которым существует всё вокруг, рихтуют нас через жизненные ситуации, потихоньку подводя к ясности, а значит к себе. Есть эгоизм, который не идет в ущерб другим людям, поступки не нарушают гармонию мира. Такой эгоизм дает тонкое чувствование, что можно делать, а чего не следует, и он формирует бережное отношение, трепет.
Совершенствование, развитие.. в этом нет никакой конечной точки. На каком-то этапе, придя к собственным глубинам, становится возможным повернуться лицом к миру совершенно по другому. Не для удовлетворения эгоистических потребностей, как это происходит поначалу, а для того, чтобы в итоге начать взаимодействовать с миром не разрушая, а созидая. Если сухо, схематично выразиться, то первая часть встающего на Путь — это как раз руководствование только через ложное эгоистичное Я, вторая — выход наружу из него. И тогда способ жизни кардинально меняется на 180 градусов..
Александр, вы правы в том, что нездоровый эгоизм превращает человека в черную воронку, которая затягивает в себя , такому человеку всегда мало. Это как дырявое ведро, которое никогда невозможно наполнить . Но все те вещи, которые считаются чем-то «плохим», необходимы на каких-то этапах, иначе как понять, что же на самом деле тебе нужно.
Шутка в том, что гораздо легче жить в собственных заблуждениях, опираясь на собственный «кодекс чести». В этом опора личности, платформа. И когда кто-то начинает разрушать идеалы, это всегда воспринимается, как посягательство на самое ценное, что есть.
Статья вызвала резонанс и это классно :)Это значит, что заколебался привычный мир, а ступить в новый, другой, изменив угол зрения, всегда так сомнительно))Там, внутри, каждый уже знает ВСЁ, но расставаться с привычным не дает инерция. Лайнер, плывущий на полном ходу, сразу не повернуть, для этого нужно время и уверенная рука капитана, который точно знает, что пора это сделать.
Чёт графоманю седня :)
Frina,
>Чёт графоманю седня
Все бы так графоманили! По теме.)
Frina,
>Есть эгоизм, который не идет в ущерб другим людям, поступки не нарушают гармонию мира.
Гармония мира — это хаос.
>взаимодействовать с миром не разрушая, а созидая
«По нашим скромным подсчетам, во вселенной около 100 000 000 000 галактик, часто разделенных десятками миллионов парсеков близкого к вакууму пространства, в каждой по 300 000 000 000 звезд. Мы находится на отшибе одной из этих галактик, летая вокруг никчемной маленькой желтой звезды на еще более никчемном куске тверди по имени Земля; от нас ничего не зависит. Мы — ничто — это наиточнейшее приближение.
…
Но даже в масштабе нашей никчемной планеты, мы — фактически ничто. Мы — вид среди видов, звери среди зверей. Мы здесь очень недавно и, вероятно, очень ненадолго. Наш интеллект, наша нервная система напоминает перья райской птицы — изыски природы, могущие привести к немедленной гибели при ужесточении условий существования. Мы — кратчайшая вспышка во тьме геохронологических эпох, капля — в океане того, что было однажды живым и живо ныне.
…
Природа изобилует жестокостью, подлостью и паразитизмом, она не прекрасна, не гармонична, не мила — она беспощадна, слепа и равнодушна к нашим мечтам, чувствам, к нашей боли — нас ест заживо гангрена, нас выкашивали эпидемии — пока мы не поставили их на службу внутривидовой борьбе. Равновесие наше хрупко, положение наше — шатко. Неудачно пролетающий кусок смерзшегося газа может запросто положить конец самому нашему существованию.
…
И я — здесь и сейчас — говорю ясно, говорю просто и яснее сказать невозможно: перед лицом безграничной вселенной, холодной, темной и почти всюду мертвой — я склоняю голову, признаю свое место, и полагаю меру, и черчу границу своему познанию, своим силам, своей власти.
…
Те, кто глядя на небо видит не раскаленные шары светящегося газа, а мерцающие бриллианты, заботливо рассыпанные дланью ласкового божества по небосводу, чтобы мы могли любоваться ими, всегда будут ходить среди нас, всегда будут присочинять миру свои человеческие понятия, цели и чувства.
…
В отличии от вас я полагаю меру своим надеждам, мечтам и стремлениям, я не пытаюсь изловчиться и найти отмычку от райских врат, не надеюсь и не желаю жить вечно. И когда тычете вы в меня пальцем, когда вопрошаете с сардонической улыбкой и дидактическим тоном, как смею я, как могу я, как вообще так вышло, что я не присочиняю миру смысла, жизни — ценность, природе — гармонию, я вспомнию одного старого немца, который раскусил вас: «У кого нет сверхъестественных желаний, для того нет более сверъестественных существ».»
Игорь Саторин, я бы кинул ссылку на цитату, но тогда пришлось бы ждать проверки.
Игорь Саторин,
>И действительно большинство людей воспринимают эгоизм также, как Вы. Но в этом, по моему субъективному мнению кроется самообман, которому и посвящена статья.
Александр говорил только о семантике слова «эгоизм», где тут может быть самообман?
В защиту эгоизма.)Библейская мудрость — заповедь: «Возлюби ближнего своего, как самого себя».
Для того, чтобы иметь возможность изживать свою самость, человек должен осознавать свою истинную природу. Для того, чтобы увидеть свет, надо оттолкнуться от самого дна. Все, что делается против Природы ведет к потерям. Чтобы принять другого человека, нужно сначала принять самого себя – а не бежать от этого, заполняя собственные пустоты неким «смыслом». Чтобы понять чужую боль, надо хотя бы раз почувствовать ее на себе. Чтобы бескорыстно отдавать, нужно так же нуждаться и желать этого самому себе. Чтобы ценить чужую жизнь, надо осознать ценность своей. Благодетель без мудрости может быть еще большим злом, чем ее отсутствие. Самый большой эгоизм – это удовлетворение своих потребностей в самоидентификации себя как высоко духовной личности, завуалированное под высокие помыслы..а что еще хуже – слепое следование чьей-то идеологии. Можно много рассуждать о возвышенном, а на деле быть циником, снобом, эгоистом и наоборот. На примере пожертвований, один делает, потому что сам хочет это делать, а другой, чтобы ему «зачлось». Люди всегда делают то, что хотят. Любой альтруизм против человеческой природы и не важно, что кто-то, умудренный опытом, дает, а кто-то другой высокопарно «жертвует» — суть одна. В завершение китайская мудрость: «Когда человек раскрывает свое сердце и нет ничего, чего бы он не любил, тогда все вещи становятся его крепостью»