Неврозы появляются, когда мы сталкиваемся с деструктивными противоречивыми или просто очень необычными переживаниями, с которыми наш разум справиться не способен. Эти переживания уходят в бессознательное. Невроз – это способ, которым подавленный в бессознательное «материал» дает о себе знать, когда прорывается за покровы защитных механизмов нашей психики. В быту неврозы – это обычные негативные переживания, которые проявляются в усиленной и навязчивой форме. Невротик – типичный персонаж мыльной оперы, у которого вместо здоровых отношений – любовная истерия, вместо реальных достижений – самоутверждение, а вместо здравомыслия – инфантильная эгоистичность. В общем, невроз – это такое нормальное состояние современного человека.
На фото отцы – психоанализа: Абрахам Брилл, Эрнест Джонс, Шандор Ференци, Зигмунд Фрейд, Стэнли Холл, Карл Юнг
Неврозы Фрейда
Существует мнение, что психоанализ Зигмунда Фрейда зародился благодаря озарению, которое его настигло во время сеанса гипноза. Этот сеанс проводил учитель Фрейда – Жан Мартин Шарко. Фрейд наблюдал, как загипнотизированному человеку давали команду – после пробуждения от гипноза – раскрыть зонтик. Действие с зонтиком происходило в помещении и потому выглядело особенно бессмысленным. Будучи в здравом уме после завершения гипноза, человек раскрывал зонтик, и когда его спрашивали о причине этого действия, всегда находился «рациональный» ответ. Человек, например, мог сказать, что «с потолка течет», или, что он проверяет работоспособность зонтика. Фрейд понял, что люди периодически совершают действия, не осознавая истинных побуждений для их совершения. При этом все мы находим «рациональное» объяснение таким действиям, в котором сами можем быть искренне уверенны. Этот механизм психологической защиты Фрейд назвал «рационализацией».
Человек априори не способен понять своим умом жизнь, потому что наш ум – лишь малая крупица жизни. Но сам ум при этом может свято верить, что «все понятно» и «никаких чудес не бывает». В этом проявляется механичность ума. Все «непонятные» процессы вытесняются в бессознательное. Задача ума при этом – лишь подобрать подходящее рациональное объяснение – самообман, на который мы купимся. Вроде как: «все понятно – можно успокоиться и двигаться дальше». Человек не способен воспринять чудо, потому что не готов его переварить, потому что чудо может травмировать его психику. Все слишком необычное и непривычное в нашей жизни подменяется рационализирующим объяснением ума. Поэтому наша жизнь такая нормальная, такая серая и привычная. Мы просто не замечаем жизни. Мы не осознаем происходящее. Мы спим в грезах ума, который «знает», и который своим знанием лишает нас истины.
Другой механизм психологической защиты, о котором я говорю чуть ли не в каждой статье – проекция. Суть его заключается в том, что человек – склонен приписывать другим людям, или внешним явлениям то, что происходит в его собственном уме. Например, если у человека плохое настроение, он видит мир мрачным, а если хорошее – то в радужных тонах. Сам мир при этом не меняется, он остается за пределами ума. Меняются – проекции, сквозь которые мы на мир смотрим.
Фрейд и его последователи считали, что человек «рационализирует» и «проецирует» лишь иногда, пребывая в состоянии невроза. Однако по моему субъективному мнению, «нормальный» человек этим занимается практически непрерывно. Мы живем, не замечая жизни. Все, что мы знаем – это наша проекция и рационализация жизни. Мы всеми силами защищаемся от осознания собственного бытия здесь и сейчас. А «рационализации» и «проекции» по Фрейду – это случаи, когда самообман настолько очевиден, что не заметить его уже просто сложно. Когда, видя белое, человек говорит «черное», а глядя на «черное» начинает объяснять это падением курса доллара, механизмы самообмана психологической самозащиты ума раскрывают себя со всей очевидностью.
Неврозы «здоровых» людей
Фрейд считал, что бессознательный «материал» остается бессознательным, потому что мы непрерывно расходуем свою психическую энергию на защиту от этого «материала». Мы тратим силы на блокирование и подавление болезненных впечатлений, вытесняя их в бессознательное. Отсюда берут свои названия соответствующие механизмы психологической защиты: «подавление» и «вытеснение». Когда, по словам Фрейда, вытесненный материал становится доступным для сознания, психическая энергия освобождается, и может быть использована эго для достижения «здоровых» целей. Иными словами, избавляясь от неврозов, мы, ко всему прочему, можем пополнить запасы жизненной энергии, которая доселе растрачивалась на подавление этих неврозов в подсознании. Плюс к этому, устранение «блоков» сознания, и высвобождение неврозов, расширяет сознание и повышает наши интеллектуальные способности. Однако здесь не все так просто.
«Блоки» сознания, или иначе – механизмы психологической защиты – это не какая-то ошибка природы, от которой однозначно необходимо избавляться. Они помогают нам адаптироваться к происходящей жизни. Блоки защищают наше беспомощное эго от безусловной реальности, и помогают «ужиться» с подавленными переживаниями. Их глобальное разрушение – чревато стремительным съездом крыши расколом психики. Однако, как выше уже было отмечено, «плата» за такую «крышу» – остановка в развитии. Психологические «проблемы» – часть нашего взросления. Механизмы психологической защиты, подавляя неудобные для эго переживания, блокируют наше развитие. Блоки сужают сознание и ограничивают восприятие. Вместо наших хранителей, механизмы психической защиты, становятся нашими надзирателями. Как быть?
Имеет смысл работать с теми «блоками», проявление которых беспокоит в текущий момент жизни. То есть нам не стоит стремглав бросаться в пучину подсознания, отвоевывая у него все возможные психические территории, по принципу Наполеона: «главное ввязаться в драку, а там – будет видно…» В такой «драке» слишком легко – лишиться головы. Что-то схожее происходит с людьми во время употребления психотропных препаратов. Сознание под психоделиками хаотично выныривает в мирах за пределами обыденного ума. Это может быть интересно и увлекательно, а может столкнуть с такими пластами бессознательного, от которых человек потом будет шарахаться всю жизнь. Стоит осваивать техники «растворения», используя которые мы не вскрываем хаотично подсознание, но работаем с тем, что уже проявляется в нашей жизни. То, что уже проявлено – это и есть ступень, которую мы прорабатываем. А впереди паровоза – бежать попросту небезопасно. На этом пути мы обретаем терпение, сохраняя понимание: «это – не реальность такая, а временное переживание».
Психоанализ предлагает вытесненный в бессознательное материал сделать доступным для сознания. Через обострение, мы проживаем подавленное переживание и освобождаемся от невроза, высвобождая психическую энергию для дальнейшего роста. И здесь, я смею утверждать – то же самое нам предлагают духовно-эзотерические учения. К примеру, в тантрических учениях продвинутому адепту секты предлагают созерцать боль, которая во время однонаправленного созерцания начинает растворяться. Между сгоранием кармы в индуизме и освобождением от неврозов в психологии можно поставить вполне рациональное равенство. Наше мировоззрение – всего лишь способ рационализировать безусловную реальность. И чем более привычным, правильным и нормальным кажется нам знание, тем ярче в нем проявлен наш рационализирующий самообман.
Это – одна из причин, по которой мне до сих пор не хочется называть себя психологом. Слишком очевидно, что психология, также как и различные духовно-эзотерические учения и прочие науки – просто способ ума очередной раз совершить этот величайший самообман – сделать безусловную запредельную реальность – знакомой и понятной. И progressman.ru в этом смысле – не исключение.
Неврозы Адлера и Хорни
Ученик Фрейда – психолог Альфред Адлер рассматривал неврозы как «стратегию самозащиты эго». В быту невроз выступает как оправдание, или своеобразное «алиби», которое защищает «престиж личности». Так, например, инстинктивные животные влечения обрастают гламурными эффектами и всякими «рациональными» пояснениями. В этом отношении невроз становится способом «взросления» и «развития» невротика. Обратите внимание на кавычки. Вместо реального развития, невротик удовлетворяется показным развитием, когда успех не столько достигается, сколько изображается. И если жизнь тревожит его иллюзии о собственном «величии», невротик переживает невроз. Невротический стиль жизни характеризуют: неуверенность в себе, низкая самооценка, эгоистичные цели, повышенная ранимость, тревога, проблемы в общении и пр. Адлер выделял три основные жизненные «задачи», в которых высвечивается невротический конфликт: работа, дружба и любовь – самые важные и зачастую самые проблематичные сферы жизни. Основные причины невроза по Адлеру идут из нашего детства. Среди них: физические страдания, избалованность, чрезмерная опека, или наоборот – игнорирование и отвержение.
Психолог Карен Хорни считала, что в отличие от здоровых людей, невротик зависит от чужого мнения, от партнера, от своей «скромности», гордыни, власти, престижа, славы, амбиций и др. Зависимость от чужого мнения приводит к тому, что невротик нуждается в положительных оценках и одобрении окружающих. Невротик переоценивает значение отношений, и крайне боится быть брошенным, поэтому иногда склонен избегать отношений вообще. Невротик часто нуждается в защите и покровительстве. Невротик проявляет излишнюю скромность и неуверенность, поэтому страшится открыто выражать свои мысли. При этом невротик нуждается во власти и престиже, чтобы стать объектом восхищения. Невротик боится критики, поэтому избегает совершать ошибки и терпеть неудачи, в результате чего склонен уклоняться от новых начинаний, увязая в зоне комфорта. Как видим, исходя из этих признаков, здоровых людей в нашем обществе практически нет. Как любят говорить психологи: «все мы родом из детства».
© Игорь Саторин
Речь была о вербальном выражении истины,ощущение оно несомненно ближе, только его не выразить словами.Отрицание позволяет говорить чем истина не является, это как вопрос о высшем “Я”
Можно выразить ощущение словами , всё зависит от уровня развития .
Отрицание всё это философская и научная тематика ,допустим сероводород не воняет то это не сероводород что есть факт
Но в познании сознания такая тема не оч работает , лишь в общих чертах , т.к. психика сложнее материи по многим параметрам
.
Если есть реальное включение со сверх Я , то там не возникает отрицаний, противоречий , которые и являются принципом однобокого рассмотрения «объекта» , а есть всеобъемлющий взгляд на вещи в рамках рассматриваемого вопроса , что важно , просто если далее копать то окажется , что наша истина зависит ещё от множества факторов , рассматривающих её в ином ключе .
<Будда Гаутама, мастера адвайты-некоторые!,другие сверхчеловеки-хотя да,пожалуй ты их не видел
Ну почему бы мне их не видеть ?
Только дело в том , что они не идеалы , а представители человечества с более высоким уровнем сознания , и на том уровне каждый имеет свой набор качеств , некоторые нам импонируют другие — опасны . Высшие сознания проявляют себя по разному в зависимости от своей роли в целостном , гармоничном Мире — есть карательные «санитары леса», есть просветительные индивиды , есть прогрессоры , и ещё много чего интересного … Короче смысл в том , чтобы занять свою нишу в системе мироздания , а не следовать по чужим следам , хотя кому то и такой путь нужен на определённом этапе для набора качеств в цепочке воплощений , в общем каждому своё .
По этим вышеизложенным причинам универсальные советы не есть инструкцией к действию , а лишь намёком на поиск собственного решения !!!
*Поэтому и сказал “прочная опора не чувствуется под ногами”.*
Здорово!)
*Подразумевалось “успешен = выделывается”.*
Перельман успешен? Он реализовал себя как гениальный математик, ну и повесил бы свое доказательство себе на стену и любовался бы сам, один. Почему он так не сделал? Почему он предпочитает уединение?
«Вы смеётесь надо мной, потому что я отличаюсь от вас, а я смеюсь над вами, потому что вы не
отличаетесь друг от друга…» Джонатан Дэвис
Нормальна ли психика человека, который избегает общество? Все ли сигналы в его голове проходят полный цикл? Может быть у него предрасположенность к неврозам и он сознательно избегает их возбудителей. Он оттолкнулся от своего тщеславия один раз — но скомпенсированной годами силой и получил соответствующую дозу реакции на себя из вне. До этого жил, работал и предвкушал этот момент.
Конечно, мы ничего не узнаем о людях, которые совсем, никогда ни с кем не общались, помимо выживания, передачи знаний, другие люди нам нужны, чтобы позиционировать себя, а неврозы -это побочный эффект.
Желание преуспеть в чем-то -это естественно, когда есть потенциал, его куда-то, но придется приложить, «заземлить» или растратить.
*Тут в большей степени зависит от воспитания, чем от гормонов.*
Не соглашусь. Есть такое выражение про детей «гены взяли свое». Состояние нервной системы, врожденное и приобретенное тоже определяет степень подверженности неврозам. Невроз, как диагноз, это временное нарушение\сбой в психике (не уверена, что объясняю это правильно), которое, если не лечить, может перейти в более серьезную фазу. Не случайно, существуют специальные клиники неврозов — это заболевание. Неврозом также можно назвать сильную эмоциональную реакцию на стресс, с которой человек способен справиться самостоятельно и делает это на каждом шагу или просто эмоциональную несдержанность.
>Перельман успешен?
Это вопрос терминологии. В моей терминологии про человека нельзя сказать, что он успешен, он только может хотеть таким казаться.
>другие люди нам нужны, чтобы позиционировать себя, а неврозы -это побочный эффект.
Если не жевать еду, а глотать комками, то будет несварение. Сама еда здесь ни при чем.
>Невроз, как диагноз, это временное нарушение\сбой в психике
В чем состоит сбой? Иррациональность? Этого добра и без неврозов навалом. Возбужденное поведение? Вообще считается нормой. Да впрочем и вполне может ей являться.
>Не случайно, существуют специальные клиники неврозов — это заболевание.
Конечно не случайно, чтож не заработать, коли есть возможность.
Невроз, блин. Зачем нужно это слово? «Дурак» — куда шире и точнее. Не существует психических заболеваний в отрыве от заболеваний тушки. Если с тушкой все в порядке, а человек все равно истеричка, ну значит он дурак, и ему не прогулки по расписанию и завтраки из транквилизаторов нужны, а заняться собой.
*Если с тушкой все в порядке, а человек все равно истеричка, ну значит он дурак, и ему не прогулки по расписанию и завтраки из транквилизаторов нужны, а заняться собой.*
Хотела возразить, но подумала, что, если немного «подрастянуть» рамки физиологической психической нормальности: гормональное состояние, состояние нервной системы, общее состояние здоровья (утомляемость/гипервозбудимость и т.д.) то эмоциональная распущенность будет и впрямь преобладающим фактором.
Efim правильно сказал по поводу ума. Т. К. Цель ума в том, чтобы спасать с его помощью свои задницы, выживать. Ум развивается так как он развивается, для того чтобы помочь особи выжить в процессе естественного отбора. Цель ума это выживание особи или всего того, чем особь себя считает. Смысл всего перечисленного — это непрекращающееся усилие ума доказать свою правоту.
Как раз об этом: progressman.ru/2011/06/psiho-2/
Спасибо за статью! У вас прекрасный сайт!
Из первого предложения оба тире лучше убрать, в них нет необходимости. И во втором лучше без запятой после «который»))
Игорь,я не со всеми вашими высказываниями согласен. Есть что доработать. Если интересуетесь улучшением ваших статей давайте свяжемся не на сайте.
Вы, наверно, слышали о таком эксперименте: в банку засыпают блох — и они там прыгают хаотично (почти броуновское движение), над банкой стоит «дымка», некоторые блохи выпрыгивают из банки. Однако, если банку закрыть на некоторое время крышкой, а потом снять крышку «дымка» исчезает: блохи обучились прыгать до того места, где была крышка. Выше прыгать не имело смысла. Нечто похожее наблюдается и в чел.обществе, а крышкой служат разные общепринятые мнения. Чтобы от них освободиться и прыгнуть выше, надо усвоить одну простую истину: так называемое «общественное мнение» не имеет права на существование, так как нет (вообще нет и никогда не было) никакой «общественной точки зрения». Нет такого субъекта и все. Есть «подписывающиеся», «принимающие», «адепты», «разделяющие» точку зрения автора (первоисточника) с определенными нюансами и дополнениями — но это всего лишь другие индивидуальные точки зрения, другие умы, другие опыты, другие ассоциативные связи. А некой обобщенной «средневзвешенной» просто быть не может, т.к.нет субъекта — нет «общественного ума» (или я где-то не прав? Или вас пугали тюремными прибаутками типа «не плюй на общество»?). А если «крыша» где-то появляется — то она искусственная. Об этом надо помнить.