Неврозы появляются, когда мы сталкиваемся с деструктивными противоречивыми или просто очень необычными переживаниями, с которыми наш разум справиться не способен. Эти переживания уходят в бессознательное. Невроз – это способ, которым подавленный в бессознательное «материал» дает о себе знать, когда прорывается за покровы защитных механизмов нашей психики. В быту неврозы – это обычные негативные переживания, которые проявляются в усиленной и навязчивой форме. Невротик – типичный персонаж мыльной оперы, у которого вместо здоровых отношений – любовная истерия, вместо реальных достижений – самоутверждение, а вместо здравомыслия – инфантильная эгоистичность. В общем, невроз – это такое нормальное состояние современного человека.
На фото отцы – психоанализа: Абрахам Брилл, Эрнест Джонс, Шандор Ференци, Зигмунд Фрейд, Стэнли Холл, Карл Юнг
Неврозы Фрейда
Существует мнение, что психоанализ Зигмунда Фрейда зародился благодаря озарению, которое его настигло во время сеанса гипноза. Этот сеанс проводил учитель Фрейда – Жан Мартин Шарко. Фрейд наблюдал, как загипнотизированному человеку давали команду – после пробуждения от гипноза – раскрыть зонтик. Действие с зонтиком происходило в помещении и потому выглядело особенно бессмысленным. Будучи в здравом уме после завершения гипноза, человек раскрывал зонтик, и когда его спрашивали о причине этого действия, всегда находился «рациональный» ответ. Человек, например, мог сказать, что «с потолка течет», или, что он проверяет работоспособность зонтика. Фрейд понял, что люди периодически совершают действия, не осознавая истинных побуждений для их совершения. При этом все мы находим «рациональное» объяснение таким действиям, в котором сами можем быть искренне уверенны. Этот механизм психологической защиты Фрейд назвал «рационализацией».
Человек априори не способен понять своим умом жизнь, потому что наш ум – лишь малая крупица жизни. Но сам ум при этом может свято верить, что «все понятно» и «никаких чудес не бывает». В этом проявляется механичность ума. Все «непонятные» процессы вытесняются в бессознательное. Задача ума при этом – лишь подобрать подходящее рациональное объяснение – самообман, на который мы купимся. Вроде как: «все понятно – можно успокоиться и двигаться дальше». Человек не способен воспринять чудо, потому что не готов его переварить, потому что чудо может травмировать его психику. Все слишком необычное и непривычное в нашей жизни подменяется рационализирующим объяснением ума. Поэтому наша жизнь такая нормальная, такая серая и привычная. Мы просто не замечаем жизни. Мы не осознаем происходящее. Мы спим в грезах ума, который «знает», и который своим знанием лишает нас истины.
Другой механизм психологической защиты, о котором я говорю чуть ли не в каждой статье – проекция. Суть его заключается в том, что человек – склонен приписывать другим людям, или внешним явлениям то, что происходит в его собственном уме. Например, если у человека плохое настроение, он видит мир мрачным, а если хорошее – то в радужных тонах. Сам мир при этом не меняется, он остается за пределами ума. Меняются – проекции, сквозь которые мы на мир смотрим.
Фрейд и его последователи считали, что человек «рационализирует» и «проецирует» лишь иногда, пребывая в состоянии невроза. Однако по моему субъективному мнению, «нормальный» человек этим занимается практически непрерывно. Мы живем, не замечая жизни. Все, что мы знаем – это наша проекция и рационализация жизни. Мы всеми силами защищаемся от осознания собственного бытия здесь и сейчас. А «рационализации» и «проекции» по Фрейду – это случаи, когда самообман настолько очевиден, что не заметить его уже просто сложно. Когда, видя белое, человек говорит «черное», а глядя на «черное» начинает объяснять это падением курса доллара, механизмы самообмана психологической самозащиты ума раскрывают себя со всей очевидностью.
Неврозы «здоровых» людей
Фрейд считал, что бессознательный «материал» остается бессознательным, потому что мы непрерывно расходуем свою психическую энергию на защиту от этого «материала». Мы тратим силы на блокирование и подавление болезненных впечатлений, вытесняя их в бессознательное. Отсюда берут свои названия соответствующие механизмы психологической защиты: «подавление» и «вытеснение». Когда, по словам Фрейда, вытесненный материал становится доступным для сознания, психическая энергия освобождается, и может быть использована эго для достижения «здоровых» целей. Иными словами, избавляясь от неврозов, мы, ко всему прочему, можем пополнить запасы жизненной энергии, которая доселе растрачивалась на подавление этих неврозов в подсознании. Плюс к этому, устранение «блоков» сознания, и высвобождение неврозов, расширяет сознание и повышает наши интеллектуальные способности. Однако здесь не все так просто.
«Блоки» сознания, или иначе – механизмы психологической защиты – это не какая-то ошибка природы, от которой однозначно необходимо избавляться. Они помогают нам адаптироваться к происходящей жизни. Блоки защищают наше беспомощное эго от безусловной реальности, и помогают «ужиться» с подавленными переживаниями. Их глобальное разрушение – чревато стремительным съездом крыши расколом психики. Однако, как выше уже было отмечено, «плата» за такую «крышу» – остановка в развитии. Психологические «проблемы» – часть нашего взросления. Механизмы психологической защиты, подавляя неудобные для эго переживания, блокируют наше развитие. Блоки сужают сознание и ограничивают восприятие. Вместо наших хранителей, механизмы психической защиты, становятся нашими надзирателями. Как быть?
Имеет смысл работать с теми «блоками», проявление которых беспокоит в текущий момент жизни. То есть нам не стоит стремглав бросаться в пучину подсознания, отвоевывая у него все возможные психические территории, по принципу Наполеона: «главное ввязаться в драку, а там – будет видно…» В такой «драке» слишком легко – лишиться головы. Что-то схожее происходит с людьми во время употребления психотропных препаратов. Сознание под психоделиками хаотично выныривает в мирах за пределами обыденного ума. Это может быть интересно и увлекательно, а может столкнуть с такими пластами бессознательного, от которых человек потом будет шарахаться всю жизнь. Стоит осваивать техники «растворения», используя которые мы не вскрываем хаотично подсознание, но работаем с тем, что уже проявляется в нашей жизни. То, что уже проявлено – это и есть ступень, которую мы прорабатываем. А впереди паровоза – бежать попросту небезопасно. На этом пути мы обретаем терпение, сохраняя понимание: «это – не реальность такая, а временное переживание».
Психоанализ предлагает вытесненный в бессознательное материал сделать доступным для сознания. Через обострение, мы проживаем подавленное переживание и освобождаемся от невроза, высвобождая психическую энергию для дальнейшего роста. И здесь, я смею утверждать – то же самое нам предлагают духовно-эзотерические учения. К примеру, в тантрических учениях продвинутому адепту секты предлагают созерцать боль, которая во время однонаправленного созерцания начинает растворяться. Между сгоранием кармы в индуизме и освобождением от неврозов в психологии можно поставить вполне рациональное равенство. Наше мировоззрение – всего лишь способ рационализировать безусловную реальность. И чем более привычным, правильным и нормальным кажется нам знание, тем ярче в нем проявлен наш рационализирующий самообман.
Это – одна из причин, по которой мне до сих пор не хочется называть себя психологом. Слишком очевидно, что психология, также как и различные духовно-эзотерические учения и прочие науки – просто способ ума очередной раз совершить этот величайший самообман – сделать безусловную запредельную реальность – знакомой и понятной. И progressman.ru в этом смысле – не исключение.
Неврозы Адлера и Хорни
Ученик Фрейда – психолог Альфред Адлер рассматривал неврозы как «стратегию самозащиты эго». В быту невроз выступает как оправдание, или своеобразное «алиби», которое защищает «престиж личности». Так, например, инстинктивные животные влечения обрастают гламурными эффектами и всякими «рациональными» пояснениями. В этом отношении невроз становится способом «взросления» и «развития» невротика. Обратите внимание на кавычки. Вместо реального развития, невротик удовлетворяется показным развитием, когда успех не столько достигается, сколько изображается. И если жизнь тревожит его иллюзии о собственном «величии», невротик переживает невроз. Невротический стиль жизни характеризуют: неуверенность в себе, низкая самооценка, эгоистичные цели, повышенная ранимость, тревога, проблемы в общении и пр. Адлер выделял три основные жизненные «задачи», в которых высвечивается невротический конфликт: работа, дружба и любовь – самые важные и зачастую самые проблематичные сферы жизни. Основные причины невроза по Адлеру идут из нашего детства. Среди них: физические страдания, избалованность, чрезмерная опека, или наоборот – игнорирование и отвержение.
Психолог Карен Хорни считала, что в отличие от здоровых людей, невротик зависит от чужого мнения, от партнера, от своей «скромности», гордыни, власти, престижа, славы, амбиций и др. Зависимость от чужого мнения приводит к тому, что невротик нуждается в положительных оценках и одобрении окружающих. Невротик переоценивает значение отношений, и крайне боится быть брошенным, поэтому иногда склонен избегать отношений вообще. Невротик часто нуждается в защите и покровительстве. Невротик проявляет излишнюю скромность и неуверенность, поэтому страшится открыто выражать свои мысли. При этом невротик нуждается во власти и престиже, чтобы стать объектом восхищения. Невротик боится критики, поэтому избегает совершать ошибки и терпеть неудачи, в результате чего склонен уклоняться от новых начинаний, увязая в зоне комфорта. Как видим, исходя из этих признаков, здоровых людей в нашем обществе практически нет. Как любят говорить психологи: «все мы родом из детства».
© Игорь Саторин
Ivann, самообман — это более, чем нормально. ИМХО.
>самообман — это более, чем нормально
то бишь есть у всех, но смысл в том, что чем честней ты сам с собой, тем гармоничнее.
самообман — это защита от самого себя. сам себе не доверяешь — жизнь будет стоять к лесу передом.
а невротики на то и невротики, чтобы быть эмоционально-нестабильными, погрязшими в негативе, неуверенными в себе и в своих силах,зацикленными на себе и никому (и себе) недоверяющими.
> Ivann, самообман — это более, чем нормально
«Все Леди делают «это»? :) Не сочтите за грубость.
Если так, к чему тогда весь, явно не совсем нормальный (ибо выбивающийся из ряда), поиск, «беспощадной» и «жестокой» Реальности? Ведь при столкновении с ней можно так больно «пораниться».
Согласна с Тролем!)))
Неврозы — явление социальное. Личность «напрягают» либо следовать установившимся стереотипам и чьим-то ожиданиям, либо их же преодолевать, тем самым ломая старые «стандарты» и привнося что-то новое. Т.е. страдать неврозом может и «слабак» и человек, способный противостоять системе\разрушить ее\привнести что-то новое. А с медицинской точки зрения — это диагноз, клиники, специализирующиеся на лечении неврозов, отводят на реабилитацию 1.5-2 месяца. Другой вопрос, как научить сильную личность не «принимать на грудь» стрессы? Творческий человек сложнее переносит интриги, «спарринг» и прочие подобные составляющие на пути своей реализации, ему проще махнуть на все рукой и послать все в сад..чем испытывать себя на прочность дальше. Как правило, человек, который сдался не избавляется от проблемы самореализации -против природы не пойдешь, позиция должна быть активной\осознанной..даже отступательная. имхо.
>Согласна с Тролем!)))
Вот это номер.)
>Неврозы — явление социальное. Личность “напрягают” либо следовать установившимся стереотипам и чьим-то ожиданиям, либо их же преодолевать, тем самым ломая старые “стандарты” и привнося что-то новое. Т.е. страдать неврозом может и “слабак” и человек, способный противостоять системе\разрушить ее\привнести что-то новое.
Но дело даже не в этом. Дело в том, что человек разделяет «дом» и «социум». Что порождает две личности с разными приоритетами, и приходится между ними маневрировать и искать компромиссы. «Дом» — это та постройка, которую человек возвел себе в голове и в которой он живет, а «социум» — это внешняя опора, при которой «дом» уже становится не нужен, ибо зачем, если опора и так есть. Если кто-то способен полностью опереться на социум так, что у него не останется ничего «личного» и никаких секретиков, то это равносильно тому, что он уехал на необитаемый остров. Нет дихотомии — нет смысла — нет влияния. Если опора под ногами прочная, то она не чувствуется.
Я не знаю ни одного человека с «богатым внутренним миром», который не испытывал бы отвращения (если не страха) перед обществом, потому как оно автоматически подменяет свои смыслы на внешние впечатления. Что конечно тоже довольно сопливо, зато с гарантией, что не потеряешься.
Короче поэтому я и твержу про «я успешен». Когда кто-то приходит в общество половить там смыслов, у него вообще все в голове перепутывается, где «его», а где «чужое».
\\Но дело даже не в этом. Дело в том, что человек разделяет “дом” и “социум”. Что порождает две личности с разными приоритетами, и приходится между ними маневрировать и искать компромиссы. “Дом” — это та постройка, которую человек возвел себе в голове и в которой он живет, а “социум” — это внешняя опора, при которой “дом” уже становится не нужен, ибо зачем, если опора и так есть.\\
Про две личности -понятно, про необитаемый остров — не совсем. Успешен=одобрен? Успешен=самореализован?
Можно привести более конкретные примеры. Есть люди, которые плохо, хорошо или глупо выделяются из общей массы. Вероятную основную причину этого можно обозначить в скобках: лентяи (низкий уровень дофамина), лидеры (высокий уровень дофамина и уровень интеллекта), творцы (неординарные способности), диктаторы (патология), «клоуны» (саморегулируемые), психически нездоровые люди (патология), «нормальные» (одобренные) и т.д.. Это неоформленный и не бесспорный поток сознания, так, чтобы в общих чертах. Пример с котенком. Роняешь книгу, один прыгает на потолок, другой отпрыгивает недалеко, третий только поворачивает голову. Т.е., бывает врожденная патология, бывает приобретенная, а бывает просто заторможенность. Для человеческой психики норма «вписаться» в социум, это зона его комфорта? Есть научно обоснованные нормы, есть просто стереотипы поведения. Интерес толпы вызывают незаурядные личности -тяга к изменениям есть и у ведомой толпы, коллективная, раздолье для манипуляторов. Есть море, есть планктон, есть киты, есть дельфины и есть воздействие из вне. Пожалуй, человек, с определенными задатками в каком-то смысле обречен с ними кувыркаться, даже, управляя собой –будучи осознанным. В том смысле, что дать себе правильную установку и не сомневаясь следовать ей, исходя из одной только целесообразности не получится –ее необходимо апробировать в социуме: поиск аналогичных примеров, как пишет Игорь – одобрения или просто нужной или хоть какой-то реакции. Человек, полностью изолированный от общества начинает сходить с ума и мало кто способен это сделать буквально –укротить физиологию, а там, где это нельзя -дать ей заменитель чего-то недостающего. Почему-то вспомнился математик Григорий Перельман.)
Ivann,
>к чему тогда весь, явно не совсем нормальный (ибо выбивающийся из ряда), поиск, “беспощадной” и “жестокой” Реальности? Ведь при столкновении с ней можно так больно “пораниться”.
Вопрос хороший. А ответы разные. Выскажу «ИМХО». Может кто добавит.
1. Искать и находить — просто интересно. Если есть возможность познать тайну, открыть чудо, пусть даже нелегкой ценой, любопытство может перевесить.
2. «Столкновение» с реальностью может быть исцеляющим, когда «бо-бо» выходит через обострение, если «сталкиваться» умеренно, срединно, без надрывов, разбавляя сном.
3. Развитие тешит самолюбие. Это — очень мощный мотиватор! На каком-то этапе постепенно перестает действовать.
4. Начинаешь понимать, что иначе уже не можешь. Не потому что «наркоман», а потому что — отступать некуда. Но «разбавить» мирским вполне можно. См. пункт 2.
5. Да как-то само собою таки получается. Просто мы такие люди, с такой судьбой :)
Если вас цепляют разные «нехорошие» люди — значит вы обладаете теми же качествами , которые раздражают нас в других .
Выход один — принять то что мы далеко «не ангелы» и вместо того чтобы 100500 раз жаловаться и гневаться на поганое общество — задуматься над своими мотивами , реакциями , ощущениями в момент зецеплений .
Чаще всего для того чтобы возникло напряжение и слов не нужно — люди интуитивно чуют состояние друг друга , некоторые даже осознают это. Когда у человека активируются психоблоки , то это отражается на тонких телах , такой чел как заразный , перемещаясь в социуме он цепляет людей с подобным набором тараканов , и если встретились такие — начинается астральное пинание , потом выливается в скандал ,а уж повод всегда найдётся когда люди ужасно противны друг другу .
Но по сути они зеркалят качества друг друга , и получается что воюют сами с собой , соперник как тренажер , и за это его нужно благодарить .
Те же , кто отработал большинство «воинских»манипурных мотивов — просто не встречают подобных ситуаций , система распоряжается так , что они обитают в разных плоскостях и даже соприкасаясь у них не за что зацепиться для выяснения отношений . Ещё потому ,что такой человек не тратит свою энергию попусту и всегда наполнен , источает благость , таким образом передаёт ближайшим своё состояние , которое нивелирует агрессию , негатив а так же всё то что принято считать животными качествами .
1-3 каста (уровень сознания муладхара — манипура ) ещё не способны осознавать свои мотивы , они ещё очень долго будут «стукаться» друг об друга пока не придут к пониманию бессмысленности оного действа , и тому — что нужно в первую очередь менять что то в СЕБЕ !
В нашем обществе много людей 3й касты или около неё (Кшатрии) , как известно основной мотив там экспансия , подчинение , владение , управление , эскалация силы . Вот и получается — волков много , а овец на всех не хватает — приходится подавлять друг друга , всё как в природе — побеждают сильнейшие . На этом уровне такое поведение — норма , иначе манипуру не проработать .
Когда сознание человека в процессе своей эволюции иногда зацепляет уровень анахаты — начинается самое тяжелое — старые программы уже не приносят удовольствия , а новых ещё нет , тут то и начинается путь самосознание , путь Брахмана если по-ведически , избавление от масок и иллюзий , приобретение способности управления собой (своими состояниями) .
На таких сайтах большинство людей стоят на пороге Брахмана но ещё с рюкзаком Кшатрия , который отягощает . Но каждый сам выбирает — продолжать бездумно бороться с социумом либо встать на путь Адепта (начинающий мудрец) т.е. в первую очередь тотальное осознание — зачем нам даётся тот или иной урок , какие траблы , слабости высвечивают наши «враги» но по сути наши Учителя .
Вулфрик
МудрО. Спасибо, продвинули в области восприятия.)