Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Медитация спонтанного присутствия

медитация спонтанного присутствияЕдинственно верный путь – это путь, которым вы следуете. Все описания проходят через призму субъективности индивидуальных оценок, поэтому самого пути они касаются лишь косвенно. Следуя вербальной инструкции, практик должен выйти за пределы слов и понятий, поэтому, когда вы начинаете по-настоящему касаться реальности, то осознаете, что все ваши представления о пути не имели с ним ничего общего. Описание техники – это, своего рода, установка. В какой-то момент вы можете обнаружить, что, наконец, у вас получается то, о чем говорят учения, но при этом вы могли использовать собственную установку. На первых порах, вспоминая «правильные» слова, вы включаете определенные процессы практики. В это время концепции и подходящие книги еще могут быть полезны. Позже вы обнаруживаете самого себя в непрерывном естественном присутствии за пределами понятий без использования каких-либо искусственных методов.

В уме нормального человека присутствует непрерывное сомнение в том, что происходящее правильно. Это сомнение побуждает как бы проверять реальность, все привычные ментальные опоры путем непрерывного отвлечения на мысли. На тонком уровне это похоже на неуверенность и страх за правильность происходящего. Сомневаясь в реальности, человек вспоминает «события», непрерывно просматривает, и анализирует воображаемую реальность. Эта реальность полна конфликтов и противоречий, каждый ответ порождает все новые вопросы, во всем присутствует непрерывное разделение. Так человек погружается в сон, в реальность мысли, где его непрерывный дискомфорт и неудовлетворенность притупляются. Мысли – двойственны. Каждая с одной стороны приносит частичку удовлетворения и ответа на беспокойное сомнение, вызванное предыдущей мыслью, с другой стороны, ограничивая полное понимание, текущая мысль отражает бесконечно малую часть знания, неминуемо вызывая свою толику страха.

Когда внимание приковано к мыслям, первое, на что необходимо его перенаправить – это дискомфорт, который заставляет поглощаться этими мыслями. Этот тонкий дискомфорт в голове может напоминать некое магнитное поле, содержащее в себе беспокойство и напряжение одновременно. Для обывателя проще всего вытеснить это переживание в бессознательное, и забыться во сне разума, воображая реальность на уровне мыслей. Но на определенном этапе, когда иллюзия перестает устраивать, мы обретаем готовность увидеть все как есть.

Тонкий дискомфорт на уровне головы – это блоки, на основе которых строится эго. Этот дискомфорт – словно нервный комок между иголок, без основы – он постоянно в волнении, побуждает ум пребывать в непрерывном движении, чтобы забыться, как-то отвлечься от самого себя, найти мимолетное пристанище в мыслях. Это – причина умственного волнения.

По сути, это переживание является тонким напряжением, и устраняется, как уже ни раз говорилось, соответственно, благодаря тонкому расслаблению. Чтобы осуществить подобное расслабление вы созерцаете это переживание – причину механического мышления. Подобное смелое созерцание постепенно растворяет этот дискомфорт, успокаивая ум. Помимо прочего, в это время возникает удовлетворение от осознания того факта, что причина всей этой ментальной кутерьмы противоречий достаточно проста, и разрешима путем простого созерцания. Вы чувствуете, что проблемы – это не какие-то внешние события, а психическое напряжение, с которым можно работать напрямую.

Если вы переживаете что-то наподобие «невозможности» продолжать практику созерцания, то просто включаете ощущение этой «невозможности» в общую непрерывность наблюдаемых явлений. Сложно описать это словами. Возникает ощущение, словно вы вывернули явление наизнанку, и теперь, вместо привычного замыкания на мыслях, используете энергию дискомфорта для подпитки тонкого наблюдающего сознания. Ощущение, словно, не зная как, вы «делаете» то, что нужно – удерживаетесь в безопорном состоянии между мысленным неприятием жизни и блаженным приятием спонтанного сознания. При углублении этого состояния появляется ощущение мощного, плотного пространства над головой в котором мысли растворяются спонтанно.

На более глубоком уровне беспокойство ощущается как страх, быстротечная тонкая энергия, которую хочется отвергнуть. Проще всего от этого страха закрыться и снова уйти в обывательское мировосприятие. Но когда вы невозмутимо всматриваетесь в источник страха, прямым и открытым взором сознания, страдание уходит. Иллюзорная опора, за которой прятался ум, растворяется, страх, притупляющий восприятие уходит, и сознание расширяется. Так вы становитесь все ближе к собственной исконной природе чистого бытия. Подобных страхов у эго может быть множество и по мере практики, растворяя их, вы открываетесь истине на все более тонком и глубинном уровне, постигая таинство настоящего.

Когда мысли более-менее успокоены, вы продолжаете углублять расслабление, отыскивая причины напряжений, тончайшие волнения в теле и сознании, и растворяете их путем простого естественного созерцания – пребывания в едином потоке бытия со всеми переживаниями. Однако поиск истоков мышления не должен быть напряженным, иначе он сам становится причиной волнения. Все происходит спонтанно, без усилий, естественно. В непрерывном расслаблении нет никакого действа. Это напоминает погружение в сон – если вы пытаетесь заснуть намеренно, то лишь будоражите ум, а если позволяете телу «действовать» самостоятельно, оно выполняет свои функции наилучшим образом. То же самое касается медитации, вы отдаете себя энергии, и она все делает сама, очищает тело и сознание, устанавливает оптимальный, естественный порядок течения всех внутренних процессов. Глубокая медитация может граничить с погружением в сон. Это нормально, однако, если засыпание в медитации все же происходит, стоит временно перейти на концентрацию, и ночью спать столько, чтобы высыпаться.

Можно пробовать созерцать физическую, эмоциональную и ментальную сферу в целом, как единое «тело». При таком неразрывном осознании возникает ощущение, словно вы подвешены в реальности в точке без координат, и вокруг со всех сторон на вас мягко давит пространство. Оно вливается в вас там, где тонкие каналы чисты, вызывает вибрацию и треск там, где энергия проходит с препятствиями, и ощущение давления там, где энергия еще не может пройти. Осознавая себя таким образом, как единое целое, вы постепенно расслабляетесь еще глубже, мягко направляя внимание на остаточные напряжения и беспокойства, отпуская хватку за иллюзорные опоры снов разума.

На тонком уровне мы переходим на созерцание деятеля, то есть – на созерцание изначального источника иллюзии. Истина в том, что для естественного присутствия ничего не требуется. Мы всегда есть. Остаточное напряжение и помехи в естественном созерцании связаны с тем, что какая-то часть сознания по-прежнему пытается что-то делать, направлять, перестраивать, проталкивать. Все-все эти действия лишние. Тело формируется в утробе матери без вмешательства нашего ума. Воистину, на все воля Бога! Когда мы перестаем вмешиваться, все заботы о нашем существовании берет на себя верховная природа. Это действительно – высшая милость. Вы просто расслабляетесь и созерцаете остаточные попытки ума вмешаться, как часть собственной спонтанной непрерывности в едином потоке бытия, и в конце-концов полностью «сливаетесь» с настоящим, погружаетесь в то, что есть.

Тонкая деятельность и напряжение отвлекают от реальности, вовлекая в сны разума, в иллюзию отдельного существования. Поэтому мы отпускаем всю деятельность, позволяя быть тому, что есть. То, что есть – просто, для этого не требуются усилия, не требуются действия, истина не нуждается в опорах. Естественное присутствие – это вы, это – ваша бессмертная природа, всегда чистая и свободная. Когда вы осознаете, что усилия и беспокойства более не нужны, все ваше существо переполняется блаженством и радостью. Вы достигли своего дома. Здесь нет страхов, скуки, печали, нет ни сомнений, ни потребностей. Есть лишь свобода и ясность. Течение энергии продолжается, тело может говорить, ум читать, но у происходящего нет исполнителя. Когда нет «делающего», все делается само собою и делается наилучшим образом.

Все – спонтанная игра. Сам автор является происходящим внутри вашего сознания, он не важней, не лучше и не хуже мириад прочих явлений, которые случаются сами собою. Свобода от авторства уносит прочь все страдания. Сомнение уходит, и каждый момент наполняется естественной верой и знанием. Все – правильно, все – на своем месте. И так было всегда. На progressman.ru иллюзорности деятеля посвящена отдельная статья.

Происходящую реальность можно осознавать даже во время обыденных действий в материальном мире. Вы всегда присутствуете сейчас, и действия, как тонкие ментальные, так и физические, словно река – льются сами собой через вас, без каких-то препятствий. То, что ощущается как препятствие для осознания реальности – это те самые тонкие напряжения, неприятие жизни в какой-то из ее плоскостей. Это действительно похоже на хватку, которой человек удерживал себя из страха потерять то, чего на самом деле не существует.

Для того чтобы продолжать оставаться в настоящем – ничего не нужно. Вы уже в настоящем. Эта высшая практика – медитация спонтанного присутствия. Это настолько просто, что ум не в силах понять, но вы, тем не менее, всегда были, и являетесь высшей реальностью. Однажды осознав себя, вы запомните этот «вкус». По началу он будет проявляться как некое освобождающее пробуждение в тот момент, когда ум начинает заигрываться, и со временем, по мере успокоения тонких напряжений, реальность проявит себя как нечто совершенно естественное и простое в полной мере.

Эта интуитивная практика у каждого может происходить собственным индивидуальным путем. Не стоит принимать описание, как некое математически точное знание. Для текущего времени могут быть подобраны лишь относительно «правильные» слова, однако ваш путь – вне слов и правил.

© Игорь Саторин

Другие статьи о медитации

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

81 комментарий

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Виталий, так высокочастотная энергия входит в центральный канал тела. Хотя, в быту такие переживания приписывают давлению, или даже начальным признакам эпилепсии. Иногда такие переживания бывают, когда мы резко встаем, или когда делаем усилия на голодный желудок, или во время задержки дыхания. Не все ученые и врачи понимают, что движение — это энергия.
    Виталий, со временем, когда каналы будут чище, энергия будет проходить мощней, без головокружений и т.п.

  2. Игорь, представляете, а я оказывается не читала «Игру сознания», верней начинала и забросила по причине не очень понятного текста и стиля написания, и сейчас вспомнила, что отложила ее до «подходящих времен». И вот теперь время настало с Вашей подсказки.
    Читается легко, понятно, интересно и даже на какой-то возвышенной волне.
    ЗдОрово! Спасибо еще раз))

  3. -> Виталий, так высокочастотная энергия входит в центральный канал тела.<-

    То есть это говорит о том, что практика выполняется правильно?
    Игорь, а как же другие, не практикующие люди? Какая тогда энергия поступает к ним?))

  4. Это не является критерием правильной практики.

    >Какая тогда энергия поступает к ним?))

    Та же самая. Результат зависит от чистоты тела и сознания.

  5. То есть, в процессе очищения тела и сознания, человек начинает чувствовать эту энергию. А при загрязнённости каналов нет, в этом вся разница?

  6. Игорь, не могу найти подходящую статью, чтобы задать интересующие меня вопросы. Напишите пожалуйста свое мнение о главной теме в поп-психологии — визуализации желаний (поставленных целей). Ведь это не что иное, как отрицание настоящего момента и погоня за иллюзиями, привязанность к определенным результатам, в то время как мудрость заключается в неопределенности и беспристрастном наблюдении результатов спонтанной деятельности. При всем понимании спонтанности происходящего я считаю что эта «методика достижения целей» приводит либо к обратным результатам, либо к разладу настоящим моментом.
    И вторая тема, о которой я бы очень хотел прочесть ваше мнение, это тема о результатах «спонтанной деятельности». Очень часто во время принятия какого-то решения, полученного результатом работы «грубого аналитического ума», собственное тело дает сигнал в виде некоего дискомфорта, который видимо является сигналом о том, что я действую неправильно (если не собственный ум, то кто же в этот момент определяет этот критерий правильности/неправильности), в то время как исключительно интуитивное решение часто имеет благоприятный результат. Но меня беспокоит другой вариант, когда эта интуитивная спонтанная деятельность наносит вред окружающим и непосредственно ее «автору». Самоубийство, так осуждаемое религией и обществом, можно рассматривать не как неприятие реальности или утерю интереса к жизни, а как результат той же спонтанности происходящего, личным «интуитивным» решением, или совсем глобально — как часть этой необратимости и уникальности происходящего во вселенной.
    Надеюсь на ваше внимание к моему посту.

  7. Армстронг, на счет визуализации. С одной стороны намеренная визуализация — это действительно лишь еще один вариант погружения в иллюзии. Однако человек и без того постоянно в них погружен, и визуализация заранее поставленных задач, возможно, хотя бы в какой-то степени позволит человеку поставить под «контроль» свои грезы, привнести осознанность в этот процесс. Иногда важно опробовать технику, погрузиться в нее, чтобы после этого ее оставить, и найти нечто более подходящее.

    На счет спонтанности. Если условно поделить деятельность на спонтанную и умственную, самоубийство скорей всего, как раз будет результатом негативной рефлексии. Таким решениям «спонтанно», или интуитивно обычно не действуют.

    С другой стороны, на самом деле все-все, что мы делаем происходит спонтанно. Никто не знает, как правильно. Мы лишь можем быть погружены в иллюзию «правильности».

  8. насчет визуализации и вообще всей жизни
    означает ли это что высшая «духовная практика» предполагает отсутствие каких либо целей, иначе говоря иллюзий /
    что никто из нас в действительности не выбирает кем ему быть и что ему иметь / осознанность необратимости происходящего забирает интерес к жизни и страх смерти / ты чувствуешь лишь некий животный инстинкт выживания, который преодолим / как тогда жить в мире людей, живущих в мире иллюзий ? как тогда вообще смотреть на успех ? Игорь, при всем уважении, вы же понимаете что пишите, тогда к чему здесь написанные вами статьи вроде «собственный бизнес» или «правила успеха», когда для каждого из нас роли и эпизоды уже выбраны, и нечего читать чужие сценарии, естественные для одних ролей, чуждые для других / конечно, заложенная природой алчность зависть и пр. заставляет людей стремится к тому, что не предназначено для них /
    на вашем сайте прочитал статью о научном исследовании, где ученые «почти» установили тот факт, что решение, принимаемое человеком, «генерируется» его мозгом за *6 сек до осознания его самим человеком / похоже, необратимость уже доказана, что будет когда все начнут с этим осознанием жить?

  9. окружающий нас мир есть отражение нашего внутреннего мира, наших мыслей / может ли это утверждение быть справедливым если среди успешных и благополучных людей встречаются весьма негативные персонажи? /
    почему меня вообще волнует эта тема ? потому, что у меня есть ясное ощущение что в настоящий момент я не на своем месте, и , наверное, нужно стать моральным-уродом с набором иллюзий чтоб принять то, с чем я столкнулся, к чему я себя привел сам по теории или закону необратимости /

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.