Развитие ребенка во взрослого и взрослого в зрелую личность, которая в последствии может стать реализованной – важнейшая тема. В этой статье я сосредоточусь на развитии ребенка. Именно в детские годы закладываются семена, которые в последствие прорастают в личной ущербности, или же в личной силе – в зависимости от воспитания.
Развитие ребенка связано с преодолением разного рода трудностей. В возрасте до одного года восприятие малыша напоминает рассеянный луч внимания, вбирающий в себя хаотично всю информацию, которая поступает от пяти чувств восприятия в текущий момент.
Основные трудности в развитии ребенка на этом этапе заключаются в том, что информацию, которую воспринимает малыш очень сложно зафиксировать, запомнить, сделать ее знакомой. Это связано с тем, что мысли ребенка не обусловлены словесными ярлыками и представляют собой своеобразные оттенки непередаваемых речью переживаний. Малыш живет в удивительном хаосе, из которого на уровне чувств выуживает знакомые переживания, связанные, например, с такими вещами как: тепло объятий, вкус молока, естественная нужда, сонливость и др. Ребенок до определенного возраста даже не понимает, что телесные переживания имеют к нему какое-то личное отношение – в его сознании еще нет четкого разделения на внешнее и внутреннее.
Поэтому в возрасте до года, развитие ребенка осуществляется, путем многократных повторений различных игровых действий, благодаря которым взрослый приучает ребенка к звуковым ярлыкам для опознания знакомых форм. Со стороны взрослого здесь требуется огромное терпение и чуткость.
Опознание форм за пределами слов является глубоко интуитивным, бессознательным процессом, как у ребенка, так и у взрослого. Отличие взрослого в том, что процесс понимания речи происходит на автомате, и не осознается бодрствующим сознанием. На этом этапе, чем больше внимания родители уделяют общению со своим чадом, тем активней происходит развитие ребенка.
В возрасте от года до трех лет входе развития ребенок приобретает навыки шаблонного восприятия мира, когда хаос переживаний упорядочивается, и мысли обретают все более четкие формы. Очень важно понять, что мысли отражающие реальные события, имеют ту же природу, что и фантазии. Поэтому даже среди взрослых подавляющее большинство то и дело примешивают к сухим фактам свои фантазии. Это связано с определенного рода рассеянностью, забывчивостью ума и слабой развитостью такой важной способности разума, как «различение». Как развитие ребенка, так и развитие взрослого происходит путем тренировки внимательности и способности отличать одно от другого.
По возможности с самого начала важно направить развитие ребенка в таком русле, когда он учится отличать мысли-факты, от мыслей-фантазий. Однако не стоит насильно делать из ребенка взрослого раньше положенного. Лучший вариант стимулирования ребенка – это метод пряника. Если ребенок сегодня выучит алфавит, он получает награду – новую игрушку, или поход в зоопарк. Однако и в этом следует сохранять умеренность, иначе ребенок будет думать, что родитель – это такой торговый автомат.
С самого начала, я хотел бы предостеречь родителей от строгих наказаний своего чада. Лучше всего для развития ребенка, когда наказание приходит, как осознание ребенком собственной ошибки. Здесь все зависит от изобретательности и чуткости родителей. Если ребенок разбил кружку, в следующий раз, когда он захочет пить сок, можно попробовать при нем, налить его в эту разбитую кружку. Конечно, ни в коем случае не следует заставлять его пить из такой кружки. Для развития ребенка важно лишь, чтобы он сам увидел свою ошибку.
Если ребенок играет с огнем, возможно, стоит, чтобы малыш один раз обжегся без серьезных последствий и под присмотром родителей. Это поможет избежать более серьезных происшествий в будущем, т.к. ребенок будет знать, что огонь опасен. Развитие ребенка в раннем возрасте на все сто происходит на практике, и лишь спустя годы вмещает в себя и теоретическую сторону. Любое развитие происходит путем преодоления препятствий, нахождением равновесия в постоянно меняющейся среде человеческой жизни.
Ребенок до подросткового возраста воспринимает поведение взрослых как должное – как нечто нормальное и правильное, соответствующее реальности. Поэтому, если родители методично захваливают ребенка, он начинает считать себя особенным; а если постоянно наказывают, ребенок начинает верить, что с ним что-то не в порядке – что он в своей сути никчемный и дурной. Искаженная самооценка во взрослой жизни всегда выходит боком. Завышенная приводит к спесивой гордыне и надменности, а заниженная – к отсутствию веры в свои силы и невротической осторожности во всем.
Поэтому очень важно ребенку объяснять максимально ясно причины своих требований, иначе эти требования станут насилием над детской психикой. Надо ребенка не заставлять, а мотивировать, объясняя понятным языком, почему необходимо поступать так или иначе. При этом, если вы хотите вырастить здоровую личность необходимо как можно меньше морализировать, оценивая поведение ребенка как «плохое», или же «хорошее». Именно такие оценки взращивают у вашего чада комплекс неполноценности – вечный страх облажаться, зависимость от чужого мнения, жажду одобрения и глухоту к собственным желаниям, в итоге лишающую мотивации к личному росту. Человек, зависимый от общественного мнения живет неэффективно, в рамках стереотипов, страшно боясь лишиться внешнего одобрения. Этой теме на progressman.ru посвящена отдельная статья.
Если необходимо что-то ребенку запретить, важно избегать манипуляций, когда ребенка принуждают меняться под страхом отказа в любви, или оценивая его поведение как хорошее или же плохое. Такие манипуляции – одна из главных причин неврозов. Как добиться своего без манипуляций? Иногда достаточно ребенку объяснить последствия собственных действий, чтобы он остановился. Если ослушается и обожжется, тогда на опыте без всякой ругани будет знать, что к родителям стоит прислушиваться – они опытней. В ином случае, когда необходимо что-то запретить, родитель может попросту сообщить, что таково его желание, не прикрываясь моралью общества.
Если взрослые постоянно кричат на ребенка, он начинает это воспринимать как нечто само собой разумеющееся и не реагирует. Если родители строго наказывают малыша, он перестает им доверять, и начинает фильтровать их влияние. Для развития ребенка способность выносить непривычные условия – важный фактор. При этом у него должно оставаться «ощущение своего «дома» – такого места, где он способен расслабиться, довериться, и переварить впечатления. Иначе, если ему выпадают переживания тяжелые не по возрасту, когда нет возможности понять происходящее, интегрировать новый опыт, сознание ребенка сужается, и стресс уходит в подсознание, откуда может оказывать болезненное влияние долгие годы. В итоге человек вырастает тревожным и невротичным. Нехватка родительской любви трансформируется в комплекс неполноценности, ощущение собственной иллюзорной дефектности, с которым уже выросший ребенок становится крайне ранимым и зависимым от чужого мнения.
Для развития ребенка чрезвычайно важно, чтобы он учился решать задачи своего уровня. Слишком простые задачи ограничат его развитие, а слишком сложные могут вызвать ощущение бессилия и отторжение к дальнейшей работе.
Хорошо, когда развитие ребенка происходит всесторонне. В жизни, к примеру, встречаются люди с развитой логической составляющей, особенно среди программистов и математиков. При этом в отношениях с окружающими и в своих чувствах они могут оставаться на подростковом уровне. Проще говоря, если человек не обладает житейской мудростью, он может раздуть конфликт из пустякового дела, и переносить небольшой разрыв в отношениях, как настоящее потрясение. У такого человека нет воли справиться с вредной привычкой, или достойно перенести кризис просто потому, что он плохо понимает законы по которым работает его психика. По этой причине для развития ребенка важно, чтобы он с раннего возраста общался со сверстниками, и на собственном опыте набирался мудрости.
Основная задача родителей для всестороннего развития ребенка – это установка верного направления. Если ребенок приходит со своей проблемой, важно уметь выслушать, показать ребенку, что его поняли и приняли со всеми его трудностями. Если проблема детского уровня, ребенок должен учиться решать ее сам. Именно самостоятельное решение проблем делает человека сильным. Здесь взрослый играет роль наставника. Однако серьезные проблемы, понимания которых у детей еще нет, имеет смысл разрешать родителям.
Если ребенок страдает от гипер-опеки родителей, он не сможет стать по-настоящему самостоятельным, и может оставаться зависимым всю свою жизнь. Однако при отсутствии должного внимания родителей, развитие ребенка происходит непредсказуемо, и будет зависеть от его круга общения. Для гармоничного развития ребенка, необходим своеобразный срединный путь. Ребенок должен чувствовать себя защищенным, и одновременно учиться вырабатывать собственный источник силы.
Роль родителей в развитии ребенка – это во многом роль наставников, которые должны своим примером в теории и практике учить его мудрости жизни.
Начиная с десяти лет, для развития ребенка полезно чтение книг. Для начала взрослый также, методом пряника, дает ребенку книгу, которая может оказаться для ребенка интересной. Это, например, может быть адаптация в печатном виде истории его любимого мульт-персонажа. Книги – один из самых мощных инструментов развития ребенка.
Игры развивают детей всесторонне. Но игры важно фильтровать. Некоторые игры (особенно компьютерные «стреляки»), являются обычными «тайм-киллерами». Время провождения за компьютером стоит оговаривать. Лучшие для развития игры – такие, где ребенку приходится думать, планировать, анализировать. Такие игры учат терпению, и развивают логическое мышление.
Помимо игр и книг, особое влияние на развитие ребенка оказывает просмотр фильмов. Лучшие истории – такие, где реалистично показано, к чему приводит тот, или иной образ жизни. Мудрость заключается в дальновидности.
Спортивный образ жизни полезен для человека в любом возрасте. Он поддерживает здоровье и добавляет уверенности в своих силах. Особенно важен спорт для мальчиков – там они получают возможность проявлять и развивать свою мужественность.
В любом случае развитие ребенка требует огромного терпения и чуткости. Жизнь – и простая, и сложная. Никто не знает, как правильно, мы все пробираемся на ощупь, и чувствуем каждый на своем уровне.
Это была краткая статья, с общим разбором темы развития ребенка. Если у вас есть свой опыт и мудрость в этом вопросе, оставляйте комментарии. Возможно, ваш совет кому-нибудь поможет вырастить здоровую личность.
© Игорь Саторин
В этом разделе сайта я говорю подробно о формировании уверенности и неуверенности в себе — одной из главных проблем взросления.
А что делать тому ребенку который вырос, чье детство было болезненным, в унижении и страхе, там где мать откровенно ненавидела свою дочь. Уныние, страх, боль, одиночество — как со всем этим справиться выросшему ребенку? Все детство думала, что я виновата во всем, чтобы не случилось. Признаюсь мне больно читать о том что есть другое детство. Человек — кузнец своего счастья? Чтобы стать этим кузнецом нужны силы. Я не хочу винить свою мать, если бы она только знала, какую боль причиняла, может было бы по-другому. У меня нет сил, я беззащитна перед любыми невзгодами. При отсутствии в развитие человека необходимых этапов развития, как обрести себя. Мое основное ощущение это собственная ненужность.
Татьяна, все остальные статьи на сайте — как раз для выросших детей.
Татьяна,
возможно, одним из первых шагов к обретению себя будет прощение мамы. Это откроет дверь к определенным внутренним ресурсам.
Вот я сейчас лично Благодарна родителям за Всё. Хоть и комплексов неполноценности куча (большая часть уже конечно рассеялась,но не вся)…и ненужность — пройденный этап…трудно было с того, как я пошла в школу…(так как детство помню лет с семи) то по словам родителей я даже будучи маленькой вела себя с родителями так, будто они зависят от меня, а не я от них — в общем маленький манипулятор…маму я вообще очень долго звала по имани, будто она мен тётя или чужой человек…как-то мама мне даже сказала,что когда я родилась — то будто изначально была осознанной и смотрела всегда её в глаза…но школа испортила всё(не люблю школу — по большей части сами отношения учителей к ученикам, да и сверстников тоже не люблю и особого общения не было)…была так сказать «белой вороной»…и в целом-то меня это не особо волновало, до 14 лет — когда уже издевательства перешли все границы, школу я стала просто прогуливать…из-за чего ухудшились отношения с родителями, непонимание и доверие было разрушено, полная апатия и иллюзия дефектности и ущербности…так как ни друзей ни знакомых не было, то в 14 лет была попытка уйти из жизни(хотя на тот момент, я многое о себе вспоминала из прошлых воплощений и желания разбиться не была…но полететь хотелось)…этот опыт не увенчался успехом в пользу ухода, но увидеть Врата на мгновение удалось…собственно и коридор тоже…после падения с 5ого этажа,(как ни странно, ни чего я не разбила,не словмала — отделалась ушибами и ссадинами,ну и сотрясением мозга видимо)…зато какое видение открылось — это просто потрясающе…может после того,как кто-то тут это прочтёт меня будут воспринимать как «больную», но для меня чужое мнение уже с 4 класса не имеет ни какого значения…так что я просто делюсь своим опытом…после попытки уйти из жизни, я стала не только видеть нечто,что теперь называется аурой, я ещё стала общаться с теми кто меня спас…(до этого я тоже общалась но с иными существами)…эти же были теми, кто якобы является моей семьёй — настоящей…так вот — на данный момент мне 22 года…живу я так как мечтала, правда были у меня попытки винить себя в том что я не работаю, сижу дома и в основном всё время за инетом…меня лично это устраивает…была вина — большущая, за то что я ни чего не достигла, не получила высшего образования…а потом…потом я просто саму себя спросила о том, чего же я хочу…и поняла, что всё что я имею — этого я и хочу…и стало так легко…правда в последнее время дико не хватает живого общения, но никак я не могу себе это позволить…во-первых не знаю как искать друзей, во-вторых боюсь что мне это и не нужно на самом деле, что я не друзей ищу, а лишь жилетку или кого-то на уровне кого буду выглядеть мудрее чем на самом деле являюсь…так вот не всё зависит от родителей…я вообще считаю, что судьба есть — и каждый её каркас прописывает заранее ещё до воплощения, выбирая тот или иной урок для нужного опыта и приобретения необходимого навыка…информация — это моя духовная пища, которую я не просто принимаю на веру…а тщательно пережевываю и анализирую…и даже если всё это — концепции Ума, я принимаю этот Ум…и Эго тоже…и Пусть моя Сущность где-то сделала неверный вывод или какой-то «неправильный» шаг — по крайней мере делала она это осознанно…
На данный момент во мне превалирует такое состояние, цитирую:
«- Как дела?Да вот, вчера был откат с космической печалью оттенка обреченной вечности, с полуденным солнцем, отраженным от небоскребов во времени, где нет ни одного родного человека. А сегодня – опять фиалковое блаженство со вкусом причастности к «высшему», заполняющее осознаваемую реальность конусом, пронзающим меня острой стороной от самых пяток. Ни то, ни другое уже почти не захватывает. Во время печали уже не мерещатся разные беды, во время радости тоже – спокойствие.» — чётко…очень…
Основная задача родителей для всестороннего развития ребенка – это установка верного направления. Если ребенок приходит со своей проблемой, важно уметь выслушать, показать ребенку, что его поняли и приняли со всеми его трудностями. Если проблема детского уровня, ребенок должен учиться решать ее сам. Именно самостоятельное решение проблем делает человека сильным. Здесь взрослый играет роль наставника. Однако серьезные проблемы, понимания которых у детей еще нет, имеет смысл разрешать родителям.
>Не со всекой проблемой подойдешь за советом. Тем более к родителям. Тем более к некоторым. Видели фильм «Завтрак на Плутоне» и им подобные? Там речь шла об транссексуальности и страдающий ее ребёнок только огреб ещё больше.<
Ом.