Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Стадии углубления медитации

МедитацияМедитация – основная духовная практика, ведущая к состоянию Будды. В этой статье я кратко изложу основы буддийского учения «Вишуддхи магга» – о восьми стадиях медитации. Краткое пояснение этих стадий в статье сделано на основе текста замечательной книги Дэниэла Гоулмена – «Многообразие медитативного опыта».

Путь очищения

Сат-чит-ананда (природа Будды) означает в переводе с санскрита «бытие-сознание-блаженство». На санскрите обычно используются все три слова именно в такой связке – как символ высшей исконной реальности чистого сознания, присущего каждому человеку. Индийские Свами используют духовные имена в связке с термином «ананда». Например, Йогананда можно дословно перевести как «восторгающийся йогой», Муктананда — освобождением, Брахмананда — Брахманом и т.д.

Что касается такого аспекта медитации, как блаженство (ананда), классические тексты иногда намеренно умалчивают о том, что абсолютно просветленному человеку, по сути, до него нет никакого дела, т.к. у него нет привязанностей и соответственно — нет цепляний за конкретные состояния. Умалчивают, как я полагаю, чтобы искатели двигались хотя бы ради попутных временных целей. Ведь настоящая цель — это избавление от страданий.

Некоторые тексты говорят о том, что на вершине медитации – в нирване присутствует тончайшее блаженство. Вряд ли это так, потому что мастера о нирване говорят, как о явлении за пределами всех возможных переживаний и характеристик. Даже на начальных уровнях самадхи (медитативный «транс») пропадает ощущение «я». В самадхи (состоянии тотального внимания) присутствует блаженство, но при этом практику как бы все равно – есть оно или нет, потому что как только начинаешь им увлекаться, медитация обращается в блуждания ума, и блаженство уходит.

«Вишуддхи Мага» можно перевести как «путь очищения». Это учение – один из главных буддийских текстов по медитации. Практика в нем разделяется на восемь ступеней (восемь дхьян). Это классические переживания, которые сопутствуют медитации практикующих в той последовательности, в какой они перечислены ниже.

Стадии медитации

Во время концентрации преодолевается цепляние за мысли, но мысли как общий фон еще остаются. Остается переживание тела и других объектов, доступных органам восприятия, но они не увлекают внимание практика полностью. Доминируют мысли о главном объекте, на котором сосредоточено внимание и мысли о самой медитации. Практик словно скачет от одной ментальной формы этого объекта к последующим до тех пор, пока не войдет в медитацию. На этом уровне уже могут мелькать ощущения восторга, счастья и невозмутимости.

На первой стадии медитации (уровень савикальпа самадхи в йоге) медитирующий переживает однонаправленность внимания, восторг, пробегающий волна за волной мурашками по всему телу, и блаженство схожее с оргазмическим, но – более тонкое, ровное и глубокое. С вхождением в первую дхьяну, импульсы, исходящие от тела и органов чувств, пропадают. Мысли появляются, но не увлекают. Если происходит увлечение мыслями, практик повторно возвращается к дхьяне (медитации).

Вторая стадия медитации отличается от первой тем, что исчезает отвлечение на мысли с повторным возвратом к «дхьяне». Практика становится устойчивой.

На третьей стадии медитации
, чтобы двигаться еще глубже, внимание практика отвлекается от ощущения восторга, который в столь глубоком состоянии воспринимается, как одна из форм избыточного возбуждения на общем фоне сознания.

На четвертой стадии медитации практик отвлекается также и от блаженства, поглощаясь еще более глубокой однонаправленностью на объект медитации. Говорят, что эта стадия характеризуется постепенным угасанием дыхания вплоть до его полного прекращения, т.к. необходимая для жизнедеятельности энергия черпается из практики.

На пятой стадии медитации происходит прорыв. Если на первых четырех стадиях для практики однонаправленного созерцания был необходим объект, то с началом пятой «дхьяны» восприятие углубляется настолько, что исчезает восприятие любого рода формы, и медитирующий входит в безобъектную недвойственную реальность (нирвикальпа самадхи), в которой переживает пустотное бесконечное пространство. Медитация к этому времени достигает совершенства и нерушимости. Уровень пятой дхьяны — это уровень настоящего мастера.

Шестая стадия медитации характеризуется выходом за пределы пространства в бесконечное осознание. Этот переход осуществляется переключением внимания с осознавания бесконечного пространства на само бесконечное осознавание.

Седьмая стадия медитации соответствует уровню чистого бытия буддийской нирваны. Во время седьмой дхьяны сознание не исчезает, но прекращает свою деятельность. На этом этапе медитации практикующий может ощутить, что факт восприятия (пустоты) сам по себе является препятствием. И отсутствие восприятия как такового будет еще более глубоким уровнем умиротворения (см статью «реальности не существует»).

Восьмая стадия медитации — состояние «ниродхи» — ни существования, ни отсутствия существования.

Разночтения

В буддизме нирвана считается глубочайшим из возможных состояний. Разделение же на седьмую и восьмую стадии медитации в учении «Вишуддхи Магга» произошло по той причине, что в нирване, еще присутствует некое сознание, переживающее пустоту, в восьмой же дхьяне исчезает даже это сверхтонкое сознание.

Некоторые тексты утверждают, что седьмая стадия медитации не является уровнем нирваны, т.к. полный уход сознания в нирвану осуществляется единожды и навсегда, т.к. на этом уровне теряется связь с психикой. Однако есть мнение, что даже из нирваны возможен «выход» и возвращение к форме.

Одно можно сказать наверняка — теоретическая сторона не столь важна, как практическая — она может быть какой угодно в зависимости от традиции, восприятия и других факторов. Этой теме на progressman.ru посвящена статья о мировоззрении. Путаница в терминологии не должна вызывать волнений. В практике разных людей в зависимости от данных подсознания могут проявляться разные аспекты углубления медитации. То, что вследствие коллективной кармы является типичным для одной школы, может оказаться необыкновенным для другой.

Говорят, что высший пилотаж осознанности и медитации – это «сахаджа самадхи» — пребывание в чистом сознании всегда, независимо от сидячей медитации – даже в любых проявлениях повседневной деятельности.

Насколько мне известно, идеалом хинаяны (южного буддизма) считается Архат – просветленное существо ушедшее в нирвану. В северном буддизме (Махаяна) идеалом считается просветленный Бодхисаттва, продолжающий перерождаться из сострадания к простым смертным.

Читая книги мастеров можно увидеть, как осторожно они относятся к словам, пытаются привести логические, иногда совсем неубедительные доказательства различных состояний, и тогда это действительно похоже на обычную философию. Но все эти переживания существуют, а словесные доказательства — все равно, что «гуманитарная помощь» западным умам. Настоящий практик может и должен убедиться в реальности этих переживаний на собственном опыте.

© Игорь Саторин

Другие статьи о медитации

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

32 комментария

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. beutiful point of you but point ………
    the real thing is revelation in the moment and any try to express it is death so you are when you are ……

  2. Но ведь есть Бог, и что бы мы не делали мы Его рабы, поэтому — ни существования, ни отсутствия существования.

    Так как есть или Татхагата или Таковость.

    Вообще мистицизм рулит. Сказка.

    Жизнь есть страдание, избавление от страдания есть Нирвана, но Нирваны не существует потому,что мы рабы Бога, если Нирвана и существует она следствие милости Бога.

    Рябь на воде. Океан безмолвия.

    Отличный текст Игорь Саторин!!!!!!!

    Спасибо большое за этот сайт.

    Я верующий просто, я верю в Бога который есть любовь и что бы мы ни делали нам надо попасть в милость Бога.

  3. тот кто пережил реальность-знает о этой феноменальной тождественности Я-БОГ!
    master you mind-youll be free!………………
    есть бог или нет есть нирвана или нет есть мир или иллюзия -отбрось все это и останется только реальность,а реальность это ты!
    нет никаких этапов медитации!есть отсутствие комплексов, привязанностей и тотальная релаксация!

  4. Здравствуй Игорь,

    У меня есть несколько вопросов:

    > Доминируют мысли о главном объекте, на который вы медитируете и мысли о самой медитации.

    Скажем, я слежу за дыханием. Мысли есть, но стали такими тихими, что уже почти невозможно их «отследить» (стали чем-то вроде фона, гула. Если и есть «мысле-слова», я могу как бы «оборвать» их еще до появления или сразу как только они начинают думаться). В то же время, все-таки какое-то напряжение (едва уловимое усилие) из-за слежения за мыслями я испытываю.

    Если мой объект медитации — дыхание, то зачем мне о нем думать? Я же просто слежу за ним! И вообще, что можно думать о дыхании?

    То же самое и с чакрами (я иногда перестаю следить за дыханием и обращаю внимание на жжение во лбу которое испытываю). Как можно думать о чакре, например, если я даже не знаю что о ней думать? Ощущать можно (то есть, направлять внимание) — но нужно ли думать?

    Если объект медитации — мысли (то есть я просто слежу за ними), то как о них думать?

    Вообще, _редкие_ посторонние мысли допустимы или чтоб был «полный эффект» нужно добиться тишины _вообще_ (см. мой вопрос ниже)?

    > восторг, пробегающий волна за волной мурашками по всему телу, и блаженство, по переживанию схожее с оргазмом, но более тонкое, ровное и глубокое состояние.

    Ничего такого пока не испытывал. Впрочем, во время медитации я заметно более расслаблен и безмятежен — это само по себе уже хорошо. Жаль только, что после медитации проблемы (которые в голове) опять наваливаются прежним грузом.

    > исходящие от тела и органов чувств, пропадают. Мысли еще появляются, но уже не мешают. Однако еще может происходить отвлечение внимания на них и после — повторное возвращение к дхьяне.

    Тело как раз чувствую очень хорошо (как бы ощущаю его полнее, «объемно» что ли)… сенсорной депривации не испытывал. Хорошо расслабляю руки, область живота (вплоть до ощущения тяжести и теплоты)… но вот область «от пупка и ниже», до кончиков пальцев ног расслабить не получается. Заметил, что могу приоткрывать глаза если в комнате полумрак (правда, приходится моргать, конечно).

    > Четвертая стадия медитации характеризуется постепенным угасанием дыхания вплоть до ощущения его полного прекращения.

    не знаю как насчет стадий, но дыхание явно становится каким-то «поверхностным». Я четко заметил, что вдохи-выдохи не такие глубокие и они идут значительно реже чем обычно. Правда, обычно после серии поверхностных вдохов-выдохов «полуавтоматически» получается глубокий вдох-выдох. Впрочем, не думаю, что мои каналы так быстро очистились.

    Полное прекращение — звучит классно! Вот так прекратишь дышать — и полный атман наступит сразу. Шутка.

    Еще такой вопрос (немного не по теме). Вот то жжение о котором я уже неоднократно говорил. Когда я медитирую — ощущаю его практически постоянно. Оно или едва уловимое или так хорошо ощущается, что я просто не могу не обращать на него внимания. Сильное, но приятное. О чем этот «перепад» говорит?

    Странно и то, что иногда я испытываю его вне всякой осознанности или медитации: то есть, когда смотрю телек, ем или говорю по телефону — при этом есть мысли в голове. Почему оно появляется при обычной деятельности? Иногда ощущаю его когда засыпаю (тоже довольно странно).

    Спасибо за внимание и ответы.

  5. Привет!

    >Скажем, я слежу за дыханием. Мысли есть, но стали такими тихими, что уже почти невозможно их “отследить” (стали чем-то вроде фона, гула. Если и есть “мысле-слова”, я могу как бы “оборвать” их еще до появления или сразу как только они начинают думаться). В то же время, все-таки какое-то напряжение (едва уловимое усилие) из-за слежения за мыслями я испытываю.

    Для начинающего — у тебя все отлично получается. Обычно к этому уровоню различения подходят спустя многие месяцы практики.

    >Как можно думать о чакре, например, если я даже не знаю что о ней думать? Ощущать можно (то есть, направлять внимание) — но нужно ли думать?

    В медитации ничего думать не нужно. Это в концентрации мы вынуждены думать об объекте, чтобы удерживаться на нем. В медитации удерживаться не приходится, в ней — спонтанное созерцание.

    >Вообще, _редкие_ посторонние мысли допустимы или чтоб был “полный эффект” нужно добиться тишины _вообще_ (см. мой вопрос ниже)?

    Да, необходимо отвлечься от думания полностью, иначе ЗРИТЕЛЬ (Атман) не проявит себя.

    >Ничего такого пока не испытывал.

    Переживания не имеют решающего значения. Это может протекать у всех по разному. Главное понять, что есть наблюдающий и наблюдаемое и со временем научиться отличать их, не путать себя с наблюдаемым. Для этого мы расслабляемся. Только так мы можем перестать мешать ЕМУ проявиться. Проявляется ОН сам, когда нет мыслей. Наблюдающий — бессмертное бытие.

    >но вот область “от пупка и ниже”, до кончиков пальцев ног расслабить не получается

    Бывают такие ощущения, которые кажется невозможно расслабить, словно там подвижный нерв. Но со временем и это постепенно выравнивается. Главное ничего там не делать, на направлять, а просто созерцать, отпуская.

    Самые тонкие блоки и напряжения — в голове. Со временем ты научишься их чувствовать. И по началу может стать тяжелей. Но будет и удовлетворение от того, что сейчас ты добрался до истинного понимания основной проблематики жизни.

    Жжение в голове — это очищение тонких каналов. Признак хороший.

  6. Игорь, есть такой вопрос. Я медитирую сидя и иногда, спустя наверное минут 20, «встряхиваюсь», прямо дергается тело и внезапно, вместе с этим, просыпается мысль: «что это было? может заснул?». И, окунаясь в воспоминания, как долго была эта «пустота» нельзя определить время, проведенное в ней. Только по часам. И мыслей там нет. Вообще. По наблюдениям это длится от 5 до 20 минут… Что это такое? Может дремота?

  7. Алексей Т, если тело как бы встряхивает — это проявление энергии. Так чистятся каналы. Может даже подкинуть в воздух.
    Пустота без мыслей — состояние хорошее, в это время происходит наилучший отдых, выравнивание энергетики. Но очищения в это время нет. Лучше, чтобы сознание сохранялось.

  8. Игорь в одном из своих комментариев, Вы упоминали про некое блуждающее напряжение в теле. Постоянно, во время медитации я сталкиваюсь с данным эфектом, напряжение возникает в пояснице, потом идёт вперёд, выпячивая живот, а потом вверх, на уровень груди. Я просто наблюдаю за ним, без оценок, мыслей и постепенно оно прпадает. Что можете сказать об этом?

Добавить комментарий для Игорь Саторин Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.