Этапы развития, как я уже говорил в первой части статьи, можно условно поделить на социальные (первые три этапа), и следующие за ними – духовные этапы развития. У этого рубежа между социальным и духовным есть одна характерная черта. Большинство людей страдают, когда им приходится делать что-либо для других, и получают удовольствие, когда другие стараются ради них – это типичный бытовой эгоизм. На социальных этапах развития происходит кристаллизация и развитие эго, поэтому основной потребностью личности здесь является самоутверждение. Человек живет для себя, постоянно напрягается, принижает других, раздражается, беспокоится, жадничает – живет так, словно ему постоянно чего-то не хватает. За этой чертой происходит настоящий переворот мировоззрения, ломка эго и последующее облегчение. Человек, как говорил Дон Хуан, идет по жизни, «слегка ко всему прикасаясь». В этой части статьи описаны последующие три этапа развития: блаженный, мудрец и просветленный.
Четвертый этап развития личности
Это – этап блаженного. Человек на этом этапе отпускает хватку за эго и чувство собственной важности. Я бы назвал этот этап истинным взрослением, потому что теперь человек способен по-настоящему заботиться о других, словно он сам, наконец, перестал быть ребенком, вечно нуждающимся в покровителях. Человек с первых трех этапов в этом не заинтересован. Даже чтение этих строк у него может вызвать уныние. И, напротив, заинтересованность в этой теме, говорит о том, что человек как бы готов, он уже – у моста от социального к духовному. Сам переход может быть длительным, и если не предпринимать сознательных шагов, проявляя осознанную мудрость, путь до четвертого этапа занимает десятилетия, и может так и не произойти.
В чем смысл и радость того, чтобы жить ради других? Что подразумевается под развитием на этом уровне в сравнении с третьим этапом? Чтобы это понять, можно задать себе иной вопрос. В чем смысл и радость того, чтобы жить для себя? Бывают ли по-настоящему счастливы люди на первых этапах развития? Если немного утрировать, то человек, живущий для себя, желает подчинить мир своей личности. Будет ли он счастлив, если его желания исполнятся? Он будет бесконечно одинок. Чтобы общаться по душам с близкими людьми, необходимо уметь раскрываться. Когда душу обжигает огонь жадности, быть собой – болезненно и страшно. Прежде чем вылиться из сосуда души, лава властолюбия обжигает тело своим холодным огнем.
На четвертом этапе развития восприятие обретает новую глубину, и человек становится еще более чутким и внимательным к происходящему. Он видит, что мудрость не знает эгоизма, и постоянного стягивания одеяла на свою сторону. В своей дальновидности он знает, что ненависть, ложь, жадность и корысть не приводят к счастью. Если речь идет об исполнении желаний, это дает лишь краткий миг удовлетворенности, затем бесконечная гонка за иллюзорным будущим продолжается.
На четвертом этапе развития человек чувствует страхи и ложные стимулы других людей (с первого по третий этап), но возвеличенного осуждения в нем это не вызывает. Скорей наоборот, он сострадает тем, кто пребывает в невежестве. Если проанализировать, большинство людей на первых этапах развития тратят большую часть времени и денег впустую, или даже во вред себе. Хорошо отработанный третий этап развития дает человеку силу социального уровня. На четвертом этапе человек обретает определенного рода мудрость в том, как этой силой распоряжаться.
Достаточно подробно об этом этапе развития я говорил в статье «вера и знание». Приведу несколько цитат оттуда: «Святой счастлив, потому что он не зациклен на беспокойствах о себе. Он любит жизнь, не тратит времени на бесконечные обдумывания и рефлексию, которая затрачивает 90% энергии обывателя. Можно сказать, что смысл его жизни – в созидании, в действии, которое оборачивается благом для тех, кто рядом. Невозможно избежать страданий и пустоты, когда эго отстаивает свои позиции, и не происходит никакой самоотдачи».
Пятый этап развития
Это – этап мудреца. Переход с третьего этапа на четвертый – один из самых сложных, как в плане переживаний, так, зачастую и в плане событий. Поэтому в наше время встречаются люди с хорошими наработками последних этапов, при этом раздувающие чувство собственной важности до предела. В идеале этапы развития прорабатываются один за другим.
Если на третьем этапе человек учился управлять событиями на социальном уровне, то на пятом, он обучается управлять собственным сознанием, что приводит к определенного рода контролю событий на уровне метафизическом.
Если человек хорошо проработал четвертый этап, на пятом его мудрость обретает еще большую глубину. Почему возникают войны? Почему существуют болезни? Почему люди страдают? Именно на пятом этапе развития мудрость достигает границы, когда вмещает в себя глубинное понимание этих вещей. Сущность происходящей жизни не ограничивается рамками типичного взгляда на то, что является справедливым, а что нет. Мудрец осознает причину и следствие. Каждое явление происходит не случайно, а является драгоценным уроком, который вносит в пазл жизни новый элемент, дополняющий восприятие целостной картины мира.
Видение скрытых процессов на пятом уровне развития личности происходит с глубинных ракурсов. Все механизмы жизни начинают вскрываться на этом уровне. Если переход с третьего этапа развития на четвертый характеризовался преодолением чувства собственной важности, прохождением через стыд, вину и перелом в чувствах, на пятом уровне человек проходит через разочарование в мирских идеалах.
Если четвертый уровень не был отработан, и человек не научился любить, происходящее на пятом этапе развития вызывает ощущение обреченности. Однако сейчас сила различения, чуткость и дальновидность находятся на чрезвычайно высоком уровне. Поэтому за разоблачением мирских иллюзий, следует разоблачение иллюзий духовных. Разочарование, обреченность, бессмысленность – такие же иллюзии, как и все остальное.
На этом этапе человек ясно осознает мудрость эволюционных уроков, через которые ему суждено проходить. Похоть, раздражение, жадность, зависть, чувство вины, обреченность и др. переживания даются, чтобы стать сильней. Они стимулируют сознание, заставляют его расширяться, чтобы человек не растворялся в грубых иллюзиях. Тяжелые переживания побуждают на подсознательном уровне развивать силу восприятия и различения, чтобы благодаря этим сильным качествам зрелого сознания обрести способность переваривать, и растворять негативные переживания. Если же предыдущие этапы развития были хорошо проработаны, на пятом этапе развития человек способен обретать тончайший баланс во всех явлениях, в каждый момент жизни. На этом уровне человек реагирует на жизнь сообразно ситуации. Он уравновешивает то, что происходит здесь и сейчас на очень тонком уровне.
Шестой этап развития
Это – просветленный человек. При переходе на этот этап переживается познавательный шок. Сказать, что при этом человек удивлен, или даже изумлен – ничего не сказать. Просветление – это разоблачение неведения и приход к истине. На уровне событий человек может жить совершенно обычной жизнью, не выделяясь в толпе, или в разговоре, но в душе у него все – совершенно иначе. Если переход с третьего этапа развития на четвертый был революцией в чувствах, переход на шестой этап характеризуется революцией сознания.
На этом этапе восприятие достигает пика, и человек видит все как есть. Он видит, что жизнь существует прямо сейчас. Он осознает прошлое и будущее как иллюзии в уме. Он видит, что все так называемые события – это просто мысли, в которых обыватель спит. На этом этапе личность переживает тотальный катарсис, восприятие замыкается на себе и происходит глубинное самоосознание. Личность начинает восприниматься как объект чем-то еще более глубинным, воспринимающим личность со стороны, стоящим поверх человеческой жизни. Личность ощущается в истинном свете – пучки преходящей ментальной энергии, которая центрировалась, сплеталась в области головы, горла и области сердца. На этом этапе развития все, что человек знал о жизни воспринимается, как иллюзия. Мир человека – это мысль о мысли.
Основные характерные черты этого этапа развития – прекращение страданий, облегчение и отсутствие каких-либо личностных желаний. Другая характерная черта – осознание жизни как совершенно спонтанного явления. Просветленный человек осознает самого себя, как ощущение бытия, присутствия, единственным качеством которого является созерцание, восприятие. Зритель не вмешивается в процесс. Жизнь происходит спонтанно, сама собою в силу своей внутренней энергии. Этой теме на progressman.ru посвящена статья об иллюзии выбора.
Просветление – это осознание того, что есть здесь и сейчас. В этом осознании сам человек воспринимается, как одно из многих явлений, спонтанно возникающих в присутствии бытия. Понять, что это такое человеку с более ранних этапов развития невозможно. При ознакомлении с этим как с теорией, могут возникнуть оценки. Однако, все это – не более чем мысли, которые одно и то же явление в разное время оценивают по-разному.
Если человек с другого этапа развития переживет свободу спонтанного бытия свойственную просветленному, он поймет, ради чего живет.
В разное время мы иногда перескакиваем на продвинутые уровни и все понимаем, затем спускаемся и это понимание теряем. Так происходит в силу неотработанных программ с предыдущих этапов развития. Сам процесс развития является центральным, самым важным аспектом человеческой жизни. Поэтому переход с одного этапа на другой – «событие» величайшей важности, событие, с которым не сравнятся никакие материальные блага.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
Кена Уилбера почитайте или послушайте.
Ок, спасибо, тоже новое имя для меня.
Сравните описание этапов развития со схемой фаз эволюции по версии Э. Мертона:
«…Абсолютно естественно, что описание характеристик духовных энергетических центров — чакр совпадает с последовательностью и смысловым содержанием фаз эволюционного развития человека, что очень интересно отмечает в своей работе («Введение в теософию» — прим. В.Б.) физик-теоретик Энтони Мертон. Рассмотрим семь эволюционных фаз развития человека, связав их с соответствующими чакрами и выделив наиболее яркие проявления в этих фазах.
1. Муладхара
Первая чакра соответствует фазе рождения и выживания человека, как локализованной единицы мироздания. Главным содержанием фазы является борьба с миром за существование. Ключевым словом является «выживание». Назначение этой фазы заключается в приобретении потенциала для устойчивого существования в качестве самостоятельного объекта. На этой фазе развития нет и намека на духовность. Человек видит только свои интересы, а мир для него — враждебная окружающая среда. Проявление низкочастотной энергетики в этой фазе сопровождается пещерной яростью, агрессивностью, злобой.
2. Свадхистхана
Вторая фаза эволюции характеризует оформление личности и развитие всех функциональных свойств, ради которых человек появился на свет. Он живёт уже не для того, чтобы бороться с миром за выживание, а для того чтобы получать наслаждения, желание которых заложено в его теле. Ключевое слово этой фазы — потребление. Человек стремится к праздному образу жизни, к роскоши, к сексу — как способу удовлетворения желаний. Снижение активности этой чакры означает потерю интереса к удовольствиям жизни, стремление к уединению, половую пассивность. И вот здесь возможен качественный скачок. «Закрытие» этой чакры приводит к «раскрытию» пятой чакры — вишудха. При этом человек начинает получать гораздо более высокое вдохновение от творческой деятельности. Высокое творчество и праздный (потребительский — прим. В.Б.) образ жизни практически несовместимы.
3. Манипура
Третья фаза эволюции — преобразование человека с помощью вхождения в мир в качестве неотъемлемой его части. Человек начинает признавать существование других людей, но пытается навязать миру выгодные для себя правила и условия. Главной ценностью для человека все еще является личное благополучие, его больше всего вдохновляет ощущение власти, авторитет, высокое положение в обществе, знакомство с сильными мира сего. Чтобы всего этого достичь, человеку приходится много трудиться. Он старается стать вождём, главнокомандующим, начальником, политиком, учителем и т. д. Манипура-чакра раскрыта у людей волевых, властных и закрыта у тех, кто предпочитает подчиняться высшему руководству, вести пассивный образ жизни.
4. Анахата
Четвертая фаза эволюции характеризуется развитием духовности, нравственности, пониманием необходимости учёта интересов других, желанием поиска компромиссов. Отношения с окружающим миром начинают строиться на принципах высокой нравственности и «любви к ближнему». Интересы всего мира становятся органической частью собственных интересов человека. Наиболее радостными моментами для него являются минуты, когда он ощущает непосредственный контакт своей Души с Высшим началом.
5. Вишудха
Пятая фаза — оформление и расцвет функциональных возможностей духовной составляющей человека, предназначение которой — творение мира. На этой фазе Бог или высокие сущности, убедившись в эволюционной подготовленности человека, используют его в своей творческой работе. Человек уже способен воспринимать духовную энергию и использовать её в физическом мире. На этой стадии человек становится творцом, создателем, изобретателем; художником, кондитером, слесарем — в любом варианте окружающие почувствуют в созданном им объекте отпечаток гениальности автора, индивидуальность, необычность и все то, что обозначается словами мастерство, совершенство и искусство.
6. Аджна
Шестая фаза эволюции характеризуется вхождением духовной составляющей человека в духовный мир Вселенной. Человек в этой фазе — прежде всего идеолог массовых движений. Часто бывает так, что у народа, борющегося с врагом, есть два лидера — манипурный и аджновский. Манипурный лидер — это вождь, волевой, мужественный воин, покрытый шрамами и славой. Аджновский лидер не так ярко сверкает в лучах славы, но пользуется необъяснимой любовью народа. Его негромкие и немногие слова дают ощущение цели всей нации, а от его мнения зависит — начнётся или закончится война. Часто таким лидером становится религиозный деятель, как более других подготовленный к деятельности в тонких сферах. Аджна-чакра (третий глаз) хорошо развита у людей мудрых, у ясновидящих, у обладающих кармическим видением. Даже интуитивно они могут чувствовать, к каким последствиям приведут те или иные мероприятия и поступки. Для них мир взаимосвязан и предсказуем.
7. Сахасрара
Седьмая фаза эволюции развития человека характеризуется растворением личности в духовном мире, переходом к полностью духовному способу существования. Эта фаза называется ещё имперсональной, то есть безличностной. Человек в этой фазе — святой или пророк, истребивший в себе все личное: желания, мысли, мнения и посвятивший свою жизнь безличностному служению Богу. Такого человека можно узнать по некоторым характерным признакам, характеризующим отсутствие личностных свойств. С ним и около него ничего отрицательного не происходит. К нему не «прилипает» никакая астральная грязь. Если заглянуть такому человеку в глаза, то может показаться, что в них нет дна, а из их бездны смотрит кто-то другой — неведомый и могущественный, причём смотрит с огромной любовью и пониманием, пронизывая своим взглядом насквозь…»
нахожу в себе черты всех уровней, к своему сожалению, больше всего между вторым и третьим. может ли личность частично находиться на разных уровнях, как Вы думаете?
Думаю, что уровень можно вычислить по преобладанию элементов. Если отследить свои мысли и действия, то несложно выяснить, какие из них доминируют. Если мысли и действия вертятся в области первых трёх уровней, то мы констатируем развитие, свойственное обычному человеку. Если интересы человека соответствуют 4 уровню и выше, то мы можем говорить о человеке духовном, выходящим за рамки эгоистических обусловленностей.
Из всех статей, вами написанных, эту, считаю самой сложной, не в плане понимания, а в плане доступности такой информации… На основе каких или какой книги эти расшифровки по уровням сознания, очень любопытно. Какую книгу на эту тематику посоветуете??? Знания тоже испытываются медными трубами, как богатство… Я бы сказала что это одно и тоже… Наверное, как указано выше, если «большие знания» как и большие деньги попадут к человеку 1-3 уровня, то безумие и фанатизм гарантированы! Сказка о золотой рыбке всем урок- хочу я быть владычицей твоей. ..
Сейчас уже не вспомню, откуда во мне тогда нашлось столько самонадеянности — рассуждать на такие темы. Литературы не посоветую. Все это просто — личные общие представления о том, как все обстоит.
Эта статья на схожую тему актуальней: progressman.ru/birds
Да, забавно, как наш УМ изворотлив, АДВОКАТ ДЬЯВОЛА-ЭТО НАШЕ ЭГО.
Читала и улыбалась, КЛАСС. Но видимо, пока не преодолеешь все эти уровни, то об осознанности не может и речи идти. Как только быть настолько внимательной, чтобы это заметить. Эх… Интересная реакция, когда понимаешь, что ум тебя водит за нос, сначала появляется смех, а потом полная фрустрация. Ему как бы не на что опереться, как котёнка ткнули носом в свое Г… И мой же ум будет искать выход, чтобы сохранить ЛИЦО.
Игорь, когда вы пишете такую статью, вы наблюдаете за собой, или это уже прожитый опыт?
Да, НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ — это РОСКОШЬ.
Классная статья, Игорь! Во многом согласен, т.к. сам прохожу через это. Особенно болезненны прыжки по уровням, когда не отработаны уроки «младших классов. Сейчас практикую осознание и созерцание, понимаю, что есть задатки с четвертого-пятого местами даже по 6ой. Но я чувствую, что еще многие убеждения более грубого порядка не отработаны, посему держу себя в руках последовательности. Один раз очень болезненно на грабли экспресс-осознания наступил. ЧСВ зашкалило, ощутил себя чуть ли сверхчеловеком, но само понятие ЧСВ — это первые уровни, потому и тряхануло так, что полгода отходил только. Спасибо, Игорь, очень ценная информация!
знающий не говорит, говорящий не знает; не слушайте шарлатанов, ищите сами свой путь
Спасибо!!!