Игры для взрослых – это серьезные, утомляющие, рутинные и пугающие «забавы». В чем отличие игры от рутинной работы? Почему во время игры мы ощущаем радость и азарт, а от серьезной работы утомление и скуку? В чем отличие взрослого от ребенка? Как игра становится работой? Может ли стать работа игрой?
Мы начинаем играть, радуясь процессу, пребывая в текущем моменте, а, становясь профессионалами, теряем ощущение «игры», и нас уже не заботит сам процесс – все внимание жертвуется предвкушениям и ожиданиям. Игры для взрослых – это работа на результат. А возможен ли качественный результат, если участию в процессе его достижения не уделяется внимание? В играх для взрослых участие становится вторичным побочным фактором результата. К чему это приводит? Участвуя в таких играх, мы, ускоряя ритм, поторапливаем жизнь. Современный взрослый человек подавляет настоящий момент жизни, чтобы приблизиться к результату в будущем.
Подобное происходит с большинством спортсменов, когда игра превращается в работу – иногда тяжкий труд, непрерывную неудовлетворенную устремленность на конкретный результат. Не смотря на то, что такой стиль жизни почти неизбежно чреват разочарованиями, в наше время он становится негласной традицией; и если ты не целеустремлен и не играешь в серьезные игры для взрослых, то ты «неудачник». Воспринимая происходящее всерьез, мы теряем ощущение игры.
Чтобы ясней выразить идею «игр для взрослых», приведу наглядный пример. У меня есть друзья, уже взрослые люди, которые в свое время провели несколько лет за компьтерной ролевой игрой “Lineage” на одном из игровых серверов интернета. В этой игре вы наравне с сотнями игроков сервера развиваете собственного персонажа: различные магические навыки, способности отыскивать и применять редкие и «ценные» предметы, и выполняете различные задания (квесты) в виртуальном мире этой игры.
Я порасспрашивал ребят и узнал, что первые дни, редко недели играют ради прохождения всех этапов, выполнения заданий и уничтожения виртуальных злодеев. После этого фанаты играют долгие месяцы лишь ради того, чтобы стать сильней других игроков, найти более ценные предметы, магические амулеты, камни и свитки. Люди, проводящие месяцы в этой игре начинают воспринимать все всерьез, неудачу виртуального персонажа – как свою личную, его достижения, как свои. Все перемешивается, игра и реальность меняются местами, обычная жизнь начинает казаться невзрачным вынужденным препятствием на пути к «реальным» виртуальным ценностям.
Игроки проецируют свое эго на виртуальное тело своего героя, и незаметно детская игра, становится игрой «для взрослых». Возникает что-то вроде иллюзии, виртуальной реальности, в которой у игрока есть собственные эманации в образе виртуальных героев игры. Герои живут ради накопления виртуальных благ, а эти блага им нужны ради того, чтобы их герой жил. Суть в том, что весь игровой процесс построен на возвеличивании собственного «я». Люди играют в игры, чтобы потешить самолюбие и порадоваться собственным превосходством над другими героями.
Человек живет в этой очередной игре для взрослых ради целей, которые на деле не имеют никакой основы. Они пустотны, а сама игра напоминает бесмысленный процесс хождения из одного угла комнаты в другой… и обратно.
Смысл любой игры оправдывает себя лишь в том случае, если вы тотально пребываете в самом процессе, переживаете происходящее здесь и сейчас. Тогда не столь важно, как и чем, хоть и в роли виртуального персонажа, но вы живете. А иначе теряется легкость и ощущение «игры», которая с началом фиксации внимания на целях протянутых во времени становится соревнованием, рутинным трудом, игрой для взрослых.
Один из игроков “Lineage”, с которыми я общался, после того, как сбылась его цель, связанная с нахождением редких доспехов, потерял всякий интерес к игре. В итоге, причина подобной целеустремленности изначально была иллюзорна. Цель ради цели приносит лишь очень краткий миг удовлетворения на фоне долгих поисков и борьбы. И это удел каждого, играющего в игры для взрослых. Мы слепо ожидаем счастья от недоступного. На progressman.ru я описывал этот эффект в отдельной статье.
Такой процесс виртуального существования в игре упрощенно отображает повседневную реальность, где мы также выбираем: навыки для развития, предметы для покупки, «задания» для выполнения. Игры для взрослых отличаются от компьютерных, главным образом, амплитудой важности, которая придается процессу.
В ходе душевного взросления, зрелая личность может подойти к такому уровню осознанности, когда жизнь становится «прозрачной». Все события высвечиваются в истинном свете, как есть. И тогда становится ясно, что вся жизнь была таким вот бессмысленным переливанием из пустого в порожнее – все цели и события возникают из пустоты, в нее же и уходят, а самая ценная «вещь» в этой реальности – наша собственная истинная сущность, проявленная, как чистое бытие.
На самом деле, целеустремленность современного человека – это также необходимый этап, избегая который, мы можем впасть в серьезное отклонение: лень, апатию, слабость и страх. На определенном этапе, чтобы продолжать собственный рост, человек должен наиграться в игры для взрослых, научиться контролировать себя и события, которые происходят в поле его внимания.
Постепенно подобный контроль и серьезная деятельность, наполненная планированием, разбавляется интуитивными решениями и действиями. В их основе лежит не долговременный анализ, а озарение, когда без всяких сомнений просто знаешь и напрямую осуществляешь именно то, что требуется. Игры для взрослых перестают цеплять, их цели ощущаются как иллюзия, проекция ума о будущем, которого не существует. В настоящем случается по-детски спонтанная и радостная игра самой жизни, в которой все взрослые беспокойства и страхи отступают. И как ни странно, только тогда и появляется истинная, не разбавленная неврозами, разумность, когда уровень различения исходит из самого «центра» существования.
Ощущение цели может оставаться, как ментальный, иллюзорный фактор, удобный для передачи информации участникам игр для взрослых. Но в жизни человека, пробужденного к настоящему моменту, этот фактор не является главенствующим. Все его действия напоминают игру ребенка, наслаждающегося самим процессом.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
Кто для чего играет, это понятно. :) Для меня это уже пройденый этап. Все таки глазами участника игры все видится по другому, чем глазами стороннего наблюдателя.
Любое действие оправданно, если оно пронизано смыслом, руководствуюсь этим когда приступаю к игре, к работе, к делу и т.д. Поэтому даже из игр я иногда выношу больше полезного для себя чем работа или учеба в институте. :)
Мне очень понравилась статья. Сама, к сожалению, целыми днями играю «в работу на результат». Вот сегодня меня похвалил руководитель за отличное завершение периода, все цели достигнуты на 100%, план выполнен даже перевыполнены ожидания.Но мне неинтересны ни эти похвалы, ни сам процесс..Да, у меня есть работа и гарантированный заработок, а на дворе кризис..Но я не чувствую аромата жизни и все дни проходят как день сурка. Люди, как это печально, что мы почти все так живем!
Да, игра ради игры это радостное волшебство бессмысленности :)
Почаще бы в него окунаться ))
***
Мы все Божественного дети
И любим пазлы собирать,
Но начинаем, не заметив,
Без вдохновения играть.
Так пятна белые на карте
Нам отравляют радость дня,
Сдержать пытаемся на старте
Вперед летящего коня.
Однажды нужная картинка
Украсит жизни полотно,
Сама найдется серединка,
Что долго прятал под сукно.
6 июля 2009 г.
Вдруг перестали интересовать результаты моей работы, в общем делаю все как и раньше, но появилось ощущение непривязанности… и даже в общем все равно где и с кем работать, а еще совершенно отсутствует желание куда-то ехать в путешествие в отпуск, да и вообще сам отпуск..
Самое интересное, что по инерции я внешне пытаюсь играть старую роль, но выглядит это довольно неадекватно, а может это мое неадекватное восприятие)
«Мастер рассказывал о различиях в играх взрослых и детей. Первые выбирают объект, ставят к стенке, пуляют свинцом и убеждают: «Не, ну ты чо?! Дохни, давай! Ты ж никчемный и так был, а теперь, вон, губы белые, кровищи море, ты — мертый, ты — труп!» Пока объект в собственную смерть не поверит. У детей другое совсем. Дети подбирают залюбленных в утиль мишек и пупсов с развороченным нутром, шепчут им на ушко: «Просыпайся — открывай глазки. Думаешь, тебя убили? Глупости! До этого все глупости были. А теперь настоящая игра. Сначала надо облака надуть, потом пираты нападут, потом мы как будто волшебные тигры и защищаем джунгли, потом поросятам дом строить.» (с)
А что не так, если игры для взрослых «цеплять перестали», появились и «интуитивные решения», «озарения, знание, как и что нужно делать, без всяких сомнений», а «по-детски радостная игра самой жизни» не случается?
Галина, все игры для взрослых построены на маятнике удовольствие-страдание, а Вы наверное вышли из этого состояния. Возможно сейчас Вы не ощущаете радости быть в моменте, не зная наперед, что будет дальше, ведь все «интуитивные решения», «озарения, знание, как и что нужно делать, без всяких сомнений» приходят спонтанно. Возможно это ощущение скоро придет… и возможно это будет что-то совсем новое :)
Спасибо за поддержку :)
От маятника я отключилась уже пару лет назад, где-то год назад осознала, что и как сделала.
Похоже, только ждать и остается. Что-то безусловно будет. Поскорей бы :)