Во время концентрации внимание усилием воли удерживается на объекте концентрации. Может происходить частичное, или полное отвлечение внимания на мысли, или другие ощущения. Этого допускать не следует. Как только отвлечение зафиксировано, внимание также, усилием воли возвращается на объект концентрации. Первое время для большинства практиков концентрация внимания кажется чем-то почти невыполнимым т.к. отвлечение на мысли в силу глубоко укоренившейся привычки происходит постоянно. Здесь важен настрой. Стоит помнить, чем занимаешься и какими бы важными мысли ни казались, стоит дать себе установку: «все это я буду думать после практики, а сейчас – только практика».
Первые месяцы, а иногда и годы, каждый сталкивается с сопротивлением вечно отвлекающегося ума. Возникает ощущение, что поток мыслей просто невозможно прервать, и намеренная фиксация внимания в течение длительного периода времени на одном и том же объекте невыполнима. В действительности концентрация сложна только для ума, и выполняется легко, когда сознание проникает в сферу разума, выносящего окончательные решения.
Ум может сегодня захотеть перевернуть мир, а на следующий день даже не вспомнить об этом. Ум неустойчив, он постоянно мечется, сменяя десятки желаний за короткий промежуток времени, поэтому за все важные решения, особенно за те, которые связаны с переменами в индивидуальности, отвечает разум.
Со временем, проникая все глубже в природу мыследеятельности, привыкаешь все больше к состоянию непрерывной внимательности. Внимание и так льется само собой непрерывно, его не требуется как-то развивать и усиливать. Основная задача в том, чтобы сделать внимание подвластным, обучиться направлять собственный потенциал в единое русло. Свами Вивекананда, говоря о концентрации внимания, приводил в пример феномен молнии, которая возникает, когда множество частиц концентрируются в едином потоке. Аналогичный эффект дает концентрация внимания, благодаря которой сознание просыпается яркой вспышкой озарения.
По мере продвижения в практике, концентрация плавно переходит в спонтанное созерцание, то есть – в настоящую медитацию. Невозможно сказать объективно, где обрывается концентрация и начинается медитация, т.к. четкой границы нет, а переход из одного состояния в другое обычно происходит плавно. Спонтанное созерцание отличается от концентрации отсутствием волевых усилий. Это случается, когда разум познает природу созерцания, и проникается ей. В медитации созерцание объекта происходит легко, без всяких стараний.
Психика, освобожденная от мыслей на время медитации, пребывает в своем естественном состоянии. Такое переживание характеризуется глубоким успокоением, блаженным невмешательством в спонтанность психических процессов, легкостью и свободой. По мере успокоения ума, блаженство и восторг нарастают. В йоге это состояние называют савикальпа самадхи. Пусть ваш ум не смущают заморские слова – техники универсальны, и от слов они никак не зависят. Каждый человек – это чистое сознание, в котором происходит жизнь.
Для вхождения в медитацию не стоит подавлять мысли, нужно просто оставить их как есть. Ум некоторое время еще рефлексирует, а мысли становятся все менее связными. Неважно, какие образы появляются в уме, на каком языке он говорит, стихами, или прозой, поет дифирамбы, или пугает – все это в медитации оставляется как есть, без вмешательства, тогда со временем ум затихает полностью.
Начинающему практику можно пробовать сразу входить в медитацию, минуя концентрацию, если есть соответствующий настрой и успокоенность. Старания и воля, которые могут помочь в концентрации, в медитации только мешают. В медитации важно полное расслабление тела и ума с сохранением бдительности. Нет необходимости сохранять бдительность усилием воли; внимание и без того всегда активно, поэтому необходимо лишь перестать прилагать усилия, не засыпая – позволить вниманию интуитивно самопроизвольно изливаться на объект восприятия.
Когда начинаются старания, или усилия, бдительность теряется, потому что включается эго – деятельный субъект, и сознание затуманивается его деятельностью, заполняет себя его вибрациями. При подобных усилиях фокус восприятия соскальзывает с тонкой интуитивной сферы бытия, связанной с восприятием – на более грубую сферу мысли.
По сути состояние абсолютной бдительности и есть цель практики. Это неуловимое состояние является чистым «Я» (Атман в учении адвайты, Пуруша в йоге) без каких-либо характеристик. Можно его условно охарактеризовать как пустотное ощущение бытия.
Когда медитация настолько глубока, что кроме объекта созерцания ничего не остается, сознание полностью сливается с объектом и наступает самадхи. В это время существует лишь объект созерцания, погруженный в чистое существование «Я».
Объектом медитации может быть что угодно: любое ощущение, внешняя форма, или мысль. Популярны медитации на дыхание, внутренний звук и свет, чакры, мантры и др. По моему мнению, все же лучшая практика – это медитация без объекта, которая представляет собой расслабление в естественном присутствии.
Следующий шаг – отвлечение внимания даже от единственного оставшегося объекта созерцания. Считается, что этот шаг невозможно выполнить никакими усилиями, т.к. усилия – это сфера деятельного субъекта. Когда сознание подготовлено, шаг отвлечения внимания от любых объектов восприятия, происходит спонтанно, как переход в абсолютно естественное состояние чистого бытия вне всяких объектов. Подобное состояние в йоге называют нирвикальпа самадхи, а в буддизме – это всем известная нирвана.
© Игорь Саторин
Другие статьи о медитации:
Вспомнились слова из книги «Громовое безмолвие»: «Нет медитации. Есть привыкание к ней». Я так понимаю, что действительно медитация постепенно проникает в жизнь, сначала через сознательную концентрацию с использованием ума, наблюдаешь за его ловушками, попытками имитации возвышенных состояний, оценками, паникой и … а потом случаются проблески того, что за этим всем цирком наблюдает и тихо улыбается)вернее там ничего и никого просто нет
Почитал переписку Егора и понял, что я на том же этапе, слово в слово. Интересно, смог ли он перешагуть этот этап и продвинуться дальше, потому что я не могу. Вся информация вокруг меня говорит мне, что у меня депрессия просто), но может ли она длится всю мою сознательную жизнь? Я не знаю в чем смысл всех обыденных вещей и действий, нет никаких целей, все делаю потому что «так надо». А если пытаюсь найти или привить себе какую никакую цель, то испытываю колоссальное напряжение, все мое бытие буквально напрягается. Может это конечно лень и дейсвительно депрессия..отсуствие тяги к жизни. Но как говорилось, отсутствие желания почти тоже что и наличие его.
Насчет последней части статьи… Я уже писал под другой темой: не уверен, что вхожу в нирвану (это даже вызывает смех), но когда медитирую и внутренний диалог долгое время выключен — сознание начинает соскальзывать с обьекта созерцания в пустоту и разум как будто исчезает, то автоматически включается какая-то реакция — ужас и паника, усиленное сердцебиение, и внутренний диалог неизбежно возобновляется, после чего медитировать ближайшие пару часов уже невозможно. Паникует только разум, личность, но отрешенная сознательная часть никак не реагирует — она просто спокойно наблюдает за этой реакцией и не может вмешаться, чтобы погружаться глубже.
В последние 2 дня мне открылось понимание абсолютной своей запрограммированности — на всех уровнях я есть робот, которым кто-то управляет. Взять например тело — все процессы совершаются автоматически, ум — тоже — какие мысли приходят и почему, какие странные идеи или сны? За завесу пустоты я проникнуть не могу, но ощущение, что все состояния и действия тебе навязаны для проживания. Ты можешь осознавать или наблюдать, бунтовать или принимать все как есть — ничего не изменится. Но перестать выполнять программы (отключиться из розетки)ты не можешь. Поскольку через тебя идет энергия (ток) и так или иначе ты должен ее реализовывать. Выбор ограничен программным обеспечением, скоростью винчестера… Даже смех, шутки, просветления всякие там любовь с сексом — все это такие программы, через которые посредством нас кто-то развлекается)
Amarilliss, да-да.
Но ты так это описываешь, будто единственная свобода, которая нам дается — это тихонечко скулить по поводу своей типа вынужденности пребывать в этой «холодной» «матрице». Все недовольство и все роптания — такая же часть запрограммированной иллюзии — фрагменты сценария, придающие ему реализма.
Выбор не ограничен ни чем. Его просто нет. Но на этом уровне нет и переживаний. Переживания есть, пока выбор ощущается, но при этом выбирающему уму кажется, что выбора нет, а есть только фатальная вынужденность.
«— Мастер, помогите пожалуйста. Иногда бывает так плохо, кажется, что все отвернулись от меня, в душе тьма и пустота, куча проблем охватывают ум. Скажите, что мне делать в такие минуты?
— Постарайся не рассмеяться.
— ???!!!
— Испортишь всё представление.
Кодо Саваки Роси»
Да нет, Игорь, «скулить», переживать — это никакая не свобода, а тоже программы, да и восприятие матрицы «холодной» или «горячей» или какой бы то ни было — тоже. Ты просто видишь эти программы и допустим включается следующая — скучно! И ты опять осознаешь — это очередная программа. Кто-то (или ты) увлекся скейтчингом, какое-то время ты продуцируешь энергию на это занятие, наблюдая как программа через тебя реализуется, потом ты добиваешься успеха и известности и стягиваешь на себя кучу внимания поклонников и учеников, ты гордишься собой — и понимаешь, это программа:) Кто-то носится со своей фигурой, кто-то с просветлением, ростом осознанности… с серьезными отношениями, все ооочень серьезно))) смех или серьезность — все одно, такая обусловленность)) Спонтанность тоже запрограммирована, так же как и страх с его преодолением. Нет ничего нового. Все существует одновременно, тебя дергают за ниточки и так развлекаются. Можно смотреть на это с безмятежностью?? как Будда — но он же тоже винтик системы, которому многие хотят подражать)
Amarilliss,
И кто же это дергает Вас за ниточки и так развлекается ?
Не только меня, просто наконец увидела. Никакой свободы не существует. «Свобода», «выбор» — это очередные программы, просто они более «продвинутые»)). Я все думала — почему Игорь назвал свой роман «Механический бог» — теперь стало понятно. Мы просто механизмы, которые производят определенные виды энергии для системы. Ты чем-то заинтересовался — значит системе понадобился такой тип энергии. Взаимодействия, любовь, это тоже определенный тип для определенных целей. Внимание — это основной ресурс и за него все борются, потому что где твое внимание — туда течет твоя энергия. Почему некоторые люди притягивают к себе и чем? И что происходит потом?
Amarilliss,
мне кажется, что вы говорите только половину правды. Да, свободы не существует, но ведь и несвободы не существует !
Нет никакого «верховного программиста»- всемогущего дергателя за ниточки. И если это понимание — не истинная свобода,- то что тогда истинная свобода ?
Игорь, спасибо за притчу. Когда придет «большая беда», постараюсь не «испортить представление»
Виктор А, ))) почему вы вообще считаете что-то правдой?
Самая ужасная правда — что ты не можешь не быть, даже если очень захочешь.