Эго – наша ложная самоидентификация, источник всех психологических страданий и корень чувства собственной важности. Эго — это центральная мысль «я», от которой ответвляется множество чуть менее значимых мыслей – различных концепций и отождествлений. Эго поддерживается за счет мыслей, которые оценивают внешние объекты как значимые. Чем больше значимости мысль придает событиям, тем важней ее роль как кирпичика в башне эго. Пока держится отождествление с эго, мы пребываем в непрерывном поиске – в вечном устремлении к будущему, и никогда не чувствуем себя по-настоящему счастливыми в настоящем.
«Равновесие» эго
Эго постоянно ищет равновесия с внешней средой, но равновесие на этом уровне по определению недостижимо. Все дело в том, что эго по своей сути является пучком мыслей. Все составные части эго – это ментальная «материя», которая пребывает в безостановочном движении в нашем относительном мире перемен. Все течет, все меняется, и поэтому мысль «я» нуждается в постоянном отклике извне, который поддерживает неустойчивую природу эго. Мы пребываем в непрерывном устремлении утверждать собственную жизнестойкость.
Мысли являются своеобразным оценивающим отражением событий. Например, мы видим ложку, лежащую на столе. «Ложка лежит на столе» – это мысль, без которой никакой ложки нет. Само определение объекта происходит на уровне мысли. Если мысль «нейтральная», как например мысль о ложке, вряд ли она будет иметь место в нашей самоидентификации.
Эго – источник отождествления
Сознание отождествляется с происходящим – как бы проецирует свою самоидентификацию на внешние объекты. В этой грани эго – это память – мысли о формах внешней реальности. Когда внешние формы подвергаются разрушению, отождествляющееся с ними эго страдает так, словно его уничтожают. Если объект имеет нейтральную оценку, как в примере с ложкой, страдание носит номинальный характер. Однако если объекту придается важность, все обстоит иначе. Когда, например, человек отождествляется со своим автомобилем и придает этой «части себя» значение, он мучается, когда кто-то сравнивает его автомобиль с более «крутой» маркой, он страдает, когда его машина в аварии, потому что частица его эго – его самоидентификации в данный момент – под угрозой уничтожения.
Эго состоит из множества ложных «я» – у каждого человека десятки таких личин. Чем более грубое и «узкое» сознание, тем сильней отождествление с ложным «я», потому что ложная личность затмевает всю сферу восприятия. Когда у заядлого автолюбителя его единственная машина в аварии, он может переживать почти смертельное отчаяние. Если же у него таких машин – с десяток, то проецирование самоидентификации равномерно распределятся на все десять, и от поломки одной, хозяин страдает не так интенсивно. А если машины для хозяина неважны, тогда он и вовсе не переживет.
Эта закономерность прослеживается во всех личных качествах и внешних объектах, которыми личность владеет. Для творческой личности – это неоспоримость таланта и ценность творений. Для любящего мужа — любимая жена, которую он, как часть своего эго, воспринимает всерьез, переживая, если ее поведение не соответствует его отождествлениям. У фанатика эго проецируется на сферу своего фанатизма – в обществе он говорит лишь о том, за что «фанатеет», таким образом, утверждая собственное «я». По этой причине начинающие эзотерики так рьяно рассказывают о чакрах, МЛМщики – о «построении бизнеса», фанаты Спартака – о матчах и т.п. На progressman.ru я уже косвенно затрагивал эту тему в статье об эгрегорах, где называл эго – «эгрегором имени себя».
Мы действуем по принципу приоритета – по такому принципу, что некоторые вещи на данный момент более или менее важны. Каждая личность действует от эго. Даже если где-то на земле идет война, для нашей персоны, куда более важным явлением может оказаться прыщ на лбу, потому что он имеет прямое отношение к самоидентификации. Сама важность происходящего — это и есть очередная проекция эго; эта важность является условной и субъективной – у каждого что-то свое имеет собственную исключительную важность.
А что если человек живет для других – занимается благотворительностью, или помогает близким? Все это также, делается под диктовку эго. И в этом нет ничего дурного. Здесь я бы хотел ввести такой термин как «мудрое эго», нашедшее относительное равновесие и компромисс с жизнью. Добрые люди получают удовольствие от помощи другим, поэтому для них важно помогать – в этом их самоидентификация. Таким людям живется легче, но это по-прежнему поиск, и отсутствие истинного приятия жизни. Здесь для ясности можно провести черту между эго и эгоизмом.
Каждый является неповторимым, или уникальным, лишь потому, что имеет собственный набор ложных личностей, с которыми отождествляется. Когда у людей важность или значение, придается одной и той же вещи, то появляется общий интерес – программа, которая их объединяет. Такие люди могут стать друзьями, пока у них подобный интерес держится. Сама по себе дружба – это программа, которую друзья взаимно подкрепляют. Без взаимности эта программа теряет внешний поддерживающий отклик и становится менее устойчивой – дружить в одни ворота способен не каждый.
Сексуальность – это мощное укрепление центральных отождествлений эго – телесных и личных качеств. Комплименты, одобрение, а главное – непосредственный интимный контакт партнеров – это колоссальная подпитка эго – поддержка его неустойчивой природы. Исходя из этого, можно понять, почему секс так активно муссируется в нашем обществе. Во время успешного контакта возникает временное удовлетворение, затем сканирование реальности на предмет одобрения продолжается.
Обыденная «любовь» – это самоидентификация с деятельностью своего фаворита, что вызывает сильную зависимость и неадекватно преувеличенную реакцию на поведение объекта «любви». «Любят», как правило, тех, в ком есть нечто, чего нам самим не хватает. А после выработки новых качеств, «любовь» сглаживается. Эта тема освещалась подробней в статье о влюбленности. В этом ракурсе можно сказать, что любовь – это такой инструмент эволюции и развития сознания.
Выход рядом
Эго – это совокупность субъективных программ, нагруженных иллюзиями и сопутствующими им страданиями. На бессознательном уровне мы устремлены к единству, к целостности, а на изменчивом поверхностном ментальном уровне без учета глубинных слоев психики абсолютного единства никогда не достичь.
Выход в том, чтобы открыться жизни по-настоящему, быть честным с собой, видеть все как есть – тогда внешняя реальность, поверхность психики и ее глубинные слои приходят в согласованность и все внутренние конфликты постепенно устраняются. Устранять собственные слепые пятна самостоятельно бывает нелегко – здесь срабатывает такой эффект, когда человек не способен разгадать собственные иллюзии, потому что сам принимает их за чистую монету. В этом деле проще копать с опытным специалистом. Это я так ненавязчиво рекламирую свои психологические услуги.
Самостоятельно можно практиковать самоанализ, вести дневник, медитировать – сознательная практика неоценима.
В глобальном смысле важно также уметь не привязываться к преходящему, и не придавать большого значения ни событиям, ни своему образу. Личный образ – это такой инструмент взаимодействия с жизнью, он может быть эффективным, но ставить его во главу угла – себе дороже. Чувство собственной важности неизбежно приводит к ощущению собственной ничтожности.
Самопознание приводит к ясности. В идеале, самоидентификация смещается с эго, на высшее «Я». Под высшим «Я» подразумеваю чистое сознание, ощущение бытия, в котором происходит жизнь. Оно не состоит из молекул, или каких-то частиц. Высшее «Я» – это ощущение того, что вы есть и всегда присутствуете здесь и сейчас. Это – истинное равновесие, потому как высшее «Я» не колеблется, оно является вечно устойчивым свободным пространством сознания, которое не зависит от внешних форм.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
Нина, на поверку ваши слова оказались очень толковыми. Но тут тоже проще сказать чем сделать. Для такой оценки своих действий уже нужно иметь нехилый опыт самоисследования и самоконтроля. Наскоком не выйдет. И еще есть подозрения, что без участия чсв ни одно действие не проходит — просто личностная оценочность прячется глуюже в подсознательное и действует на более тонких и незаметных уровнях.
Александр, на пути самопознания наскоком точно ничего не выйдет:) что касается чсв — то достаточно это в себе отмечать и наблюдать. Да, пока без него никуда:)
Amarilliss, 100%
Надо просто себя наблюдать, и не качать маятник со стороны в сторону (-,+)
Александр, достаточно просто принять себя таким, как есть. Честно признать, да, я такой. Этого не умею, все умеют, а я нет. Ну и что? А это я делаю вполне успешно, вот они, результаты. Не обращать серьезного внимания на оценки Вас другими. Все они смотрят СВОЕ кино про Вас. Свое. Вы же такой, как Вы есть. Не нравится — отвернись. Если Вы себе в чем-то не нравитесь, меняйтесь, никто Вам в этом не может помешать, только Вы сами.
Это работает.
Игорь, пролейте свет на практические методы дифференциации я-концепций!
Михаил, progressman.ru/2009/03/meditaciya-samoissledovaniya/
Все очень верно написано, недавно осознал чувство собственной важности и маску, за счет которой поддерживал это чувство. Назвал себя такого, то есть маску Фраер :) Рассмеялся, полегчало. Удивился тому, что это не маска затмевает восприятие, а что мы используем маску для того, чтобы притупить восприятие. Это очень важно, мы намеренно одеваем на себя маску, чтобы игнорировать и не замечать реальность. По крайней мере так у меня. А вот почему я избегаю воспринимать реальность? Потому что когда виду открытый, большой, безграничный мир перед собой, чувствую себя беспомощным перед ним и рождается страх. Это от недоверия к миру, от психотравм детства, скорее всего.
И, собственно, вопрос.
Мне механику трудно будет словами описать, но я все же попытаюсь. Я недавно, после осознания маски, чтобы ускорить процесс ее распада в том числе и на физическом уровне, прошел глубинную телесно ориентированную терапию, в ходе которой прошел через несколько слоев самоидентификации и оказался в метафоре в чистом солнечном свете. Операторам в этот момент я произнес: «Все, я не знаю кто я». Это было оно, несколько дней потом я осознавал, что старался идентифицировать себя, исходя из внешних проявлений своей жизни, от чего сильно страдал. Денег нет — я плохой, я урод. Работы нет — я плохой, я урод. Квартира маленькая — я плохой, я урод. И т.д.. Девочка мне улыбнулась — я хороший. Осознал свободу и что моя природа не зависима от внешних факторов вообще, что факт моего существования физически непоколебим и мне не обязательно искажать свое бытие как-то, какими-то нагромождениями.
Но вот проблема — откат! Сегодня я уже проснулся с твердым ощущением претензий к себе и с самоопредлением, которое мне данными претензиями навязала мать. Скручивает физически, больно, плохо. Опять стремление доказывать себе и другим, что я не гавно и все такое. Что я опять упускаю? Могу я как-то вновь расслабиться и отпустить это все?
Роман
06/03/2015 AT 17:17
Вы бежите за состоянием. Отсюда и страдания, как душевные, так и физические. Состояние, которое было, Вам понравилось, поэтому Вы снова хотите туда попасть. Так эго бегает за приятным. Но все течет, ничего не стоит на месте. Состояния приходят и уходят. Принимайте их спокойно — наслаждайтесь ими, когда они есть, и не расстраивайтесь, когда они уходят. Все будет так, как будет, Вы ничего не можете ускорить, замедлить или остановить. Вы ничего не упускаете в своей жизни, Вы делаете то, что можете делать в данный момент. Если хотите, расслабьтесь и попытайтесь получить похожее состояние, только не расстраивайтесь, если этого не случится. Старайтесь быть больше в осознанности, тогда не надо будет самоощущаться и самоопределяться. Исчезнет необходимость себя хоть как-то определять.
Я на столько зависим от самопределения, что когда я никак себя не определяю, ничто меня не мотивирует, я становлюсь полностью пассивен, мне ничего не хочется, в теле присутствует слабость и все. Это пугает