В этой статье представляю основную информацию о практике медитации для начинающих. Обычно медитацией занимаются с высокими целями – раскрытие чакр, обретение волшебных способностей, достижение просветления, чтобы затем стать кем-то вроде просветленного Будды. Ничего объективно дурного в таких целях нет, они могут быть превосходной мотивацией в начале духовной практики, но по своей сути являются очевидным самообманом. Суть медитации – это сдача всех позиций эго и растождествление с ним. А все вышеперечисленные цели – напротив, эго лишь возвеличивают. Таким образом, само эго стремится практиковать медитацию, чтобы самовозвеличиться, не осознавая, что суть этой практики – чуть ли не в обратном. А истинная цель медитации объективно может быть лишь одна – избавление от психического дискомфорта – то есть от страданий. Даже жажда духовного пробуждения – это источник неудовлетворенности текущим положением дел.
Страдания происходят из-за того, что мы считаем себя хрупкими телесными и психическими формами, которые подвергаются риску уничтожения. Смертно – не только физическое тело, но и все психические структуры. Как говорилось в «The Matrix»: «все, что имеет начало, имеет и конец». Конечно, просветление – и есть истинная цель медитации, потому что именно это событие позволяет осознать, что все наши тела, мысли и ощущения – лишь наблюдаемые внешние явления, а наша истинная сущность (далее – высшее «Я») всем этим никак не связана.
Медитация – та самая практика, которая и позволяет распознать тело и ум как внешние наблюдаемые формы. Сама медитация – это и есть наблюдение – процесс непрерывного созерцательного внимания, который устраняет иллюзорное тождество.
Парадокс в том, что к просветлению все же стремиться бесполезно. Все подобные устремления вызваны желанием эго возвыситься в образе просветленного и потому – великого человека. Истинная цель, повторяю – это избавление от психического дискомфорта.
Мысли являются основой любого отождествления и порождения иллюзии – именно они заменяют нам реальность. Отождествляясь с мыслями, мы теряем связь с чистой реальностью. Все, что нам кажется знакомым и привычным – это всего лишь мысли об этом. Существование, или отсутствие существования чего-либо – это мысль. То, что вы тот самый человек… – и это лишь мысль. Реальность за пределами мыслей абсолютно необъяснима. Любое понимание, мнение, или оценка – это шаг от реальности к сфере ума.
В медитации количество мыслей сокращается, но сами мысли меняют качество, становятся более глубокими и уместными, ментальный хаос упорядочивается и все лишнее уходит. Если медитация проникает в повседневность, иллюзия привычной картины мира, сотканной из связанных ассоциациями мыслей, постепенно разрушается. Практик воспринимает удивительный хаос, теряет уверенность совершенно во всем, т.к. начинает осознавать, что все привычное – иллюзорно – всего лишь набор мыслей. Страх состояния без привычных опор со временем проходит, привнося в жизнь покой, гибкость и ясность.
По мере практики медитации приходит осознание, что будущее и прошлое – также, существуют лишь в мыслях, а в реальности есть только момент «сейчас», поэтому учителя и советуют сосредотачиваться на текущем моменте. Невозможно достичь момента «сейчас», потому что мы всегда были здесь и сейчас. Как бы странно ни прозвучало, на духовном пути стремиться не к чему, и на самом деле даже некому. Эго, стремящееся к запредельным высотам само состоит из иллюзорных мыслей и выпрыгнуть за их пределы неспособно. Ничто не имеет конечного смысла и цели, а жизнь – это такая удивительная игра. Разочарование в привычных смыслах, которое по началу может настичь от таких озарений, также иллюзорно бессмысленно и со временем проходит.
Медитация – это практика, призванная помочь растождествиться с преходящими формами, и найти собственное реальное «Я». Однако найти его, или зафиксировать вниманием невозможно. Можно лишь убедиться, что ни тело, ни ум не являются «Я». В Адвайте (учение о недвойственности) популярны парадоксальные вопросы об источнике всех движений. Когда что-то ищешь, фиксируешься на чем-то, или думаешь, то кто этот ищущий, фиксирующийся, или думающий? Если ты ощущаешь тело, мысли, или даже собственное «я», значит ты отделен от всего этого. Кто этот «воспринимающий» тело, ум и «я»? Высшее «Я» ощущает объекты, но само объектом не является.
Когда есть ощущение, что вы наблюдаете ум, или созерцаете объект медитации – это всего лишь утонченные мысли. Реально высшее «Я» всегда здесь и сейчас, его невозможно найти, как и момент «сейчас», оно не является ни одним из ощущений, оно есть то, в чем происходят все ощущения – само существование. На progressman.ru этой исконной психической «субстанции» посвящена отдельная статья.
В медитации утончается восприятие, повышается чувствительность, заставляя воспринимать все более и более тонкое. Считается, что за пределами тончайшего, медитирующий сталкивается с самим собой. Уму такое утончение не по силам. Оно происходит спонтанно, как естественное тяготение к истинной природе.
Многие «практикующие», особенно приверженцы различных эзотерических учений задаются таким вопросом как: «зачем садиться медитировать, если я и так в медитации? Я и так хожу и осознаю!» Если человек не может медитировать, сохранять постоянную бдительность, когда глаза прикрыты, тело расслаблено и его ничто не отвлекает, то об осознанности в быту, вообще, не может быть и речи.
Повседневная осознанность – вещь далеко не простая и становится реально доступной лишь очень усердным практикам. Можно пробовать начинать с осознанности, как советеут Ошо, или Гурджиев, но в первые годы, как правило, случаются лишь относительно удачные попытки осознанности, или мысли о ней, а еще чаще пустые разговоры. Тем не менее, пробовать осознавать себя можно с самого начала пути. В медитации же практик «приучается», привыкает к бдительности, пробужденности постепенно, тогда она случается и в повседневности.
Внимание непрерывно, это важно понять и взять за аксиому, вопрос лишь в его объекте. Притупление и рассеивание внимания как такового – вещь условная, т.к. на самом деле внимание неизменно и целостно. Меняется только объект внимания, тогда кажется, что изменяется и само внимание. Так происходит, потому что, упрощенно говоря, существует подсознательный слой наблюдаемых нами информационных объектов, которые мы не можем различить в нашем обыденном дневном сознании. Эти подсознательные объекты, являются своего рода пеленой, сквозь которую мы воспринимаем.
На начальном этапе мы не ощущаем причину поверхностных колебаний в сознании, поэтому принимаем все как должное и неизбежное. Все мысли кажутся нашими, потому что мы не видим, как и откуда они исходят.
Существует определенный вид тончайшей «энергии» сознания. Чем больше этой «энергии» в том, что мы воспринимаем, тем яснее само ощущение, но и сама эта энергия является «наблюдаемой». Зрение, слух и др. чувства это не мы сами, это все еще лишь то, что мы «наблюдаем» своим непрерывным вниманием, то, что происходит в нас. Слой подсознания, где находятся причины и источники колебаний сознания не ощущается нами, т.к. в нем для этого не хватает энергии сознания, от чего в медитации он может восприниматься как беспорядочный, хаотичный набор бессмысленных ощущений. Энергия сознания привлекается туда, где наше внимание, и если внимание проникает в слои подсознания, оно постепенно, слой за слоем становится осознаваемым и упорядочивается.
Еще Фрейд говорил, что исцеление приходит, когда бессознательное становится сознательным. Мы живем в мире парадоксов. Необходимо научиться принимать и осознавать то, что есть – необъяснимое, чистое существование, продолжая играть в телах, изображая нормальность.
© Игорь Саторин
Другие статьи о медитации:
Отлично! :) мой интеллект с жадностью это слопал, теперь осталось найти волю, чтобы регулярно медитировать
Игорь, Спасибо :)
Моё видение. Найти, увидеть «сверх я» не представляется возможным. Но есть возможность доказать для себя его существование.
Необходимо понять, что нельзя описывать и наблюдать любую систему в полной мере используя её же саму, как, например, нельзя до конца описать лист бумаги на нём самом. Мы пишем на нём: «Лист бумаги, размер такой-то, вес такой-то, плотность, цвет, текстура и т.д., на котором написано: «»Лист бумаги, … и так до бесконечности. Таким образом — видение себя, причин и механизмов своих поступков, нахождение причинно-следственных связей, даёт нам «координаты» всего этого в пространстве, то есть показывает нам те места, где «сверх я» нет . А максимально глубокое и полное самопознание, соответственно, очерчивает границы реально существующего, вечного «сверх я», за всем этим наблюдающего.
Согласен
То есть медитация — тренировка осознаности ?
У меня в жизни есть мечта, я много работаю осуществляю её, это сфера творчества. Медитация помогает избавится от блоков, в общем от страдания и вообще, все это вместе с осознанностью помогло мне, я чувствую, что я сделал не шаг, а прыжок в перед. Причем так вышло, что к осознанности пришел сам, я почувствовал, что много нахожусь в себе и нужно постоянно смотреть на мир это начало вызывать ощзущение легкости и спонтанности.
Но, как жить с ощущением, того что ничего нет и все это МЫСЛИ. Я всегда верил в то, что все что вокруг меня это мои мысли и я их меняю и делаю сам свою жизнь.
А так вообще ничего не надо делать)
Получается просто не нужно читать и изучать дальше, типо, как люди ведь не изучают атомы, хотя постоянно сними сталкиваются. И мир устроен на их «работе».
Здравствуйте, Игорь! От всего сердца, огромная благодарность и низкий вам поклон за ваш сайт, за то, что вы помогаете найти ответы на многие вопросы жизни, за то, что помогаете найти и понять себя! Всего 3 месяца, как погрузилась в эзотерику)) Пытаюсь медитировать. Как понять, что у меня действительно получается, что все мои ощущения (яркий свет, пустота и т.п.), не игра ума и воображения? И если «медитировать над какой-то проблемой», чем это отличается от простого размышления в обычном состоянии? Поток энергии не чувствую(( Но реально уменьшились переживания и страдания. Хотя, может это из-за того, что просто отвлекаюсь чтением?
>Как понять, что у меня действительно получается, что все мои ощущения (яркий свет, пустота и т.п.), не игра ума и воображения?
Тут, главное, слишком много не думать, не интерпретировать, иначе иллюзии неизбежно накрутятся. На всякий случай стоит брать под сомнение все свои переживания. Это, конечно, должно быть личным решением.
>И если «медитировать над какой-то проблемой»
Классическая медитация — это спонтанное созерцание. А медитация над проблемами — это, наверное, что-то иное.
>Но реально уменьшились переживания и страдания. Хотя, может это из-за того, что просто отвлекаюсь чтением?
Открыли для себя новый смысл.)
Игорь, спасибо! Кажется, я не понимаю, как это «созерцать»? Во многих ваших статьях встречала «я созерцал свои собственные переживания», «созерцать ощущение», чем это отличается от размышлением над переживаниями, ощущениями? Извините, если глупости спрашиваю.
Kat, размышления — это не созерцание. Чтобы почувствовать вкус яблока, размышления не помогут. Надо просто взять яблоко и откусить. Чем больше вы уделите внимания переживанию вкуса яблока, тем больше сможете ощутить. А размышления от этого дела только отвлекают, т.к. поглощают внимание на себя.