Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Как повысить уверенность в себе?

«Я» состоит из мысленных образов о самом себе: какой я, что мне присуще, на что способен, чего заслуживаю… «Я» страшится разрушения этих образов больше всего на свете… «Я» боится потерять себя, сгинуть в неизвестности, и поэтому укрепляет образы о себе всеми возможными способами.

Так повышают уверенность в себе. Но проблема неуверенности никуда не уходит, а временно затаивается, чтобы, как черт из табакерки, неожиданно выскочить с удвоенной силой.

«Я» может использовать любой образ себя в качестве фундамента, если способно в него поверить. Неважно, насколько очередное представление о себе соответствует реальному положению дел. «Я» может вообразить себя президентом мира, и если этот образ покажется ему устойчивым и надежным, он станет кирпичиком в его фундаменте. «Я» выживает, пока честно верит в эти придуманные образы. Когда человеку удается убедить себя в своих замечательных качествах, – неважно существуют они, или нет, – он будет за них отчаянно цепляться, потому что на них базируется его индивидуальность.

«Честность» с собою

Следует сразу уяснить, что «я» плевать на честность с собой. «Я» не заинтересовано ни в истине, ни в развитии. Единственное, чего «я» по-честному хочет – это укрепление собственных позиций – то есть слепого повышения уверенности в себе. Вся сопутствующая жизнь воспринимается «я» сквозь призму этой основной потребности… в самоутверждении. Все богатство человеческих реакций зависит от уровней утонченности этого повсеместного психологического самоудовлетворения.

Укрепленное «я» формирует эго – динамическое равновесие взаимосвязанных образов о себе самом. Эго – это такая яколка, которая, пребывая в безопорном «сейчас», прыгает с одной иллюзорной опоры на другую, с мысли на мысль, таким образом, продолжаясь во времени.

Чувство собственной важности (ЧСВ) – это удобрение и подкорм для иллюзорных опор эго. Когда собственная важность тешится, яколке мерещится, что надежных опор для нее вокруг много, можно распрыгаться в разные стороны: «и тут меня любят, и там я умный и красивый… А вот я теперь!.. А вот я так!.. А еще я…» Ну, и т.д.

Чувство собственной важности позволяет поверить эго, что оно одобрено в самых разных своих проявлениях. Поэтому эго непрерывно старается свою важность взращивать – именно это и называют повышением уверенности в себе. Чем сильней у человека чувство своей важности, тем уверенней и веселей его «я» самодовольно прыгает по своим многочисленным опорам – с образа на образ, с иллюзии на иллюзию, полагая, что все они одобрены, и потому – реальны.

Последствия ложной уверенности

На деле завышенное чувство собственной важности проявляется в барских замашках, поучающем самовлюбленном зазнайстве, вздутом самомнении, напыщенности, «святой» скромности, претензиях на «высокое», «уникальное» понимание… и т.д. и т.п.

А боком раздутая важность выходит тоже однообразно и банально: высокая ранимость, психологические откаты и потеря уверенности в себе, зависимость от чужого мнения, болезненная потребность в доказательствах своей правоты, снижение радости от живых мелочей настоящего момента. И это еще цветочки…

Все бы ладно, да вот эго удивительно быстро подсаживается на новые опоры, и потеря любой из них для него страшна и болезненна, потому что ставит под сомнение все прочие. Терять опоры для эго смертельно мучительно, ведь за их счет, оно чудом держится в безопорном «сейчас», где происходит настоящая жизнь.

Может возникнуть справедливый вопрос: как этих мук избежать, или как-то их сократить? Как сохранить уверенность в себе и удержать самооценку от колебаний? Есть два пути. Первый – просветлеть – то есть избавиться от потребности в психологических опорах. Второй – сделать опоры хотя бы относительно устойчивыми.

И если просветление подходит лишь самым продвинутым, хорошо подготовленным к истине единицам, то второй путь – это норма для любого относительно здорового человека. Как сделать опоры «я» устойчивыми?

Уверенность в себе – это честность с собою

Решение всех психологических проблем сводится к принятию правды. Честный с собой человек основывает уверенность в себе на реальных достижениях. Самооценка, основанная на фактах устойчива, потому что для ее обоснования повсюду обнаруживаются, оставленные жизнью, самопроизвольные и неожиданные аргументы, которые нет необходимости искусственно фабриковать.

Честному человеку не требуется выкатывать напоказ «доказательства» своей крутизны. Он вообще ничего намеренно не демонстрирует, потому что удовлетворяется своим реалистичным имиджем, проявленным, как спонтанное следствие его образа жизни. Такая независимость от красивых масок экономит огромное количество энергии и стабилизирует самооценку.

А самозваный король то и дело беспокоится за свои ложные показания, затрачивает вагоны энергии на сокрытие нелицеприятных фактов, поддержание сфабрикованного имиджа и страх последующего разоблачения. Сначала он повышает уверенность в себе соблазнительной ложью, а затем ее быстро теряет, потому что и сам в глубине души в себя не верит.

Обманщик постоянно тревожится, потому что подспудно знает свою ложь. Он не уверен в подлинности своего показного имиджа, что выливается в общую «по жизни» неуверенность в себе.

Быть настоящим собой – свобода. Пытаться быть другим – самонасилие.

Когда самооценка выстраивается на ложных образах, неуверенность в себе становится неизбежным спутником, потому что ложные образы на поверку – хрупки, и разбиваются, причиняя унижения.

И ведь хрупкость лживых масок – еще полбеды. Главная проблема – куда опасней. Тенденция уходить в иллюзии может нарастать, вплоть до серьезных психических отклонений, когда погружаются в выдуманные образы настолько самозабвенно, что связь с реальностью окончательно обрывается.

Последствия ложной уверенности 2.0

А начинается все с мелочей. Если не самая любимая черта, например, обидчивость, не вписывается в тот «красивый» образ себя, который «я» всем позиционирует, эту черту «я» начинает сдерживать и подавлять, – ведь обидчивость идет вразрез с ложным образом продвинутой личности, которым «я» тешит собственную важность.

«Я» склонно обряжаться такими масками, за которые, как «я» считает, его будут любить. Поэтому «принцессы» не облегчаются, а копят «балласт» в кладовых бессознательного, чтобы однажды подавленное прорвало на поверхность каким-нибудь психосоматическим недугом.

Бездумное откармливание чувства собственной важности повсеместно принимают за повышение уверенности. На деле таким образом повышают лишь ее колебания из крайности самовлюбленности в крайность самопрезрения.

На запущенных стадиях, когда эго не хватает реалистичных поводов для самоутверждения, оно либо проходит через стресс горькой правды и душевно растет, либо пересаживается на иллюзии. Таким образом ложь становятся защитной «броней» от реальной жизни.

Наполеоны, Христы и другие «великие» личности из психбольниц – наглядные примеры случаев, когда эго полностью прекращает вести учет реалистичности своего имиджа, и поднимает самооценку привлекательным самообманом.

Быть психически-ненормальным в социуме непрестижно, поэтому участники жизни стараются сохранять внешнюю видимость адекватности. Сама эта «адекватность» качественно тешит самолюбие. С другой стороны, потребность в повышении уверенности в себе – то бишь в самоутверждении, порой заставляет всех нас слегка забегать вперед… и приукрашивать свой честный имидж. В итоге большинство лавирует между реалистичной адекватностью и раздутым иллюзиями самолюбием.

А когда человек снова и снова искушается эксплуатировать красивую ложь ради самоутверждения, он становится зависимым от самообмана, и создает потенциал для полного отрыва от реальности, переходящего в стадию безумия.

Поэтому, даже если вы не заинтересованы в просветлении, все равно имеет смысл держаться как можно ближе к истине, и шаг за шагом устранять все ложные личины эго.

Как укрепить уверенность в себе?

Порой, «я» устраивает клоунаду, одевая маску беззаботной, все в этой жизни давным-давно познавшей мудрой личности, и сыплет цитатами из авторитетных источников, аки собственными глубокими прозрениями. Иногда «я» надевает благочестивую маску благородного рыцаря, полагая, что именно так заслужит вожделенное признание. Иногда с той же целью одевают маски отрешенного мудреца, всемогущего покровителя, или какой-нибудь таинственной принцессы.

Возможных образов для ложного повышения уверенности – бесчисленное количество на любой вкус и цвет. А чаще всего «я» тяготеет к стандартному образу успешного в наше актуальное время человека. На progressman.ru об этом обилии способов возгордиться собой есть отдельная статья.

И ведь это срабатывает! Красивые лживые маски находят своих поклонников-идеалистов, – а те питают наивным восхищением самообман зазнавшегося «я». Иногда слепцы группируются и образуют небольшие компании, секты и целые религии, где локальная «звезда» сияет проекциями своих влюбленных фанатов.

Каждый сталкивается с искушением – повышать уверенность в себе подкручиванием регулятора собственной важности в очевидном для всех направлении. Всем нравится чувствовать свою важность. Все хотят любви, хотят максимум одобренных общественностью опор для маневров собственного «я», чтобы из реальности не исходило угроз, чтобы она источала дух всеобщего одобрения, чтобы дорожка личного пути была ковровой и устланной свежесрезанными цветами, а впереди маячил райский свет…

И социально-одобренные чувство собственного достоинства и уважение – просто преломление основной потребности нашего маленького «я», неустойчиво барахтающегося на поверхности хаотичного океана жизни.

Чувство собственной важности не раздувают только, когда отчетливо осознают последствия этого выбора на предельно короткой дистанции с истиной.

Настоящий момент жизни – самый сложный вызов для нашего «я», живущего за счет сценариев, протянутых во времени, в прошлом и будущем. Здесь и сейчас мы непрерывно возрождаемся, невероятным чудом переносим эго из мгновения в мгновение, удерживаем образы себя, снова и снова их воссоздаем.

Реальная стабильная уверенность в себе – следствие признания правды. Кем бы вы ни были, исследуйте себя. Сомневайтесь в себе до конца, пока ложное не будет отсеяно. Истина выдержит любые поверки и останется твердой почвой для устойчивой самооценки.

Честность – единственный способ подготовиться к истине. Достаточно без всякого самоедства отражать, что происходит в текущий момент жизни. Вполне уместно позволять себе выражать свои сильные стороны, осознавая, как такое выражение воздействует на самолюбие. Умеренное самоутверждение с проникновенным осознанием происходящего – это путь к оздоровлению личности. И только осознанного и честного с собою человека, я в это верю, истина приведет не к безумию, а к духовному просветлению.

© Игорь Саторин

П.С.
Изначально статья называлась «Честность как средство от перхоти».

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными "спасибо", а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!


Рассказать друзьям:


203 комментария

  1. Подставить под сомнение свои убеждение о человеке трудно,да?Ведь это обесценивает само это убеждение и ослабляет иллюзию видимости,знания.

    Но ведь мы на самом деле не знаем ничего друг о друге…Мы разные и не осознаем друг друга,отдельные сознания.

    Кстати эта статья может не плохо повлиять,например человек с чвс это все читает.Чутьли не плача он осознает — да это все так.И появляется желание тянуться к правде.

    Но на меня не подействовало:) я около месяца назад начал замечать “мысли о себе” “Самоутверждение” но я ничего не могу с этим сделать(и даже не пытаюсь),это просто происходит.

    Немного уныло конечно…раньше такого не было.Эта зацикленность появилась после отката.Несколько дней я просто жил,жил без хорошего и плохого реакции на мир были изменены.А потом откат и аж дошло до зацикленности.

  2. Не ищите смысла, мой вам дружеский совет))
    Лично ваше мнение о статье, только без литья воды. Есть эго, чсв и лично вы, что по этому поводу думаете?

  3. Один умный человек по поводу эго сказал так: эго это как лысина на голове, ее можно прикрыть накладным париком, но подует сильный ветер и все опять на месте))

  4. Быть честным по отношению к себе мешает ощущение,
    что мы не хуже других, есть и по-хуже и то,что мы не
    называем вещи своими именами,когда это касается
    нашей личности.
    Делая как все, мы спорим,доказываем своё превосходство, жадность называем экономией, гнев и обиду справедливыми,похоть влюблённостью,а зависть белой.
     
    — Честность, мой дорогой, всегда выгодна!
    — Ерунда!
    — Пожалуйста, я тебе могу доказать: на прошлой неделе я украл пса и никак не мог его продать. Тогда я решил отдать его обратно и хозяин на радостях отвалил мне приличную сумму.

  5. Здравствуйте, Игорь.
    Благодарю за интересную статью. Она вызвала много ассоциаций, размышлений. Напр.: ведь такими людьми (у которых слишком много важности), легко управлять, манипулировать, ублажая их заветное чувство. Такие часто обманываются в людях, нечестные с собой встречают тех, кто обманывает их.

    Если можно, я приведу фрагмент текста в тему, на мой взгляд он дополнит то, что Вы уже сказали. Он о НЕЛЮБВИ К СЕБЕ, как об оборотной стороне ЧСВ. Иллюзии, основанные на ЧСВ необходимы, чтобы убежать от самих себя
    «…мы не можем себя принять такими, какие есть, т.к. считаем, что не достаточно хороши сами для себя. Например, недостаточно красивы, или не достаточно сообразительны, не достаточно хороши, не достаточно успешны (обычно для мужчины – это достижение какого-то социального статуса, для женщины – семья дети), недостаточно уважаемы другими людьми и т.п. а если быть еще немного честнее самим с собой, то иногда мы себя стыдимся, мы не хотим быть такими, какие есть. Не хотим, чтоб кто-то увидел нашу непривлекательность, несимпатичность, нашу плохую сообразительность, а иногда и просто глупость, хотим скрыть свою неуспешность и несостоятельность в жизни, боимся почувствовать к себе неуважение других людей и испытать позор за себя такого, какой есть.
    Всё это мы будем прятать глубоко-глубоко! Никто никогда не увидит и не догадается об этом. Мы будем с особой тщательностью следить за внешним видом, за своей красотой. Если надо, то подправим себя при помощи пластической хирургии (если потребуется, то и не раз), будем следить за своей фигурой, чтоб все видели нашу красоту! Будем учиться, а потом будем учиться еще, и еще будем учиться, чтоб все знали, что мы умные! Мы заработаем много денег, купим себе красивые вещи, шикарные автомобили. Все увидят, какие мы состоятельные! И т.д. и т.п.
    Если мы будем всё это делать, то никто и не упрекнёт нас ни в чем! Потому, что мы просто супер!!! Мы всего добиваемся, и, вроде, уже не такие, какими когда-то не хотели себя видеть. Нам есть чем гордиться! Мы достойны уважения окружающих, а у кого-то вызываем просто зависть. С этим чувством гордости за самого себя жить становится легко и приятно.
    А если в нас не хватает смелости, если мы не привыкли доминировать над своей жизнью, а просто хотим, чтоб кто-то другой взял ответственность за нас, пожалел и позаботился о нас? Как же мы будем достигать того, чего достигают другие? Как же нам стать красивыми, богатыми, умными? Какой кошмар! Мы это не умеем, мы будем просто грустить оттого, что не можем достичь желаемого. Мы будем знать, что некрасивы, и что все потешаются над нашим уродством. Мы будем знать, что не очень сообразительны, и чтоб никто не догадался, будем помалкивать в компаниях.
    Мы будем знать, что не состоятельны, и как же нам быть? Ведь так хочется быть хотя бы состоятельным! Ведь этого иногда так просто достичь! А вдруг когда-нибудь повезет в лотерею, или в игровых автоматах! А что если взять большой кредит и купить телефон, костюм, автомобиль? Тогда уж точно буду не хуже, чем мой друг (или сосед). Но ведь есть и криминальный вариант. Можно взять деньги у того, у кого они есть. А если поставить это дело на поток, организовать криминальное предприятие, то озолотиться можно будет! (Но настоятельно советую не ставить себе цель достигнуть материального благополучия способами, изложенными в этом абзаце, т.к. велика вероятность лишиться и денег и свободы)
    В случае, если мы боролись с собой, со своими недостатками, то, получая доказательства, что мы уже совсем не такие, какими себя не любили, мы в удовлетворении собой, и забываем, что когда-то чувствовали себя иначе. Мы уверены, что далеко ушли от своего прошлого самоощущения. Только вот, с внешней красотой возникает явная проблема – с возрастом её не становится больше, она не увеличивается как опыт, знания, и благосостояние. Желающие оставаться молодыми, красивыми и привлекательными для окружающих вынуждены принимать необходимые меры. А то вдруг кто-то догадается, что мы уже не молоды, имеем морщинистое лицо, некрасивую фигуру, тогда «позора не оберёшься», все начнут злорадствовать и потешаться.
    Всё это я изложила вот с какой целью. Каждый из нас или испытывал раньше, или продолжает испытывать до сих пор недовольство собой. Кто-то смог справиться с этим и стал таким, каким хотел себя видеть – красивым, сильным, умным, богатым, успешным и т.п. В этом случае нам есть за что себя хвалить и уважать, мы имеем полное право гордиться собой! Главное не потерять предмет гордости, не лишиться его.
    А, может, нам просто не повезло в жизни, и нам не чем похвастаться ни перед собой, ни перед другими. Мы так и остались в разочаровании оттого, что не такие, какими бы хотели быть, мы не настолько хороши, чтоб нравиться себе. И уж конечно, такими (некрасивыми, несообразительными, неуспешными и т.п.) мы никогда никому не понравимся! Никогда и никому мы не будем нужны такими. Наша участь печальна, мы обречены на одиночество и будем тихо страдать, глядя как люди кругом веселы, потому что с ними всё в порядке! Как бы нам тоже хотелось быть такими!!! Но нет! Наша участь печальна, мы обречены на одиночество!»

  6. Игорь, статья отличная… может и считаю так только потому, что она затрагивают тему, которую я считаю важной.
    В начале хотел написать, что встречаются люди (могут называть себе дзен-мастерами, учетилями адвайты, или как-то иначе), которые целенаправленно разрушаю опоры для «я»… Но в действительности, если человек честен к себе, он этих мастеров может увидеть в своих руководителях на работе, в друзьях, в членах своей семьи… хоть они и действуют не целенаправленно, а исходя из интересов своего «я», неустойчивые опоры они разрушают с такой же легкостью..

  7. Ефим, продолжайте дальше воровать и Вы не будете одиноки! С Вами весело будут проводить время Ваши сокамерники..

  8. Ефим, меньше рассказывайте анекдотов, а то «сядите» :)

    Может не в тему, но:
    Честность — неумение быстро придумать другие варианты.

  9. Efim,гусекрад Паниковский на вашем фоне просто меркнет))
    Саторин простите за флуд, пусть он будет крайним.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.