Без рекламы

Благодарю тех, кто не ограничился формальными "спасибо", а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

Опросы

У вас когда-нибудь получалось без сексуальной подоплеки просто дружить с лицом противоположного пола?

Результаты опроса

Загрузка ... Загрузка ...

Честность как средство от перхоти

честность«Я» – словно вершина огромного айсберга с «надежным» основанием, которое состоит из мысленных образов о самом себе. Без этих образов, айсберг становится шатким, и норовит уйти под воду, утянув за собой «я». И «я» страшится этого больше всего на свете… «Я» боится потерять себя, сгинуть в неизвестности, и поэтому укрепляет свое основание всеми возможными способами. А основанием этим, как выше было замечено – являются образы… – образы «я» о себе самом. О том, как происходит укрепление «я» на основании этих своих самообразов я и хотел порассуждать в сегодняшней статье.

«Честность» с собою

«Я» может использовать любой самообраз в качестве собственного фундамента, если в этот образ способно поверить. И совершенно неважно, насколько этот самообраз соответствует реальному положению дел. «Я» может вообразить себя президентом мира, и если этот образ покажется ему устойчивым и надежным, он тут же станет кирпичиком в фундаменте «я». И в этом отношении, основная задача «я» для собственного выживания – это честно верить в эти придуманные образы. Если человеку удается убедить себя в своих замечательных качествах, даже при отсутствии их реального наличия, он будет цепляться за них просто потому, что на них базируется его «я».

Следует сразу уяснить, что плевало «я» на честность с собою с вавилонской башни. «Я» не заинтересовано ни в истине, ни в развитии. Единственное, чего «я» по-честному хочет – это укрепление собственных позиций. Вся сопутствующая жизнь воспринимается «я» сквозь призму этой основной потребности – потребности в самоутверждении. А разнообразие личностных реакций связано лишь с разными уровнями проявления этого вездесущего психического самоудовлетворения – от грубо-инфантильных и прямолинейных до утонченно-зрелых и мудрых.

«Я», укрепленное множеством взаимосвязанных самообразов, образует эго – стабильный в своем демоническом динамическом равновесии комплекс образов о себе самом. Эго — это такая яколка, которая, пребывая в безопорном «сейчас», непрерывно прыгает с одной иллюзорной опоры на другую, с мысли на мысль, таким образом, продолжаясь во времени.

Чувство собственной важности (ЧСВ) – это своеобразное удобрение, подкорм для иллюзорных опор эго. Когда ЧСВ тешится, яколке мерещится, что надежных опор для нее вокруг много, и можно распрыгаться в разные стороны: «и тут меня любят, и там я умный и модный, а вот я теперь, а вот я вот так, а еще я…» и т.д.

ЧСВ как бы орошает и укрепляет все имеющиеся опоры, позволяя эго поверить, что оно одобрено в самых разных своих проявлениях. И по этой самой причине, эго непрерывно старается ЧСВ холить и лелеять, взращивать и пестовать. Чем сильней у человека ЧСВ, тем активней и веселей его «я» самодовольно прыгает по самым разным своим опорам – с образа на образ, с иллюзии на иллюзию, полагая, что все они одобрены, и потому – реальны.

Последствия самообмана

На деле повышенное чувство собственной важности проявляется в барских замашках, поучающем самовлюбленном зазнайстве, вздутом самомнении, напыщенности, «святой» скромности, претензиях на «высокое», «уникальное» понимание… и т.д. и т.п.

А боком ЧСВ выходит тоже довольно однообразно и банально: в повышенной ранимости, неуверенности в себе, в бесконечных спорах и рационализациях, которые втихаря руководствуются одной и той же потребностью – доказывать окружающим свою непробиваемую «правоту», и утверждаться в красивых образах. Но это еще цветочки…

Все бы ладно, да вот только эго удивительно быстро подсаживается на новые опоры, и потеря любой из них для него страшна и болезненна, потому что ставит под сомнение все остальные. Терять опоры для эго – смертельно мучительно, ведь именно за их счет, оно чудом держится в безопорном «сейчас», где происходит настоящая жизнь.

Может возникнуть справедливый вопрос: как избежать этих мук, или хотя бы их как-то нивелировать? Есть два очевидных способа. Первый – просветлеть, избавившись от потребности в психологических опорах. Второй – сделать опоры хотя бы относительно устойчивыми. И если просветление как средство от перхоти подходит лишь самым продвинутым и хорошо подготовленным к восприятию истины единицам, то второй способ, в общем-то, является нормой для любого относительно здорового человека. Как сделать опоры «я» устойчивыми?

Честность с собою

Решение всех психологических проблем сводится к принятию правды. Честный с собою человек основывает свою самооценку на реальных достижениях. Самооценка, основанная на фактах устойчива, потому что для ее обоснования повсюду присутствуют оставленные жизнью самопроизвольные и неожиданные аргументы, которые нет необходимости искусственно фабриковать.

То есть, честному человеку не требуется доказывать другим, какой он крутой, выставляя напоказ «доказательства» этой своей крутизны. Честный человек в идеале вообще ничего намеренно не демонстрирует, потому что удовлетворяется тем реалистичным самообразом, который проявляется спонтанно, как следствие его образа жизни. При таком воздержании от красивых масок экономится огромное количество энергии.

А вот самозваный король то и дело беспокоится за свои ложные показания, затрачивая вагоны энергии на сокрытие нелицеприятных фактов, поддержание не соответствующего реалиям имиджа и страх последующего за разоблачением осуждения. Обманщик не уверен в себе и постоянно тревожится, потому что подспудно ощущает свою ложь, и неуверенность в реалистичности демонстрируемых самообразов, что выливается в общую «по жизни» неуверенность в себе.

Быть настоящим собой – проще и легче. Быть кем-то другим – изматывающее самонасилие.

И когда самооценка строится на ложных образах, неуверенность в себе становится неизбежным спутником, потому что ложные образы на поверку – хрупки, и разбиваются, причиняя унижения. И ведь хрупкость лживых масок – еще полбеды. Главная проблема – куда опасней. Тенденция уходить в иллюзии может нарастать, вплоть до серьезных психических отклонений, когда человек погружается в выдуманные образы настолько самозабвенно, что связь с реальностью окончательно обрывается.

Последствия 2.0

А начинается все с мелочей. Если какая-нибудь не самая красивая черта, например, обидчивость, не вписывается в тот «красивый» образ себя, который «я» всем позиционирует, это переживание «я» будет всеми силами сдерживать и подавлять – ведь обидчивость идет вразрез с ложным образом продвинутой личности, которым «я» тешит ЧСВ.

«Я» склонно напяливать на себя именно такие маски, за которые, как «я» считает, его будут любить. Именно по этой причине «принцессы» не облегчаются, а копят «груз» в кладовых своего бессознательного, чтобы однажды накопленное прорвало на поверхность в форме какого-нибудь психосоматического недуга.

На запущенных стадиях, когда «я» не хватает для самоутверждения более-менее реалистичных образов, оно либо освобождается от них вообще, либо, если человек к такой свободе не готов, то пересаживается на образы полностью иллюзорные. В этом отношении иллюзии подобны «броне», которой «я» защищается от безопорного хаоса реальной жизни. Наполеоны, Христы и другие «великие» личности, пребывающие в психбольницах – это примеры тех случаев, когда «я» полностью прекращает вести учет реалистичности самообразов, и поднимает самооценку полностью ложными образами.

С одной стороны, в социуме быть психически-ненормальным – не престижно, и участники жизни стараются сохранять внешнюю видимость адекватности и честности с собою, ведь сама эта «адекватность» качественно тешит самолюбие. С другой стороны, потребность в самоутверждении порой заставляет всех нас слегка забегать вперед… и приукрашивать свои самообразы. В итоге большинство людей лавируют между реалистичной адекватностью и раздутым на иллюзорных опорах самолюбием.

А когда человек снова и снова искушается эксплуатировать красивую ложь ради самоутверждения, он становится зависимым от самообмана, и создает потенциал для полного отрыва от реальности, переходящего в стадию безумия.

По этой причине, даже если вы не заинтересованы в духовном просветлении, все равно имеет смысл держаться на относительно близком расстоянии от истины, шаг за шагом устраняя все ложные образы.

Итог честности

Как правило «я» отдельного участника жизни настолько подсажено на ЧСВ, что порой проявляет удивительной силы невнимательность к тому, как ЧСВ проявляется в его частном случае. По этой теме на progressman.ru уже имеется ряд статей под тегом «самолюбие».

Порой, «я» устраивает клоунаду, одевая маску беззаботной, все в этой жизни давным-давно познавшей мудрой личности, и сыплет цитатами из авторитетных источников, аки собственными глубокими прозрениями. Иногда «я» надевает благочестивую маску благородного рыцаря, полагая, что именно так заслужит вожделенное признание. Иногда с той же целью одевается маска отрешенного мудреца, всемогущего покровителя, или какой-нибудь таинственной принцессы. Возможных образов – бесчисленное количество на любой вкус и цвет. А чаще всего «я» тяготеет к стандартному образу успешного в наше актуальное время человека.

И ведь это срабатывает! Находятся… находятся поклонники наших красивых лживых самообразов, которые питают своим наивным восхищением самообман зазнавшегося «я»… Иногда слепцы группируются и образуют небольшие компании, секты, а порой – целые религии, где локальная «звезда» сияет проекциями своих влюбленных фанатов.

Как ни крути, у непросветленного человека всегда есть искушение подкручивать регулировку ЧСВ в направлении, которое в сущности всем очевидно. Ведь нам очень нравится ощущать свою важность! Мы очень хотим, чтобы нас любили! Мы хотим иметь как можно больше общественно-одобренных опор для маневров собственного «я», чтобы из реальности не исходило никаких угроз, но напротив, чтобы она источала признаки всеобщего одобрения, чтобы дорожка нашего пути была ковровой и устланной свеже-срезанными цветами, а впереди маячил райский свет…

И социально-одобренное чувство собственного достоинства, и потребность в уважении – просто преломление глубинной потребности нашего маленького, неустойчиво барахтающегося на поверхности хаотичного океана жизни, «я». Человек не взращивает ЧСВ только, когда отчетливо осознает последствия этого выбора. И такой человек уже очень близок к истине.

Настоящий момент жизни – самая психологически непростая «субстанция» для нашего «я», потому что «я» базируется на сценариях, протянутых во времени, на прошлом и будущем. Здесь и сейчас мы непрерывно возрождаемся, невероятным чудом перенося эго из мгновения в мгновение, путем поддержания наших самообразов. И чем человек с собою честнее, тем лучше он подготовлен к восприятию истины.

Порой, вполне достаточно без всякого самобичевания просто отражать, что конкретно происходит в текущий момент жизни. Вполне уместно позволять выражать свои сильные стороны, осознавая, как именно такое выражение воздействует на самолюбие. Умеренное самоутверждение, с проникновенным осознанием происходящего – это путь к оздоровлению личности. И только осознанного и честного с собою человека, я в это верю, истина приведет не к безумию, а к духовному просветлению.

© Игорь Саторин

  • ٩(×̯×)۶

    Подставить под сомнение свои убеждение о человеке трудно,да?Ведь это обесценивает само это убеждение и ослабляет иллюзию видимости,знания.

    Но ведь мы на самом деле не знаем ничего друг о друге…Мы разные и не осознаем друг друга,отдельные сознания.

    Кстати эта статья может не плохо повлиять,например человек с чвс это все читает.Чутьли не плача он осознает — да это все так.И появляется желание тянуться к правде.

    Но на меня не подействовало:) я около месяца назад начал замечать “мысли о себе” “Самоутверждение” но я ничего не могу с этим сделать(и даже не пытаюсь),это просто происходит.

    Немного уныло конечно…раньше такого не было.Эта зацикленность появилась после отката.Несколько дней я просто жил,жил без хорошего и плохого реакции на мир были изменены.А потом откат и аж дошло до зацикленности.

  • Satori

    Не ищите смысла, мой вам дружеский совет))
    Лично ваше мнение о статье, только без литья воды. Есть эго, чсв и лично вы, что по этому поводу думаете?

  • Satori

    Один умный человек по поводу эго сказал так: эго это как лысина на голове, ее можно прикрыть накладным париком, но подует сильный ветер и все опять на месте))

  • Efim

    Быть честным по отношению к себе мешает ощущение,
    что мы не хуже других, есть и по-хуже и то,что мы не
    называем вещи своими именами,когда это касается
    нашей личности.
    Делая как все, мы спорим,доказываем своё превосходство, жадность называем экономией, гнев и обиду справедливыми,похоть влюблённостью,а зависть белой.
     
    — Честность, мой дорогой, всегда выгодна!
    — Ерунда!
    — Пожалуйста, я тебе могу доказать: на прошлой неделе я украл пса и никак не мог его продать. Тогда я решил отдать его обратно и хозяин на радостях отвалил мне приличную сумму.

  • Анастасия С.

    Здравствуйте, Игорь.
    Благодарю за интересную статью. Она вызвала много ассоциаций, размышлений. Напр.: ведь такими людьми (у которых слишком много важности), легко управлять, манипулировать, ублажая их заветное чувство. Такие часто обманываются в людях, нечестные с собой встречают тех, кто обманывает их.

    Если можно, я приведу фрагмент текста в тему, на мой взгляд он дополнит то, что Вы уже сказали. Он о НЕЛЮБВИ К СЕБЕ, как об оборотной стороне ЧСВ. Иллюзии, основанные на ЧСВ необходимы, чтобы убежать от самих себя
    «…мы не можем себя принять такими, какие есть, т.к. считаем, что не достаточно хороши сами для себя. Например, недостаточно красивы, или не достаточно сообразительны, не достаточно хороши, не достаточно успешны (обычно для мужчины – это достижение какого-то социального статуса, для женщины – семья дети), недостаточно уважаемы другими людьми и т.п. а если быть еще немного честнее самим с собой, то иногда мы себя стыдимся, мы не хотим быть такими, какие есть. Не хотим, чтоб кто-то увидел нашу непривлекательность, несимпатичность, нашу плохую сообразительность, а иногда и просто глупость, хотим скрыть свою неуспешность и несостоятельность в жизни, боимся почувствовать к себе неуважение других людей и испытать позор за себя такого, какой есть.
    Всё это мы будем прятать глубоко-глубоко! Никто никогда не увидит и не догадается об этом. Мы будем с особой тщательностью следить за внешним видом, за своей красотой. Если надо, то подправим себя при помощи пластической хирургии (если потребуется, то и не раз), будем следить за своей фигурой, чтоб все видели нашу красоту! Будем учиться, а потом будем учиться еще, и еще будем учиться, чтоб все знали, что мы умные! Мы заработаем много денег, купим себе красивые вещи, шикарные автомобили. Все увидят, какие мы состоятельные! И т.д. и т.п.
    Если мы будем всё это делать, то никто и не упрекнёт нас ни в чем! Потому, что мы просто супер!!! Мы всего добиваемся, и, вроде, уже не такие, какими когда-то не хотели себя видеть. Нам есть чем гордиться! Мы достойны уважения окружающих, а у кого-то вызываем просто зависть. С этим чувством гордости за самого себя жить становится легко и приятно.
    А если в нас не хватает смелости, если мы не привыкли доминировать над своей жизнью, а просто хотим, чтоб кто-то другой взял ответственность за нас, пожалел и позаботился о нас? Как же мы будем достигать того, чего достигают другие? Как же нам стать красивыми, богатыми, умными? Какой кошмар! Мы это не умеем, мы будем просто грустить оттого, что не можем достичь желаемого. Мы будем знать, что некрасивы, и что все потешаются над нашим уродством. Мы будем знать, что не очень сообразительны, и чтоб никто не догадался, будем помалкивать в компаниях.
    Мы будем знать, что не состоятельны, и как же нам быть? Ведь так хочется быть хотя бы состоятельным! Ведь этого иногда так просто достичь! А вдруг когда-нибудь повезет в лотерею, или в игровых автоматах! А что если взять большой кредит и купить телефон, костюм, автомобиль? Тогда уж точно буду не хуже, чем мой друг (или сосед). Но ведь есть и криминальный вариант. Можно взять деньги у того, у кого они есть. А если поставить это дело на поток, организовать криминальное предприятие, то озолотиться можно будет! (Но настоятельно советую не ставить себе цель достигнуть материального благополучия способами, изложенными в этом абзаце, т.к. велика вероятность лишиться и денег и свободы)
    В случае, если мы боролись с собой, со своими недостатками, то, получая доказательства, что мы уже совсем не такие, какими себя не любили, мы в удовлетворении собой, и забываем, что когда-то чувствовали себя иначе. Мы уверены, что далеко ушли от своего прошлого самоощущения. Только вот, с внешней красотой возникает явная проблема – с возрастом её не становится больше, она не увеличивается как опыт, знания, и благосостояние. Желающие оставаться молодыми, красивыми и привлекательными для окружающих вынуждены принимать необходимые меры. А то вдруг кто-то догадается, что мы уже не молоды, имеем морщинистое лицо, некрасивую фигуру, тогда «позора не оберёшься», все начнут злорадствовать и потешаться.
    Всё это я изложила вот с какой целью. Каждый из нас или испытывал раньше, или продолжает испытывать до сих пор недовольство собой. Кто-то смог справиться с этим и стал таким, каким хотел себя видеть – красивым, сильным, умным, богатым, успешным и т.п. В этом случае нам есть за что себя хвалить и уважать, мы имеем полное право гордиться собой! Главное не потерять предмет гордости, не лишиться его.
    А, может, нам просто не повезло в жизни, и нам не чем похвастаться ни перед собой, ни перед другими. Мы так и остались в разочаровании оттого, что не такие, какими бы хотели быть, мы не настолько хороши, чтоб нравиться себе. И уж конечно, такими (некрасивыми, несообразительными, неуспешными и т.п.) мы никогда никому не понравимся! Никогда и никому мы не будем нужны такими. Наша участь печальна, мы обречены на одиночество и будем тихо страдать, глядя как люди кругом веселы, потому что с ними всё в порядке! Как бы нам тоже хотелось быть такими!!! Но нет! Наша участь печальна, мы обречены на одиночество!»

  • Ефим, ага.

    Анастасия, здравствуйте. Текст уместный. Хоть и без выводов и с безутешной концовкой.) Авторство ваше?

  • Митра

    Игорь, статья отличная… может и считаю так только потому, что она затрагивают тему, которую я считаю важной.
    В начале хотел написать, что встречаются люди (могут называть себе дзен-мастерами, учетилями адвайты, или как-то иначе), которые целенаправленно разрушаю опоры для «я»… Но в действительности, если человек честен к себе, он этих мастеров может увидеть в своих руководителях на работе, в друзьях, в членах своей семьи… хоть они и действуют не целенаправленно, а исходя из интересов своего «я», неустойчивые опоры они разрушают с такой же легкостью..

  • Наталия

    Ефим, продолжайте дальше воровать и Вы не будете одиноки! С Вами весело будут проводить время Ваши сокамерники..

  • Митра

    Ефим, меньше рассказывайте анекдотов, а то «сядите» :)

    Может не в тему, но:
    Честность — неумение быстро придумать другие варианты.

  • Satori

    Efim,гусекрад Паниковский на вашем фоне просто меркнет))
    Саторин простите за флуд, пусть он будет крайним.