Без рекламы

Благодарю всех, кто не ограничился формальными "спасибо", а внес свой реальный вклад в развитие progressman.ru!

Опросы

Что вам ближе?

Результаты опроса

Загрузка ... Загрузка ...

Суть времени

суть времениЭта статья относится к разряду эзотерических. А это значит, что теория изложенная здесь – сложнопроверяема на практике. Я советую не брать подобные теории на веру, а использовать их как гипотезы, способные расширить горизонт познания.

Суть времени – это движение. Благодаря движению мы констатируем факт времени. Время и движение – это сама энергия в ее исконном аспекте. То есть это не какой-то отдельный вид энергии, а ее изначальная сущность, шаблон, модальность из которой уже порождаются подуровни различных видов энергий в сочетании с пространством и материей.

В пустоте, достигаемой посредством созерцания происходящего, суть времени не фиксируется, т.к. энергия там отсутствует. Можно сказать, что во время подобного проницательного созерцания, время распознается как иллюзия (см. статью «Реальности не существует»). Вечность и мгновение в ней, как две грани единого целого переживаются в тотальном «сейчас».

Понять такие вещи умом непросто, т.к. концепция времени у большинства людей связана с планированием, с грядущими событиями, со стрелкой на часах. Суть времени тоньше, нежели наши мысли о ней. Мысли содержатся во времени, как следствие, как его наполнение, но не причина.

Пробовать понять суть времени на уровне логики – это сродни попытке компьютерной программы заглянуть в мир программиста – существа из мира причины. Человек, хоть и фиксирован на «сознании программы», содержит в себе в миниатюре всю вселенную, в том числе – и реальность программиста. Поэтому мы по своему способны осознавать реальность высшей инстанции, и заглядывать в источник и суть времени.

Эго, сплетенное из тонких ментальных сгустков, также, как один из факторов проявленной энергии, протянуто во времени и отсутствует в настоящем моменте. Эго не способно распознать суть времени.

Высшее «Я» – за пределами энергии, за пределами времени. Можно сказать, что тотальное «сейчас», настоящее – это свойство истинного высшего «Я» – причины всей проявленной реальности. Созерцание настоящего момента, непрерывного «сейчас» (вне времени, между прошлым и будущим), выводит сознание на уровень высшего «Я» за пределами времени и проявленного мира форм, и приводит к просветлению.

В этом и состоит основный секрет пути, когда практик, среди мира бесчисленных форм и ощущений, направляя внимание на момент «сейчас», выуживает нить тончайшего сознания, ведущего к наивысшей цели. Тогда время раскрывает свою суть и свои секреты.

Обывателю кажется, что распознать суть времени невозможно, т.к. это – закон самой жизни, в которой мы дрейфуем, словно рыба в океане. Однако, приложив соответствующие «усилия» в практике концентрации и правильное расслабление, безмятежность в спонтанном созерцании, можно многое постичь на собственном опыте. Цель практики – осознание той простой истины, что время как таковое – иллюзорно, и мы всегда пребываем в вечном «сейчас».

Новичок в начале пути получает фору, на какое-то время открывая доступ к опыту уровня мастеров. Так происходит, потому что новизна практики делает ум сосредоточенным, свободным от мыслей. Новичку «везет», потому что он пребывает в состоянии незнания, в состоянии ученика. Как только начинающему практику начинает казаться, что он что-то понял, его концентрация заметно слабеет, потому что понимание, как фактор работы ума, не позволяет пользоваться техниками, для которых необходимо интуитивное сознание. Понять суть времени и пространства умом невозможно.

Ум будет придумывать десятки теорий о сути времени, о вечности и бесконечности, сотни сложных способов для «правильного» погружения в настоящий момент. Ум никогда не сможет ни понять, ни обозначить адекватно в форме слов такую простую вещь как созерцание, простое наблюдение. Достаточно одной минуты однонаправленного внимания без отвлечений на мысли, чтобы получить такой род прямого знания, который не смогут дать и тысячи текстов.

Восточные учения говорят о реальности, как об иллюзии, т.к. все формы в своей сущности состоят из различного рода энергии, которая на тончайшем уровне пустотна. В пустоте не существует движения, поэтому время в своей сути – иллюзорно. При нарастании ощущения реальности, вызванного пробуждением (активацией) сознания, мир форм растворяется, исчезает. Эго, мысли, чувства, материальные объекты принадлежат к относительной реальности материи, «протянутой» во времени. На progressman.ru этой экзистенциальной пустоте посвящена отдельная статья.

Каким образом кадры «статичного» настоящего склеиваются в то, что мы обозначаем как время? Подобные вещи на уровне слов можно объяснить лишь очень условно. Условно говоря, время для обывателя – это наличие прошлого, которого нет, потому что оно прошло, и будущего, о котором никто ничего знать не может, потому что его «никогда не было». То, чего никогда не было, может быть каким угодно. Человек не знает будущего. Однако незнание будущего, вовсе не исключает того, что будущего не существует вообще.

И прошлое, и будущее существуют в настоящем. По сути время ощущается благодаря тому, что существует иллюзия движения от прошлого к будущему. Однако и само движение существует лишь в настоящем. Парадоксальным образом, движение, протянутое во времени, существует в настоящем. Все, что было и будет сделано, все, что было в прошлом и будет в будущем – уже есть! Все это уже существует  в настоящем. Взгляд на жизнь из иного измерения свободным сознанием отражает жизнь, как целостное многомерное явление, где прошлое и будущее существуют одномоментно.

Почему человек ощущает время как движение от прошлого к будущему? Ответ заключается в том, что в данной точке реальности, сознание ограничено, и неспособно воспринять всю «картинку» в целом. Человек не постигает суть времени, потому, что сила постижения у него для этого еще не приспособлена, а сознание ограничено систематизирующим мышлением.

Я приношу свои извинения, т.к. заявленная тема статьи «суть времени», можно сказать, никоим образом не отражена. Однако в моих целях этого и не было. Суть времени, повторюсь, на уровне ума, как была, так и остается концепцией. Цель статьи – заставить задуматься, и возможно, дать стимул к углублению познания жизни за пределами концепций.

© Игорь Саторин

Статья написана специально для progressman.ru

При использовании материалов обязательна активная ссылка на источник.

Адрес документа на сайте: http://progressman.ru/2009/06/sut-vremeni/

Другие статьи по этой теме:

  • И прошлое, и будущее – существуют в настоящем. Всё существует в настоящем.(с) И я и Вы. И даже этот сайт и даже мой комментарий.
    Ом.

  • Да )

  • white dragon

    Есть только миг между прошлым и будущим. Именно он называется жизнь. (c) ))

  • Алексей

    То, что время иллюзорно и люди вновь какое-то явление загнали в свои «понятные» рамки – понятно. Что и говорить, если по теории относительности Эйнштейна время можно преломлять (теория о двух близнецах).
    Но вот какой вопрос возникает. А как уйти от такой вещи, как «точка создания»? Т.е., когда что-то живое/неживое, рукотворное/нерукотворное материализовалось в какой-то момент. Если даже мы уйдём от привычных понятий секунд, минут, часов и т.п., то всё равно можем сказать, что предмет существует столько-то восходов солнца или привязаться к чему-либо ещё природному. Т.е. у нас есть привязка, что этот предмет находится здесь столько-то. Конечно, со стороны можно ошибиться в определении, скажем, времени камня на глаз. Но как минимум себя мы обмануть не можем, ибо точно знаем, когда появились на свет. Вот в чём вопрос, Игорь, если ничего никогда не существовало и не было создано, то как заставить разум в данном случае уйти от понятия «точки создания»?
    Не знаю, хорошо ли получилось сформулировать, но, надеюсь, смысл вопроса донести удалось :)

  • Алексей, вопрос понятен. Действительно, как-то неразумно уверять окружающих в том, что реальности не существует, когда для них все очень конкретно и наглядно существует и воздействует. Да и люди на такие заявления обычно реагируют предложением сесть на плиту, или дать денег :)
    Поэтому в жизни, я такими вещами, как убеждение других в иллюзорности происходящего, не занимаюсь.
    Здесь в статьях, лишь стараюсь обратить внимание на очевидные парадоксы существования. Даже логически очевидно, что реальности могло бы и не быть. Но она почему-то есть :) Хоть и является иллюзией в одном из спектров восприятия.
    Здесь проблема — умозрительная. Можно очень конкретно сказать, что реальность есть. И это будет лишь точкой зрения. Доказательства наподобие «а ты потрогай и убедишься» — удовлетворяют большинство людей. А те, кто смотрят глубже, пробуют понять, почему люди покупаются на ощущения.. Почему, чем ощущение сильней, тем то, что его вызывает кажется реальней?
    То, что реальности не существует — тоже иллюзия и работа ума. Если взять обе точки зрения за единицу и ноль, то можно найти множество вариантов посередине 0,1 0,5 и др.

    Как уйти от точки создания? Если Вы наигрались в концепции, то очевидно, поможет только практика: осознанность, концентрация и медитация. При этом сразу советую помнить, что в «создании» и восприятии нет ничего дурного. Болезненным процесс делает лишь неприятие происходящего и страх за будущее. А будущее, как Вы, наверное понимаете, — это просто иллюзии в голове, мысли.

  • Алексей

    Хороший ответ, Игорь, я вас понял, спасибо :)

  • Малых Антон

    Алексей, если я правильно, понял, вы говорите про память (благодаря памяти нам кажется что есть время – ум соединяет события в цепочку и появляется иллюзия времени). Память это часть ума. Я бы так сказал – какая у нас память тем мы себя и считаем (во сне кем-то другим). Вы отождествляете себя с памятью, так как другого нет, другой точки опоры нет, но вы не память – вы наблюдатель. Мне кажется, в этом состоит концепция иллюзии реальности. В этом ее иллюзорность, а не в том, что ее не существует. Поэтому говориться, что для того, что бы понять иллюзорность времени нужно на это смотреть не умом, а более тонкими органами. Грубо говоря, концепцию нереальности времени умом не понять. Но можно увидеть в медитации. Когда сознание не ограниченно инструментами ума, в том числе памятью. Извиняюсь, если коряво написал.

  • Алексей

    Нет, Антон, я вас вполне понял.
    Память, конечно, тоже здесь имеет место быть, но, в основном, вопрос был в том, как заставить понять разум, что нет такого опрделения, как «точка создания» (старт существования) чего либо, что мы, в последствии, измеряем временем (такой-то вещи или человеку столько то лет с момента появления в материальном мире, например). Ну, т.е., если перефразировать, вещь весьма очевидная, т.к., к примеру, я знаю точно, когда родился и могу сказать, что мне столько лет (времени).
    Да, из ваших ответов я всё больше прихожу к выводу, что это понять можно только на интуитивном (духовном) уровне и потому сложно (как говорил Игорь) это описать словами.

  • white dragon

    Алексей, правильно, то что вы пытаетесь понять умом не есть сфера разума. Вот хорошая дзенская притча, думаю она в тему, я смеялся когда прочитал ее))):
    Лин-чи сидел на берегу реки, когда к нему подошел философ, поклонился и задал вопрос: «Какова суть вашего учения?»
    Лин-чи посмотрел на него и не произнес ни единого слова. Философ подумал про себя: «Он очень стар, наверное, к тому же и глухой» и крикнул:
    — Похоже, Вы не слышите меня! Я спрашиваю: какова суть вашего послания?
    Лин-чи засмеялся. Философ подумал: «Что-то странное. Сначала он не ответил, теперь смеется! Может быть он притворяется, что услышал меня? Но поскольку он не ответил на мой вопрос, значит он ничего не услышал».
    И тогда ученый закричал еще громче:
    — Я спрашиваю, какова суть вашего учения? Лин-чи спокойно сказал:
    — Сначала я ответил — безмолвие. Но Вы не смогли этого понять и мне пришлось спуститься немного ниже. Я сказал — смех, радость. Но Вы не смогли понять даже этого. Поэтому мне приходится спуститься еще ниже.
    И он написал пальцем на песке: «медитация», сказав: «Это мое учение».
    Ученый попросил:
    — Не могли бы Вы уточнить свою мысль, сделать ее более четкой.
    Тогда Лин-чи написал на песке более крупными буквами: «МЕДИТАЦИЯ».
    Философ становился все более раздраженным и спросил:
    — Вы что, шутите? Я прошу уточнить, детализировать свою мысль, а Вы пишите то же самое, только более крупными буквами. Я профессор философии!
    Лин-чи воскликнул:
    — Почему же Вы сразу об этом не сказали! И он написал: НЕ УМ.
    Профессор стукнул себя по голове и ушел, даже не попрощавшись.

    Удачи вам! :)

  • Алексей

    white dragon, потрясающая по глубокому смыслу и одновременно простоте построения притча :)
    Спасибо! Вам тоже удачи!