Мне нравится читать хорошие структурированные статьи, и вообще любые тексты, где мысль выражена четко и грамотно. Даже если я не согласен с автором, или тема не вызывает особого интереса, внимание может привлечь качество изложения. За несколько лет ведения блога мне удалось выявить некоторые секреты этого мастерства, которыми и хочу поделиться в сегодняшней статье. Авось, интернет хотя бы в некоторых закутках станет чуточку экологичней.
Как начать писать статью
Как и любой удачно реализованный проект, хорошая статья не пишется с наскока. Это сообщения в мессенджерах можно выдавать готовыми порциями. А если также подходить к крупными проектам, будут опускаться руки.
Этот принцип работает вообще в любых делах. Невозможно сесть и тут же выдать многосложный шедевр. Крупные проекты осуществляются пошагово. Причем длину каждого шага автор определяет самостоятельно в рамках своих ресурсов.
Начать статью можно с чего угодно. Здесь лучше забить на любые правила, и писать пока пишется, пока мысль спонтанно идет. Это самый творческий интересный и важный этап, на котором самопроизвольные прозрения формируют основные идеи статьи – ее фундамент.
Схожий принцип работает и в живописи – не стоит и пытаться сразу сотворить шедевр. Все начинается с неказистого наброска, который впоследствии дорабатывается, с каждым мазком обретая черты завершенной картины.
Все лучшие тексты на progressman.ru были записаны словно под диктовку, когда мне не приходилось вымучивать идею, а ключевые мысли дефилировали через сознание одна за другой. Это такое состояние, когда основная идея словно обретает объем, позволяет взглянуть на себя с разных сторон, и раскрывает свои связи с родственными идеями. Успевай записывать! Главное – не отвлекаться.
Записывать все это где-нибудь в голове, чтобы потом эти «рукописи» из нее извлечь, у меня лично не получается. В этом деле не стоит доверять памяти. Если вдохновение застало врасплох где-нибудь в дороге или в гостях, меня спасает блокнот в смартфоне. Кому-то подойдет обычный блокнот и карандаш.
Когда муза, наконец, успокоилась, и я записал все, что хотелось, на этом этапе текст может походить на бессвязное месиво скомканных мыслей. Так и должно быть. Главная задача сделана – у меня есть ключевые идеи для будущего хорошего текста. Дальнейшая работа – более механична и зависит не от прихоти капризной музы, а от моих постоянных писательских навыков, которые доступны в любое время.
Поэтому у меня почти всегда имеется ряд заготовок для будущих статей, к которым я при желании могу вернуться в любое время. Например, «скелет» статьи, которую вы сейчас читаете, я записал год назад.
Дальнейшая работа с текстом не подчиняется четкой последовательности. Но есть определенные принципы и правила, учитывая которые, я довожу текст до ума. То есть на этом этапе я просто перечитываю статью, и вношу в нее правки, учитывая принципы, о которых речь пойдет ниже.
Как продолжить писать статью
Секрет качественного текста можно свести к смыслу крылатой фразы: «лучше меньше, да лучше». Горы заумного неактуального хлама пылятся веками в библиотеках, а маленькая статейка, достучавшаяся до сердцевины души, может с легкостью разлететься среди тысяч людей.
В писательском деле количество – ничто; качество – все! А в наше, информационно пресыщенное время – это вдвойне важней. Людям нравится снимать сливки, не слишком погружаясь в мутные глубины смысла.
О кристаллизации мысли я уже говорил в романе, а на progressman.ru этой теме посвящена отдельная статья. Суть в том, что хорошо выраженная мысль звучит максимально просто. Для этого мысль кристаллизуется, пока не станет краткой и понятной. Парадокс в том, что именно краткость делает мысль понятной, а понятное выражение приводит к краткости.
Если автор не может выражать мысли кратко, сохраняя ясность изложения, значит он бесталанный, и ему лучше воздержаться от массового распространения своих текстов. Мысли следует излагать настолько простым и понятным языком, словно для ребенка.
Максимально точные и уместные слова цепляют. Они делают статью не только понятной, но еще и умной – то есть во всех смыслах приятной для чтения. Гениально простая и понятная фраза может оказаться для читателя озаряющей, и дать больше понимания, чем целое месиво бессвязных абзацев, заполненных неясными мыслями.
Иногда мысль для лучшего усвоения можно выразить дважды в разной форме. Сложные идеи лучше воспринимаются, когда отражены с разных сторон, как в этом абзаце.
Выстраивать начальный костяк текста можно любыми, понятными только вам словами. Но по итогу вы должны сделать текст не для себя, а для читателя. Необходимо помнить, что простые и очевидные для вас мысли, могут оказаться новой и сложной информацией для других.
Когда художник хочет обратить внимание на какой-то объект, он выделяет его при помощи контраста и резкости. Следует понимать, что именно и зачем вы пишете, уделяя ясному выражению ключевых идей особое внимание. Ключевые мысли не грешно пояснять дважды, отображая с разных ракурсов, иногда, прибегая к метафорам и аллегориям. Эта практика помимо прочего пригождается и в жизни – помогает отличать главное от вторичного.
Не придумал названия подзаголовку
Хороший текст редко пишется за один присест. Глаз замыливается, и ляпусы остаются незамеченными. Во время паузы неудачно выраженные и упущенные идеи продолжают прорабатываться в голове на бессознательном уровне. Повторное прочтение и редактирование почти наверняка сделает текст лучше.
Некоторые тексты ну никак не складываются в полноценную статью – такие я без сожалений откладываю в долгий ящик, или вовсе удаляю.
В идеале текст необходимо доводить до совершенства, не загоняясь в крайность перфекционизма. В какой-то момент надо останавливаться, чтобы не изматывать себя завышенными планками. В любом случае хороший результат – это не только следствие сегодняшних стараний, а в большей степени – итог долговременного опыта и практики. То есть иногда лучше сразу признать, что желаемый уровень мастерства сегодня обходится слишком дорого. А вот с опытом может стать чем-то простым и естественным.
Приятно смотреть на хорошо структурированный текст. Можно использовать смысловые блоки, разделенные подзаголовками, или ключевыми фразами, которые выделяются жирным шрифтом. Популярностью пользуются статьи с нумерованными списками по типу: «10 способов поумнеть», «5 причин выучить эльфийский», «123 золотых правила нормального пацана».
Когда не хватает словарного запаса для точности выражения, может помочь словарь синонимов. Он же помогает избавиться от многократно повторяющихся слов.
Красивой речи учит осознанное чтение, когда вы подмечаете не только смысл слов, но и то, как они выстраиваются, следуя друг за другом в предложении. Мне в этом смысле нравятся тексты Виктора Пелевина и оригиналы Владимира Набокова. Есть, чему поучиться.
Сферы жизни бывают разные. Где-то личность автора неуместна вовсе – и такие статьи выглядят безжизненными. В формате структуры блога я прихожу к выводу, что проявление личности автора оживляет текст. Поэтому мнение, выраженное от первого лица, хоть и звучит субъективно, но добавляет тексту экспрессии и особой ценности, которую несет личный опыт автора.
Желательно писать о том, что вас волнует, что нравится. Тогда, все образы оживают и обретают объемные черты, которые с холста своего сознания получается срисовать с самых удачных ракурсов. Но чрезмерный восторг собственным творением может привести к ослепленному некритичному взгляду.
Хорошо, когда в начале статьи есть что-то похожее на вступление, поясняющее тему, а в конце – выводы, или итог. Это придает тексту целостности и завершенности.
Наконец, скажу, что я не вижу большого смысла подгонять текст под четкие рамки. Достаточно делать то, что нравится. Если вы занимаетесь любимым делом, опыт приходит как спонтанное следствие.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
Ура, тайна волшебства раскрыта ! Можно начинать создавать гениальные статьи !!
Осталось ерунда, наскрести мыслишек …
Кстати сказать, Игорь, на мой взгляд, Ваши комментарии или ответы на вопросы часто бывают еще глубже и интересней статей . Может из-за еще большей концентрации смысла ?
В комментариях всех участников есть жизнь и сотворчество :)
Сколько нужно терпения, чтобы не сразу поделиться мыслями, отложить их, потом шлифовать, потом опять отложить. Потом довести до «съедобного» вида! И потом еще читать комментарии не по теме. Да, это заслуживает уважения.
Важный для меня вопрос затронули!
У самого есть что-то вроде методики для написания статей, начинающаяся с фрирайтинга,
но вот ведь… написание действительно стоящей статьи занимает у меня неделю работы.
(пример тут smogendrr.ru/page/kak-zastavit-sebja-rabotat-i-uchitsja-len-kak-psihologieskie-konservy)
И это притом, что я привык писать их как детективы, т.е. как свободное исследование, увязывающее разные аспекты проблемы в единую короткую мысль в самом конце. А большинство правил написания текстов для интернента (типа А.И.Д.А.) диктуют начинать с главного, а потом разжевывать каждый фрагмент ключевой мысли отдельно.
Главная мысль должна быть в начале или в конце?
Похоже сам вопрос мной поставлен неверно.
Олег, детективный метод от общего к частному — это тоже интересный подход. Где должна звучать главная мысль — в начале, или в конце — не задумывался. Тут правило простое — для лучшего уяснения ключевой мысли иногда к ней хорошо бы как-то подготовить, чтобы она звучала не как лозунг, а как ясная и логически обоснованная идея.
У Стивена Кинга есть книга «Как писать книги». Автора этого я читала мало, хотя представление о его работе имею, потому что десятки фильмов, от «Воспламеняющей взглядом» и «Кэрри» до «Зелёной мили» и «Худеющего», — это экранизации его книг allking.ru/films. Но своей книгой «Как писать книги» он больше всего запал мне в душу. Читала я её лет десять назад. Но в моей голове до сих пор крутятся почти дословные цитаты из неё. Не могу не поделиться:
1) «убивайте любимых» (это о хорошо сформулированных фразах, которые нужно безжалостно вычеркнуть, если они не нужны)
2) «пишите о том, что знаете» и «а что, если…» (это о том, где брать идеи для новых произведений: нужно взять любую реальную ситуацию из жизни и развить её в сторону «а что, если бы А был не А, а В» и так далее)
3) очень злободневная для меня, из самого начала книги: «меня никогда не спрашивают о том, как я пишу книги». С.К. часто устраивал авторские встречи с читателями и прессой, отвечал на сотни вопросов, но этот вопрос ему ни разу никто не задал, хотя он больше всего его хотел услышать. Я бы тоже хотела хотя бы в одном интервью услышать вопрос: как вы создаёте бурлеск-номера? Но думаю, что не услышу.
4) «как всё просто!!! почему мне никто не сказал об этом раньше???» (эпизод о том, как он, уже окончив университет, принёс свою первую статью редактору и как тот быстро и чётко вычеркнул и переписал всё ненужное прямо поверх текста, потом передал ему и сказал: вот как нужно. С.К. в тот момент сразу понял больше, чем за годы учёбы).
5) и самая главная — «пишите, чтобы жить, а не живите, чтобы писать» — это вообще опора в
сей моей жизни.
Ваша статья, дорогой автор, стала для меня в один ряд с этой книгой! Спасибо!
Игорь, вот про «10 способов поумнеть» и т.д. — классно, а где про сюжетную арку?
:)
Леля, спасибо, что поделились, почитал с интересом.
Otklik, с этим термином еще не знаком.
Здравствуйте Игорь. У меня к вам вопрос.
У меня есть несколько заготовок статей, но это скорее обобщенные знания которые я собирала за долгие годы изучения психологической(эзотерической)литературы. Так вот, является ли это плагиатом? Там нет ни строчки из автора книги, но в то же время присутствуют их знания и опыт.
Теплый Дождик, по этой теме лучше почитать здесь: ru.wikipedia.org/wiki/%CF%EB%E0%E3%E8%E0%F2