Недавно я приводил аналогию, где говорил, что желанные отношения для большинства – это такая добрая голливудская мелодрама, а фактическая реальность – артхаус – уже совсем не американское кино, отражающее реальность без прикрас.
Радужными ожиданиями себя тешат не только в отношениях, а в жизни, вообще. Нам хочется верить, что она – еще не начавшийся праздник, а человек «рожден для счастья, как птица для полета».
У любой лжи есть одно каверзное свойство – чем дольше и отчаянней она покрывает правду, тем страшней и неприятней эта правда кажется. Примерно так мухи становятся слонами, веревки – змеями, а мирная реальность – кошмарным сном.
Верить в нескончаемую счастливую сказку на все сто особо ни у кого не получается. Правда прорывается, если не явно, то в смутных тревогах, фобиях и ночных кошмарах.
В силу таких страхов, вроде бы взрослые люди продолжают отчаянно держаться за детские надежды, пытаясь под их плачущий зов подстроить всю свою жизнь.
Поэтому душевная зрелость зависит вовсе не от возраста тела, а только от степени, в какой принимают правду жизни.
Легкость бытия 2.0
Жизнь – это приключение, квест, где суждено двигаться по сюжетной линии, которая заранее неизвестна – и сложиться может самым непредсказуемым образом. Чем сильней сопротивляешься этой неподконтрольной непредсказуемости, тем отчаянней драма. Вцепляешься мертвой хваткой за опоры – любимых людей, престижные статусы, красивые и надежные вещи.
Страх потерять чувство контроля впечатывает в зону комфорта, побуждает огораживаться от всего, что угрожает переменами и стоящей за ними неизвестностью.
Путешествия по незнакомой местности – это символ жизни. Движешься налегке, на чистом доверии к происходящему. А путь этот – не бесконечен. Об этом как-то не принято говорить и даже – думать. Мы стараемся просто не помнить о собственной скоротечности, не замечать, насколько все происходящее неосновательно и переменчиво.
За годы практики удалось пронаблюдать, насколько сильный терапевтический эффект оказывает тема смерти на людей, пребывающих в тревожной апатии и депрессии. Так, или иначе, когда клиент рассказывает о собственных суицидальных помыслах, эту тему приходится встречать так же, как и любую другую – с максимально возможной открытостью и пониманием.
Как это вижу, депрессия – это упрятанный страх, отказ осознавать пугающую правду, от которой и закрыться толком тоже не получается. В итоге переживание фонит с глубинных уровней души притупленной болью, а жизнь, сдавленная страхом, кажется безвыходной тюрьмой. Когда наделе она держится на тонких нитях наших хрупких тел, и может оборваться в любой миг.
Не хотим знать
Мы закрываемся от смерти, делаем вид, будто ее не существует. Пытаемся продлить свое детство, как можно дольше, до самой старости, только бы не осознавать этой правды. Живем с верой в вечное продолжение, словно история собственной жизни не закончится никогда. Не желаем замечать хрупкости этого тела, этой жизни.
Никто по-настоящему не знает, что подразумевает смерть. Мы просто верим, или нет. А подразумевать она может, что угодно. Она может оказаться полным прекращением самосознания – популярное верование. А может быть и первым впечатлением чего-то неведомого.
Если сознание новорожденного где-то пребывало доселе, оно в каком-то смысле умирает для предыдущего мира, и оказывается в тотальной неизвестности этой самой, происходящей здесь и сейчас жизни, которая всех нас объединяет. Тысячи впечатлений, запахов, вкусов врезаются в восприятие. Все – новое, неизвестное, все – впервые – чистый нагваль.
Данность
Относиться к смерти с легкостью мы почитаем за кощунство, или даже патологию. Драматизируем, облачаемся в темное, словно ушедший человек оказался в беде. Но ведь умирать, в каком-то смысле, – это нормально. Со всеми бывает. Я умру, умрут все мои близкие, умрут все люди, населяющие сегодня этот мир. И этот конец света для сегодняшнего человечества – неизбежность.
Так задумала природа. Цветок рождается, распускается и увядает – так и должно быть. Мы здесь – проездом, заглянули из неизвестности на время, чтобы снова уйти в неизвестность.
Глобально нет разницы – прожить еще несколько десятков лет, или умереть сейчас, прожить жизнь прославленной звезды, просветленного, олигарха или неприметного почтальона. Смерть – это реальность, выравнивающая все – для нее нет разницы, кем был человек. Перед ее ликом мы все равны. А в принципиальную разницу верим до тех пор, пока обманываем себя – и планируем жизнь, как бессмертные.
Мы живем свои последние дни. Мы не знаем, сколько продлится происходящее – это могут быть минуты, или десятилетия. Так или иначе, мы просто проживем это время, как сделали миллиарды людей до нас. Выживших нет. Мы просто доживаем свое последнее время.
Неминуемая данность – такой же необязательный повод для грусти, как и пять пальцев на руке, воздух для дыхания, звезды в небе, снег на горных вершинах – это просто происходит.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
«Путешествия по незнакомой местности – это символ жизни».
Сто тысяч раз — да! Ощутил это всей кожей, когда поехал в другой город за две с лишним тысячи км за машиной. Туда на самолете, а вот обратно своим ходом. Раньше бы ни в жисть не решился, а сейчас рассматриваю нормально. Да, незнакомая дорога; да, полно опасностей и еще много каким страстей можно придумать, но я просто поехал, даже не наметив маршрут и не глянув на карте, где расположены АЗС. Навигатор у меня был, конечно, но он отрубался иногда, искал спутники и т.д.
И никакого страха, просто едем, только вперед…
Может быть для кого-то это совершенно нормально — такие вояжи на авто, но для меня сие сродни прыжку в пропасть со скалы. Было так по крайней мере относительно недавно… И именно этот опыт позволил мне спокойнее относиться к своей жизни, стал своего рода ее символом.
Сейчас жду новой возможности махнуть куда-нибудь в сторону неизвестности. Впрочем, мы и так каждый день все туда идем.)
Спасибо за статью! Понять и осознать это можно, а вот принять уже сложнее
Создается ощущение, что статья написана не с позиции смертного человеческого существа и читающему также предлагается раздвинуть рамки привычного гипнотического «человеческого» транса. Если посмотреть честно и открыто — мы совсем не знаем кто мы — откуда пришли и кто наши настоящие родители (и есть ли они вообще?)
Возможно с какой-то другой точки — жизнь в теле — это просто один вздох вечности. Кто знает?:)
Игорь, я аж всплакнул. У вас пессимистический взгляд на жизнь. Вряд ли это поможет людям с которыми вы работаете. А может это часть вашего плана, загнать человека еще больше в депрессию а потом показать что не все так уж и плохо. Ну тогда вы прохвост конечно )
Игорь, я аж всплакнул. У вас пессимистический взгляд на жизнь. Вряд ли это поможет людям с которыми вы работаете. А может это часть вашего плана, загнать человека еще больше в депрессию а потом показать что не все так уж и плохо. Ну тогда вы прохвост конечно )
Пессимизм — это негативный взгляд на жизнь и мрачные прогнозы. В статье всего лишь констатируется правда без негативных оценок.
Почти во у всех народов мира есть своя церемония празднования смерти. Некоторые находят эти церемонии болезненными, пугающими или отвратительными. Усвоенные в жизни установки о смерти говорят о том, что смерть болезненна и пугающа. Какова же правильная установка в отношении смерти? Отсутствие собственного мнения, сознательно стараться не иметь никаких ассоциаций со смертью?
Реальный вызов — это инстинктивный страх. Все остальное — преодолимые общественные стереотипы. Если жизнь, изначально воспринимать как вокзал, осознавая временность своего пребывания на станции, многое становится по местам.
Недавно был случай. Встретил ночью в лесу несколько кабанов. Умом понимал, что животное бояться не нужно, можно пройти мимо, дальше, по маршруту. Но на уровне инстинктов не мог ничего сделать и шел назад. Собирался с мыслями, чистил сознание и возвращался, чтобы пройти опять. Рык животных отправлял меня назад. Я даже сделать ничего не мог. Только холод разливающийся из центра груди по всему телу и направление противоположное изначальному маршруту.
Вспомнила детское переживание страха смерти. Я тогда представляла себе, что будет солнышко светить, облака по небу плыть, расти цветы и деревья, а я не увижу всего этого, меня не будет, и так сердце больно сжималось в груди. Но всё это переживалось только тогда, когда я об этом думала.)
Боли всё меньше, мурашек всё больше…
Если спокойно относиться к жизни (целям, желаниям, достижениям), то, собственно, и к смерти начинаешь относиться спокойно. Если и остается страх, то это страх не смерти, а процесса умирания и своей беспомощности в этом процессе. Очень не хочется, чтоб это было долго и болезненно.
А сама смерть — это просто изменение. Чего-то, как-то. Узнаем, когда придем к этому сами. Возможно, за этим порогом ничего нет, тогда и бояться нечего. Возможно, что-то есть, такое же или другое, или совсем другое. Даже интересно. :)
Вера в загробную жизнь или карму, имхо, нужна человеку в качестве мотивации в данной текущей жизни.
Понравилось сказанное Робертом Адамсом (очень резонирует с моим существом):
«Тело страдает от рождения и смерти, а весь остальной мусор — между ними.
Разве это то, что вы есть? Если бы это были действительно вы, то какова
цель этого? Какой Бог создал бы тело, которое становится дряхлым и
умирает? Если вы подумаете об этом, то окажется, что это не имеет
никакого смысла. Зачем Бог (если вы верите в Бога), этот Бог создал вас,
для чего он создал бы существо, рождающееся как младенец, проходящее
через все детские болезни, вынужденное сражаться и воевать, чтобы
выжить, расти, конкурировать в мире, бороться за существование, деньги,
богатство, здоровье, власть, положение, имя, славу, а затем упасть
замертво? Каково значение этого? И поднимать семью, чтобы сделать то же
самое. Для меня это вообще не имеет никакого смысла. Но тем не менее, мы
боимся знать истину…»
А вы ее знаете?
На пути
Страх смерти создаётся умом из-за не желания принять то что может случится. Это может быть связано с разными причинами. Возможно ещё не все достигнуто, что хотелось успеть в этой жизни, а может боязнь потерять все что скопил за эту жизнь. Но как известно все желания направлены на будущее и не принятие целиком того что есть в данный момент, а это означает что человек не живёт в полной мере здесь и сейчас. Наслаждаясь каждым мгновением жизни с благодарностью за то что он есть, переживая это мгновение полностью, ум постепенно оставит мир желаний, а страх смерти забьется в дальний угол оставаясь лишь тенью того чего уму неизвестно подназванием смерть….