В последнее время мне стало неинтересно пытаться описывать медитацию конкретными словами, тем более, когда ум подкидывает увлекательные для себя абстрактные образы. Иногда эти образы повторяются, и тогда возникает ощущение, что, возможно, за ними что-то стоит. Такие повторяющиеся картинки я записываю в блокнотике. Они помогают настраиваться на определенные восприятия. Сегодняшний текст – не для рациональных умов. Это такая кудрявая сказка, в которой я связал набор вышеупомянутых образов. Можете воспринять ее как бесплодную абстрактную хрень и несусветную лабуду, и будете по своему правы. А можете – как набор отправных точек для самонаблюдения.
Плясун из небытия
Испокон времен неугомонный Плясун из небытия егозливо скакал вдоль пугающе узкой поверхности опорного сосуда судьбы, откуда изливается вечный ток усмирения. Скакал он непрерывно и суетливо, шарахался от тока, боялся свалиться с краев сосуда и сгинуть в небытии. Процесс своего скакания Плясун назвал майятой.
Майята казалась настолько неприятной, что Плясун придумал, как от нее отвлечься. Он вообразил «реальность», назвав ее покрывалом майяты, и приложил максимум напряженных стараний, чтобы «реальность» казалась реальной. Для этого он представил, будто она ему привычна и придумал в ней так называемые «серьезные события», добавляющие «реальности» реализма. Все это помогло ему поверить в собственную выдумку и отвлечься от майяты.
И все же майята им по прежнему ощущалась, хоть и не в чистом виде – а как смутное, фоновое переживание, которое Плясун назвал неудовлетворенностью. В своем забытьи в выдуманной реальности он не понимал, что эта неудовлетворенность – притупленная майята. Силой самообольщения Плясун приписывал неудовлетворенность так называемым «событиям» его воображаемого мира, позабыв, что происходила она от его суетливых скачков вдоль поверхности опорного сосуда, где он неустанно уворачивался от «тока» усмирения.
Таким образом, спутав изначальную причину майяты с более привлекательной, Плясун обретал надежду однажды раз и навсегда разрешить все проблемы и покончить с неудовлетворенностью. Надежда побуждала его верить, будто майята вызвана не его суетливыми скачками, а выдуманными проблемами покрывала майи.
Надежда создавала для него цели – морок несуществующих, так называемых «будущих» событий, где все проблемы разрешатся и наступит вечный кайф. Будущее – что-то вроде выдумки внутри выдумки, которая в недрах покрывала майи казалась чем-то реальным.
В своем выдуманном мире Плясун сумел себя так хитроумно одурачить, что даже не замечал, как майята продолжала фонить, даже когда так называемые «проблемы» решались. Его взор все так же фокусировался на несуществующем будущем счастье.
Когда проблемы решались, между ними образовывался небольшой зазор, сквозь который Плясун краем глаза примечал, что майята, тем не менее, продолжается. Дабы не замечать истинной причины майяаты и продолжать верить, будто она вызвана нерешенными проблемами, Плясун решил все устроить таким образом, чтобы зазоров не было, и проблемы шли нескончаемой чередой. Этот трюк позволил ему и дальше жить вечной надеждой на избавление от майяты, путем решения всех проблем в плоде его фантазии под названием «будущее».
Цели, направленные на решение всех проблем и установление вечного кайфа представляли собой рекламу счастья, ожидающего в вечном «завтра». В забытьи покрывала майи Плясун не замечал, что будущего не существует, и продолжал жить надеждой.
Спустя неисчислимые мгновения ему становилось все сложней себя дурачить, избегая саморазоблачения, потому что покрывало майи то и дело сползало с его затуманенного взора, раскрывая истинную причину майяты – его попытки укрыться от тока усмирения. И тогда неугомонный Плясун из небытия придумал для себя внутри «реальности» так называемый «духовный путь» – набор иррациональных оправданий происходящему и одновременно иллюзию раскрытия истины, которая снова удачно отвлекала внимание от реального положения дел.
Все было на своих местах. Внутри «реальности» по утрам Плясун практиковал «духовный путь», а днем «жизнедеятельность». Но в глубочайших ночных снах покрывала майи, он на короткие промежутки времени выходил из забытья и с изумлением замечал, как скачет вдоль поверхности опорного ИМОВАТОРА, откуда изливается ток усмирения. На утро он порой лишь смутно чувствовал какой-то неясный подвох, и налегал на духовный путь с удвоенным рвением.
Его ум в спонтанных попытках отразить происходящее рисовал вертящиеся жернова, по которым он сам же прыгал, с одного на другое. Плясун назвал их колесами сансары. Долго и упорно Плясун пытался протолкнуться и выпрыгнуть куда-то в неведомую свободу, но приземлялся каждый раз на одно из двух сансарных колес, которые утягивали во что-то неведомо пугающее.
Попытки освободиться иногда казались удачными и обнадеживали, но по итогу возвращали на прежние затягивающие в себя жернова. Пытаясь протолкнуться, сдвинуть, распутать и вырваться, Плясун настолько издергался, что даже надежда на несуществующее будущее утешить его уже не могла. И тогда он сдался.
Его понесло в самый эпицентр неудовлетворенности – место, куда затягивали молотильные сансарные жернова. Неудовлетворенность центростремительно нарастала, но затем все неожиданно закончилось. Оказывается, между сансарных колес находится точка идеального покоя, которую Плясун назвал «Я-1».
Плясун увидел, что «Я-1» – эпицентр, с которым все это время все это происходило. Направляя внимание в точку между сансарных колес, Плясун чувствовал невыразимую невесомость, в которой удивительным образом все пребывало в себе. Он увидел, что нет необходимости что-то делать, протягивать, толкать, выворачивать и распутывать, потому что все естественным образом уже происходит единственным возможным путем. Опоры не нужны, потому что в пространстве без координат падать некуда. Все явления в нем уже случаются в своей очевидной непринужденности именно так, как могут – и никак иначе.
Сила рационализации обрисовывала происходящее в форме пустоты, где за опоры его самоощущения была подвешена вся ощущаемая реальность. Самоощущение было эпицентром иллюзии, где возникала видимость, что происходящие явления – не на своих местах, и все должно быть по другому. Самоощущение было чем-то вроде клубка, состоявшего из прыжков Плясуна. Каждый отдельный прыжок порождал новую мысль. Каждая мысль порождала новую, навевая морок выдуманного мира. Привычка побуждала цепляться то за одно, то за другое, чтобы продолжить суетливые прыжки с опоры на опору.
Между жерновами – точка покоя, «Я-1» – единственный смысл всего. «Я-1» было и единственным зрителем, вкушающим субъектом, с которым все это случалось. Без «Я-1» все оставалось безотчетной, космической пылью, бесцельно барахтавшейся в совершенном несуществовании за спиной Плясуна.
Он понял, что сам был такой же иллюзорной рационализацией, как и пара жерновов, и опорный сосуд, и «Я-1» вкупе со своим реалистичным кино. Точка покоя породила переживание неописуемой свободы – той самой, которую Плясун надеялся обрести, решив все проблемы выдуманного мира. Вместе с этим переживанием вернулась и засияла непобедимая надежда. Надежда на счастье, невыразимый, всепобеждающий космический оргазм, потопляющий все желания – надежда на все самое светлое и лучшее… В несуществующем будущем.
© Игорь Саторин
Если вам понравилась эта сказка, то понравится и мой психологический роман на схожую тему.
Другие тексты по этой теме:
PRAS, вот как на духу — не дочитал до конца )
>Если ты «должен» копать, то будешь копать, независимо от того, «хочешь» этого или нет. Решение копать или не копать принимает не ум, а что-то гораздо более могущественное, чьему зову нельзя не подчиниться.
Собственно на этом наша дискуссия, можно сказать, закончена по той причине, что у нас кардинально разные взгляды и, видимо, опыт. Дальше идут «технические детали» на одну из которых, кажется, имеет смысл ответить.
>Можно только принять это устремление к копке как должное и смиренно копать, даже получая удовольствие от процесса, а можно бессмысленно бороться с необходимостью копать, обесценивая свой выбор и сетуя на несправедливость и жестокую судьбу.
В частности на «обесценивая свой выбор и сетуя на несправедливость и жестокую судьбу». На это хотелось бы ответить, что это тоже всего лишь навсего выбор. Выбор как относится. Поверьте, в случаях «могу копать а могу не копать» и «обесценивая свой выбор и сетуя на несправедливость и жестокую судьбу» есть возможность изменить и свой выбор и своё отношение. Просто нужно найти инструменты КАК это изменить. Выбирать можно всё, что угодно. Вы своей жизнью управляете и больше никто. И до тех пор пока Вы ДУМАЕТЕ (это «стена» в Ваших мыслях и не более), что решение принимаете не Вы («Решение копать или не копать принимает не ум, а что-то гораздо более могущественное, чьему зову нельзя не подчиниться.»), до тех пор пока Вы не «возьмёте отвественность на себя» (в кавычках потому, что звучит слишком в общих чертах — можно трактовать по-разному) Вы ничего и не сможете изменить. Всё из головы.
Это просто моё мнение и не более.
Здесь поддерживаю PRASа… Такой вот, например, вариант: как в сказке — стою, уже довольно долго, на перекрёстке; впереди, понятное дело, три дороги. Ум просчитывает варианты (все плюсы и минусы) — результаты в итоге естественно везде одинаковы, что то находишь, что то теряешь… Подсознательное тормозит, мол, пока не поймёшь своё предначертание лучше не рыпаться, чтобы потом не было мучительно больно… Поди тут, сделай выбор… А выбор — «не делать выбор или стоять на месте» — то же не катит — со всех сторон «обстреливают». Вот и копаю себе (глядишь польза будет хоть кому-нибудь)не теряя надежды, что каким-нибудь ураганом снесёт «куда надо»… Понятное дело — инфантильность,но со временем как то всё меньше и меньше боишься своих «обстрелов», вон люди на Донбассе реально под бомбёжками и как то живут…
vladamnik, пример неудачный. Когда стоишь «под обстрелом» Вы будете просчитывать плюсы и минусы? Что-то сомневаюсь.
Если речь просто о выборе, то сначала неплохо бы понять откуда «ноги растут» у «подсознательное тормозит». Найти причину тормозов. Просто разобраться в себе.
«Просто разобраться в себе» — бывает не просто))
Да, это сложно ) Но есть смысл заморачиваться ) Оправдается многократно.
Дмитрий, Вы намекаете, что по логике под обстрелом нужно бежать по любой дороге, но задача усложняется тем, что можно подставить тех, кого приручил, кто на тебя рассчитывает, хоть они этого и не оценят… А разобраться в себе окончательно было бы конечно не плохо… Подсознательное тормозит, наверное, подсказывая, что это и есть твой крест, твоё предначертание и что хорошо там, где нас нет и что так называемый «обстрел», если смириться, всего лишь осадки…
За последний месяц мне удавалось два или три раза «отпустить» поводок, «позволив» событиям развиваться без моего контроля. Переживания неописуемые… Похоже на то, как будто тебя несет огромная океанская волна, силе которой противостоять невозможно, и очень страшно, кажется, что сейчас она безжалостно размажет твое тело о каменистый берег. Хочется закрыть глаза и сжаться… Но волна берет и бережно кладет тебя на мягкий песок. Т.е. все как бы разрешилось само собой… В этот момент лицо растягивается в улыбке (может даже охватить безудержный смех). Отсмеявшись, вдруг отчетливо понимаешь, какая же ты все-таки ничтожная козявка (фактически в масштабах Вселенной), возомнил о себе неизвестно что, успокойся уже и доверься жизни, все и так происходит без твоего участия.
Но эти мысли почему-то быстро проходят, «мистические» переживания так же быстро забываются (они остры именно в момент переживания, при воспроизведении в голове не имеют почти никакой силы), и ты начинаешь вновь по-старому «контролировать» свою жизнь. А в это время в «реальности» тебя точно также несет безудержная сила огромной волны прямо на скалы, но ничтожная козявка гребет на последнем издыхании в обратную сторону… тщетно…
PRAS, здорово) у меня тоже в последнее время похожие осознавания, но без ярких переживаний. Просто вдруг идешь по улице и вдруг привычная озабоченность и мысли начинают казаться смешными. Что все это «пыжение» ничто иное как маскарад или большой красивый надувной шарик, который сейчас вот-вот лопнет и …))) но нет ни ощущения ничтожности или важности или даже тайны, просто БАХ)) Вспоминается «Волшебная лавка» Геберта Дж.Уэллса.
На самом деле, я не до конца понимаю, что происходит со мной, поэтому попробовал выразить все это помощью аллегории. Если она тебе понравилась, значит, я сумел описать свой опыт более-менее доходчиво. Но важнее всего именно переживания, все эти попытки их передать просто нелепы перед реальным опытом.
Герберта Уэллса читал (у меня филологическое образование), но тогда я был слишком молод и слеп, не хватало жизненного опыта.
А вообще, не нужно ничего ждать, все само придет. Читаю сейчас МакКену, главная мысль такая у него — для просветления никакие знания совсем не нужны, даже мешают процессу. Готов согласиться с этим
Ух!Так много всего накопилось,что попробую очень коротко(пока).Я сам-лучший пример того,что всё само придёт.Начинал с того,что просто капался в себе.На фоне этих «нетленочек» отплясывал по полной.Никакими глобальными знаниями не распологал,но результат пришёл.Собирайте на это пути всё,что растёт под ногами и складывайте как пазл.Сначала появятся зарисовки,дальше ….. дальше.