Мне нравится читать хорошие структурированные статьи, и вообще любые тексты, где мысль выражена четко и грамотно. Даже если я не согласен с автором, или тема не вызывает особого интереса, внимание может привлечь качество изложения. За несколько лет ведения блога мне удалось выявить некоторые секреты этого мастерства, которыми и хочу поделиться в сегодняшней статье. Авось, интернет хотя бы в некоторых закутках станет чуточку экологичней.
Как начать писать статью
Как и любой удачно реализованный проект, хорошая статья не пишется с наскока. Это сообщения в мессенджерах можно выдавать готовыми порциями. А если также подходить к крупными проектам, будут опускаться руки.
Этот принцип работает вообще в любых делах. Невозможно сесть и тут же выдать многосложный шедевр. Крупные проекты осуществляются пошагово. Причем длину каждого шага автор определяет самостоятельно в рамках своих ресурсов.
Начать статью можно с чего угодно. Здесь лучше забить на любые правила, и писать пока пишется, пока мысль спонтанно идет. Это самый творческий интересный и важный этап, на котором самопроизвольные прозрения формируют основные идеи статьи – ее фундамент.
Схожий принцип работает и в живописи – не стоит и пытаться сразу сотворить шедевр. Все начинается с неказистого наброска, который впоследствии дорабатывается, с каждым мазком обретая черты завершенной картины.
Все лучшие тексты на progressman.ru были записаны словно под диктовку, когда мне не приходилось вымучивать идею, а ключевые мысли дефилировали через сознание одна за другой. Это такое состояние, когда основная идея словно обретает объем, позволяет взглянуть на себя с разных сторон, и раскрывает свои связи с родственными идеями. Успевай записывать! Главное – не отвлекаться.
Записывать все это где-нибудь в голове, чтобы потом эти «рукописи» из нее извлечь, у меня лично не получается. В этом деле не стоит доверять памяти. Если вдохновение застало врасплох где-нибудь в дороге или в гостях, меня спасает блокнот в смартфоне. Кому-то подойдет обычный блокнот и карандаш.
Когда муза, наконец, успокоилась, и я записал все, что хотелось, на этом этапе текст может походить на бессвязное месиво скомканных мыслей. Так и должно быть. Главная задача сделана – у меня есть ключевые идеи для будущего хорошего текста. Дальнейшая работа – более механична и зависит не от прихоти капризной музы, а от моих постоянных писательских навыков, которые доступны в любое время.
Поэтому у меня почти всегда имеется ряд заготовок для будущих статей, к которым я при желании могу вернуться в любое время. Например, «скелет» статьи, которую вы сейчас читаете, я записал год назад.
Дальнейшая работа с текстом не подчиняется четкой последовательности. Но есть определенные принципы и правила, учитывая которые, я довожу текст до ума. То есть на этом этапе я просто перечитываю статью, и вношу в нее правки, учитывая принципы, о которых речь пойдет ниже.
Как продолжить писать статью
Секрет качественного текста можно свести к смыслу крылатой фразы: «лучше меньше, да лучше». Горы заумного неактуального хлама пылятся веками в библиотеках, а маленькая статейка, достучавшаяся до сердцевины души, может с легкостью разлететься среди тысяч людей.
В писательском деле количество – ничто; качество – все! А в наше, информационно пресыщенное время – это вдвойне важней. Людям нравится снимать сливки, не слишком погружаясь в мутные глубины смысла.
О кристаллизации мысли я уже говорил в романе, а на progressman.ru этой теме посвящена отдельная статья. Суть в том, что хорошо выраженная мысль звучит максимально просто. Для этого мысль кристаллизуется, пока не станет краткой и понятной. Парадокс в том, что именно краткость делает мысль понятной, а понятное выражение приводит к краткости.
Если автор не может выражать мысли кратко, сохраняя ясность изложения, значит он бесталанный, и ему лучше воздержаться от массового распространения своих текстов. Мысли следует излагать настолько простым и понятным языком, словно для ребенка.
Максимально точные и уместные слова цепляют. Они делают статью не только понятной, но еще и умной – то есть во всех смыслах приятной для чтения. Гениально простая и понятная фраза может оказаться для читателя озаряющей, и дать больше понимания, чем целое месиво бессвязных абзацев, заполненных неясными мыслями.
Иногда мысль для лучшего усвоения можно выразить дважды в разной форме. Сложные идеи лучше воспринимаются, когда отражены с разных сторон, как в этом абзаце.
Выстраивать начальный костяк текста можно любыми, понятными только вам словами. Но по итогу вы должны сделать текст не для себя, а для читателя. Необходимо помнить, что простые и очевидные для вас мысли, могут оказаться новой и сложной информацией для других.
Когда художник хочет обратить внимание на какой-то объект, он выделяет его при помощи контраста и резкости. Следует понимать, что именно и зачем вы пишете, уделяя ясному выражению ключевых идей особое внимание. Ключевые мысли не грешно пояснять дважды, отображая с разных ракурсов, иногда, прибегая к метафорам и аллегориям. Эта практика помимо прочего пригождается и в жизни – помогает отличать главное от вторичного.
Не придумал названия подзаголовку
Хороший текст редко пишется за один присест. Глаз замыливается, и ляпусы остаются незамеченными. Во время паузы неудачно выраженные и упущенные идеи продолжают прорабатываться в голове на бессознательном уровне. Повторное прочтение и редактирование почти наверняка сделает текст лучше.
Некоторые тексты ну никак не складываются в полноценную статью – такие я без сожалений откладываю в долгий ящик, или вовсе удаляю.
В идеале текст необходимо доводить до совершенства, не загоняясь в крайность перфекционизма. В какой-то момент надо останавливаться, чтобы не изматывать себя завышенными планками. В любом случае хороший результат – это не только следствие сегодняшних стараний, а в большей степени – итог долговременного опыта и практики. То есть иногда лучше сразу признать, что желаемый уровень мастерства сегодня обходится слишком дорого. А вот с опытом может стать чем-то простым и естественным.
Приятно смотреть на хорошо структурированный текст. Можно использовать смысловые блоки, разделенные подзаголовками, или ключевыми фразами, которые выделяются жирным шрифтом. Популярностью пользуются статьи с нумерованными списками по типу: «10 способов поумнеть», «5 причин выучить эльфийский», «123 золотых правила нормального пацана».
Когда не хватает словарного запаса для точности выражения, может помочь словарь синонимов. Он же помогает избавиться от многократно повторяющихся слов.
Красивой речи учит осознанное чтение, когда вы подмечаете не только смысл слов, но и то, как они выстраиваются, следуя друг за другом в предложении. Мне в этом смысле нравятся тексты Виктора Пелевина и оригиналы Владимира Набокова. Есть, чему поучиться.
Сферы жизни бывают разные. Где-то личность автора неуместна вовсе – и такие статьи выглядят безжизненными. В формате структуры блога я прихожу к выводу, что проявление личности автора оживляет текст. Поэтому мнение, выраженное от первого лица, хоть и звучит субъективно, но добавляет тексту экспрессии и особой ценности, которую несет личный опыт автора.
Желательно писать о том, что вас волнует, что нравится. Тогда, все образы оживают и обретают объемные черты, которые с холста своего сознания получается срисовать с самых удачных ракурсов. Но чрезмерный восторг собственным творением может привести к ослепленному некритичному взгляду.
Хорошо, когда в начале статьи есть что-то похожее на вступление, поясняющее тему, а в конце – выводы, или итог. Это придает тексту целостности и завершенности.
Наконец, скажу, что я не вижу большого смысла подгонять текст под четкие рамки. Достаточно делать то, что нравится. Если вы занимаетесь любимым делом, опыт приходит как спонтанное следствие.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
Хорошая, полезная статья.. Попробовал спроецировать ее на музыкальную тему.. вроде тоже подходит.
Игорь, спасибо за статью о статьях! Вначале, заголовок статьи не «манил» прочитать, но прочитала и не пожалела (мягко говоря). Много нового и удивительного почерпнула. Мне не удаетсятся кратко излагать свои мысли в беседе. Пока доношу свою мысль, мой собеседник засыпает или начинает уставать а иногда откровенно нервничать(. Мне предстоит преподавать на курсах, перед большим количеством людей. Посоветуйте кто нибудь пожалуйста, как посестриться с талантом? Заранее благодарю
настраивать вишудху…
Виктория Л, чтобы развивать постоянный навык, нет иного выхода, кроме как регулярно его тренировать. Пробуйте даже в бытовом общении выражать свои мысли не абы как, а осознанно.. наблюдая как, что и насколько понятно вы говорите. А в лекциях перед аудиторией можно заранее заготовить материал и продумать понятные для других слова.
Когда я хорошо знаю тему и мне нравится мое дело — рассказывать об этом так, чтобы это было понятно аудитории, для меня легче-легкого. Хотя… многое зависит еще от аудитории и конкретных людей и здесь конечно нужен творческий подход. Я часто привожу примеры из жизни и своей практики, иногда использую подачу материала в режиме диалога (а как вы думаете…..? а как бы вы поступили…?). А когда я только начинала публичные выступления, то читала книги по риторике и посещала занятия по педагогике и психологии. А так вообще еще неплохо делать презентации и слайды для наглядности, иногда для разрядки рассказать какую-нибудь шутку или притчу из повседневной жизни:)
Когда читаю эту статью, ощущаю некие общие принципы, которые могут быть использованы в любом творчестве. Еще она какая-то вдохновляющая)) Такое впечатление, что автор приглашает попробовать… ведь наверняка у каждого есть какая-то своя задумка в какой-то сфере, а то и скрытый талант (!) и нужно просто сделать первый шаг… и пусть сначала это будет неумелый эскиз или набросок, но с чего-то же нужно начать. Удовольствие можно получать от самого процесса творчества и неважно в чем оно проявляется. Я пока не пишу — мне нравится читать как пишут другие, люблю также слушать и смотреть хорошие выступления, лекции, презентации… А статьи Игоря мне нравится читать по многим причинам: во-первых, они всегда актуальны и читаются на одном дыхании, во-вторых, ощущение, что все пропущено через личный опыт, в 3-х — нет лишнего и в 4-х — всегда открываю для себя что-то новое, даже когда читаю во второй, третий и .. раз)) Да, еще, с тех пор как прочитала в одной из статей про кристаллизацию мысли — стала использовать это в работе, правда получается не сразу, но подвижки есть)
Мои благодарности. Полезная статья.
Здравствуйте Игорь.Как быть когда муза продолжительное время не посещает. Есть-ли способ искусственного привлечения вдохновения,музы?
Александр, я, честно, не знаю, что такое муза. Знаю только интерес развития мысли, и желание успеть записать все то интересное, что ум в себе удерживает. Попробуйте из этого сделать свои выводы.
Вот честно скажу, я проникся этой статьей.
Вернее сказать мыслями автора.
Ведь по сути мне это близко и я излагаю мысли примерно в таком же ключе.
Скажем так мысли, которые озвучиваю по средствам письма, это не просто слова.
Они по большей части состоят из ноток вдохновения и спонтанных идей.
В общем к чему я это все говорю.
Сейчас обращаюсь абсолютно ко всем читателям.
Люди не бойтесь своих мыслей, ибо в них сокрыта истина, которую нельзя увидеть.
Но ее можно почувствовать, когда она проявит себя по средствам письменной речи.
Кстати да, вот Игорь назвал тему: Статья о том, как писать статьи.
А я в комментарии дополняю эту информацию, по типу Пост о том, как писать посты)))
Так вот поведаю еще один секрет, как в любую интересную статью вдохнуть жизнь.
Вернее не жизнь, а скажем так придать статье душевность или живой образ.
Ничего в этом сложного нет и главное всем доступно.
Так вот любая статья буквально оживает, когда окружающие не только ее читают.
Но и дополняют своими мыслями благодаря комментариям.
Да да вы не ослышались, ваши посты народ, есть тот самый элемент, который оживляет статейный материал.
И дарит так сказать новую жизнь.
Ладно думаю эти вещи и без меня все знают.
Тут вот Игорь обмолвился, что у него часто остаются неизданные материалы.
Которые он откладывает в долгий ящик или во все удаляет.
Но ведь это не правильно.
Ибо любая мысль запечатленная в письменный материал, уже по своей сути живет своей жизнью.
А значит, удалять или как то ее игнорировать, означает убивать свои мысли.
Поэтому предлагаю Игорю, тексты не вошедшие по тем или иным причинам в какую то статью.
Он может смело по средствам комментирования своих статей, дополнять этими неизданными текстами.
А в идеале, открыть на форуме progressman свой персональный раздел.
И все что неизданно и не нашедшее применение, может пригодится на форуме.
По крайней мере при любом раскладе, со временем эти материалы подсобят ему в плане новых идей.
Ведь не нужно забывать, что все новое, это хорошо забытое старое))
Некоторые черновики и заметки можно найти тут: https://progressman.ru/2016/09/chh/