Эта статья оказалась сложней, чем я полагал. Несколько раз за нее садился и откладывал. Нечто внутри сопротивлялось и поднимало тему со скрипом, словно не желая сдавать некоторые устаревшие позиции и убеждения о жадности и эгоизме. Наверное, если попросить обывателя описать эти явления, скорей всего на ум будут приходить примеры поступков по типу: «эгоизм это, когда…» То есть само переживание человек, как правило, принимает за чистую монету, а внимание соскальзывает на события, которые эгоизмом окрашиваются. Как я это вижу, не существует ни эгоизма, ни жадности. Есть только элементы, которые словно пиксели на мониторе создают их иллюзорные образы. И пока мы не различаем эти составные частицы, образ кажется целостным и реальным. Эта метафора с пикселями подходит практически под любое явление. В этой статье я попробую разложить эгоизм и жадность на элементы.
Ткань жадности и эгоизма
На событийном уровне эгоистичными жадинами мы считаем тех людей, которые не хотят разделять свои блага с нами. То есть, по такой логике жадиной в наших глазах может стать совершенно любой человек, отказавшийся даровать нам свои активы – будь то деньги, личное время, или какое-нибудь имущество.
И вот здесь правильный вопрос звучит так: а при каких условиях нам жертвуют свои блага другие люди? Когда один человек хочет как-либо одарить другого? Ответ на этот вопрос настолько прост, насколько же и неприемлем для самооценки обывателя. Так вот, благодетель жертвует свои блага при таких условиях, когда хочет понравиться. То есть, если человек захочет выглядеть хорошим в наших глазах, вероятно, он будет способен на так называемую щедрость по отношению к нашей персоне.
И напротив, жадными эгоистами мы считаем тех людей, которые не стараются нам понравиться. А почему они не стараются? Потому что плохие? Нам, конечно, так думать – удобней всего. А может, потому что плохие мы? Это – «палка о двух концах». Человек не старается нам понравиться, когда не видит для этого причин. Мы не святые, и обычно стремимся нравиться другим, когда чувствуем, что для нас это выгодно. То есть, желая выглядеть хорошими в чьих-то глазах, мы так или иначе рассчитываем что-то заполучить…
И вот здесь вступает в игру наше многострадальное самолюбие, на одной стороне которого таится комплекс неполноценности, а на другой – чувство собственной важности. Не зря говорят, что гордыня – отец всех пороков.
Мы чувствуем чужую жадность, когда переживаем, что нас не любят и не уважают, а только используют за наши блага. Мы жаждем искренней безусловной любви к собственной персоне, на которую по большому счету способны лишь святые и некоторые матери в отношении своих чад. Мы обманываем себя надеждой, что такая любовь возможна. Но по факту, мы живем в мире потребительских отношений, где каждый любит не безусловно, а по какой-то причине – за конкретные качества, черты и свойства.
Мы все – «продажные твари», в своих отношениях подкупающие друг друга, кто чем может. А когда нам не хватает реальных благ, мы осваиваем искусство рекламы – позиционирования иллюзорных образов и качеств. Строим из себя не весть кого, чтобы искусственным имиджем заслужить любовь и уважение. И в этом еще полбеды. Ладно бы, если мы поступали так сознательно. Но в какой-то момент мы настолько завираемся, что и сами начинаем верить, будто и вправду являемся тем самым нормальным хорошим человеком, образ которого демонстрируем всем окружающим. Именно так в разладе с собою возникают неврозы – психосоматические недуги, отравляющие нашу жизнь.
Мы становимся жадными собственниками, когда хотим держать под контролем наши отношения с другими людьми. Мы пытаемся контролировать чужие чувства, когда хотим, чтобы нас любили и уважали безусловно – то есть без причины. Иначе мы чувствуем фальш – унизительный обман, такое гадкое переживание, словно человек нас на самом деле совсем не любит, и выкинет из своего существования, как только мы перестанем спонсировать его присутствие в нашей жизни. Но ведь как уже говорилось – мы не святые и не умеем любить за просто так!
Даже когда так называемую «жадность» проявляет чужой человек, которого мы раньше не видели, у нас может возникнуть невротичная реакция, потому что за чьей то бережливостью, мы обнаруживаем «неуважительное» отношение к нашей персоне.
Иными словами, жадность и эгоизм – это личный страх, что нас любят не просто так, а по какой-то причине. Просто подспудно мы ощущаем, когда из нас хотят сделать лопухов, и в качестве большой и чистой любви пропихнуть типичные продажные отношения. А честность нас зачастую тоже не вполне устраивает, потому что все-таки в любовь хочется верить!
Большая часть всех приятельских и дружеских связей также вертится вокруг таких вот взаимовыгодных неврозов. А если человеку от нас ничего не надо, наше уязвленное самолюбие может окрестить его сволочью. Но по факту ничего дурного в чужом равнодушии нет. Просто наша персона кому-то показалась неинтересной – может быть, человек устал, у него мало времени, или его раздражает рисунок на нашей рубашке. У всех свои предпочтения. Это – нормально. Но этот факт кажется тем унизительней, чем больше ожиданий мы накрутили вокруг жертвы наших потребностей.
Травмирующий факт для самолюбия обывателя в теле взрослого человека заключается в том, что никто никому ничего не должен. А если мы посчитали иначе, то это – наша персональная проблема.
Для личного психического здоровья лучше быть сознательным альфонсом или осознающей свое положение проституткой, нежели невротиком, который ожидает халявной «безусловной» любви от окружающих.
Мотивы жадности и эгоизма
Вот и получается, что если человек действует честно, не прикрывая свои истинные мотивы благородной ложью, тут-то он и становится «нехорошим» жадиной и «безжалостным» эгоистом, не пожелавшим церемониться с нашими неврозами.
Иногда мы считаем эгоистами людей, которые берегут свое внимание и ценят личное время. Вроде как, если человек не читает наш бесполезный спам где-нибудь «ВКонтакте», значит, он ушлый эгоист, который вместо того, чтобы проникаться нашей глубокомысленной «чушью», занимается какими-то своими совершенно бесполезными для нас делами.
Зачастую чужим эгоизмом нам нравится объяснять собственную потребность в бесплатной халяве. Ведь куда проще выманить уже готовые блага у имущих, нежели заработать их самостоятельно. Вроде как, если человек, сумел себя обеспечить, неплохо было бы ему понравиться, чтобы теперь он обеспечил и нашу персону, раз уж это у него так хорошо получается.
Дабы человек оказался нашим должником, необязательно ему нравиться. Чтобы вытянуть чужие блага, можно льстить, унижаться, апеллировать к жалости, чувству долга, благородству, превосходству, величию и другим признакам «хорошего» человека. Подойдет все, что заставит «щедрого» благодетеля доказывать, что он – не жадина и не эгоист.
Эгоистами мы считаем «нехороших» людей, которых принято осуждать и даже как-то наказывать. В романе я подробно озвучивал идею, что каждый человек в конечном итоге все делает исключительно для себя. Каждый повинуется закону кнута и пряника. Неважно, кто перед нами – герой, злодей, офисный служащий, любящая мать – никто не может иначе. Мы все – «собачки Павлова», подчиненные двум базовым рефлексам страдания и удовольствия. Каждый из нас в этой жизни просто избегает боли и выбирает кайф – кто как умеет.
Все мы бредем за морковкой приятных ощущений. Гении, мудрецы и прочие продвинутые юзеры от типичных аутсайдеров ничем не отличаются – все та же погоня за кайфом. Разница между всеми нами только в том, что каждый имеет доступ к своим уникальным источникам счастья.
Грубые люди действуют грубо, срывая поверхностные впечатления не потому что они «плохие», а потому что иначе не могут. Именно так – грубо и поверхностно доступный на их этапе кайф дергает за рычаги их разума.
Дальновидные «мудрецы» наслаждаются жизнью утонченно с наименьшим количеством разрушительных последствий, потому что различают такие ниточки счастья, дергая за которые получают свой, недостижимый для других кайф.
Никто не может иначе. Каждый подчиняется тем импульсам, которые способен различить на периферии своего сознания. Все мы – порождения неизбежного личного опыта.
Есть такой как бы глобальный стереотип, который говорит, что правильные люди должны поступать правильно. А если ты неправильный, а жадный и эгоистичный, то обязан переживать стыд, страх и другие неприятные импульсы, которые должны побуждать исправляться, чтобы соответствовать этому глобальному стереотипу.
В итоге нашим всемогущим разумом помыкают две дополнительные пружинки: самоуважение и самобичевание. Следуя нормативам, мы себя уважаем, нарушая правила – грызем. Так глобальный закон кнута и пряника реализуется в социальном мире, побуждая нас доказывать свою нормальность. По этой теме на progressman.ru уже есть ряд статей под тегом «самолюбие».
Все наше поведение, все благородные намерения и высокие устремления подчиняются простым импульсам «приятно» и «неприятно». Но нам не хочется верить, что мы настолько примитивны… Поэтому мы выбираем думать что, наши «правильные» поступки – вовсе не от радости самоутверждения, а проявление какого-нибудь святого великодушия.
Не существует ни жадности, ни эгоизма. Есть только наше самолюбие, загнанное беспрерывной гонкой самоутверждения, вечно сканирующее реальность в поисках любви и уважения.
И нет ничего дурного в социальном бартере, где каждый делится тем, что имеет. Просто, во избежание невротичных страхов, при совершении обмена, не стоит жульничать, выдавая саморекламу за реальность. И тогда этот обмен «энергиями» вполне можно называть взаимовыручкой.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
Большенство в статье всем понятные вещи ,тут и ребенку понятно что нам навязывают с детства всякую ерунду на подобие любви )).мне было очень интересно почитать о том как вы лихо решили вычеркнуть одну из главных черт ,такую как эгоизм,-это окончатательно добило)))
статья-просто кошмар!выставлять человека примитивным животным,еще и оправдавая-это преступление!Вы подрываете все моральные устои.Это или заказная статья,или…мне Вас жаль….
какие бы чувства нас не вели, чтобы совершить тот или иной поступок, но не будем забывать, что мы живем в социуме. при чем с каждым годом этот социум только увеличивается (количество населения). Если каждый из нас будет исходить из того , что меня ничто не волнует и мне хорошо, чтобы не происходило, то как будут существовать группы: семьи, рабочие группы, другие коллективы. в любом коллективе есть лидер, всегда. и т.д. во общем то если писать все то , что я бы хотела написать, нужна отдельная статья.
мне вашу статью, Игорь, прислал мой друг. мы встречаемся 4 месяца, у каждого из нас есть семья с детьми. это была страсть, при чем все так как показывают в фильмах или пишут в книгах.. лично я люблю/влюблена, до слез, почти каждодневных. я думаю за счет меня эти отношения еще живы, я попыталась разорвать наши отношения, т.к. они меня вымучивают, даже так, и мне мой друг прислал вот вашу статью в обмен. типа хорошая статья. статья конечно же продуманная и скорей всего много правды в ней, но… сколько там миллиардов на земле живут? сколько национальностей с особенностями их культур и менталитета? если бы вся эта масса исходила бы только из собственных чувств и собственного отношения к жизни — был бы хоть какой то порядок на земле?
это мне так кажется, может усложняю ..
пыталась понять для чего мой друг мне прислал эту статью. кто из нас 2х эгоист? если принять во внимание, что мне он действительно оч нравится, меня тянет к нему постоянно, все мысли о нем, .. а его чувства не известны, не говорит о них. при чем в начале наших отношений были еще ласковые слова в мой адрес, потом перестал как либо называть меня, говорит , что давлю на него, так ведь поддерживает же наши отношения, реагирует на сообщения, пишет, что хочет того или иного, я уже 2 раза пыталась разорвать это все, а он пишет все равно. и что это? по моему полный эгоизм .. ему приятно, что кто то в него влюблен, а мне вот шлет статьи про эгоизм.. нездоровая психика или ?
О! ДА.
Согласна на все 100 процентов.
«Не существует ни жадности, ни эгоизма. Есть только наше самолюбие, загнанное беспрерывной гонкой самоутверждения, вечно сканирующее реальность в поисках любви и уважения.»
Жадность- корень всех зол. Самолюбие связывается с высокой самооценкой или самомнением? ВЫ самолюбии есть корень «люб» Учимся себя любить? Одновременно ищем любви вокруг? Принимаем себя, любим, бережем, потом любим и бережем близких людей, может так? Жадность появляется с предательством…Сначала любил и заботился, потом стал жадничать, потому что предал…
На мой взгляд корень всех зол — НЕВЕЖЕСТВО.
Отношения — это энергетический обмен. По это есть в книге «Он+Она,готовые решения для идеальной совместимости». Жадность всегда оборачивается неприятными последствиями, т.к это нарушает правильный энергетический обмен.
Игорь, возможно Вам повезло и Вы не повстречали на своем пути НАСТОЯЩЕГО эгоиста! Который, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, не слышит не кого кроме себя, который наорет на родного человека, за-то что ЕМУ (т.е. эгоисту) не подходит (например размер маловат) подарок, который был сделан не ему, а его родителю. Который ждал смерти своего собственного ребенка, так как ему нет дела до того что ребёнок попал в беду, а возится с ним — это «напрягает». А то о чем Вы рассуждаете — это обычное качество человека — оно присуще всем, и мое скромное мнение, назваться эгоизмом не может. С уважением, Евгения.
Евгения, эгоизм можно разграничить на «здоровый» и не очень.. То, что вы описываете больше походит на социопатию.
Человек не может по своему желанию выдавать теплую привязанность. Оставаться с ним рядом, или нет — только ваш выбор. А морализировать, какой же человек рядом с вами плохой эгоист — занятие, которое ни к чему, кроме обиды на жизнь не приведет.
Спасибо, за такой быстрый ответ. Я как бы и не морализирую, и не отношу этого человека ни к «хорошим», ни к «плохим», а достаточно адекватно воспринимаю его таким каков он есть. А вот ВЫБОРА «оставаться с ним рядом, или нет » у меня нет, так как это мой достаточно близкий родственник!
Была рада пообщаться, всего Вам доброго!