Сегодня – 21 декабря 2012 года, дата, которую многие ждали, предвкушая очередной конец света. Не хотелось пропускать этот день, ничего не сказав.
Наверное, в жизни каждого в какой-то степени выражена тяга к чему-то загробному неземному, оторванному от будничных реалий. Каждый подспудно чувствует, что все – преходяще, и здесь на земле мы – проездом. Конец света, как уже говорилось в одной из статей – неизбежность. Просто у каждого он свой, персональный. Когда осознаешь, что тело не вечно, а жизнь мимолетна, начинаешь чувствовать, что вся эта бетонно-социальная повседневность – какой-то иллюзорный парадокс, а смерть – мистична. Это – неминуемый выход из матрицы, прыжок в неизвестность. И какой бы серостью человек не был, этого таинственного «перехода» ему не избежать.
Возможно, люди придают такое значение надуманным концам света и вселенского масштаба катастрофам, потому что понимают – физическая смерть действительно существует. Все закончится. И это очень важно. Это действительно «катастрофа». А вселенские масштабы на нее проецируются просто потому, что каждый отдельный человек – это и есть вселенная. Живой человек – реален настолько, насколько реальна жизнь. Ведь мир, который мы знаем, для нас существует исключительно в форме ощущений. Свет – переживание. Земная жизнь – переживание. Переживания приходят и уходят.
Мы где-то глубоко понимаем, как важна смерть. Для отдельного человека это и есть конец света – колоссальное, неотвратимое и самое важное событие жизни – ее развязка. Именно в этот момент салют, фанфары и барабанная дробь должны бы оглушить весь мир. Ведь что-то же должно знаменовать это глобальное для личности происшествие? Просто люди умирают так тихо, что, возможно, только разговоры о конце света и напоминают нам о том, как на самом деле мистична и как глобальна смерть в контексте жизни.
Мы предпочитаем не думать о смерти, не замечать ее. Мы оградили смерть мраком, одели в черный балахон и вручили ей огромную косу – инструмент убийства. Она для нас – страшная костлявая старуха, приносящая что-то очень плохое и темное. Все это – искусственный стереотип.
Однажды я видел телепередачу о какой-то европейской стране (к сожалению, забыл, какой), где смерть принято считать чуть ли не благом – своеобразным переходом в лучший мир. Кощунство? Родственники и друзья на похоронах собираются вместе, и рассказывают об ушедшем в мир иной разные забавные истории… и смеются… искренне. Когда показали этих жизнерадостных людей, собравшихся вместе, у меня возникло ощущение, что в этом есть какая-то очень светлая и глубокая мудрость. Ну, зачем, зачем ушедшему наши слезы? Зачем ему наше горе? А зачем горе нам?
Когда мне было пять лет, я думал: как такое может быть, что вот он я есть, и когда-нибудь меня может не стать? Как может случиться так, что бытие прекратится? Конец света… Дети, еще не погруженные в социальный калейдоскоп, способны думать о самом важном. Затем, по мере взросления приходит забытье. Подрастающий ребенок начинает понимать, что бесконечность, жизнь и смерть – это все какая-то бесполезная философия для чудаков. А думать надо о делах насущных, нести социальную ответственность, и мистические «бредни» из головы выбросить.
Кастанеда был прав – мы живем, как бессмертные. Беспокоимся о каких-то глупостях, выстраиваем каскады планов на годы вперед, будто у этой игры нет конца, а есть только бесконечное копошение в обыденности. И в этой беспробудной возне мы позволяем себе не замечать происходящей здесь и сейчас жизни. Еще успеем. Ведь впереди – целая «вечность».
Но подспудно мы все знаем правду. Эта жизнь кончится. Вселенная – настолько велика, что я, такой живой и такой важный в этой бесконечности – просто ничто. Вечность – так длинна, что моя человеческая жизнь в ней – только миг. Жизнь – настолько сложна и многомерна, что все мои планы – одна большая иллюзия. Эта правда в нашей жизни каждый раз маячит оттенками тревоги, когда иллюзия стабильности нарушается, и мы видим, что жизнь – непредсказуема, чувствуем собственную экзистенциальную безопорность, ощущаем свою мистическую мимолетность в этой реальности.
Мы все уже свободны. Жизнь настолько коротка, что, пожалуй, не стоит бояться помнить о собственной смертности, хотя бы для того, чтобы уметь ценить происходящее здесь и сейчас чудо. Мы еще успеем заглянуть по ту сторону. А сейчас, в это непрерывное «сейчас»… пока мы здесь, в этой временной короткой игре, возможно, стоит внимательней рассмотреть этот происходящий с нами реалистичный сон. Эти стены и эти твердые вещи вокруг, когда мы смотрим на них – каким-то чудом не исчезают, а поддерживают иллюзию стабильности, словно позволяя нам еще и еще насладиться их вкусом, пока мы здесь…
Просто мы к этому привыкли. Но какая-то часть внутри нас помнит, как все обстоит на самом деле.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
Ли Ла
Я сейчас как раз и занимаюсь практикой развития титанических усилий воли,но мне не хватает титанических усилий,чтобы заниматься этой практикой.
Абсолютное большинство больных наркоманией желают и прикладывают титанические усилия бросить,но страх ломки,что собственно есть страх смерти,полная бессознательность в эти моменты, гонит их за наркотиком.
Не титанические усилия нужны для духовных практик,а определённый уровень осознанности,не отождествления с мыслями, выполнение практик в тишине ума без усилий.
Ефим, чувствуется сила в ваших словах.
Сила у меня есть только в словах,т.к.
осознанности не хватает.
Ефим представьте, что у вас есть возможность в своем доме отдохнуть, почитать любимые книги, посмотреть фильмы, вкл комп, погреться в бане когда на улице минус двадцать но вместо всего этого вы одеваете спортивный костюм и идете на восьми километровую пробежку по лесу.
Попробуйте от слов перейти к делу(осознанности)
Нужны титанические усилия,а я не
Титан.
Игорь Привет!!! Захотелось высказаться на эту тему.. К моему сожалению пока только логически..С мерть — окончание жизненного пространства тела, отсюда Время и Пространство — Тождественны..(Чтобы пересечь про — во — нужно определенное кол-во времени(15шагов, 5мин, 8 гребков(если на лодке) и т.д. Отсюда вывод ч. , расширяя прос-во вокруг себя — расширяет свое время…Извини -бредовое высказывание, но получается, что смерть наступает не в результате расширения, а в результате сужения пространства для отдельно взятого человека…В итоге ограниченно пространство — ограниченно и время…Нет бесконечности — все конечно, только в определенном числовом порядке….Уберем приставку «БЕС» и всё становится на свои места — каждая история, роман, жизнь отдельного индивида — все имеет свой конец…Финал..Кульминацию..Смерть..
ну, может я чего и не знаю, и есть такие практики, позволяющие достичь всего без усилия)
Игорь пишет легко и красиво (не в упрек, напротив, в качестве комплимента), в том числе и о смерти, и да, казалось бы, сел, помедитировал, и все — свободен от страхов и привязанностей. но в следующий момент вдруг заколет где-нибудь в области сердца, и вернется паника и ужас. Потому как страшно жалко терять все лакомые кусочки жизни. Что ж так много «наркоманов», если все так легко? или, может быть, главное усилие в том и состоит,чтобы решиться начать практику «без усилий»?
47, лилия может прожить больше десяти лет, так и не сдвинувшись за пределы горшка. Бабочка, живущая сутки может пролететь несколько километров. И только один практичный вывод: от голой философии толку нет.)
Ли Ла
Проблема состоит в том,что мы привязаны к своим привычкам,к людям,вещам,ко всему,что мы называем внешним миром.Нас
постоянно преследуют желания получить и страх потерять.Инстинкты продолжения рода и сохранения жизни накрепко привязывают к телу,
вызывая страхи заболеть и страх смерти.Ум,как инструмент выживания,
раскручивает мысли,которые не остановить при помощи усилий.Медитации-крышка.У Игоря об этом масса материала.
efim,а Вы сами, боитесь смерти?
про страхи и привязанности я знаю. Когда я только размышляла на тем, а не пора ли мне что-то изменить в своей жизни, этот страх был, потому что я понимала,что духовное развитие будет сопряжено с потерей таких милых нашему эго прелестей жизни. В каком-то смысле этот процесс сродни смерти, только потеря эта прижизненная и добровольная. И как же, не имея поначалу осознанности, мудрости, не умея и не зная ничего, как сделать этот шаг от привычного, понятного и постоянного в неизвестность легко и непринужденно? Мне без усилий не удалось. И в последствии много раз приходилось опираться только на «волю к победе»,что называется. осознанность происходящего приходит потом, а поначалу бывает просто страшно.. Допускаю, конечно,что это только мой случай такой запущенный))
И да, у Игоря: «Постоянство маленьких усилий. В практической работе по расширению сознания важно, прежде всего, постоянство усилий.»