Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Унижение и стыд – плоды ложной уверенности в себе

«Я» состоит из мысленных образов о самом себе: какой я, что мне присуще, на что я способен, чего я заслуживаю… «Я» боится разрушения этих образов больше всего на свете… «Я» боится потерять себя, поэтому укрепляет образы о себе всеми возможными способами.

Так, например, мужчине может быть важно верить в свою мужественность: «и руки у меня сильные, и по морде дать могу, и деньги зарабатываю, и жена любит, и друзья уважают».

Так «Я» повышает свою самоуверенность. То есть «Я» верит в само себя через веру во множество качеств, из которых состоит.

«Я» может использовать любой образ себя как свой же фундамент, если способно в него поверить. Неважно, насколько представление о себе правдиво. «Я» может вообразить себя особенным, избранным, или даже президентом мира. Если человеку удалось поверить в свою гениальность, эта мысль становится фундаментом его ложной личности.

«Я» выживает, пока честно верит в эти лживые образы. Когда человеку удается убедить себя в своих замечательных качествах, он будет за них отчаянно цепляться, доказывать их, потому что на них базируется его индивидуальность.

«Честность» с собою

Следует сразу уяснить, что «Я» плевать на честность с собой. «Я» не заинтересовано ни в истине, ни в развитии. Единственное, чего «я» по-честному хочет – это укрепление своих позиций, слепого повышения уверенности в себе.

Вся сопутствующая жизнь воспринимается «я» через призму этой главной потребности… в самоутверждении. Все богатство наших человеческих реакций – это градации удовлетворения своим «Я».

Укрепленное «Я» формирует эго – комплекс взаимосвязанных образов о себе. Представьте человека в бесконечной пустоте, опоры под его ногами иллюзорны, они растворяютя за долю секунды, поэтому человек непрерывно прыгает с одной опоры на другую, чтобы не сгинуть. Эго и есть такая яколка, которая скачет по иллюзорным опорам – с одной мысли о себе на другую.

Мы живем в вечном сейчас. Тут невозможно найти реальное прошлое, или будущее. Они существуют только в мыслях. Каждая мысль содержит отношение к себе: «это я так думаю, я так считаю, даже диван на котором сижу – это диван подо МНОЙ». Так эго удерживается в иллюзорном времени, посреди безопорного вечного «сейчас».

Эго находится как бы посреди бесконечной пропасти чистой реальности, тут не за что уцепиться. Но эго придумывает само для себя иллюзорные опоры, и цепляется за них: я живу, я делаю, я хочу – все я. Эго затапливает себя мыслями, чтобы создать иллюзию понятного жизненного пути, по которому уверенно движется.

Чувство собственной важности (ЧСВ) – это энергия для эго. Когда собственная важность тешится, яколке мерещится, что надежных опор для него вокруг много, можно распрыгаться в разные стороны: «и тут меня любят, и там я умный и красивый… А вот я теперь!.. А вот я так!.. А еще я…» Ну, и т.д.

Поэтому эго непрерывно свою важность раздувает. Именно раздутую собственную важность по ошибке называют уверенностью в себе. Яколка-эго верит, если его красивые проявления одобрены, они как бы реальны.

Чем сильней у человека чувство своей важности, тем уверенней и веселей его «я» самодовольно прыгает по своим многочисленным опорам – с образа на образ, с иллюзии на иллюзию.

Последствия ложной уверенности

На деле завышенное чувство собственной важности проявляется в барских замашках, поучающем самовлюбленном зазнайстве, вздутом самомнении, напыщенности, «святой» скромности, претензиях на «высокое», «уникальное» понимание… и т.д. и т.п.

А боком раздутая важность выходит тоже однообразно и банально: высокая ранимость, психологические откаты, потеря уверенности в себе, зависимость от чужого мнения, болезненная потребность доказывать свою правоту, снижение радости от настоящего мига жизни. И это еще цветочки…

Все бы ладно, да вот эго удивительно быстро подсаживается на новые опоры – мысли о себе, и потеря любой из них для него страшна, потому что ставит под сомнение все прочие. А терять опоры для эго смертельно мучительно. Эго чудом держится на этих иллюзорных опорах в безопорном «сейчас», где происходит настоящая жизнь.

Например если человека поймали за неприглядным занятием, которое не вписывается в его привычной образ, он переживет жгучий стыд. Стыд это эмоция, которая возникает из-за несоответствия своему «Я» на деле. Если поверилось, что ты серьезный, четкий человек, но совершаешь неуклюжий, нелепый поступок, в эту секунду случается разлад твоего «Я» с реальностью.

«Я» изначально иллюзорно, но стыд подсвечивает уже октровенный самообман. Во время стыда «Я» разоблачается, ломается, теряет опоры на глазах и трансформируется. В этом смысле бывает здоровый стыд, который корректирует «Я», приводит его в соответствие с реальностью.

Очень похожая на стыд такая же неприятная эмоция – унижение. Унижение случается, когда ломаются самые самолюбивые гордые опоры эго. Например, если человек воображал себя крутым, а на деле оказался слабоват, он унизится. Во время унижения, его «Я» опять же в моменте отесывается и трансформируется. Как ни печально, унижение тоже бывает здоровым. Если человек откровенно зазнался, через унижение его раздутое эго корректируется, приходит в соответствие с реальностью.

И стыд, и унижение – это формы изначального страха потери индивидуальности.

Может возникнуть справедливый вопрос: как этих мук избежать, или как-то их сократить? Как сохранить уверенность в себе и удержать самооценку от колебаний? Есть два пути. Первый – стать просветленным, как Будда – избавиться от потребности в психологических опорах. Второй путь – сделать опоры хотя бы относительно реалистичными.

Просветление подходит лишь самым продвинутым, хорошо подготовленным к истине единицам. А вот второй путь – уже норма для любого адекватного человека.

Как сделать опоры эго устойчивыми?

Уверенность в себе – это честность с собою

Решение всех психологических проблем сводится к принятию правды. Честный с собой человек строит уверенность не на фантазиях, а на фактах — поэтому его самооценка устойчива. Для ее обоснования повсюду обнаруживаются неожиданные доказательства. Жизнь оставляет их самопроизвольно по всюду. Куда бы ни пошел человек с адекватным мнением о себе, оно остается устойчивым.

Честному человеку не требуется выкатывать напоказ «доказательства» своей крутизны. Он вообще не тужится что-то из себя воображать и демонстрировать, потому что удовлетворяется своим реалистичным имиджем. Его имидж – спонтанное следствие образа жизни.

Такая независимость от красивых масок экономит огромное количество энергии и стабилизирует самооценку.

А вот самозваный король то и дело беспокоится за свои ложные показания. Он затрачивает вагоны энергии на сокрытие некрасивых фактов о себе, на поддержание сфабрикованного имиджа и страх последующего разоблачения. Сначала он повышает уверенность в себе соблазнительной ложью, а затем быстро уверенность теряет, потому что и сам в глубине души в себя не верит.

Обманщик постоянно тревожится, потому что бессознательно знает свою ложь. Он не уверен в подлинности своего показного имиджа, что выливается в общую «по жизни» неуверенность в себе.

Быть настоящим собой – свобода. Пытаться быть другим – самонасилие.

Когда самооценка выстраивается на лживых образах, неуверенность в себе – неизбежный спутник, потому что ложные образы легко разбиваются, и причиняют те самые унижения и стыд.

И ведь хрупкость лживых масок – еще полбеды. Главная проблема – куда опасней. Тенденция обманывать себя может нарастать, вплоть до серьезных психических отклонений. Если самооценка построена на иллюзиях, связь с реальностью обрывается. Об этом я говорил на progressman.ru подробней в статье «Как сходят с ума».

Последствия ложной уверенности 2.0

А начинается все с мелочей. Если не самая любимая черта, например, обидчивость, не вписывается в «красивый» образ себя, который «Я» всем позиционирует, «Я» начинает свою обидчивость сдерживать и подавлять, – ведь обидчивость идет вразрез с ложным образом продвинутой личности, которым «Я» тешит свою важность.

«Я» склонно обряжаться такими масками, за которые, как «Я» верит, его будут любить. Поэтому, выражаясь метафорически, принцессы не облегчаются, а копят отходы в кладовых бессознательного, чтобы однажды подавленное прорвало на поверхность каким-нибудь психосоматическим недугом.

В нашем обществе слепое раздувание важности по ошибке принимают за повышение уверенности. И потакают ему. Вот, дескать, какой я уверенный молодец – если машина дорогая, должность высокая, или даже золотая цепь на шее.

На деле таким образом самооценка только расшатывается из крайности в крайность – от самовлюбленности к самопрезрению.

В запущенной стадии, если эго не хватает поводов для самоутверждения, есть два варианта: либо развитие, либо безумие. Либо эго проходит через стресс горькой правды, душевно растет, либо теряет себя в иллюзиях. Если эго построило свой образ на лжи, оно будет бежать от реальности, защищаться от нее новыми иллюзиями.

Наполеоны, Христы и другие «важные» личности из психбольниц – наглядные примеры, когда эго полностью прекращает вести учет реалистичности своего имиджа, и поднимает самооценку тщеславным самообманом.

Быть больным человеком – непрестижно, поэтому эго старается сохранять внешнюю видимость адекватности. Напомню, что эго напрямую не заинтересовано ни в правде, ни в развитии, даже адекватность для него – лишь инструмент для самоутверждения.

Потребность в самоутверждении всегда заставляет эго слегка забегать вперед, и приукрашивать свой честный имидж. Например, когда человек – вроде бы адекватный, но как бы невзначай бессознательно касается темы, которая выставляет его в лучшем свете, а порой и откровенно приукрашивает. Большинство из нас лавирует между правдивой адекватностью и самовлюбленными иллюзиями.

Если человек искушается привирать ради самоутверждения, он становится зависимым от самообмана, и постепенно отрывается от реальности на грани безумия.

Поэтому, даже если вы не заинтересованы в просветлении, все равно имеет смысл держаться как можно ближе к истине, и шаг за шагом устранять все лживые личины эго.

Как укрепить уверенность в себе?

Возможных экзотических образов для самоутверждения – бесчисленное множество.

«Я» может устроить клоунаду, одеть маску беззаботной, все в этой жизни давным-давно познавшей, мудрой личности, и попугайничать, выдавая мысли авторитетных авторов за свои глубокие прозрения. «Я» может надеть маску благородного рыцаря, отрешенного мудреца, рассудительного эксперта, всемогущего покровителя, или какой-нибудь таинственной принцессы (см. «Любимые песни эго» на progressman.ru).

А чаще всего «я» тяготеет к стандартному образу успешного в наше время человека. Это примерно – богатый, здоровый, выглядящий значительно моложе своих лет человек, бывающий в интересных местах и компаниях – всеобщий объект зависти.

И ведь это срабатывает! Красивые лживые маски находят своих поклонников. Они заряжают своим наивным восхищением самообман зазнавшегося «я». Иногда слепцы группируются и образуют сообщества, секты и целые религии, где локальная «звезда» сияет проекциями своих влюбленных фанатов.

Каждый сталкивается с искушением – повышать уверенность в себе через раздувание важности. Всем нравится чувствовать свою важность. Все хотят любви, хотят одобренных общественностью опор для маневров своего «я», чтобы из реальности не исходило угроз, чтобы она источала дух всеобщего одобрения, чтобы дорожка личного пути была ковровой и устланной свежесрезанными цветами, а впереди маячил райский свет…

И чувство собственного достоинства, и уважение – очередные формы главной потребности нашего маленького «я». Оно неустойчиво барахтается на поверхности хаотичного океана жизни, пытаясь выжить.

Настоящий миг жизни – самый сложный вызов для нашего «я». Оно живет за счет сценариев, протянутых во времени, в прошлом и будущем. Здесь и сейчас мы непрерывно возрождаемся, невероятным чудом переносим «я» из мгновения в мгновение, удерживаем образы себя, снова и снова их воссоздаем.

Честность – единственный способ подготовиться к истине. Не нужно заниматься самоедством. Достаточно отражать, что происходит в текущий момент жизни. Вполне уместно показывать свои сильные стороны, осознавая, как это воздействует на самолюбие. Умеренное самоутверждение, когда ты его осознаешь – это путь к оздоровлению личности.

Свою важность не раздувает только человек, который отчетливо видит правду. Реальная уверенность в себе – и есть чистая правда. Кем бы вы ни были, исследуйте себя. Сомневайтесь в себе до конца, пока ложное не будет отсеяно. Истина выдержит любые поверки и останется твердой почвой для устойчивой самооценки.

Игорь Саторин

П.С.
Изначально статья называлась «Честность как средство от перхоти».

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию, вы можете пройти со мной онлайн-консультацию. Подробности на этой странице.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

203 комментария

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Подставить под сомнение свои убеждение о человеке трудно,да?Ведь это обесценивает само это убеждение и ослабляет иллюзию видимости,знания.

    Но ведь мы на самом деле не знаем ничего друг о друге…Мы разные и не осознаем друг друга,отдельные сознания.

    Кстати эта статья может не плохо повлиять,например человек с чвс это все читает.Чутьли не плача он осознает — да это все так.И появляется желание тянуться к правде.

    Но на меня не подействовало:) я около месяца назад начал замечать “мысли о себе” “Самоутверждение” но я ничего не могу с этим сделать(и даже не пытаюсь),это просто происходит.

    Немного уныло конечно…раньше такого не было.Эта зацикленность появилась после отката.Несколько дней я просто жил,жил без хорошего и плохого реакции на мир были изменены.А потом откат и аж дошло до зацикленности.

  2. Не ищите смысла, мой вам дружеский совет))
    Лично ваше мнение о статье, только без литья воды. Есть эго, чсв и лично вы, что по этому поводу думаете?

  3. Один умный человек по поводу эго сказал так: эго это как лысина на голове, ее можно прикрыть накладным париком, но подует сильный ветер и все опять на месте))

  4. Быть честным по отношению к себе мешает ощущение,
    что мы не хуже других, есть и по-хуже и то,что мы не
    называем вещи своими именами,когда это касается
    нашей личности.
    Делая как все, мы спорим,доказываем своё превосходство, жадность называем экономией, гнев и обиду справедливыми,похоть влюблённостью,а зависть белой.
     
    — Честность, мой дорогой, всегда выгодна!
    — Ерунда!
    — Пожалуйста, я тебе могу доказать: на прошлой неделе я украл пса и никак не мог его продать. Тогда я решил отдать его обратно и хозяин на радостях отвалил мне приличную сумму.

  5. Здравствуйте, Игорь.
    Благодарю за интересную статью. Она вызвала много ассоциаций, размышлений. Напр.: ведь такими людьми (у которых слишком много важности), легко управлять, манипулировать, ублажая их заветное чувство. Такие часто обманываются в людях, нечестные с собой встречают тех, кто обманывает их.

    Если можно, я приведу фрагмент текста в тему, на мой взгляд он дополнит то, что Вы уже сказали. Он о НЕЛЮБВИ К СЕБЕ, как об оборотной стороне ЧСВ. Иллюзии, основанные на ЧСВ необходимы, чтобы убежать от самих себя
    «…мы не можем себя принять такими, какие есть, т.к. считаем, что не достаточно хороши сами для себя. Например, недостаточно красивы, или не достаточно сообразительны, не достаточно хороши, не достаточно успешны (обычно для мужчины – это достижение какого-то социального статуса, для женщины – семья дети), недостаточно уважаемы другими людьми и т.п. а если быть еще немного честнее самим с собой, то иногда мы себя стыдимся, мы не хотим быть такими, какие есть. Не хотим, чтоб кто-то увидел нашу непривлекательность, несимпатичность, нашу плохую сообразительность, а иногда и просто глупость, хотим скрыть свою неуспешность и несостоятельность в жизни, боимся почувствовать к себе неуважение других людей и испытать позор за себя такого, какой есть.
    Всё это мы будем прятать глубоко-глубоко! Никто никогда не увидит и не догадается об этом. Мы будем с особой тщательностью следить за внешним видом, за своей красотой. Если надо, то подправим себя при помощи пластической хирургии (если потребуется, то и не раз), будем следить за своей фигурой, чтоб все видели нашу красоту! Будем учиться, а потом будем учиться еще, и еще будем учиться, чтоб все знали, что мы умные! Мы заработаем много денег, купим себе красивые вещи, шикарные автомобили. Все увидят, какие мы состоятельные! И т.д. и т.п.
    Если мы будем всё это делать, то никто и не упрекнёт нас ни в чем! Потому, что мы просто супер!!! Мы всего добиваемся, и, вроде, уже не такие, какими когда-то не хотели себя видеть. Нам есть чем гордиться! Мы достойны уважения окружающих, а у кого-то вызываем просто зависть. С этим чувством гордости за самого себя жить становится легко и приятно.
    А если в нас не хватает смелости, если мы не привыкли доминировать над своей жизнью, а просто хотим, чтоб кто-то другой взял ответственность за нас, пожалел и позаботился о нас? Как же мы будем достигать того, чего достигают другие? Как же нам стать красивыми, богатыми, умными? Какой кошмар! Мы это не умеем, мы будем просто грустить оттого, что не можем достичь желаемого. Мы будем знать, что некрасивы, и что все потешаются над нашим уродством. Мы будем знать, что не очень сообразительны, и чтоб никто не догадался, будем помалкивать в компаниях.
    Мы будем знать, что не состоятельны, и как же нам быть? Ведь так хочется быть хотя бы состоятельным! Ведь этого иногда так просто достичь! А вдруг когда-нибудь повезет в лотерею, или в игровых автоматах! А что если взять большой кредит и купить телефон, костюм, автомобиль? Тогда уж точно буду не хуже, чем мой друг (или сосед). Но ведь есть и криминальный вариант. Можно взять деньги у того, у кого они есть. А если поставить это дело на поток, организовать криминальное предприятие, то озолотиться можно будет! (Но настоятельно советую не ставить себе цель достигнуть материального благополучия способами, изложенными в этом абзаце, т.к. велика вероятность лишиться и денег и свободы)
    В случае, если мы боролись с собой, со своими недостатками, то, получая доказательства, что мы уже совсем не такие, какими себя не любили, мы в удовлетворении собой, и забываем, что когда-то чувствовали себя иначе. Мы уверены, что далеко ушли от своего прошлого самоощущения. Только вот, с внешней красотой возникает явная проблема – с возрастом её не становится больше, она не увеличивается как опыт, знания, и благосостояние. Желающие оставаться молодыми, красивыми и привлекательными для окружающих вынуждены принимать необходимые меры. А то вдруг кто-то догадается, что мы уже не молоды, имеем морщинистое лицо, некрасивую фигуру, тогда «позора не оберёшься», все начнут злорадствовать и потешаться.
    Всё это я изложила вот с какой целью. Каждый из нас или испытывал раньше, или продолжает испытывать до сих пор недовольство собой. Кто-то смог справиться с этим и стал таким, каким хотел себя видеть – красивым, сильным, умным, богатым, успешным и т.п. В этом случае нам есть за что себя хвалить и уважать, мы имеем полное право гордиться собой! Главное не потерять предмет гордости, не лишиться его.
    А, может, нам просто не повезло в жизни, и нам не чем похвастаться ни перед собой, ни перед другими. Мы так и остались в разочаровании оттого, что не такие, какими бы хотели быть, мы не настолько хороши, чтоб нравиться себе. И уж конечно, такими (некрасивыми, несообразительными, неуспешными и т.п.) мы никогда никому не понравимся! Никогда и никому мы не будем нужны такими. Наша участь печальна, мы обречены на одиночество и будем тихо страдать, глядя как люди кругом веселы, потому что с ними всё в порядке! Как бы нам тоже хотелось быть такими!!! Но нет! Наша участь печальна, мы обречены на одиночество!»

  6. Игорь, статья отличная… может и считаю так только потому, что она затрагивают тему, которую я считаю важной.
    В начале хотел написать, что встречаются люди (могут называть себе дзен-мастерами, учетилями адвайты, или как-то иначе), которые целенаправленно разрушаю опоры для «я»… Но в действительности, если человек честен к себе, он этих мастеров может увидеть в своих руководителях на работе, в друзьях, в членах своей семьи… хоть они и действуют не целенаправленно, а исходя из интересов своего «я», неустойчивые опоры они разрушают с такой же легкостью..

  7. Ефим, продолжайте дальше воровать и Вы не будете одиноки! С Вами весело будут проводить время Ваши сокамерники..

  8. Ефим, меньше рассказывайте анекдотов, а то «сядите» :)

    Может не в тему, но:
    Честность — неумение быстро придумать другие варианты.

  9. Efim,гусекрад Паниковский на вашем фоне просто меркнет))
    Саторин простите за флуд, пусть он будет крайним.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.