Жил был один продвинутый муж, и стремился он обрести гармонию и успех, за которыми ему мерещился «истинный» смысл жизни. Под гармонией ему смутно вырисовывалось что-то вроде блаженного порядка в нем самом и вокруг него. Под успехом он, вне всяких сомнений, подразумевал богатство, роскошь и власть. Не то чтобы он был властолюбивым — просто ему хотелось поиграть в успех. Он чуял, что может стать достойным, уважаемым и заслуживающим подражания властелином в какой-нибудь небольшой престижной компании. А еще мужчина хотел славы, но признаваться себе в этом ему было стыдно. Мужчина, конечно, догадывался, что гармония – это состояние, однако он был уверен, что достигнет этого состояния как раз, когда обретет славу, богатство и власть.
Много лет он гнался за непрерывно отдаляющимся горизонтом своего счастья. Чем быстрей он бежал, тем быстрей горизонт отдалялся. За попутными целями приходили мгновения удовлетворенности, затем вечная гонка снова продолжалась. У него не было времени опомниться и оглянуться на происходящую с ним жизнь. Когда спустя десятилетие этой круговерти мужчина достиг власти, он ощущал счастье целых пять минут, и был уверен, что для полной гармонии, ему теперь не хватает славы и богатства. Спустя еще несколько лет они к нему пришли, и теперь, когда все цели были достигнуты, мужчина в полной мере ощущал бесцельность и бессмысленность собственной жизни.
— Ну, почему? Почему, блин, счастье не в деньгах? — думал он, — Я ведь купил себе несколько дорогостоящих европейских автомобилей, особнячок, у меня достойные отпрыски, прекрасная супруга и несколько любовниц. Ну почему я такой задумчивый? Почему такой осознающий? Почему я так часто понимаю, что смерть заберет все это? Почему все это меня не радует?»
В какой-то момент осознание собственной смертности, привело мужчину к настоящему отчаянию. Он ощущал себя так, словно был совсем один во всем мире. Но он не хандрил. Он привык действовать, и принимать решения быстро, поэтому мужчина заказал билет на рейс в Тибет, и в тот же вечер вылетел вечерним рейсом в Тибет. Вечером в Тибете, он пришел к продвинутому Ламе-прорицателю, чтобы узнать что-нибудь сокровенное о собственной жизни.
— Почему все так? – спросил мужчина Ламу.
— Может быть, жизнь хочет сказать тебе что-то еще? – ответил Лама риторически.
— И как мне быть? – не унимался мужчина.
— Подумай о самом важном.
Мужчина удивился такому ответу.
— Но Вы, ламы, обычно советуете созерцать?
— Если бы ты, друг, созерцал, тебя бы здесь не было.
— Меня бы здесь не было…
Мужчина осмыслил, слова Ламы, и начал думать. В итоге своих раздумий, он понял, что вся его жизнь была такой. Только этим он и был занят. Он думал о самом важном всю жизнь, так и не касаясь самого важного. И сам он всегда был этим, живым героем собственных грез. «И в чем тут может быть гармония?» — думал он дальше. – «Смерть так близка. Не важно — проживу я еще двадцать лет, или сорок. Она всегда рядом. Она угрожает моему телу непрерывно. Это я – самый главный персонаж в моей жизни. Почему я не замечаю себя? Почему я рвусь к целям? Зачем мне гармония? Все эти цели только дополняют то, что есть». Мужчина думал долго, и, в конце концов, думать ему надоело. Много… много раз он ощущал усталость. Но теперь, кажется лишь теперь, он понял, что никогда ничего не достигнет. Достигать просто нечего, потому что все цели – бутафория, мираж, за которым следует череда новых миражей.
И вот, наконец, ему стало пофиг. Не стоит полагать, что так сразу к мужчине пришло просветление. Он просто начал чувствовать, что всю жизнь прятался от страха перед самим собою в своих думах. Все, чего он достигал, обнажалось, как иллюзорное, и только поэтому он всеми силами избегал встречи с самим собою. Ему было страшно осознать иллюзорность самого себя. Он избегал собственной смерти. И сейчас, вот прямо сейчас, он ощутил, что здесь в настоящем все, что удерживает его от смерти — это напряжение, иглой пронизывающее его правую лопатку. Это — напряжение и дрожь единственного человека во вселенной. Этот человек стоит один, на одной ноге на небольшой, скользкой платформе посреди черной бесконечной бездны. Невероятными усилиями он уже долгое время удерживает там равновесие. И чтобы все не казалось таким плачевным, этот единственный человек во вселенной выдумал для себя «обычный мир», в котором у него есть три BMW, особняк, жена, любовницы, ну и т.д. Правда, замечательно?
— Ну вот, прошла вечность, и опять я очнулся, «пришел в себя» – сказал он себе. – Я вижу, что это может длиться еще долго. Тот мир в собственном уме я уже успел узнать. А эту бездну я еще не знаю. Опоры хрупки, и удерживаться на них больше нет ни сил, ни мотивации. И мужчина расслабился, вздохнул и прыгнул. Ужас охватил все его существо. А затем наступила гармония. Он очнулся. И увидел перед собой ламу-прорицателя.
— Тебя здесь не было – сказал лама.
Мужчина поклонился и ушел. Больше он не искал гармонии. Та сила, что заставляла его искать, теперь двигала все его существо, она, как ветер раздувала паруса всех конечностей его тела. Мужчина ощущал себя так, словно он лежал в гамаке, расслабившись в своем теплом теле. А тело двигалось само по себе, думало и говорило само собою. Он больше не искал гармонии. Цели перестали быть смыслом его жизни. А смыслом его жизни теперь стало происходящее с ним в его жизни. Все попутные «достижения» – просто дополнение. Все было как всегда. Но, как принято в таких случаях говорить — «все изменилось».
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
P.S.
Все действующие лица и события вымышлены и не имеют никакого отношения к действительности. Любые сходства с реальными людьми и событиями — не более, чем совпадение.
vladamnik, да, тут стоит прояснить. Условно говоря, как движение к себе, так и движение от себя — это движение, причем движение к чему-то условному. Здесь как бы срабатывает двойственность желаемого и отрицаемого. А приятие себя в этом смысле — просто познание.
«А можно разделить еще проще: на тех, кто движется по дальше от себя, тех, кто “идет” к себе и тех, кто себя принимает/раскрывает.»
Просто, но в то же время очень ёмко. Взгляд на философию сквозь призму таких наук, как психология и физиология человека.)
Религия направляет на путь духовного развития (как притча), но имеет излишества, которые являются следствием выстроенных механизмов вовлечения. Для продвинутых открываются сакральные знания. А все высшие знания, на определенном этапе\уровне можно обобщить примерно так: человек познающий свою природу, умеющий управлять собой.
Герой сказки, ведь, мог бы и никогда не задуматься о «бессмысленности» своей жизни, не так ли? Подвожу к тому, что сначала он задумался о смерти, а потом уже о смысле своей жизни, а не наоборот. И начал он свой путь к себе. Поправьте, если ошибаюсь.
Savana, ну, да все как-то так :)
По большому счету все люди — на духовном пути, барахтаются в многообразном Боге, даже ортодоксальные материалисты. И большинство временами накрывает бессмысленность, а порой и мысли о смерти, или даже мысли о Боге.
«По большому счету все люди — на духовном пути, барахтаются в многообразном Боге, даже ортодоксальные материалисты. И большинство временами накрывает бессмысленность, а порой и мысли о смерти, или даже мысли о Боге.»
И чем больше размышляешь, тем больше возникает сострадания к каждому «венцу природы» — человеку как материальной сущности. Грустно.) Спасибо тому, кто это все создал, спасибо за то, что это продолжает существовать.)Зачем только нам дано такое сознание, которое как у вдруг «проснувшегося» современнейшего компьютера самосознание, который ищет путь, пытается очеловечиться (!) (вспомнилась книга Р. Хайнлайна «Пасынки вселенной»), а еще вспомнился роман Б. Вербера «Люди -человеки»), а еще фильм Р. Скотта «Бегущий по лезвию». В общем, были до нас и будут после нас люди с тоской по пониманию.)
P.S.: Сказка понравилась. В ней есть и мудрость, которая направляет и просторно.
Да действительно стоит ли думать о том, чего нет, или это просто маня нет?
Очень знакомая история:-) Как-то мне рассказывали про мужчину, у которого, по словам рассказчика, было все(жена, любовница, сын, бизнес, хорошие друзья, ум, красота), но он почему-то в 40 лет повесился..его родные говорили, что он ходил по психотерапевтам, выискивая смысл своей жизни…быть может ему надо было в Тибет?!…но он почему-то иначе не смог…
… любое движение оно всегда к себе…вопрос в том, как глубоко вы заблуждаетесь, что себя потеряли…
Кто-то, <>
А разве не настолько глубоко, что себя «не воспринимаешь» в принципе… ну, только тело))… а оно смертно, разрушается, наполнено бессмысленными устремлениями :)
простите, почему-то опять цитата «за кадром осталась»:
…вопрос в том, как глубоко вы заблуждаетесь, что себя потеряли…
Viktori…именно настолько:-)…вот глубиной этой иллюзии «потери», в которой нас каждую секунду убеждает,как нам кажется, весь мир..и измеряется «не восприимчивость»…а как следствие смертность, разрушение, бессмысленные устремления…
На тему сказки и упомянутых в комментариях иллюзий придумалось следующее:
Один человек считал, что его жизнь иллюзия, старался жить уединенно, в гармонии с окружающей природой, усердно практиковал свое учение и покорно ждал «освобождения».
Другой человек считал, что философствование –это иллюзии и всю жизнь старался трудиться, преодолевать трудности, жить праведно, созидать и в том числе во благо других людей.
Т.е., если посмотреть не предвзято, вероятность того что мировосприятие каждого из этих двух иллюзорно 50\50.
Третий, познав опыт двух этих людей, соединил его воедино, исключив взаимоисключающие себя догмы и все отведенное ему время больше не искал гармонии: просто усердно трудился, практиковал, познавал, созидал, помогал другим и жил осознанно.