Чтобы ярче раскрыть тему соотношения мистики, эзотерики и недвойственности, сегодня в качестве исключения опишу один из своих практических опытов, который был прожит семь лет назад, вследствие практики созерцания настоящего момента. Мистика и эзотерика в этой статье ставятся на один «полюс», который я обозначаю этими двумя словами, и на другом «полюсе» – недвойственность.
Многие начинают путь под влиянием мистики. Это своеобразная романтика, с которой жизнь кажется интересней. И если человек развивается в этом направлении, он начинает проникаться различными эзотерическими идеями, читает Кастанеду, Гурджиева, Ошо, и украшает свое мировоззрение занятными «магическими» концепциями о тонких материях.
Затем, если «повезет», человек сталкивается с концепциями недвойственности и просветления. И по началу эти концепции гармонично дополняют мистические представления о пути. Здесь я не стану говорить о том, насколько все это «неслучайно» и «своевременно». Этапы бывают разные. И если человек по-настоящему стоит на пути, он начинает понимать, чего хочет на самом деле, действительно ли ему нужна истина, или же он просто жаждет впечатлений.
Мистический опыт
Тело, как и всегда в медитации было неподвижно. Снова пришло блаженное ощущение, что руки, ноги, голова и все-все соединяется в одну точку где-то в области лба. Такое переживание бывает, когда энергия течет через центральный энергетический канал. Блаженство начало нарастать сильней, чем бывало прежде при таких переживаниях. Если раньше блаженство держалось минут десять, и плавно переходило в откат (психологическую рецессию), в этот раз переживание не прекращалось.
Появилось ощущение, что я начинаю плавно, как по спирали постепенно переворачиваться в пространстве. На пике появилось переживание, что я вишу вниз головой где-то далеко над телом. Внутри ощущался покой. Мысли как множество различных свидетельств происходящего приходили, но ощущались, как нечто неявное и далекое. Появилось и начало нарастать ощущение чуда. Слово «чудо» можно заменить на «удивление». Однако удивление это сопровождалось множеством других переживаний, которые можно охарактеризовать как мистические. Это – удивительно красивые и глубокие переживания, намекающие на какую-то невероятную тайну. Казалось, все то лучшее что могло и может быть на уровне чувств начало проявляться.
Я повис в радужном пространстве блаженной вечности. Она была не пуста. Это нельзя описать словами. Интенсивность переживаний нарастала, и дошла до такой степени, которая казалась чем-то невозможным. Какая-то часть ума кричала, что этого не может быть, так не бывает, это слишком изумительно, невероятно. Казалось, происходило нечто невозможное, и я впервые в жизни почувствовал, что схожу с ума…
Не помню, как я открыл глаза. Какое-то время я еще сидел, а переживание нарастало, и я разглядывал вечность в обычных предметах. Затем я встал и начал как-то передвигаться по квартире. Повсюду была вечность и непрерывное дежавю. Помню, я был уверен, что все-все это уже было в «прошлой загрузке матрицы», в прошлый раз, когда вселенная снова проявилась. Все это, конечно, образы. Казалось, что когда-то очень давно я все это уже видел. Восприятие времени было иное. Я не замечал, как передвигаюсь – только что был на кухне, и вот, уже в комнате. Когда я смотрел на предметы, казалось, что я смотрю на них вечность. Вечность, которая присутствует в настоящем.
Когда я вспоминаю то состояние, ум подкидывает разные образы. Среди них есть человек, который оказался в центре солнца, огонь которого – мистическое изумление и блаженство. Еще ум подкидывает такие существительные как: миллиард, невозможность, тотальный Бог и т.п. Ум способен выжить в любых условиях. Тогда я это увидел. Если психика слаба, конечно, ум может быть подавлен и сломлен. Но вообще, ум способен работать почти на всех частотах. Бороться с ним действительно совершенно бесполезно.
В какой-то момент я принял лежачее положение и все начало изменяться. Скорей всего само положение тела играет здесь вторичную роль. Кажется, в тот момент я пожадничал и подумал, что лежа, снова «войду в Бога» и зайду еще глубже, не смотря на страх безумия. Однако на этот раз начался ад. Никогда ничего более болезненного до этого опыта в жизни на моей памяти не было. И самое страшное заключалось в том, что ад был в привычном мышлении. Все те обыденные мысли, которые обычно думаются в течения дня, при высокой интенсивности восприятия ощущались, как тотальное страдание. Прохождение через каждую мысль проживалось, как еще одна ступень с новым оттенком океана боли. Сознание сжалось в комок. Помню, что тогда у меня было только одно желание: «я хочу исчезнуть». Не помню, сколько это длилось по времени. Меня всего выворачивало, это была как маленькая смерть. Тело тошнило. Затем все прошло.
Возвращение в привычный мир оказалось огромным облегчением. Я ступал босыми ногами по собственной блевотине, и радовался жизни. Меня больше не интересовала мистика. Нет, просветления не пришло. Но после этого дня жизнь воспринимается как непрерывное чудо. Даже обыденное и скучное, ощущается как некая аномалия на фоне вечности. Все эти разноцветные формы – чудо. Словно все это и есть радужное тело Бога. Всегда есть осознание, что все происходящее могло быть каким угодно. В реальности все может быть каким угодно. Наши тела, наш способ общения – нелепы! Мы к этому привыкли. Сама жизнь на фоне вечности – парадокс. Наш мир – это тишина и покой, в сравнении с тем, как может быть, и как есть. Не стоит прыгать в вечность с головой. Все должно происходить постепенно по мере готовности.
В обыденной жизни человек испытывает много хороших состояний. Это может быть радость, интерес, различные оттенки настроений, которые ощущаются, как своеобразная атмосфера пространства. Может показаться, что хороших переживаний немного. Их можно перечесть по пальцам одной руки. Однако каким-то странным образом, мы забываем о наших настроениях. Если не делить настроение на хорошее, или плохое, а вглядеться в него, можно начать замечать оттенки, которых не меньше, чем в кулинарных блюдах. Возможно, все дело в том, что настроение – переживание утонченное, поэтому ощущается не так явно, как обыденные чувства. И если пропустить через проводники собственной психики чуть больше тока, наши настроения проявятся как ярчайшие, невообразимые переживания. И если мощность «тока» будет слишком высокой, человек начнет различать не только оттенки переживаний, но и каналы, по которым они движутся, и возможно нечто за пределами структуры сознания. К сожалению, когда забегаешь вперед поезда, можно запросто потерять ясность и поглотиться переживаниями.
Когда рождается ребенок, он видит новый огромный и сложный мир, понимания которого у него еще нет. На самом деле понимания нет и у взрослых, но у нас есть иллюзия обыденности и что-то вроде ощущения относительной уверенности в том, что последующие мгновения жизни предсказуемы и подконтрольны.
В энергетических каналах нашего тела содержится огромный потенциал. Все то многообразие жизни, которое мы видим – лишь проекция информации из энергетических каналов нашего тонкого тела. Мир вокруг нас – наше собственное отражение. Когда энергетические каналы подпитываются энергией, мы можем ощутить невероятную духовную силу и красоту. И наоборот, если человек рос над собой, становился сильней, но в какой-то момент, возможно, в силу болезни, ощутил упадок сил, может возникнуть ощущение, что он деградировал, и вернулся к незрелой личности, которую оставил позади много лет назад. С выздоровлением текущий уровень сознания возвращается.
Возвращаясь к опыту. Почему я решил его описать? Потому что именно этот опыт во многом показателен. До него и после него было множество подобных и других переживаний. Но какая-то часть внутри меня именно тогда поняла, чего я хочу на самом деле. До этого опыта, я был уверен, что хочу просветления. На деле же я, как личность, или как эго, хотел просто впечатлений. И чем приятней, больше и сильнее, тем лучше. В тот день я получил именно то, чего хотел, не задумываясь о «цене», которая проявилась в тяжести барьеров сознания. Спящий ум не замечает, насколько это, как говорил Шри Ауробиндо «ужасно и чудесно быть человеком».
Спустя некоторое время у меня пропало всякое желание делиться с другими своими переживаниями, да и вообще говорить на духовную тему. И совсем не потому, что у меня якобы затих ум, и я стал таким типа самодостаточным. Ум по прежнему работает, и я люблю говорить. Все дело в том, что я испытал огромное разочарование в словах, которыми тщетно пытался донести свои «открытия». Все это проживалось, как настоящий «взлом матрицы». Но это – переживания. А люди способны оценить исключительно события. Даже концепция просветления для большинства – лишь «значимое событие». Слова не отражают опыт, и прямой опыт словами передать невозможно. Мы можем лишь попробовать направить другого человека, позволить ему прожить личный опыт на собственном пути.
Недвойственность
Спустя два года у меня появился первый опыт, на который мой ум навешал штамп настоящий недвойственности. В этом есть полная уверенность, и нет нужды во мнениях и подтверждениях. Этот опыт рассеял все сомнения и дал понимание сути. Бытие просто есть. Все явления, включая тело и личность происходят совершенно спонтанно на фоне свободы присутствия. Это «ощущение бытия» – бессмертная душа каждого человека. И в этом нет никакой мистики, никакой сверх-интенсивности. Есть лишь свобода и спонтанность явлений. Эта свобода не знает крайностей, сложных обрядов и ритуалов, не знает учителей и учеников. Они ей не нужны. Это просто – сама жизнь. И встречать ее можно в любом одеянии.
Здесь снова повторюсь, я не просветленный. Ум возвращается, и с ним возвращается иллюзия того, что я что-то делаю, точно также как делают все. Я могу вспылить, воспринять всерьез собственные проекции, остаться равнодушным, проявить субъективность, проявить тепло. Я что-то делаю. Но я помню, что это – иллюзия. Все просто происходит. Деятель – суть иллюзии человеческой жизни. По крайней мере, так это открылось на моем пути.
Мистические переживания могут быть удивительно красивыми, безумно глубокими, но они ничего не стоят. Если есть привязанность, и дурная информация в каналах, маятник качнет в обратную сторону, и свет начнет выжигать боль. Да, так можно отработать много кармы за короткое время. Но куда мы торопимся в этой вечности? Если привязанности нет, ни боль, ни блаженство не трогают. Боль и блаженство – лишь способ научить нас отличать одно от другого. Множество многообразных явлений – творчество, игра реальности.
Что действительно важно для нас в этих телах – гармония и баланс, которые мы способны обретать в каждое новое мгновение в любых условиях жизни, тепло, которое мы дарим другим, и которое уравновешивает любой контакт с живой реальностью. Все мы просто ученики в школе жизни.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
Игорь,
> …принял лежачее положение и все начало изменяться. Скорей всего само положение тела играет здесь вторичную роль.
Почему-то вспомнилось — В Сайентологии Хаббард прямо запрещает прохождение сайентологического одитинга в лежачем положении («Дианетика-55»).
Хотя, может это случайная аналогия
Виктор, отличный совет Антону.
Смешат — фигурально) я ж не хохочу как дракула по вечерам воздевая руки )
Dattatreya,
Ну никак не могу справиться с этой зависимостью — поучать и давать непрошеные советы… :(
Виктор, пока не замечал за вами, чтобы советы ваши выглядели хоть сколь-нибудь навязчивыми.
Вот Dattatreya как раз иногда проявляет напористость. Dattatreya, это конечно, субъективная оценка. Извините, если что.)
На счет лежачего положения. Уже эта тема поднималась в статье о позе для медитации. В общем зависимость такая все же ИМХО есть, хоть и играет вторичную роль. В лежачем положении ясности убавляется, и тонкое тело уносит в какие-то «параллели».
Игорь, уже несколько дней размышляю над вашей статьей. Вот написала стих и решила вам его отправить. Пожалуйста не судите строго. Очень хочется еще раз вас поблагодарить и попросить — пожалуйста, не удаляйте эту статью. Вы абсолютно правы – переживания сами по себе ничего не стоят и описывать их, наверное, нет никакого смысла. Но, если человек выносит из переживаний глубокое понимание — такое осознание стоит очень дорого. Мне кажется описания не переживаний, а осознаний способны вызывать в читателях или слушателях на уровне ощущений сознания похожие вибрации и очень многим могут помогать осознать что-то очень важное. Шри Ауробиндо, например, описывал свой духовный опыт в стихах, считая, что такой стих может во время чтения вызывать подобные вибрации в читателях, помогая им изменять состояние сознания, пробуждать, дарить осознание. А ваши осознания, Игорь, дорого стоят:) Спасибо вам от всей души!
Миг Истины
Миг Истины так тонок… Ускользает
Как лунный луч в зеркальной глади льда.
Переживанье – сон… с тобой играет.
В тумане проблеск света исчезает —
Не Осознав ты пленник Бытия…
Миг выпив Вечность Чудом прорастает:
ВСЕ ТО ЧТО ЕСТЬ течет через ТЕБЯ…
Но КТО тогда Иллюзию вращает?
Мираж и Время снова возвращает?
Водою Лед не стал бы без Огня…
Путь Мудрости стремится к Осознанью.
Свет Чистоты — к дыханию Любви.
Нет даже Настоящего… Сознанье
Всегда ОДНО САМО В СЕБЯ глядит…
И ТРИ в ОДНОМ СЕБЕ соединит…
natapo, спасибо за теплые слова :)
Стих замечательный!)
Игорь, присоединюсь к natapo, статья сильная и необходимая.
На мой взгляд, даже самые глубокие осознания,при передаче их другим людям, без описания хотя-бы маленьких кусочков практического опыта, лишаются полновесности и убедительности, выглядят как простое умствование
Виктор, согласен. Личный опыт читается живей, и интересней. Да просто видимо я еще слишком эгоистичен, чтобы говорить о себе.
Игорь, спасибо:) Но это вы замечательный:)Только не подумайте чего-нибудь, я просто от чистого сердца так говорю. Если бы вы знали, сколько лет собственных одиноких блужданий мне ваши осознания сокращают! Да и не только мне наверное.
Игорь, скажите, можно ли подробно обсудить с вами на форуме вопрос: «Стоит или не стоит описывать личный духовный опыт?»
У меня все еще нет полной ясности, а для меня это сейчас важно, вот и хочется разобраться.
Виктор, искренне благодарна за понимание:)
natapo, мудрецы предостерегают от описания своего личного духовного опыта без необходимости пока не «вернулся домой» (извините, что влез без спроса)