Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Бессмысленность и смысл жизни

бессмысленность и смысл жизниВ этой статье я постараюсь осветить тему бессмысленности жизни, и одновременно ответить на вопрос о том, в чем смысл жизни заключается. Парадоксально? Все дело в том, что человек – явление относительное. А жизнь как таковая – абсолютна. Попробуем осветить тему бессмысленности и смысла жизни, как в относительном, так и в абсолютном плане.
Почему собственно человеческая жизнь бессмысленна? Потому, что она проходит. Все – быстротечно, мимолетно, преходяще. Мы живем сейчас и переживаем мириады «важных» событий и состояний. И все это спустя сотню лет станет ничем. До нас жили миллиарды людей. Все, чем они страдали и чему радовались ушло безвозвратно. Кто о них помнит? Известны единицы, но и тех мы знаем лишь по слухам. Возможно, по этой причине человек жаждет славы. Благодаря этой иллюзии он продлевает свой век. Однако на планетарном и космическом уровне даже столетия – лишь краткий миг. На фоне вечности – вообще ничто. В чем смысл жизни, если она неизбежно уходит в небытие? Печально? Вот и напрасно! Движемся дальше.

Чтобы не ходить вокруг да около, я поставлю прямой вопрос. Существует ли у жизни объективный смысл? Или же бессмысленность – единственная истина, с которой мы вынуждены мириться? Ответ на оба вопроса, с моей точки зрения, – положительный.

Все, что мы знаем – это наши мысли о реальности. У каждой мысли, концепции, идеи – есть смысл. Понимание возникает, когда мы постигаем смысл идеи. Что, собственно говоря, вообще представляет собой смысл? Это – сама сущность мысли. Смысл – это значение переменной, которой является наша мысль. Можем ли мы назвать мысль реальной? Ведь человек не способен ее удержать. Сама природа мышления отражает собой мимолетность жизни. Как только мысль приходит – ее уже нет. И все, что мы знаем – лишь наши мысли о мире. Смысл жизни существует на уровне мысли, и на этом же уровне он растворяясь проявляется в бессмысленности.

Люди склонны верить, что чем, серьезней они воспринимают жизнь, тем ближе такое восприятие к действительности. На деле же эта серьезность, которую выражает космическая печаль нашей унылой личности – словно детская гримаса, которую мы по наивности воспринимаем всерьез, как нечто реальное, важное и заслуживающее доверия. Ребенок плачет и он серьезен. Он не осознает, насколько беспочвенна его обида. Наши взрослые детские игры заставляют нас переживать и принимать всерьез происходящее. Этот бесценный опыт необходим, чтобы со временем увидеть, что мы от него свободны, и никогда по-настоящему не были им связаны.

В чем смысл жизни человека? Ведь мы люди, и относительно нас, возможно, правильно вопрос должен звучать иначе. Для чего нужен человек? И если мир так ограничен, как его видит материалист, тогда человек – явление случайное, и тогда нет никакого смысла. Мы были рождены нашими родителями. Однако нам повезло, и родители не оказались столь эгоистичными, чтобы считать ребенка своим творением, которое было создано исключительно для их целей. Ведь и они сами были рождены и воспитаны также, и позволяют нам стать самостоятельными. В социальном обществе человек взрослея, начинает осознавать, что теперь он сам может решать, как и ради чего ему жить. И это переживание самостоятельности намекает нам на бессмысленность жизни, потому что смысл может существовать лишь, когда мы живем не ради себя, но ради чего-то превосходящего нашу маленькую личность.

Если человек был сотворен Богом, значит, смысл жизни связан с целью Творца. В таком случае, смысл, который заложен в нашу жизнь,  это причина, по которой нас создали. И раз уж все самое лучшее внутри нас проявляется по мере душевного развития, возможно и цель нашего существования проявляется в его плодах. Возможно, любовь, которую без всяких пошлых оттенков мы ставим во главу всех переживаний – и есть тот заветный ответ. В любом случае с этого ракурса, смысл жизни – в развитии сознания. Теме личного смысла жизни на progressman.ru посвящена отдельная статья.

Однако если говорить о жизни как таковой, на абсолютном уровне в ней нет ни смысла, ни болезненной бессмысленности. Все это – лишь работа ума. Жизнь как таковая – имеет самое непосредственное отношение к тому, чем мы являемся на самом деле. Чем ближе мы к осознанию реальности, тем глубже понимание того, что ни в смысле, ни в его отсутствии нет ни хорошего, ни дурного. В этом нет реальной двойственности. Все это – работа нашего ума здесь и сейчас.

Бессмысленность – такая же иллюзия, как и смысл, потому что без смысла она не может существовать. Если бы бессмысленность реально существовала, нам просто было бы не о чем говорить. Реальна ли дырка от бублика? Можно ли сказать, что дырка от бублика – это такое тяжелое, обреченное состояние космической печали? Можно ли сказать, что она равносильна нирване? Можно ли сказать, что она хоть что-то собой представляет? А может, это – спасательный круг? Когда мы говорим о бессмысленности, все, что мы реально имеем ввиду – растворяющийся смысл. Он еще есть, хоть и растворяется в нашем уме, поэтому пока есть о чем говорить. Но как только он растворился, наступает катарсис, свобода и облегчение!

Бессмысленность – это просто разрушение нашей привязанности, обесценивание, или расставание с тем, что делало нашу жизнь осмысленной в тот или иной момент. Нам тяжело пока привязанность рушится. В это время мы переживаем печаль, потерю и пустоту, на месте которой когда-то были объекты нашей привязанности. Но, когда привязанность уже разрушена, мы обретаем свободу. Теряя, мы переживаем потерю, но, когда мы отпускаем смысл окончательно, боль проходит. Мы освобождаем себя от бремени смысла и от тяжести его растворения, которая мерещилась нам бессмысленностью. Когда привязанность разрушена, приходит облегчение. На фоне вечности все хорошее проходит. Проходит и все плохое! Мы – вечные странники, вечные зрители, вечные игроки. И даже если у Вас в это нет веры, и жизнь кончается после смерти тела, переживания по этому поводу не имеют никакого смысла. Приблизит ли тоска счастье?

Отрывок из романа Виктора Пелевина «Т»:

«Линь-Цзы в ответ на вопрос о природе Будды, говорил, что это дыра в отхожем месте. Соловьев считал, что это самое точное объяснение, которое может быть дано. Представьте себе, говорил он, грязный и засранный нужник. Есть ли в нем хоть что-нибудь чистое? Есть. Это дыра в его центре. Ее ничего не может испачкать. Все просто упадет сквозь нее вниз. У дыры нет ни краев, ни границ, ни формы — все это есть только у стульчака. И вместе с тем весь храм нечистоты существует исключительно благодаря этой дыре. Эта дыра — самое главное в отхожем месте, и в то же время нечто такое, что не имеет к нему никакого отношения вообще. Больше того, дыру делает дырой не ее собственная природа, а то, что устроено вокруг нее людьми: нужник. А собственной природы у дыры просто нет — во всяком случае, до того момента, пока усевшийся на стульчак лама не начнет делить ее на три каи».

Пример – грубоватый. Но достаточно яркий и во многом точный. Чем больше мы ищем смысл жизни, тем дальше мы от реального осознания смысла происходящего здесь и сейчас. Мы сами наделяем происходящее смыслом. И когда ощущение бессмысленности будет пережито достаточно интенсивно и глубоко, мы можем интуитивно выбирать, что и как сделать осмысленным, «важным», а что обесценить и оставить забытым в прошлом. Эта гибкость – награда за прожитый опыт.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными "спасибо", а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!


Рассказать друзьям:

Progressman.ru на Youtube:

94 комментария

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Вообще отрывок из Пелевина намного глубже его комментария в статье.
    В статье из него делается вывод, что «Чем больше мы ищем смысл жизни, тем дальше мы от реального осознания смысла происходящего здесь и сейчас». А на самом деле имелось ввиду — эти «здесь и сейчас» суть человеческий нужник, который люди обожествляют. Если быть точнее, этот нужник — наши представления о будде или о боге, как угодно. Люди этот нужник придумали и он по сравнению с дырой — грязный. Дыра — суть ничто и только она имеет смысл. Смысл в пустоте, в спокойствии, когда ничего не хочешь, когда нет цели. Храм нечистоты — это наш храм, человеческое представление о смысле.
    Я в корне не согласен с предложением не искать смысл жизни! Даже если он и становится нужником по сравнению с пустотой. Но знаете что самое интересное? Что все таки эта сакральная пустота есть в этом нужнике!!!
    Я бы предложил вообще не называть этот смысл жизни, не обликать его в слова. А молчать и искать, искать, искать. Как пустота — сама явствует о себе когда мы о ней задумаемся.

  2. Артем Гордеев.

    Идеология мотивированного математикоцентризма.

    Марксисты не смогли достаточно обобщить опыт развития общества и особенности психики человека, что привело к значительным потерям. Коммунизм есть утопия, моя идеология есть путь к спасению человечества. Коммунисты не учитывали мотивацию, отдавали первенство труду как осуществляющемуся ради альтруистических целей, что нарушает природу развития человека, а не проявлению и расширению сознания. Марксизм есть плохое обобщение исторического опыта. У коммунизма даже нет идеалистического компонента, что обрекало общество на неопределенность после смерти человека.
    Религии есть плохо обобщенный исторический опыт. До меня человечество не смогло в предельной степени обобщить исторический опыт, а если кто-то и обобщил, то он мог умереть со своими выводами никем не услышанным, что может грозить и мне.
    Не труд сделал из обезьяны человека, а мотивация не умереть от голода, не быть съеденным, не оказаться пострадавшим или погибшим вследствие воздействия природных сил, что логично, рационально. Смысл жизни в проявлении и расширении сознания ради надежды в бессмертность сознаний после гибели материальной оболочки. Смысл жизни в познании. Сознания бессмертны, прибыли и прибывают в этот мир, вселились и вселяются в материальные оболочки первобытных обезьян-людей и людей современного вида ради познания – идеалистический компонент. Материалистический таков: умирать больно, не умирать приятно. Рациональная жизнь позволит человеку не умирать, что приятно. Умереть можно всегда, но это больно, а рациональная жизнь приятна, можно верить в проявление и расширение сознания, видя смысл жизни в познании и рациональности ради мотивированного математикоцентризма, познания природы и общих закономерностей. Материя, природные стихии, бедствия, страх перед природными силами, социальными катаклизмами, смертью, болью, мучениями, ограниченностью ускоряют, мотивируют человека, побуждают его к активности, деятельности. Общество подражает страху ради спасения от смерти и побуждения к деятельности. Если люди живут только ради науки, проявления и расширения сознания, в таком случае дискриминация одного человека другим невозможна, поскольку все будут стремиться к рационализации жизнедеятельности. Правящие круги поймут свою зависимость от более низких слоев населения, ибо это рационально. Вселение сознания в обезьяну одарило её способностью к рациональности, благодаря чему обезьяна стала человеком, услышав зов вселившегося в нее сознания и начав жить в некоторой степени рационально. Благодаря вселению сознания обезьяна стала восприимчива к мотивации, что рационально. Все сверхъестественные явления обусловлены или законами физики, или временным разрывом связи сознания с материальной оболочкой, выявлением сознания из материальной оболочки. Чем в большей степени у человека проявлено сознание, тем в большей степени он может видеть будущее. Обезьяна приобрела благодаря вселившемуся в нее сознанию способность предвидеть будущее, что мотивировало ее на деятельность. Рациональность есть мера предвидеть будущее и способность действовать согласно мотивации, вызываемой этим будущим. Будущее грозит смертью…
    Самое радикальное проявление идеологии мотивированного математикоцентризма: институт семьи можно уничтожить, ибо сознания бессмертны и связаны случайным стечением обстоятельств выбора материальной оболочки. Дети нужны для созидательной деятельности, когда взрослые стареют и могут только обучать и читать, а также для безопасности, ибо молодые физически сильнее. Дети обеспечивают надежность в защите состарившихся от неестественной смерти.
    Действует солидарность сознаний.
    Мотивированный математикоцентризм делает бессмысленными искусство и религии, резко уменьшает роль литературы. Литература есть история или обществознание с эстетическим оттенком. Рациональное сознание может обойтись без эстетического оттенка.
    Логика есть Абсолют. Логика есть Бог. Если считать, что Логика есть Бог, и пользоваться герменевтикой, тогда религия, в частности христианство, становится истиной. Тогда все сводится к мотивированному математикоцентризму… Ведь Бог это только интегральное, универсальное, обобщенное понятие, которое можно представлять как угодно… В таком случае люди тогда прибегают к гордыне, когда поступают нелогично с точки зрения объективной логики. Из нелогичности следуют все остальные грехи. Тот, кто не согласится с моей идеологией, пойдет против логики.
    Во времена появления религий люди верили в мифические существа, называемые богами. Науки были развиты очень плохо. Понятия людей были неточными, размытыми. Социально-гуманитарные науки были почти не развиты. Мало кто задумывался о психологии человека. Никто не знал про логику, мышление, логические ассоциации, инсайт. Поэтому Иисус Христос и прочие философы-историки закодировали Логику словом Бог. Логика есть Бог — это ключ к христианству.
    Десять заповедей были даны Богом Моисею на горе Синай и описаны в Ветхом Завете. Были даны логикой, додумался, логически доказав их истинность. Помни о выходном дне. «Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его… шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему». В седьмой день подумай логически. Порассуждай. Моисей ходил по горе и вслух рассуждал… Не создавай себе кумиров. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; ибо я Господь, Бог твой…». Поступай согласно объективной логике, но не согласно побуждениям других людей, не согласно чужим поступкам, поведению, жизнедеятельности. Верь в единственного Бога. «Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя других богов перед лицом Моим». Верь объективной логике и поступай согласно объективной логике.
    Я прав. Я нашел истину. Я сознание. Я как сознание бессмертен. Все мое мировоззрение и вся моя идеология есть истина, ибо они основаны на логике. Наука ограничена этим миром. Возможно существование других миров, что дает смысл жизни человечеству, надежду на бессмертие. Логика всеохватывающая. Логичное есть рациональное. Рациональное есть логичное. Я верю в бессмертие моего сознания, вследствие чего я как сознание бессмертен. Я верю, поэтому я бессмертен. Моя вера построена на логике, на рациональности, поэтому моя вера есть истина, поэтому я как сознание бессмертен. Я логически нашел истину, я верю в логичное, поэтому мною достигнутое есть истина. Я верю в логичное, поэтому оно существует. Бессмертность существующих ради познания сознаний доказана. Познание логично. Познание есть логика. Логика есть познание. Я бессмертен. Мое бессмертие обусловлено верой в логичное. Логичная вера существует, это логично, рационально. Люди живут благодаря логичности, рациональности. Без логичности, рациональности люди умрут. Все бытие подчинено логичному, логике. Без логичного, логики не существует жизнь. Если вера не существует, не существует и вера в логичное. Если люди не будут верить в логичное, они умрут. Если живое не будет верить в логичное, оно умрет. Жизнь логична. Смерть нелогична. Вера в логичное порождает бессмертие. Вера в логичное порождает существо, существующее, действительное. Я верю в логичное, поскольку я верю в мое бессмертие. Моя вера логична, поскольку она построена на стремлении к жизни. Я как сознание бессмертен. Бессмертность существующих ради познания сознаний, логично верящих в свое бессмертие, доказана. Я сознание. Я существую ради познания. Я логично верю в свое бессмертие. Я бессмертен.
    Я бессмертен.

  3. Как у вас все запутано. Начните разгребать все это с того, что если вы сознание и бессмертны, то логика вам не нужна. Потому как логика — это функция ума.

  4. Cehjr, неужели вы все это прочли?! Большая, запутанная песнь ЧСВ.
    Всех с весенним равноденствием и зороастрийским новым годом!

  5. Не все. А то если бы прочла, то ничего бы не написала. Что можно ответить на такое, например: «Обезьяна приобрела благодаря вселившемуся в нее сознанию способность предвидеть будущее, что мотивировало ее на деятельность.»

  6. Да, все бессмысленно, вся борьба и работа…все умрем или даже не умрем, все ценности оказались не ценности, мы идиоты, и зачем живем только…нет ничего: правда есть ложь, ложь есть правда, друзья есть враги, враги есть друзья, нет ни друзей, ни врагов, все враги есть друзья, все друзья есть враги — и все это ложь и правда одновременно. Никто не ляжет в могилу с тобой, когда ты умрешь, даже твоя мать и отец, и потому нет никакой любви. Ты никому на фиг не нужен, хотя нужен в качестве обслуги или толстого кошелька, или …..а так,,,зачем пудрить мозг молодежи смыслом жизни? зачем все это нести? внушать какие-то ценности социальной жизни? придет война и тебе жопа.

    1. Да, человеку нужно хоть за что то цепляться — или телом, или умом, а иначе он , вернее — . не ощущает своего существования.
      жизни -та же зацепка для ощущения своего присутствия наличия в уме.
      Жаль только, что я не успел об этом сказать отцу до того, как он умер -а то он все расстраивался, что так и не нашел, или -не понял, в чем смысл жизни.

      1. За отца не переживай напрасно. Он когда «умер», все понял про жизнь и ее смысл. На все свои вопросы ответы получил.

        1. Этот ответ важен был для него тогда, 4 года назад -в том смысле, что он мог бы порадоваться, ну, или успокоиться перед неизбежной смертью.
          А что до -так это уже вопрос нашей веры, а он был атеистом.

          1. Вера тут не имеет значение. Ты меня не совсем понял, смерть — это не конец всего, это ответ на все вопросы — и про смысл, и про бессмысленность жизни, в частности. То же самое, что и просветление. «Тибетская книга мертвых» есть такая, кстати, небольшая совсем. Там об этом хорошо написано. Советую читать с комментариями Юнга.

          2. Не факт, PRAS. Мы ничего не знаем — кто как уходит и куда и что там на самом деле происходит)

          3. Знаем. Мало того, сами выбираем каждое свое последующее воплощение и миссию к исполнению. Вероятно, это «знание» приглушается на период очередной «жизни», дабы оно не создавало «радиопомех», если образно)

          4. Ни то, ни другое — пока не факт. Но скоро мы все с вами все узнаем — это неизбежно. ;-)

          5. А что ты реально знаешь? Это не издевка ни в коем случае, серьезный вопрос.

          6. Реально — ничего, все иллюзия, которая претендует на реальность

          7. Не-не-не, я вот тоже копаю, но пока никак. Но нечто такое, о чем есть конкретное знание — определенно существует. Не везде, не всё является иллюзией.

          8. Не могу сказать. Но хоть что-то должно быть настоящим, так не бывает, что всё — выдумка. Кто-то ведь выдумал выдумку (и сам в нее поверил) )))

          9. Прочитай одну из последних цитат в группе Роберта Адамса «СЕРДЕЧНЫЙ ЦЕНТР». Возможно это в ТУ сторону

          10. А это где? Где эта группа? Может, лучше сразу цитату приведешь?

          11. Я бы с удовольствием, да она большая, а Игорь этого не любит. Группа Вк. Роберт Адамс. Исповедь Джняни. Сегодня в 18:00

          12. Вспоминаю описание опыта Игоря в статье «Духовное развитие вне концепций» — ведь он почти дошел до Этого, а затем вернулся … кажется очень странным… возможно из сострадания

          13. У него не было выбора. А в целом — да, мне тоже удивительно, что он дошел практически «до конца», на мой взгляд, но потом решил «вернуться», чтобы нам объяснить на пальцах всю суть… Игорь, прости, что за глаза обсуждаем. )))

          14. Ну, он-то не участвует в диспуте, поэтому и «за глаза». ))) А ты, кстати, чего на новом форуме не регистрируешься?

  7. Однако
    Владимир Шебзухов

    Жил-был на свете столяр.
    Он делал табуреты.
    Прожив своё на Свете,
    Достойно мастер помер.

    Уж до Небес добрался.
    (Не требовалось сил).
    «Кем на земле ты звался?» —
    Господь его спросил.

    «Я спец по табуреткам!
    Их много у меня.
    Хвала была не редкой.
    Знать, прожил жизнь не зря!

    Детьми назваться могут.
    И в том секрета нет;
    Что выстраданный в родах,
    Мой каждый табурет…»

    Представший прерван знаком.
    (Знакомо бытиё)
    «Завидую, однако,
    Но… каждому своё!»

    Тут мастер растерялся
    «Я, что-то не пойму! –
    Но храбрости набрался —
    Завидуешь… чему???»

    «Что ты так не услышишь
    От многих табурет —
    А в чём же смысл жизни?» —
    Дан мастеру ответ.

  8. Мне кажется, что если человек ТОТАЛЬНО осознал бессмысленность всего, то он просветлен, он в Нирване, у него абсолютно нет никаких желаний.

    1. В тотальности, там, где полнейшая бессмысленность, сразу появляется глубочайшая осмысленность всего и вся — они друг без друга в тотальности не могут )

      Что бы не осознал именно человек — это будут происки его ума, ментальные ловушки, интерпретации, рационализации, концептуализации и пр. В том-то и дело, что любая тотальность начинается только после выхода из этой формы сознания под названием человек. Вся тотальность и все просветление за пределами имени и формы, но там ты можешь оказаться в любую секунду — не надо просветляться даже, достаточно просто умереть физически, и все. А вот побыть кем-то весьма интересно. Управляя компьютерным персонажем, разве не интересно побыть в игре подольше? Посмотреть, что будет дальше, как пойдут события, какие еще задания дадут? А встать из-за компьютерного стола можно в любую секунду ))))
      Мне очень нравится термин «виртуальная реальность», как будто люди знают, что такое реальная реальность. Мы лишь верим и принимаем свою веру за реальность, упрямо стараясь не замечать истины. И это лишь потому, что так намного интереснее. )

  9. Проснуться, что позавтракать, чем умыться, во что одеться, как понравиться дебилу начальнику за копеечную зарплату, как уборку сделать, чем посуду помыть, как лучше белье постирать, как выходные провести, как спокойно уснуть. А на утро все то же самое. И на следующий день опять то же самое. И так из года в год. Бессмысленность жизни.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.