Многие люди находят удовлетворение в борьбе и сопротивлении, а не в миролюбии, в активности ума, а не в его молчании, в страстях, а не в умиротворенности. А чтобы быть в мире с собой и присутствовать «здесь и сейчас», им достаточно хорошей психотерапии. И таким людям совершенно непонятно, почему половина религий считают умиротворенное состояние чуть ли не вершиной личного развития, и ведь чтоб войти в него, «достаточно всего лишь помедитировать или выкурить косячок». В общем, как сказал один мой знакомый: «не удовлетворяет меня такая удовлетворенность». Дело в том, что мы ведь далеко не всегда находимся в безмятежности, потому что толком не способны ей управлять – даже сподручные одурманивающие средства срабатывают непредсказуемо. А вот развитие разума и психическое оздоровление неминуемо приводит к стабильному успокоению сознания и удовлетворенности жизнью в противовес обыденной суетливой активности. Пробужденный человек не променяет свое успокоение и развитый разум ни на какие мирские блага, – попробую объяснить почему.
Сила различения
Одна из основных функций разума – различение, способность «делать» выбор. Черное от белого, хорошее от плохого, одно от другого отличает разум. Различительная способность разума – это основной фактор на пути развития личности. Скажу больше, исходя из классических учений, именно продвинутая стадия различительной способности разума делает человека не просто удовлетворенным, а просветленным. Это возможно, когда разум становится настолько утонченным, что приобретает способность отличить чистое сознание от всего остального. «Различие саттвы (субстанции разума) и Пуруши (наблюдателя)» – один из афоризмов «йога-сутр», который подразумевает различение тончайшей «материи» и вечного зрителя, наблюдающего жизнь.
Когда вы ясно отличаете объект от мысли о нем – это уже достаточно высокий уровень силы разума (различения), которым владеют продвинутые практики. Обыватель способен отличать лишь собственные мысли – одну от другой, а различение объектов у него происходит на уровне подсознания. Мастер способен различить тончайшие грани реальности, такие как: восприятие, существование, оттенки настроений, источник и сердцевину переживаний и др. Сила его разума позволяет различить и воспринять суть вещей.
В сущности, развитие личности и сознания можно свести к способности воспринимать все более и более тонкие причинные уровни происходящего. Тот, кто видит причину, способен разобраться со следствиями. И здесь мы подходим к важному моменту. Различение тончайшего приходит путем пресыщения более грубыми ощущениями. Человек может находить удовлетворенность в злобе и зависти, когда не различает их, как страдание. То есть, удовлетворение от злобы и зависти – это признак того, что различение работает на относительно грубом уровне.
То, что некоторые люди считают преотличными состояниями, связанными с борьбой и сопротивлением, для продвинутого практика может оказаться сущим адом, если он с этим отождествляется. Растождествление с грубыми аспектами реальности и переход к более тонким – сущность развития личности и сознания. Все дело в утончении восприятия и развитии способности различения. Пресыщаясь грубым, мы все больше различаем и выбираем тонкое.
На продвинутом этапе практик овладевает искусством самоосвобождения любых переживаний, и тогда он, упрощенно говоря, способен позволить себе любую деятельность в любой среде. Хоть дворником работай – если в душе мир, свобода и блаженство, нюансы внешней реальности не так уж важны. Самоосвобождение происходит путем проницательного, расслабленного, ясного созерцания сферы собственного сознания. При таком созерцании мысли и любые ментальные фиксации растворяются. Но до тех пор, пока этот этап не достигнут, можно следовать определенным правилам, например: избегать дурной компании, пустой болтовни, просиживания у телевизора, злоупотребления алкоголем и куревом, беспорядочным сексом, грубой пищей. Развитие личности – это непрерывное движение ко все более тонким уровням равновесия.
Наглядно сила различения работает в медитации, где восприятие становится настолько тонким, что постепенно грубым начинает казаться даже восторг, и тогда сознание переключается на блаженство. Затем, когда пресыщается блаженством, то освобождается и от него, пребывая в своей истинной пустотной форме абсолютного бытия за пределами любых ощущений. Читта-вритти-нирдха (ума колебаний остановка) – цель йоги. Этот этап граничит с переходом на тончайший безличностный уровень.
Очищение
Страдания очищают, выталкивают на новый этап удовлетворенности жизнью. Однако чрезвычайно важно отучить себя от привычки индульгировать – потакать себе в дурных переживаниях, иначе страданиям не будет конца. Когда приходят негативные мысли, не стоит уделять им особого внимания, тогда эта информация выходит просто как временное переживание, не затрагивая жизнь.
Восприятие утончается семимильными шагами, благодаря осознанности и медитации. И такое интенсивное утончение приносит немало боли, потому что ум по привычке цепляется за старые привязанности, в то время, как они уже не кажутся такими приятными. Так, встречая старых товарищей, вступая с ними в беседу на некогда типичные темы, может ощущаться дискомфорт от того, что эти темы на новом этапе кажутся бессмысленными и грубыми. Или, например, могут всплыть устаревшие реакции – такие, как гнев и раздражение, которые на данный момент различимы как грубые и диссонирующие. Может возникать печаль, когда по привычке производятся действия, на данный момент не имеющие смысла. К примеру, человек включает телевизор, щелкает каналы, что-то ищет, но ничего не находит.
По мере развития силы различения начинают пробиваться буфера восприятия (блоки в сознании), а жизнь воспринимается все ясней и временами острей. Есть такое время, которое называют «периодом боли», когда кажется, что жить просто невозможно, и все становится одним беспрерывным страданием. И очень желательно в такой период присутствие человека, прошедшего этот этап, который мог бы поддержать. Некоторое время, иногда на период в несколько лет, тема высвобождения стрессов и вскрытия неврозов, может стать для практика главной.
Различение – это операция разума. Иногда встречаются люди умные, но при этом их разум может отставать. То есть можно быть гением математики, чемпионом по шахматам, подкованным в разных вопросах, но при этом не иметь обыденной житейской дальновидности, которая приходит путем развития различающей способности разума.
Возвращаясь к вопросу о том, почему пробужденный не променяет свой уровень развития личности и сознания ни на какие земные блага, приведу слова Шри Ауробиндо:
«Если бы люди смогли получить хотя бы мимолетный проблеск того бесконечного наслаждения, тех совершенных сил, тех светоносных сфер стихийного знания, того глубочайшего покоя нашего бытия, которые ожидают нас на просторах, пока еще не достигнутых нашей животной эволюцией, они бросили бы все и не успокоились бы до тех пор, пока не овладели бы этими сокровищами. Но узок путь, с трудом поддаются двери и всегда начеку страх, недоверие и скептицизм – верные стражи Природы, не дающие нам покинуть ее привычные пастбища».
Развитие личности и самопознание – истинный смысл жизни. А настоящая удовлетворенность жизнью возможна, лишь когда мы перестаем гоняться за внешними удовольствиями, и обнаруживаем источник мира и покоя внутри себя.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
Вы всерьез думаете, что нет. Другие, что да.
Есть еще и те, кто предпочитают практически познавать истину, разбираясь в природе своего ума и того самого организма.
Vladimir, https://progressman.ru/2010/01/mir/
Андрей, отличный ответ! :)
На первый взгляд, действительно неплохая статья,
а по сути…
Много умных, можно сказать, глубоких мыслей.
Однако резюме какое?
Его по сути нет.
А вот общее впечатление для читающего —
довольно явное-есть «что-то» высшее,
скорей всего нематериальное….
Вот есть методология, практика (йога?),
занимайтесь и вам откроется.
Можно и по пунктам статьи «пройтись»,
но к сожалению времени мало..
Андрею.
В природе ума, интеллекта и т.д.
раэбираются соответсвующие отрасли науки,
начиная от молекулярной биологии и генетики
и кончая социологии.
Это поэтому научный руководитель Института Мозга, академик Бехтерева признала мозг самой большой человеческой загадкой и признала, что наука зашла в тупик.
Социология умом не занимается. Соционика — еще как то, но я общался с проффесором соционики, Владимир Ермак, общемировым авторитетом в этой области. Сам ежедневно занимаюсь практическим изучением данной науки. Так вот тот же Ермак четко сказал, что на уровен почему у одних людей ум работает так, а у других иначе. Почему социотип дается от рождения и не меняется в течение жизни до сих пор никто ответить не может.
Наука не разбирается, а фиксирует. До разбирательства еще плыть и плыть. :)
ОМ
Андрею.
1. Про высказывания Бехтеревой на склоне лет слышал.
Фразы типа «наука зашла в тупик» идиотские совершенно,
т.к. крайне абстрактные и, с одной стороны
вроде как верные, с другой — наоборот,
не соответствующие действительности, то есть
по сути бессмысленные.
2. «Наука не разбирается, а фиксирует».
Если бы это было так, то мы с Вами не имели бы
возможности за тысячи километров междк делом обмениваться мнениями, а моей жене не было бы возможности при головной боли принять соответствующее лекарство.. и т.д.
3. Может не очень понял, но что касается неизменности социотипа, то это, скорей всего следствие того научного факта, что личность (во всех смыслах) на 70-90 процентов определяется ее генами.
Извините за краткость, действительно со временем напряженка.
Vladimir,
>Однако резюме какое?
Резюме каждый выносит для себя сам.
Одна из главных идей статьи — отобразить то, как именно, за счет чего происходит развитие как таковое. И если понимание этого аспекта есть, этим можно пользоваться как инструментом познания.
Vladimir, на счет всевластия науки, ведь очевидно, что чем больше открытий делает наука, тем больше вопросов появляется и сами вопросы становятся более сложными и утонченными. Наука — то, что поддается логике понимания человеческого ума, пределами мысли. Но из чего состоит сама мысль? Как это по-настоящему понять на уровне мысли? Мысль сама по себе не способна постигнуть свои составляющие. Это может быть отражено лишь очень абстрактной теорией, но не математически точными данными.
Науку я очень уважаю. Возможно, когда-нибудь наука и сможет заменить человеку религии и учения. Но пока она до этого еще не доросла.
Спасибо за ответ.
Теперь в общем все понятно.
Сначала детали.
1.Наука никогда не сможет заменит религию.
Во-вторых нет у нее такой цели,
а во-первых это принципиально разные вещи, более того в основном протовоположные.
Очень странно, что Вы этого не понимаете,
несмотря на то, что Вы -по сути —
явный мистик.
2. Вот Ваш текст.
Все мысли ложны, все учения – лишь способ общаться о том, что пребывает за пределами слов. Все это – сны разума. Вы изначально свободны от учений и догматов, но все же, к любому мировоззрению необходимо относиться с уважением. Эта грань реальности помогает упорядочить и структурировать безбрежный космический хаос. В каком-то смысле, наш мир – это грань мировоззрения самого Творца.
Конец цитаты.
Это извините, философско-наукообразная белиберда.
Все мысли ложны.
Что означает эта фраза?
Если на самом верхнем абстрактном уровне,
то это- с одной стороны, может быть верно,
с другой стороны, это может быть не так.
То есть по существу бессмысленное высказывание.
Если спускаться ниже по абстракции —
то меньшей мере требуется расшифровка, что Вы
имете ввиду.
«Люди живут на Земле» -вот моя мысль, например.
Она, «по-нормальному» — верна.
Конечно есть,например, Кант,
правильно говорит, все мои данные о мире я получаю от органов чувств. Какова гарантия,
что они обьективно воспринимают, обрабатывают
сигналы внешнего мира и суют что-то в мозг,
который тоже их как-то обрабатывает…
Да никаких…
Только вот за исключением следующего.
Я могу тупо проверять.
Сунул руку в огонь — обжегся,
снова сунул — снова обжогся…
Послал емайл — дошло, послал, —
снова дошло..То есть спекуляции ума
делают мне добро, чего-то получается…,
поэтому есть смысл, по меньшей мере на прикладном уровне, доверять своим чувствам.
3. По поводу «мыслей».
Послушайте, есть специальные разделы науки, которые этим занимаются, я регулярно слушаю по немецкому радио научно-поп-е передачи,
так в этой, в прочем и в других облаястях просто фантастические достижения, хотя,Вы, конечно правы, новые знания задают и новые вопросы.
3. Далее текст моего знакомого, касается ззоторики. Я ниженаписанным согласен на 95%
———————
Почему я не признаю эзотерики? Прежде всего, эзотерика – это комплекс дисциплин, работающих с некоей сверхъестественной сущностью. Мистика – это конкретный метод работы с этой самой сущностью. Так вот, наличие этой сущности чисто гипотетическое и ничем и никем не доказано. Все попытки доказательств основаны на голословных утверждениях, которые рассыпаются в пыль при строгом научном подходе. Правда, для мистиков это не служит никаким уроком, поскольку их убеждение основано на вере. Йога – это путь знания, а знание и вера несовместимы, поэтому идущий путем йоги не может быть верующим в ту же йогу. Он может верить в богов, или во что-то, что к йоге не относится, но в йоге он может только знать. Основа веры – в нашем хватательном инстинкте: существует нечто, настолько могущественное, что может сделать для нас все, стоит только его об этом правильно попросить. Вот мистики и ищут способ «правильно попросить», вместо того, чтобы постараться сделать это самому. Йога идет другим путем – человек старается сам создать для себя то, что ему хочется. Соответственно, ему приходится корректировать свои аппетиты со своими возможностями. Йога и мистика можно сравнить с двумя людьми, один из которых строит себе дом, а другой желает получить дворец от джина и поэтому ищет лампу. В результате строящий дом получает какую-никакую хибару, в которой более или менее сносно жить, в то время как искатель джина так и ночует где попало. Чтобы как-то компенсировать отсутствие реальных достижений, мистик объявляет их низкими и мелкими, а свои цели – высокими и духовными. А в качестве доказательств начинает просто приписывать желаемые качества совершенно обычным явлениям своей жизни. То есть начинает толковать явления, а не старается объяснить их. Шуму от него более чем достаточно, но ничего конкретного и реального, кроме молитв в том или ином виде, он предложить не может.
Äзотерик и мистик могут быть воспитанными и вежливыми людьми, но никак не интеллигентными. Обычное заблуждение тех, кто не старается уяснить истинный смысл слова. Интеллект — это работа разума по отражению реальности как таковой. А реальность такова, что никаких эзотерических явлений никто еще доказать не смог. Все доказательства оказывались на поверку, фокусами и шарлатанством. Убежденным мистикам советую тут же рвать когти в Америку — там уже более пятидесяти лет их ждет премия в 150 миллионов долларов, если они смогут доказать наличие сверхъестественного в условиях жесткого контроля со стороны фокусников и ученых. Успеха вам!
Vladimir, честно, нет никакого желания спорить. Прошу извинить.
Отвечать на весь текст — не вижу смысла. Это приведет к дополнительным литрам каши из смеси несовместимых понятий. Если пожелаете разобрать отдельные тезисы по порядку, по одному-два, можно, ради интереса попробовать.)
Но честно, ИМХО, Вы на этом сайте теряете время. Просто Вы придерживаетесь религии под названием «материализм». Ваши взгляды я уважаю и рушить их не намерен.