Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Эго

ЭгоЭго – наша ложная самоидентификация, источник всех психологических страданий и корень чувства собственной важности. Эго — это центральная мысль «я», от которой ответвляется множество чуть менее значимых мыслей – различных концепций и отождествлений. Эго поддерживается за счет мыслей, которые оценивают внешние объекты как значимые. Чем больше значимости мысль придает событиям, тем важней ее роль как кирпичика в башне эго. Пока держится отождествление с эго, мы пребываем в непрерывном поиске – в вечном устремлении к будущему, и никогда не чувствуем себя по-настоящему счастливыми в настоящем.

«Равновесие» эго

Эго постоянно ищет равновесия с внешней средой, но равновесие на этом уровне по определению недостижимо. Все дело в том, что эго по своей сути является пучком мыслей. Все составные части эго – это ментальная «материя», которая пребывает в безостановочном движении в нашем относительном мире перемен. Все течет, все меняется, и поэтому мысль «я» нуждается в постоянном отклике извне, который поддерживает неустойчивую природу эго. Мы пребываем в непрерывном устремлении утверждать собственную жизнестойкость.

Мысли являются своеобразным оценивающим отражением событий. Например, мы видим ложку, лежащую на столе. «Ложка лежит на столе» – это мысль, без которой никакой ложки нет. Само определение объекта происходит на уровне мысли. Если мысль «нейтральная», как например мысль о ложке, вряд ли она будет иметь место в нашей самоидентификации.

Эго – источник отождествления

Сознание отождествляется с происходящим – как бы проецирует свою самоидентификацию на внешние объекты. В этой грани эго – это память – мысли о формах внешней реальности. Когда внешние формы подвергаются разрушению, отождествляющееся с ними эго страдает так, словно его уничтожают. Если объект имеет нейтральную оценку, как в примере с ложкой, страдание носит номинальный характер. Однако если объекту придается важность, все обстоит иначе. Когда, например, человек отождествляется со своим автомобилем и придает этой «части себя» значение, он мучается, когда кто-то сравнивает его автомобиль с более «крутой» маркой, он страдает, когда его машина в аварии, потому что частица его эго – его самоидентификации в данный момент – под угрозой уничтожения.

Эго состоит из множества ложных «я» – у каждого человека десятки таких личин. Чем более грубое и «узкое» сознание, тем сильней отождествление с ложным «я», потому что ложная личность затмевает всю сферу восприятия. Когда у заядлого автолюбителя его единственная машина в аварии, он может переживать почти смертельное отчаяние. Если же у него таких машин – с десяток, то проецирование самоидентификации равномерно распределятся на все десять, и от поломки одной, хозяин страдает не так интенсивно. А если машины для хозяина неважны, тогда он и вовсе не переживет.

Эта закономерность прослеживается во всех личных качествах и внешних объектах, которыми личность владеет. Для творческой личности – это неоспоримость таланта и ценность творений. Для любящего мужа — любимая жена, которую он, как часть своего эго, воспринимает всерьез, переживая, если ее поведение не соответствует его отождествлениям. У фанатика эго проецируется на сферу своего фанатизма – в обществе он говорит лишь о том, за что «фанатеет», таким образом, утверждая собственное «я». По этой причине начинающие эзотерики так рьяно рассказывают о чакрах, МЛМщики – о «построении бизнеса», фанаты Спартака – о матчах и т.п. На progressman.ru я уже косвенно затрагивал эту тему в статье об эгрегорах, где называл эго – «эгрегором имени себя».

Мы действуем по принципу приоритета – по такому принципу, что некоторые вещи на данный момент более или менее важны. Каждая личность действует от эго. Даже если где-то на земле идет война, для нашей персоны, куда более важным явлением может оказаться прыщ на лбу, потому что он имеет прямое отношение к самоидентификации. Сама важность происходящего — это и есть очередная проекция эго; эта важность является условной и субъективной – у каждого что-то свое имеет собственную исключительную важность.

А что если человек живет для других – занимается благотворительностью, или помогает близким? Все это также, делается под диктовку эго. И в этом нет ничего дурного. Здесь я бы хотел ввести такой термин как «мудрое эго», нашедшее относительное равновесие и компромисс с жизнью. Добрые люди получают удовольствие от помощи другим, поэтому для них важно помогать – в этом их самоидентификация. Таким людям живется легче, но это по-прежнему поиск, и отсутствие истинного приятия жизни. Здесь для ясности можно провести черту между эго и эгоизмом.

Каждый является неповторимым, или уникальным, лишь потому, что имеет собственный набор ложных личностей, с которыми отождествляется. Когда у людей важность или значение, придается одной и той же вещи, то появляется общий интерес – программа, которая их объединяет. Такие люди могут стать друзьями, пока у них подобный интерес держится. Сама по себе дружба – это программа, которую друзья взаимно подкрепляют. Без взаимности эта программа теряет внешний поддерживающий отклик и становится менее устойчивой – дружить в одни ворота способен не каждый.

Сексуальность 
– это мощное укрепление центральных отождествлений эго – телесных и личных качеств. Комплименты, одобрение, а главное – непосредственный интимный контакт партнеров – это колоссальная подпитка эго – поддержка его неустойчивой природы. Исходя из этого, можно понять, почему секс так активно муссируется в нашем обществе. Во время успешного контакта возникает временное удовлетворение, затем сканирование реальности на предмет одобрения продолжается.

Обыденная «любовь» – это самоидентификация с деятельностью своего фаворита, что вызывает сильную зависимость и неадекватно преувеличенную реакцию на поведение объекта «любви». «Любят», как правило, тех, в ком есть нечто, чего нам самим не хватает. А после выработки новых качеств, «любовь» сглаживается. Эта тема освещалась подробней в статье о влюбленности. В этом ракурсе можно сказать, что любовь – это такой инструмент эволюции и развития сознания.

Выход рядом

Эго – это совокупность субъективных программ, нагруженных иллюзиями и сопутствующими им страданиями. На бессознательном уровне мы устремлены к единству, к целостности, а на изменчивом поверхностном ментальном уровне без учета глубинных слоев психики абсолютного единства никогда не достичь.

Выход в том, чтобы открыться жизни по-настоящему, быть честным с собой, видеть все как есть – тогда внешняя реальность, поверхность психики и ее глубинные слои приходят в согласованность и все внутренние конфликты постепенно устраняются. Устранять собственные слепые пятна самостоятельно бывает нелегко – здесь срабатывает такой эффект, когда человек не способен разгадать собственные иллюзии, потому что сам принимает их за чистую монету. В этом деле проще копать с опытным специалистом. Это я так ненавязчиво рекламирую свои психологические услуги.

Самостоятельно можно практиковать самоанализ, вести дневник, медитировать – сознательная практика неоценима.

В глобальном смысле важно также уметь не привязываться к преходящему, и не придавать большого значения ни событиям, ни своему образу. Личный образ – это такой инструмент взаимодействия с жизнью, он может быть эффективным, но ставить его во главу угла – себе дороже. Чувство собственной важности неизбежно приводит к ощущению собственной ничтожности.

Самопознание приводит к ясности. В идеале, самоидентификация смещается с эго, на высшее «Я». Под высшим «Я» подразумеваю чистое сознание, ощущение бытия, в котором происходит жизнь. Оно не состоит из молекул, или каких-то частиц. Высшее «Я» – это ощущение того, что вы есть и всегда присутствуете здесь и сейчас. Это – истинное равновесие, потому как высшее «Я» не колеблется, оно является вечно устойчивым свободным пространством сознания, которое не зависит от внешних форм.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

166 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. ///Не возвеличиванию, а самоотдаче…///
    А как быть с тем, когда самоотдача уже настолько въелась в кровь с самого детства и настолько достала уже, что чувствуешь полное бессилие от того, что невозможно остановиться и уже ловишь себя на том, что подсознательно ищешь — кому бы «самоотдаться» и носом ловишь чужие проблемы. А если таковых нет, то автоматически они надумываются и фоном идет перманентное чувство вины? (За чужое дурное настроение, за неприятности по работе, которым ты не имеешь никакого отношения…) Как хоть чуть-чуть возвеличиться, а? Самовнушением? Но так если тебе столько лет внушали, что ты всюду и всем должна, то сколько лет может понадобиться, чтобы «перезагрузиться»?

  2. Самоотдача — это не унижение. Унижение есть только там, где есть и возвышение. Это два полюса одного и того же явления. Если тянуть в одну сторону, проявится и другая. Так что этот маятник лучше вообще не раскачивать. Наверное, это и есть срединный путь. Жить и не париться, а просто делать свое дело ;)

  3. \\\Самоотдача — это не унижение.\\\
    Это понятно, что не унижение. Просто мои потребности автоматически на последнем месте и решение чужих проблем идет за счет моей психики, когда не хочется, а наоборот — хочется послать куда подальше, и понимаешь, что не должен, что своих проблем навалом, но нет, идешь и успокаиваешь, и решаешь, и плюешь на свое… Странная зависимость, сродни психо-садо-мазо… Знать бы корень.:(

  4. \\\Самоотдача — это не унижение.\\\
    PS Как раз наоборот, никакого унижения: все оч благодарят потом, говорят: Ах, ну что б мы без тебя?!.. А в это время в душе скрежещешь зубами и думаешь: да что б вас всех! Да, я хорошая, но лучше бы вас всех не видеть… А в следующий раз все по-новой :-( Вот что это за зависимость такая — боязнь отказа?

  5. Здравствуйте,Tish ! :)

    Есть такое выражение: «Делай добро и бросай его в воду».
    И ничего кроме радости и счастья не приходит, когда «даришь».

    А вот тогда, когда поиск чужих проблем и их решение слишком затягивает…
    иногда бывает полезно заглянуть в себя.
    Некоторое время назад пыталась разобраться в этом.
    Для меня полезным оказалось честно ответить на вопросы :
    «А зачем мне надо БЫТЬ ХОРОШЕЙ ?»
    и
    «Что я НЕ ДЕЛАЮ вот так вот «самоотдаваясь» и ПОЧЕМУ?
    Что за этим стоит?»

  6. Tish, подумайте, то есть посмотрите сами. Вот приходит человек, просит о помощи. Что Вы чувствуете? Человек вроде как раздражает, а вроде как в чем-то близкий, и возможно обижать его не хочется? Что будет если Вы его пошлете, как хотелось? Попробуйте увидеть результат, прокрутить его мысленно, настолько реалистично, насколько можете. Если единственное, что вами руководит — это страх, ну.. не так уж и плохо. Но, конечно, помогать «скрежеща зубами» — это никакая не самоотдача. И когда-нибудь такая непрерывная покладистость может вылиться в непрерывную язвительность.
    Возможно, не нужны такие крайности. Подумайте, действительно ли Вы не хотите помогать другим? Быть может вы ждете награды? Не получаете ее, и поэтому чувствуете «несправедливость»? Здесь отвечать на эти вопросы не нужно. Нужно ответить себе.

    Попробуйте вот это: progressman.ru/2009/04/povyshenie-effektivnosti-lichnosti/
    Или обратитесь к хорошему психологу, вот например: satway.ru/

  7. \\\А вот тогда, когда поиск чужих проблем и их решение слишком затягивает…\\\
    Не «затягивает», а идет подсознательно, фоном. Даже когда все хорошо, присутствует напряжение типа ожидания каких-то проблем, которые придется решать, естественно мне. Я этот фон поймала относительно недавно и ясно осознала, что он всегда со мной.

    \\\иногда бывает полезно заглянуть в себя.\\\
    … чем я и занимаюсь последние лет 10… :)

    \\\“А зачем мне надо БЫТЬ ХОРОШЕЙ ?”\\\
    С детства: «Будешь слушаться, будут любить-уважать. Будешь хорошей девочкой — будет щасте…»И
    Привычка «заслуживать» любовь разных манипуляторов по причине, что «им хуже, чем мне и значит я должна», приводит к устойчивому дальнейшему использованию, как само собой разумеющемуся… :)

    \\\Попробуйте вот это\\\
    Спасибо, уже читаю… :)

  8. На самом деле, я бы хотел немного критичнее отнестись к терминологии. В понимании эго как мыслительных концепций можно усомниться. Ведь Я (эго — равносильные понятия) не ограничено одними мыслями. С точки зрения различных концепций Я трактуют по разному и все трактовки дают понятие через свойство, но если произвести обобщение, тогда понятно, что Я — это совокупность пяти восприятий (мысли одно из них). А высшее Я так и приводит к Роберто Ассаджиоли. Другого, я не увидел. Потому, как оно есть аппогей развития способностей, для каждого свой естесственно. Развивая свои пять восприятий — Я, приходишь к озарению, потом к просветлению. Таков процесс. А высшее Я, дает понимание этого процесса (если брать по Ассаджиоли), то есть, что конкретно нужно делать. Такие мысли у меня возникли, после прочтения этой статьи.
    А так же появились вопросы, буду благодарен за ответы на них.
    1.Куда же все-таки девать остальные части структуры личности (помимо Я)?
    2.Разве просветление не в отождествлении, ведь становясь сторонним наблюдателем можно отойти от принятия ответственности, или того хуже с психическим здоровьем попращаться?
    3.(не совсем по этой теме, но важно)Вы считаете, что люди без обучения (прочитав статью, например), не освоив механизм воздействия, смогут ВО БЛАГО себе использовать трансовые техники? Ведь для человека не сведущего большой риск пользоваться таким инструментом?

  9. Для Tish.
    Посоветовал бы Вам почитать Эрика Берна, у него есть прямо Ваш случай в книге, транзактный ана лиз в психотерапии.
    Если интересно пишите на liveexpert.ru/e/greenders. Я в онлайне могу Вам подсказать, что именно.

  10. Антонов Александр, разумеется, трактовки могут быть разными. Даже математика по своему условна, не говоря уже об описании психических процессов.

    >1.Куда же все-таки девать остальные части структуры личности (помимо Я)?

    Можно их аккуратно свернуть и сложить в шкаф.

    >2.Разве просветление не в отождествлении, ведь становясь сторонним наблюдателем можно отойти от принятия ответственности, или того хуже с психическим здоровьем попращаться?

    Ответственность и безответственность — лишь одна из многих полярностей ума. Просветление — вне ума. Это — осознание истинного положения дел. С психическим здоровьем, если рваться в сверхсознателньое на всех парах, не учитывая своих возможностей, конечно, можно запросто попрощаться. Поэтому необходимо проявлять осторожность, чуткость к самому себе. Здесь однако, все происходит интуитивно. Без веры — никуда.

    3.(не совсем по этой теме, но важно)Вы считаете, что люди без обучения (прочитав статью, например), не освоив механизм воздействия, смогут ВО БЛАГО себе использовать трансовые техники? Ведь для человека не сведущего большой риск пользоваться таким инструментом?

    Риск есть всегда. Хотя, жизнь так распорядилась, что человек «неготовый» обычно не то что бы применить технику, но даже примерно понять ее описание на логическом уровне не может. Всему свое время.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.