В этой статье я постараюсь осветить тему бессмысленности жизни, и одновременно ответить на вопрос о том, в чем смысл жизни заключается. Парадоксально? Все дело в том, что человек – явление относительное. А жизнь как таковая – абсолютна. Попробуем осветить тему бессмысленности и смысла жизни, как в относительном, так и в абсолютном плане.
Почему собственно человеческая жизнь бессмысленна? Потому, что она проходит. Все – быстротечно, мимолетно, преходяще. Мы живем сейчас и переживаем мириады «важных» событий и состояний. И все это спустя сотню лет станет ничем. До нас жили миллиарды людей. Все, чем они страдали и чему радовались ушло безвозвратно. Кто о них помнит? Известны единицы, но и тех мы знаем лишь по слухам. Возможно, по этой причине человек жаждет славы. Благодаря этой иллюзии он продлевает свой век. Однако на планетарном и космическом уровне даже столетия – лишь краткий миг. На фоне вечности – вообще ничто. В чем смысл жизни, если она неизбежно уходит в небытие? Печально? Вот и напрасно! Движемся дальше.
Чтобы не ходить вокруг да около, я поставлю прямой вопрос. Существует ли у жизни объективный смысл? Или же бессмысленность – единственная истина, с которой мы вынуждены мириться? Ответ на оба вопроса, с моей точки зрения, – положительный.
Все, что мы знаем – это наши мысли о реальности. У каждой мысли, концепции, идеи – есть смысл. Понимание возникает, когда мы постигаем смысл идеи. Что, собственно говоря, вообще представляет собой смысл? Это – сама сущность мысли. Смысл – это значение переменной, которой является наша мысль. Можем ли мы назвать мысль реальной? Ведь человек не способен ее удержать. Сама природа мышления отражает собой мимолетность жизни. Как только мысль приходит – ее уже нет. И все, что мы знаем – лишь наши мысли о мире. Смысл жизни существует на уровне мысли, и на этом же уровне он растворяясь проявляется в бессмысленности.
Люди склонны верить, что чем, серьезней они воспринимают жизнь, тем ближе такое восприятие к действительности. На деле же эта серьезность, которую выражает космическая печаль нашей унылой личности – словно детская гримаса, которую мы по наивности воспринимаем всерьез, как нечто реальное, важное и заслуживающее доверия. Ребенок плачет и он серьезен. Он не осознает, насколько беспочвенна его обида. Наши взрослые детские игры заставляют нас переживать и принимать всерьез происходящее. Этот бесценный опыт необходим, чтобы со временем увидеть, что мы от него свободны, и никогда по-настоящему не были им связаны.
В чем смысл жизни человека? Ведь мы люди, и относительно нас, возможно, правильно вопрос должен звучать иначе. Для чего нужен человек? И если мир так ограничен, как его видит материалист, тогда человек – явление случайное, и тогда нет никакого смысла. Мы были рождены нашими родителями. Однако нам повезло, и родители не оказались столь эгоистичными, чтобы считать ребенка своим творением, которое было создано исключительно для их целей. Ведь и они сами были рождены и воспитаны также, и позволяют нам стать самостоятельными. В социальном обществе человек взрослея, начинает осознавать, что теперь он сам может решать, как и ради чего ему жить. И это переживание самостоятельности намекает нам на бессмысленность жизни, потому что смысл может существовать лишь, когда мы живем не ради себя, но ради чего-то превосходящего нашу маленькую личность.
Если человек был сотворен Богом, значит, смысл жизни связан с целью Творца. В таком случае, смысл, который заложен в нашу жизнь, это причина, по которой нас создали. И раз уж все самое лучшее внутри нас проявляется по мере душевного развития, возможно и цель нашего существования проявляется в его плодах. Возможно, любовь, которую без всяких пошлых оттенков мы ставим во главу всех переживаний – и есть тот заветный ответ. В любом случае с этого ракурса, смысл жизни – в развитии сознания. Теме личного смысла жизни на progressman.ru посвящена отдельная статья.
Однако если говорить о жизни как таковой, на абсолютном уровне в ней нет ни смысла, ни болезненной бессмысленности. Все это – лишь работа ума. Жизнь как таковая – имеет самое непосредственное отношение к тому, чем мы являемся на самом деле. Чем ближе мы к осознанию реальности, тем глубже понимание того, что ни в смысле, ни в его отсутствии нет ни хорошего, ни дурного. В этом нет реальной двойственности. Все это – работа нашего ума здесь и сейчас.
Бессмысленность – такая же иллюзия, как и смысл, потому что без смысла она не может существовать. Если бы бессмысленность реально существовала, нам просто было бы не о чем говорить. Реальна ли дырка от бублика? Можно ли сказать, что дырка от бублика – это такое тяжелое, обреченное состояние космической печали? Можно ли сказать, что она равносильна нирване? Можно ли сказать, что она хоть что-то собой представляет? А может, это – спасательный круг? Когда мы говорим о бессмысленности, все, что мы реально имеем ввиду – растворяющийся смысл. Он еще есть, хоть и растворяется в нашем уме, поэтому пока есть о чем говорить. Но как только он растворился, наступает катарсис, свобода и облегчение!
Бессмысленность – это просто разрушение нашей привязанности, обесценивание, или расставание с тем, что делало нашу жизнь осмысленной в тот или иной момент. Нам тяжело пока привязанность рушится. В это время мы переживаем печаль, потерю и пустоту, на месте которой когда-то были объекты нашей привязанности. Но, когда привязанность уже разрушена, мы обретаем свободу. Теряя, мы переживаем потерю, но, когда мы отпускаем смысл окончательно, боль проходит. Мы освобождаем себя от бремени смысла и от тяжести его растворения, которая мерещилась нам бессмысленностью. Когда привязанность разрушена, приходит облегчение. На фоне вечности все хорошее проходит. Проходит и все плохое! Мы – вечные странники, вечные зрители, вечные игроки. И даже если у Вас в это нет веры, и жизнь кончается после смерти тела, переживания по этому поводу не имеют никакого смысла. Приблизит ли тоска счастье?
Отрывок из романа Виктора Пелевина «Т»:
«Линь-Цзы в ответ на вопрос о природе Будды, говорил, что это дыра в отхожем месте. Соловьев считал, что это самое точное объяснение, которое может быть дано. Представьте себе, говорил он, грязный и засранный нужник. Есть ли в нем хоть что-нибудь чистое? Есть. Это дыра в его центре. Ее ничего не может испачкать. Все просто упадет сквозь нее вниз. У дыры нет ни краев, ни границ, ни формы — все это есть только у стульчака. И вместе с тем весь храм нечистоты существует исключительно благодаря этой дыре. Эта дыра — самое главное в отхожем месте, и в то же время нечто такое, что не имеет к нему никакого отношения вообще. Больше того, дыру делает дырой не ее собственная природа, а то, что устроено вокруг нее людьми: нужник. А собственной природы у дыры просто нет — во всяком случае, до того момента, пока усевшийся на стульчак лама не начнет делить ее на три каи».
Пример – грубоватый. Но достаточно яркий и во многом точный. Чем больше мы ищем смысл жизни, тем дальше мы от реального осознания смысла происходящего здесь и сейчас. Мы сами наделяем происходящее смыслом. И когда ощущение бессмысленности будет пережито достаточно интенсивно и глубоко, мы можем интуитивно выбирать, что и как сделать осмысленным, «важным», а что обесценить и оставить забытым в прошлом. Эта гибкость – награда за прожитый опыт.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
:)
В добавпение к своему же высказыванию прибавлю,что любое утверждение верно и неверно одновременно-смыслов бесконечное множество.Я благодарна Игорю за возможность поговорить с самой собой.
медитируйте
«медитируйте» А если последнее время совсем нет желания сидеть и делать это? нужно ли заставлять себя? или ждать когда появиться желание?
Достаточно ли активной медитации, которую я делаю по мере возможности?
Дуся, может проблема в том, что Вы медитацию ДЕЛАЕТЕ ? Это действительно ужасно тяжело.
Как мне кажется, фишка как раз в том, чтоб ничего не делать. Ну вот, когда я засыпаю, я просто ложусь и отпускаю. Представляете, как тяжело бы жилось, если бы пришлось каждый раз ДЕЛАТЬ сон.
С другой стороны, похоже, что на первых порах заставлять себя все же нужно.Наш ум неорганизован, распущен и непривычен к тишине, поначалу его нужно все же приручить, дать почувствовать вкус покоя…
Да и тело должно привыкнуть сидеть долго и комфортно в неподвижности.
Такая вот диалектика получается
Виктор, точно сказано!
Дуся, есть такая хитрость. Можно сказать уму: «я просто попробую, хотя бы 5 минут. А если не пойдет, займусь чем-нибудь другим».
Мучить себя, конечно, не стоит.)
Игорь, Виктор, все правильно. Когда заставляешь себя, больше двадцати мин. не получается, которые ушли на приобретение чувства комфорта и хорошо еще если без раздражения. Вот это изначально и вселяет нежелание, но бывают дни когда все как по маслу. Просто меня волнует немного, что нет регулярности или привычки к медитации.
И еще заметила, насколько классно медитировать на природе. А какие картинки видятся перед сном, такие реальные и красочные в 3Д, что дух захватывает.
Чтобы не говорили, а жизнь в городе стопорит развивитие.
1. Если погружаться в пустоту, медитировать, то конечно на это время вопросов о смыслах не возникает. А что делать всё остальное время?
2. Ведь этот смысл на заднем фоне красной нитью через всю нашу жизнь проходит. И мне кажется хоть Игорь и пишет, что смысла нет, всё же в его жизни, и в жизни каждого такой смысл есть. Не так ли? Ведь без смысла жить очень сложно.
Дуся, регулярность, конечно важна. Пробуйте, хотя бы 5 минут в день. Если пойдет хорошо, продолжайте. Главное — расслабление, без попыток что-то с чем-то делать на всех уровнях.
Eugene, основной акцент, который хотел все таки сделать — на том, что нет бессмысленности! А смыслы есть, потом их нет, потом снова есть.)
Eugene, без смысла жить безумно, фантастически легко. Попробуйте хоть на денек.
(При этом никто не заставляет бездельничать-делайте что положено, не запариваясь о смысле и цели ). Для прикола попобуйте это в реальности, а не мысленно .)