Порой нам нравятся истории не только за сюжет, задуманный автором, но в большей степени за символизм, который мы сами в этом сюжете видим. Возможно, таким образом какие-то утонченные силы транслируют нам данные о мироустройстве или о том, как может сложиться будущее. Конечно, для ума это спорное, фактически ничем не доказуемое допущение. И в этом русле все те смыслы, которые я вижу в кинофильме «Матрица» – субъективны, и очевидно не были заложены режиссерами – братьями Вачовски. Но я придерживаюсь такого мнения, что жизнь зачастую говорит через людей куда больше, чем они сами хотели бы сказать. Путь Нео в «Матрице» наглядный пример этого феномена.
Монолог агента Смита из кинофильма «Матрица Революция»:
«Зачем, мистер Андерсон, зачем? Зачем, зачем вы это делаете? Зачем, зачем встаете? Зачем продолжаете? Неужели вы верите, что сражаетесь за что-то большее, чем ваша жизнь? Тогда скажите мне, что это, если знаете. Свобода? Или истина? Может быть, мир? А может, любовь? Иллюзии, мистер Андерсон, причуды восприятия! Подпорки, созданные примитивным человеческим интеллектом в тщетной попытке оправдать собственное существование, наделе не имеющее ни цели, ни смысла. И все это — столь же искусственно, как и сама Матрица. Лишь человеческий разум мог создать нечто настолько пошлое, как любовь. Вы должны понять это, мистер Андерсон, вам уже пора это понять! Если вы не можете победить, к чему продолжать сражаться? Зачем, мистер Андерсон, зачем, зачем эта настойчивость?»
Ответ Нео:
«Потому, что это мой выбор».
По моему мнению, этот монолог Агента Смита, предшествующий концовке трилогии «Матрицы» – один из лучших моментов во всем кинематографе нашего времени. В этой краткой речи существо из искусственного мира матрицы, искренне вопрошает человека о том, почему и ради чего тот живет. Если все искусственно и является причудами восприятия, тогда ради чего жить? Для чего и какой выбор мы делаем? Эти, казалось бы простые вопросы, на деле – самые сложные материи нашей жизни.
Еще один герой «Матрицы» – Меровинг о выборе:
«выбор это иллюзия, рубеж между теми, у кого есть власть и теми, у кого ее нет. За нашей успокоенностью скрывается истина: мы абсолютно не контролируем свою жизнь, не научились еще. Следствия. От них нет спасения. Мы навсегда их рабы. У нас есть лишь шанс обрести согласие с миром, научиться искать причину. Вот в чем разница между нами и ими, вами и мной. Единственный источник власти – умение видеть причину. И вот вы пришли ко мне, не видя причины, не имея власти. Очередное звено цепи. Но не бойтесь, я знаю вашу исполнительность чужой воли и подскажу вам, что делать дальше».
В первой части «Матрицы» нам дают понять, что привычная для нас реальность – это обман, бутафория, иллюзия; и хотя «реальный мир» в «Матрице» выглядит так же, как и сама матрица, в третьей части присутствует намек и на его иллюзорность. Вообще, фактор реальности и иллюзорности – это на самом деле одна большая условность. В привычном смысле реально все то, что видят несколько человек. Если картинка доступна лишь одному, она заносится в разряд иллюзии или галлюцинации.
В том смысле, в каком о реальности говорит, например буддизм, иллюзорно преходящее – «все, что имеет начало и конец» (эта фраза звучала несколько раз в последней части трилогии), то есть вообще все, за исключением нирваны как сущности нашего высшего «Я». Хотя и о самой нирване говорят как о том, что ни существует, ни не существует.
Путь Нео в «Матрице» является символическим выражением пути истинного духовного искателя. На протяжении трех частей фильма Нео переживает пробуждение, рост, борьбу, отрешение и в конечном итоге освобождение. Схожие переживания в символической форме описаны в «Махабхарате», где Кришна в роли духовного наставника и пророка поясняет Арджуне происходящее на поле битвы Курукшетра. Хотя, на самом деле битва происходит лишь в сознании – это битва между силами сокрытия и силами проявления истиной природы происходящего, и на определенном этапе она воспринимается, как божественная игра (Лила). Одна часть сознания играет в неведение и строит иллюзии, другая видит истину и пробуждает.
После монолога Смита отражены последние попытки бессмысленной борьбы Нео. Его возлюбленная Тринити погибла, горстка свободных людей вне матрицы – в смертельной опасности под гнетом машин. Сам Нео ослеп и находится в сердце города машин – в самой опасной точке, из которой уже нет выхода. Полная безысходность.
Несмотря ни на что, Нео продолжает бороться, иногда даже кажется, что наш мессия близок к победе над Смитом — этаким кибер-демоном. И эта победа может даровать жизнь людям. Но все потуги совершенно бессмысленны и бесполезны, ведь Смит – это все, кто есть в иллюзорном мире матрицы.
Смит – это эго Нео. Все это время он боролся сам с собой, вообще вся битва происходит в его сознании. В фильме присутствуют моменты, где Нео и Смит бьют друг друга и отлетают, словно взаимные отражения в зеркале. Прорицательница говорила ему: «Нео, Смит – это ты, он твоя темная сторона». Смит – это отражение Нео, и его невозможно победить одной лишь силой.
Последняя речь Смита в теле прорицательницы:
«Это мой мир! Мой мир! … Постойте. Я предвидел это. Это же, это конец! Да. Я видел именно это место. Вы лежите, а я, я… Я стою здесь, вот здесь и мы, и потом я что-то говорю. Ах, да! Все то, что имеет начало, имеет и конец, Нео. Что? Что я сейчас сказал? Нет… Нет, это неправильно, невозможно. Не подходите ко мне! Это трюк!»
Ответ Нео:
«Ты был прав, Смит. Ты всегда был прав. Это действительно неизбежно».
Сам Смит начинает понимать, что это не может длиться вечно. Нет смысла в борьбе, власти, эгоизме – разрушение ни к чему не ведет. Когда, наконец, Нео становится близок к полному смирению с тем, что уже невозможно что-либо сделать, он сдается тотально и без сожаления, позволяет Смиту слиться с собой, отдает себя без малейшего сопротивления. Победив свое эго, смирившись, отбросив все устремления, желания, попытки выбирать и действовать, Нео отдается реальности. В какой-то момент есть только Смиты, больше никого, и тогда наступает катарсис, болезнь выходит через обострение и эго растворяется.
Еще в ходе фильма Прорицательница говорила: «Разве ты выбирать ко мне пришел? Твой выбор сделан». Пока Нео считал, что у него есть выбор, он боролся, и были сомнения. Все дело в том, что с выбора и начинается человеческая часть бытия – иллюзия свободы в том, что у нас всегда есть выбор. На progressman.ru иллюзорности выбора посвящена отдельная статья.
Смит спрашивает Нео, почему, во имя чего тот действует. Ответ Нео подчеркивает осознание им того факта, что он действует потому, что выбрал действовать. Не важно, вера или истина окрасила его выбор, важен выбор как таковой, потому что «у человека всегда есть выбор» (фраза одного из персонажей фильма). И до тех пор, пока эта иллюзия выбора держится, вы остаетесь человеком. Далее, когда Нео видит, что его выбор ведет лишь к дальнейшей бесконечной борьбе, он признает, что Смит был прав. Он отказывается от выбора, потому что бороться бесполезно. Он оставляет все, как есть, и входит в состояние свободы от выбора, отдается реальности, принимает ее такой, какой она и является.
Надпись над дверью прорицательницы Пифии гласила: «познай себя». То, что действительно существует – это и есть само чистое существование, суть нашего высшего «Я». Мы изначально ничего не имеем, и терять нам нечего, но лишь потеряв все эти мелкие частности, распознав их как иллюзии (просто мысли), мы «обретаем» свободу, которая всегда была с нами.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
Спасибо.)
Видимо, теперь буду чаще использовать псевдоним.
Да, в фильме много символов! Вот то, что кроме всего прочего увидел я:
— Пифия и Создатель Матрицы даже внешне чёрная и белый соответственно — Инь-Янь
— финальный бой между Нео и Смитом — они оказываются в помежении поразительно напоминающим зал тренировом, в начале, где дрались Нео и Морфиус — возвращение в начало, то есть всё есть уже здесь и сейчас, никуда ходить не надо
— Люди использовались машинами как батарейки — каждый из нас является носителем некой животворящей энергии, и кто-то питается за наш счёт
Кстате, если внимательно присмотреться, то можно заметить в конце трилогии, где Пифия сидит на скамье с девочкой и китайцем — рисунок на её серьгах — некое подобие Инь-Янь
)))
Спасибо, если буду пересматривать, постараюсь вспомнить об этом.)
Если говорить о фильме. Ещё любопытно, что многократно доказано, что от судбы не уйдёшь: в первой части: Пифия предупреждает Нео, что придётся выбирать между жизнью Морфиуса и Нео. И в итоге Нео спасает Морфеуса, но его убивает Смит. Да. Тринити воскрешает Нео. Но ведь он умер. Умер. Он не обманул судьбу.
Во втором фильме: Тринити знает от Пифии (А Нео это сниться постоянно), что она умрёт. В итоге Тринити умирает, но её воскрешает Нео. То же от судьбы не ушли.
В третьей части: Нео осознаёт, что его выбор сопротивления Смиту это ошибка. Судьба побеждает и Смит одерживает победу. Хотя это и явилось победой Нео в итоге.
То есть как-то подчёркивается, что выбора нет. Что от судьбы не уйти, но последствия нам не ведомы. Так получается? Всё, что предначертано случиться, но это не значит, что последствия могут быть нами предсказаны. Так получается? Вот как-то задумался и над этим…
Пифия сказала Нео, что он не избранный. Потом Морфеус сказал ему, что знать и пройти — ни одно и тоже.
Возможно, были варианты этого «прохождения», альтернативные возможности исхода событий.
Ещё в плюсь к выше сказанному. Когда во второй части Морфиус перед входом в Матрицу для уничтожения электростанций, что бы Нео вошёл в здании в нужную дверь.
Слова Морфиуса: А не верю в случайнойть. Мы все здесь, потому что мы шли к этому. Это судьба. И мы осуществим то, за чем пришли.
А в этот момент показывается как охотники приближаются к одному из кораблей, член экипажа бежит по мостику и крупным планом показана проржавевшая труба и как труба ломается под весом человека, при этом убивает оператора и так возникает ситуация, при которой Тринити приходиться выйти в Матрицу. Получается и правда нет случайностей. Всё судьба.
Вот такие мысли…
Может судьба и есть может и нет. Но я верю а альтернативные варианты. Иначе жизнь была бы без смысла.А просто какая то программа, которую надо пройти. А если ты осознаешь, что всё спланировано? Теряется интерес к жизни.
«По моему мнению, этот монолог Агента Смита, предшествующий концовке трилогии «Матрицы» – один из лучших моментов во всем кинематографе нашего времени. В этой краткой речи существо из искусственного мира матрицы, искренне вопрошает человека о том, почему и ради чего тот живет. Если все – искусственно и является причудами восприятия, тогда ради чего жить? Ради чего и какой выбор мы делаем? Эти, казалось бы простые вопросы, наделе — самые сложные вопросы»
Полностю согласен. И сам текст и игра актёра. Вершина кинематографа нашего времени.
Смит, Никто спасибо за комментарии.
Выбор, последствия и альтернативные варианты — все многогранно. Для человека выбор существует, т.к. он не ощущает, как именно случается выбор.
Любое явление постигается и разоблачается при проницательном осознании его сущности.
Для души все это просто кино, которое она, как вечный зритель просто видит, без всякого участия в причинно следственных связях, кармических законах и т.п.