Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Обсуждение пути. Часть II

Во второй части обсуждения рассмотрены следующие темы: необходимость учителя на пути, тонкости практики, «полезные» иллюзии, духовность и мирская работа, откаты, природа желаний, наши создатели, радость практики, истинные цели, понимание происходящего, вопрос всех вопросов.

А.МАЛЫХ
Всегда ли необходим мастер?

И.САТОРИН
Если есть четкое «ощущение» пути, знание, что и как делать, тогда нет необходимости куда-то ездить, учиться у кого-то, что-то искать.

А.МАЛЫХ
Наверное, знание пути – самое важное? Не зря говорится, что у всех свой путь неповторимый. Но все-таки, как проверить на том ли я пути? Можно ли себе внушить ошибочную уверенность?

И.САТОРИН
А где гарантии, что ты поверишь учителю? Где гарантия, что учитель будет настоящим мастером? Нет ничего важней твоей трезвости и тонкости различения происходящего. Учитель – это каждый миг, вся жизнь, все происходящее – поиск и нахождение.

А.МАЛЫХ
Все-таки твой опыт для меня важен, т.к. в монастыри, или секты уходить не собираюсь. А в литературе часто позиционируют невозможность достижения результата в одиночку.

И.САТОРИН
А ты вспомни всех самых известных просветленных: Рамана, Пападжи, Рамеш, Гурджиев, Толле, Ошо. Они все жили в городе.

А.МАЛЫХ
Точно. Но вроде у большинства были учителя?

И.САТОРИН
Но не у всех. Лучше не заморачиватья. У тебя есть твоя практика, которая дает трезвость. Что еще нужно?

А.МАЛЫХ
Я вот думаю — у меня сейчас есть какие-то вопросы о глубинах медитации, но, судя по тому, как у меня меняются и отпадают различные интересы, возможно в будущем это уже не будет меня интересовать.

И.САТОРИН
Да, вопросы исчезают, когда видишь их источник. Любой сущностный вопрос всегда содержит в себе ответ. Если ты понимаешь вопрос, ты априори знаешь ответ.

А.МАЛЫХ
Последнее время у меня все меньше остается мирских вопросов. Иногда кажется, что их вообще нет.

И.САТОРИН
Самый главный вопрос — «кто я?», или «что такое реальность?» Остальные вопросы – ответвления, следствия.

А.МАЛЫХ
Мне кажется, что медитативные состояния такие блаженные из-за своей безмятежности, что я буду долго к ним привязан…

И.САТОРИН
Когда приходит радость, или блаженство, почти сразу вижу их обратную сторону и становится все равно. Выбирай нейтральное – без привязанности к грусти, или радости, к обреченности, или блаженству. Выбирай ясность — в этом мудрость.
Когда ты «увидишь» пространство бытия, тебе больше ничего не захочется – это самое лучшее.

А.МАЛЫХ
Тебе не хочется поглотиться этим состоянием, раствориться в нем навсегда?

И.САТОРИН
Какой в этом смысл? Смысл – в том, чтобы жить, творить, но, не привязываясь, сохраняя чистоту сознания.

А.МАЛЫХ
Я так понял что в начальном уровне медитации, сознание оперирует объектами, хоть и тонкими?

И.САТОРИН
Да, но ты можешь и без всяких «глубин» ощущать бытие. Не ограничивай себя описаниями.

А.МАЛЫХ
То есть на своем опыте можешь сказать, что все описания плоские и не отражают реальность?

И.САТОРИН
Конечно. Они отражают лишь сами себя. Но когда живешь в мире мысли, ты используешь «указатели» на выход, которыми являются слова о пути.

А.МАЛЫХ
Но эти описания рождают новые иллюзии?

И.САТОРИН
Именно. Но они нужны до тех пор, пока ты привязан к описаниям обывателя, к ощущению жизни социального человека. Они напоминают тебе. Однако духовные иллюзии тяжелее социальных, хоть и являются необходимой «ступенькой» у выхода.

А.МАЛЫХ
Полезные иллюзии?

***

А.МАЛЫХ
У меня второй день подряд получается медитировать, для меня это большая радость. Сейчас мне как никогда не хочется останавливаться

И.САТОРИН
Здесь, как и во всем волнами — свои спады бывают. Но вот будет здорово, если ты будешь это делать также, как на работу ходишь. Даже если не хочется, просто садишься без всяких «хочу — не хочу». Тогда результат будет. Иногда проходит два года в ощущении, что ничего не получается, но эти два года были необходимы. А потом начинается. В любом начинании нужна тренировка, опыт.

А.МАЛЫХ
Кручу в голове твою фразу «сначала медитация, потом (сколько угодно) – мирское».

И.САТОРИН
Установки помогают. Тебе стоит определиться – действительно ли ты хочешь практиковать. Если ты понял, то проблем с этим не будет.

А.МАЛЫХ
Я после работы очень уставший бываю, поэтому раньше было сложно.

И.САТОРИН
Когда устаешь после работы, медитировать еще легче. Ум устает и успокаивается. Когда дела сделаны, медитация идет хорошо, потому что ум расслаблен.

А.МАЛЫХ
Для меня главное – духовное, а работа – на втором месте.

И.САТОРИН
Работа – необходима. Когда есть беспокойство за деньги – ничего хорошего. Тебе нужна здоровая пища и комфортные условия.

А.МАЛЫХ
А как ты объясняешь спады в медитации?

И.САТОРИН
Это еще называют — «откаты». Откат – это, когда ты веришь, что все плохо, хотя на самом то деле это просто откат, временное состояние, которое тебя убеждает в том, что у тебя ничего не получается. Иногда такие состояния длятся несколько месяцев подряд, иногда несколько часов. В любом случае, бОльшая часть дурных мыслей под откатом – ничего не отражает. При реальном движении (не только в практике медитации) откаты практически неизбежны.

А.МАЛЫХ
Когда буду думать, что все плохо, не верить себе, и рассматривать, как иллюзию?

И.САТОРИН
Это помогает. А когда ты будешь не просто верить, но ощущать мысли не как события, а как мысли, все будет еще более гладко. Блаженство сменяется откатами, через несколько лет все выравнивается.

А.МАЛЫХ
У меня было много откатов. Кажется, различаю иллюзию, но иногда покупаюсь снова и снова на откаты.

И.САТОРИН
Важно также и логическое, ментальное понимание. Многие узелки только так и развязываются. Сначала ты вызываешь понимание в себе, например, видишь, что «никто не может иначе». Когда ты поймаешь это по-настоящему, корень раздражения в текущей «проблеме» будет подрублен, и все начнет быстро рассасываться. Не пытайся переделать других. Это очень сложное и неблагодарное занятие.

А.МАЛЫХ
Неблагодарное – это точно. Почему только другие не хотят увидеть все как есть?

И.САТОРИН
Увидеть может лишь тот, кто подготовлен, кто прожил мирское.

А.МАЛЫХ
Вот почему только меня стадные инстинкты раздражают? Быть как все, делать как все.

И.САТОРИН
Как заставить других увидеть? Открыть им их собственные страхи? Будут ли тебе благодарны? Благодарность может быть лишь там, где человек хочет сам, когда он созрел. А если не созревший цветок пытаешься распустить, ты ему навредишь.

А.МАЛЫХ
Да, причем я сам только-только начал расти.

И.САТОРИН
Если помнить об этом, раздражение будет просто неуместно. Раздражение – это не праведный гнев, это – слабость. Такие вещи сложно признавать, но в этом нет ничего дурного, это твой текущий опыт, важно принять себя. Пусть будет так, это энергия, топливо для движения.

А.МАЛЫХ
Проявление моей нетерпимости.

И.САТОРИН
Это нормально. Стоит принять свою нетерпимость. Без этого опыта мудрость будет неполной.

А.МАЛЫХ
Сейчас так совпало, что во мне в эти дни нет мирских желаний. Так хорошо, когда ничего не хочешь. Всегда бы так!

И.САТОРИН
Желание — это просто заряд энергии. Когда расслабляешься, она растворяется.

А.МАЛЫХ
А как расслабляться?

И.САТОРИН
Напряги, например, бицепс и отпусти. То же самое с умом, только чуть тоньше.

А.МАЛЫХ
Расслабляться и наблюдать это разное?

И.САТОРИН
Без расслабления наблюдать почти невозможно. Внимание приковывается к напряжениям. Когда нужно думать, наблюдать почти невозможно.

А.МАЛЫХ
Вот кстати, проблема — на работе сложно наблюдать из-за напряжения.

И.САТОРИН
На работе тебе пока что лучше работать, и не заморачиваться медитацией. Со временем наблюдательность будет даже помогать мыслить. Чем ты спокойней, тем легче находить решения. Все происходит интуитивно, также, как ребенок учится ходить. Ему не объясняют, как это делается. Он просто пробует.

А.МАЛЫХ
Иногда спонтанно возникают глубокие переживания, но потом забываешь о них. Может, стоит записывать?

И.САТОРИН
Не знаю, может и стоит, но не гоняйся за этим. Слова отражают лишь себя, хотя иногда они пробуждают понимание, но так не всегда бывает. Просто помни, что в твоей жизни ничего не было зря, и ни что не могло быть иначе.

А.МАЛЫХ
Фатально. Тогда не буду из-за этого переживать.

И.САТОРИН
Переживать не стоит вообще, а если уж стоит, то разве что о пропущенной практике.

А.МАЛЫХ
А если что-то болит, то можно на этом концентрироваться, и поможет ли? Слышал о практиках, построенных на этом.

И.САТОРИН
Оно для того и болит, чтобы ты привлек туда внимание. Да, дискомфорт и боль устраняются созерцанием этого переживания.

А.МАЛЫХ
Как работать с желанием?

И.САТОРИН
Желание – это давление энергии на засоры в каналах. Иногда можно просто терпеть. Энергия может вызывать дискомфорт, затем просачивается, и возникает блаженство. Помогает расслабление и созерцание. Без них может вылиться в хроническую нервозность. Когда ощущаешь желания — плюс в том, что энергия есть, минус в том, что есть и засоры, разная тонкая информация. Если воздерживаться от секса хотя бы месяц, можно легко заметить, что энергии стало больше – больше силы, ясности и бодрости.

А.МАЛЫХ
А что при этом лучше всего созерцать?

И.САТОРИН
Созерцай источник желания и расслабляй эту область.

А.МАЛЫХ
Теперь у меня есть метод.

И.САТОРИН
Не забудь им воспользоваться.
***

А.МАЛЫХ
Кому мы можем быть благодарны своему рождению?

И.САТОРИН
Тому, что есть.

А.МАЛЫХ
Нас создал Бог?

И.САТОРИН
Мы не были созданы. Мы всегда были.

А.МАЛЫХ
Но мы же в земной жизни приобретаем индивидуальность, или это просто игра?

И.САТОРИН
Тогда тебя создали родители, около тридцати лет назад.

А.МАЛЫХ
Есть ли у нас задачи кроме игры в обретении индивидуальности?

И.САТОРИН
Это вечные вопросы, аннотация в книге («Бытие как момент истины») состоит из ответов на такие вопросы, но эти ответы опять же — еще одна иллюзия для успокоения ума. Умом ничего не понять. Но ответы есть, чтобы временно успокоить ум. Задач бесчисленное количество, и все они взаимосвязаны. Можно сказать, что это одна большая задача, но она невыразима нашим маленьким умом, поэтому он дробит ее на тысячи подзадач.
Индуизм говорит, что материальный мир создал Господь Брахма. 311 триллионов лет — это день Брахмы. Есть разные слухи. Говорят, что сейчас идет 51-й день Брахмы.

А.МАЛЫХ
Как все не просто. В общем лучше не беспокоиться и практиковать.

И.САТОРИН
Точно. А сложности все в уме. Все равно это все иллюзии.

***

А.МАЛЫХ
Сегодня будет неделя как я непрерывно медитирую. Это приносит радость.

И.САТОРИН
Ну вот, оказывается это еще и радость приносит. Потом интересный феномен заметишь – события и отношения тебя уже не будут очень уж трогать, а основную ценность составит именно практика, она станет сущностью происходящего.

А.МАЛЫХ
Знаешь, после утреннего разговора немного растерянности появилось. Как бы не знаешь в чем правда, что правильно, на что опереться.

И.САТОРИН
Пойми простую вещь, что все это просто мысли. В уме все и всегда сложно.

А.МАЛЫХ
Чтобы прояснить это, нужно медитировать?

И.САТОРИН
В медитации ты ощущаешь, что жизнь для тебя сейчас — это некое движение, и сопротивляться ему глупо и болезненно, и в итоге даже бессмысленно. Все остальное – от лукавого. Медитация – это приятие настоящего.

А.МАЛЫХ
Я правильно понимаю, что цель — приятие происходящего?

И.САТОРИН
Это одна из самых адекватных, или мудрых целей. Это странно и сложно объяснять. Внимание оно и так льется. Вопрос в том, почему человек засыпает, или отвлекается. Причина в напряжении. Решение – в расслаблении.

А.МАЛЫХ
Меня беспокоит такой момент, когда я в медитации начинаю «проваливаться», обращаю внимание на это, и практика прекращается.

И.САТОРИН
У тебя есть пробелы. Есть понимание начала практики, первых ступеней, и есть некоторые переживания, которые можно назвать продвинутыми, где ты медитируешь. Но как их достигать ты не знаешь, потому что между ними есть ступени. Позже ты увидишь, что знать, как медитировать умом нельзя, зато можно знать интуитивно. Также как ты движешься телом, поднимаешь руки. Ты увидишь, что из состояния медитации тебя выкидывают напряжения ума. Чтобы этого не было, ты должен смело и открыто смотреть на них. Если не получается, смотришь на то, как у тебя не получатся, потому что это и есть то самое напряжение. Можно сказать, что расслабление в естественном присутствии — и есть сущность практики.

А.МАЛЫХ
Понял.

И.САТОРИН
Ты не избавишься от проблем одним лишь решением ума. Если у тебя есть проблемы во сне, их можно решать бесконечно, но лучше просто проснуться. Тогда все разрешится само собою.

А.МАЛЫХ
Напряжение появляется из-за привязанности к состоянию?

И.САТОРИН
Причин можно назвать множество. Забытье, инертность, привязанность, сопротивление. Можно назвать это все просто неведением.

А.МАЛЫХ
Когда у меня начали случаться (как ты это обозначил) «астральные самадхи», я ни к чему не стремился, и спонтанно погружался в них прямо во сне.

И.САТОРИН
Да, иногда нечто «незнамо» как происходит. Какая-то часть тебя уже знает путь, и умеет все, что нужно уметь.

А.МАЛЫХ
Мне показалось, что мешает «регистрация» факта переживания.

И.САТОРИН
У помех много граней, если бы их не было так много, путь был бы легким. Поэтому используются универсальные методы, подходящие под любую ситуацию. Быть сейчас – это метод. Но есть такие помехи, которые на данном этапе с этим методом тебе не обойти, поэтому иногда ты переходишь на концентрацию. Затем снова погружаешься в настоящее.
Главное помни всегда, что все мысли, все состояния — все это ни то, все это иллюзия, преходящее, включая все сложности, печали, страхи.. Сегодня есть — завтра нет.

А.МАЛЫХ
Иногда немного удручает, что еще столько непонятного.

И.САТОРИН
Со временем будет выравниваться. Это – ощущения, энергия, которая найдет выход.

А.МАЛЫХ
В глубокой медитации можно будет найти любые ответы?

И.САТОРИН
Да, ты просто увидишь, что твои вопросы — это энергия, которая не могла найти выход. Вот и все.

А.МАЛЫХ
Пока с трудом вижу их как энергию.

И.САТОРИН
Да, странное дело, как же ты задаешь вопросы, если не знаешь, что это такое? Это вечный парадокс нашей жизни — мы интересуемся следствиями, забыв о причинах.

А.МАЛЫХ
Вот она иллюзия. Из-за нее страдание возникает?

И.САТОРИН
Человек страдает, когда отказывается мириться с тем, что есть. Истинное смирение в том, чтобы не засыпать, но видеть все как есть, бодрствовать.

А.МАЛЫХ
Как все неоднозначно.

И.САТОРИН
Каждый хочет, понять, как правильно жить. Но на глубинном уровне все, что мы делаем – правильно.

А.МАЛЫХ
В очередной раз приходишь к одному и тому же выводу – нужно просто медитировать.

И.САТОРИН
Да. И никто не знает, как правильно. Все лишь прикидываются, что понимают что-то. Но если смотришь на все как есть, тебе открывается то, что умом не выразить и тебе этого хватает. Никакие ответы больше не нужны.

А.МАЛЫХ
Даже мастер не знает?

И.САТОРИН
Наверное, мастер знает, что его знание иллюзия. Жизнь не понять. Не пытайся что-то понять, освободи себя от этого. Не цепляйся за мысли. Цепляние за понимания вызывает страдание. Свобода от понимания – это свобода.

А.МАЛЫХ
Атман (чистое бытие) дает истинное знание?

И.САТОРИН
Можно сказать и так. Но есть такие сферы знания, еще не в Атмане, которые изумляют, и дают такое огромное ощущение понимания чего-то невероятного, что ты как бы знаешь — поверхностный ум тут вообще не причем. Однако и это лишь иллюзия, и не стоит путать различные озарения с истиной.

А.МАЛЫХ
Понял. Цель становится все более осмысленной.

И.САТОРИН
Единственное, чего ты хочешь на самом деле — это убрать дискомфорт, а все остальное следствия. Хотя, можно пробовать разные цели, но это будет все не то, и со временем разочарует. Знаний так много, что по отдельности любое понимание блекнет, на фоне целого. Выбирай самое важное.

А.МАЛЫХ
Я хочу медитативных состояний пространства и полета мысли.

И.САТОРИН
Это желание может двигать. Хотя, если ты сразу будешь видеть, как есть, это поможет убрать целый ряд иллюзий. Медитативные состояния — дают удовлетворенность, но если забываешь о ясности, можно серьезно отклониться в сторону.

А.МАЛЫХ
Сегодня, задавая вопросы и расширяя тем самым понимание, хотел вычленить для себя установку, на которую я мог бы опираться в любой момент, в любой ситуации на благо духовному развитию. Она сформировалась как «Созерцай!».

И.САТОРИН
Это может быть полезно. Сама установка может меняться в каждой медитации. Здесь важна текучесть, мобильность. В какой-то момент может подойти «созерцай», в другое время «все есть сейчас», или такая невыразимая мысль о том, что «я есть свободное бытие». Все это полезные указатели. Они могут давать напоминание на разных уровнях. Причем это могут не только установки, это могут быть и вопросы. Например, один из самых глубоких вопросов: «почему вообще что-либо существует?»

А.МАЛЫХ
Пока с трудом понимаю этот вопрос.

И.САТОРИН
Что он подразумевает? Отдай свое внимание этому вопросу, пойми его. Хотя бы на мгновение.

А.МАЛЫХ
Ум стопорится.

И.САТОРИН
Есть такой хороший «подвопрос»: «могла ли реальность не существовать?» Если ты увидишь вопрос, ты увидишь такой удивительный факт, что реальности как таковой вообще могло бы и не быть, и то, что она есть невероятно. И возможно ты даже коснешься осознания того, что реальности нет. Попробуй на досуге, поэкспериментировать.

А.МАЛЫХ
Необходимо ментальное рассуждение?

И.САТОРИН
Тебе просто нужно понять сам вопрос. Можешь и порассуждать.

А.МАЛЫХ
Концептуально я не нахожу ответа.

И.САТОРИН
Ответ искать не нужно. Нужно только понять сам вопрос. Вроде как, если ты его задаешь, значит, ты знаешь, что тебя интересует? Ко мне этот вопрос пришел естественно именно в таком виде: «почему вообще что-либо существует?» Возможно, у тебя будет свой вопрос.

А.МАЛЫХ
Теория все более тонких энергий кажется натянутой.

И.САТОРИН
Забудь, это ни то! Искать ответ – ошибка. Просто бездумно повторять вопрос – тоже не то. Задай его себе со всей искренностью и осознанием. Пойми сам вопрос. Ответ невозможно найти, он проявляется сам собою.

А.МАЛЫХ
Хорошо, попробую в медитации. Но я еще не столкнулся с этой реальностью. Но ощущаю жажду.

И.САТОРИН
Чем ясней ты видишь это, тем больше у тебя стимулов, чем больше у тебя стимулов, тем больше в тебе искренней жажды. И тогда начинает получаться. А иначе, у человека одна часть хочет медитировать, другая смотреть телевизор, третья заняться сексом, или скушать тортик.

А.МАЛЫХ
Почему дети иногда спонтанно входят в состояния подобные медитативным? Помню, в детстве у меня часто были измененные состояние сознания.

И.САТОРИН
Дети не планируют будущее, и редко о прошлом думают, которого у них почти нет. Опыт другой реальности — сон, астрал, или любой другой мир, — ценен, но это такая же иллюзия, может быть и не лучше нашей. Опыт измененного сознания ценен, потому что в это время ты понимаешь, что твой мир не единственный. Это дает гибкость, но это еще не пробуждение. Гораздо важней не то, что происходит, а с кем это происходит. Все истинные учения — об этом.

А.МАЛЫХ
Наше «я»?

И.САТОРИН
Да, или иначе — ощущение бытия, в котором все это происходит. Это не философия, это то, что происходит прямо сейчас.

А.МАЛЫХ
Это лучшая медитация…

И.САТОРИН
Бытие всегда есть и будет, все остальное меняется. Поэтому только оно может быть истинной опорой. Это бытие всегда с тобой. Ты есть то, в чем происходит реальность. Так было до рождения и будет всегда. Это – зритель жизни, тот, кто видит. Поэтому так важно созерцание, как путеводная нить к истине, чтобы понять, кто ты.

А.МАЛЫХ
Получается, реальность происходит, и я ничего не делаю. Как можно это принять?

И.САТОРИН
Как факт. Для ума, это конечно парадокс.

А.МАЛЫХ
Я говорю не думая?

И.САТОРИН
Все просто происходит.

А.МАЛЫХ
Я по-прежнему ощущаю сопротивление. Мне не понятно как может быть свобода, если мы ничего не делаем.

И.САТОРИН
Действие — это ограничение. У тебя есть что-то, но это «что-то» может быть лишь благодаря ограничениям и правилам. Ощущение выбора — ставит тебя в жесткие рамки — либо так, либо так. Если осознать ощущение «деятеля», ты увидишь, что выбор случается спонтанно. Можно сказать, что выбора никогда и не было.

А.МАЛЫХ
Если выбор иллюзия, может ли быть свобода?

И.САТОРИН
Выбор, или его отсутствие — это фатализм, судьба сознания погруженного в сомнения. В этом ли свобода?

А.МАЛЫХ
Любой выбор таков?

И.САТОРИН
Ага.

А.МАЛЫХ
Но говорят же, что у нас есть воля?

И.САТОРИН
Воля то есть. Все есть. И все это происходит спонтанно. Хотя, на самом деле можно сказать, что ничего нет, есть лишь мысли, которые говорят, что нечто есть. Известный пример, когда по ошибке веревку принимают за змею. Змеи никогда не было, была лишь мысль.

Обсуждение пути. Часть I

Обсуждение пути. Часть II

Обсуждение пути. Часть III

Обсуждение пути. Часть  IV

Обсуждение пути. Часть V

Обсуждение пути. Часть VI

Обсуждение пути. Часть VII

Обсуждение пути. Часть VIII

Обсуждение пути. Часть IX

Обсуждение пути. Часть X

Обсуждение пути. Часть XI

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

6 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Замечательный диалог, спасибо вам обоим! :)
    Вспомнил такую замечательную притчу:

    Двое монахов спорили о флаге. Один говорил:
    — Движется флаг. Другой:
    — Движется ветер.
    Мимо проходил Лин Цзи. Он остановился и сказал:
    — Ни флаг, ни ветер — движется ум! ;)

  2. Спасибо за статью! При прочтении возникло ощущение, что я просто мысль Творца, а рядом погасший фонарь — другая мысль.

  3. Мне нравится вот такой ответ на вопрос «Кто я?» — Всё, что не я — Я. Из книги Н.Д.Уолша «Беседы с богом»

    ПС Спасибо большое за ваш сайт!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.