Так » Вт май 22, 2012 8:48 am
"Живая" реальность - это и есть Пустота. Пустота - это единственное, что обладает "самосущностью", а не определяется через другие сущности, которые в свою очередь определяются через другие сущности, которые... ну вы поняли. Эту рекурсию в буддизме называют взаимообусловленностью, а о Пустоте говорят - "ни то, ни это". Эта самосущность Пустоты собственно и является парадоксом - совмещением несовместимого - Бытием Ничего. "Наблюдаемые реальности" - являются результатом "оформления" пустоты. Эти формации никем не выдумываются, не творятся, не поддерживаются - они существуют в бесконечном многообразии как единомоментное выражение потенции Бытия Ничего. Время - как впечатление длительности "наблюдаемой реальности" - является частью этой наблюдаемой реальности, но оно так же не абсолютно как и вся "наблюдаемая реальность", поэтому буддизм и называет "наблюдаемую реальность" иллюзией. Одной из сложностей понимания этого человеком является восприятие человеком самого себя как отдельного "Я", внешнего "идеального" наблюдателя "наблюдаемой реальности", или, по-крайней мере, способного при каких-то условиях к таким "идеальным", "не искаженным" наблюдениям - но, во-первых, само наблюдение заключается в наложении ограничений на наблюдаемое - то есть как раз и есть "искажение", во-вторых, ввиду первого - то есть постановки вопроса в области сделанных человеком наблюдений - вопрос о "не искаженных" наблюдениях вообще выпадает из контекста "идеальности", "абсолютности" - это как примерно задавать вопрос: "Сколько шагов надо сделать, чтобы достичь Края света?" исходя из представлений о земле, как о плоском диске. Вот поэтому буддизм обращает внимание на вопрос: "А что такое это ваше Я?" Его нет, оно так же относительно, как и вся "наблюдаемая реальность", которая есть не собрание кучи различных объектов с взаимосвязями, а целостное, взаимообусловленное представление - иллюзия. Человек, по сути, это произвольно и условно выделенная часть иллюзии интерпретирующая отделенную от него часть этой иллюзии. Таким образом, вопрос о "прохождении человеком сквозь стены" задается из неверных представлений о "человеке" и "стенах", в которых и имеет смысл этот вопрос, точно так же как имеет смысл вопрос о количестве шагов до Края света в представлениях о земле как о плоском диске, но в действительности этот вопрос лишен смысла.