Вот, что есть о понимании в книге "Четыре Благородные Истины" Аджан Сумедхо
"Мы можем использовать слово «понять», в значении «выдер-
жать, вынести» (английское слово «understand» — «понимать»,
состоит из «stand» — «стоять, держаться» и «under» — «под»).
Это распространенное слово, хотя в языке пали «понять» озна-
чает действительно принять страдание, выдержать и объять
его, а не просто реагировать. Встречаясь со страданием в любой
форме, физическим или умственным, мы обычно просто реаги-
руем. Но понимание позволяет нам действительно увидеть его,
действительно принять, действительно выдержать и объять его."
"Занимайтесь этим, пока не на-
станет понимание: «Ага, отпускание, да — теперь я понимаю.
Отпускается жажда». Это не значит, что ваше отпускание будет
непрерывным, но в какой-то миг вы действительно отпускаете
жажду, и делаете это с полным осознанием. Это и есть прозрение.
Это то, что называется знанием прозрения. На пали это называ-
ется ñanadassana или глубокое понимание."
Такое понимание можно приобрести
только посредством рефлексии, оно не может прийти благодаря
вере. Вы не сможете заставить себя поверить или получить про-
зрение усилием воли, прозрение приходит через созерцание, че-
рез осмысление этих истин. Оно приходит, когда ум восприимчив
и открыт учению, слепая вера — это определенно не то, что тре-
буется или рекомендуется. Вместо этого, ум должен быть готов
воспринимать, размышлять и рассматривать.
Я хотел бы подчеркнуть, как важно развивать такой спо-
соб рефлексии. Вместо того чтобы просто совершенствоваться
в успокоении ума, что, конечно, тоже является частью практики,
осознайте, что правильная медитация — это приверженность
мудрому исследованию. Она требует отважности и стремления
проникнуть в суть вещей — не просто заниматься самоанали-
зом и выносить суждения...а решительности следовать пути до тех пор, пока не бу-
дет достигнуто глубокое понимание.
...в действительности прозрение — это понимание нутром, это не про-
сто идея.
В отсутствие Правильного Понимания, мы смотрим на все сквозь толстые фильтры и заве-
сы, которые со временем утолщаются.
Когда мы развиваем Правильное Понимание, мы направляем
наш ум на рассмотрение и понимание вещей. Также мы пользу-
емся осознанностью, открываясь тому, что есть. Когда мы рас-
сматриваем все таким образом, мы используем осознанность
и мудрость одновременно. То есть, теперь мы используем спо-
собность различать с мудростью (vijja), а не с неведением (avijja).
Учение о Четырех Благородных Истинах призвано помочь вам
в использовании вашего ума — вашей способности рассматри-
вать, рефлексировать и думать — мудро, а не само-разрушитель-
ным, алчным и злым образом.