Хочется разобрать высказывание «Ревность – это не доказательство любви, это доказательство эгоистичной претензии на обладание» Макс Люшер.
Даже не само высказывание, а как его можно воспринять.
1. Прочитав это высказывание и вспомнив свою ревность или ревность кого-то, можно согласиться, что это не была любовь, а это было проявление эгоизма. Это такое нейтральное восприятие.
2. Вспомнить чужую ревность и вооружиться этим высказыванием как флагом против ревнивцев. Ревнивцы в этом случае – враги (или не враги, а заблуждающиеся люди). А мы с Люшером – друзья (или не друзья, а понимающие люди). Общий враг (заблуждающийся человек) сближает нас с Люшером и вдохновляет. И мы теперь с полным правом можем раскрыть ревнивцам истину. Только почему-то после раскрытия истины ревнивцы не перестают ревновать.

Но об этом в третьем пункте. Здесь мне хочется сказать об обличителях. Если обличитель не испытывает ревность, его ли это заслуга? Может быть, он еще не был в таких условиях, когда ревность жестоко терзает человека помимо его воли?
3. Теперь о ревнивцах. У ревнивца это высказывание вызовет, скорее всего, неприятие, также как неприятие вызывает сама ревность. Потому что чувство действительно неприятное. И чтобы не испытывать неприятность, ревнивец пытается контролировать объект ревности. Если контролировать в достаточной мере не удается, то ревнивец может начать убегать от объекта ревности (а если точнее, то от своих чувств) до полного разрыва отношений. Значит ли это, что ревнивец не любит? Нет, не значит. Ревность не является доказательством любви, но она также не является ее опровержением. Наверное, нам было бы легче, если бы мы знали, что ревность в разное время испытывают все люди. Ну или почти все. Это чувство, которое нужно пережить. Также как и любые другие чувства. Может быть не один раз. Пережить, прямо признавая его. И тогда его хватка начнет ослабевать. Возможно, Люшер написал свое высказывание, наблюдая ревность в себе.
