Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Душевное развитие

душевное развитиеУже в который раз принимаюсь за тему, где главную мысль предваряю различными разъяснениями. А потом оказывается, что чуть ли не каждое из этих разъяснений тянет на отдельную статью. В итоге исходная задумка откладывается на неопределенное время. Процесс интересный. Смотришь, как изначальная мысль поворачивается разными гранями и раскрывает дополнительные черты. Сегодня продолжаем тему психического здоровья. Рассмотрим ее в контексте душевного развития.

Хорошее психическое самочувствие – это не следствие каких-то «правильных» качеств личности, а следствие согласия с теми качествами, которые уже наличествуют в настоящем. То есть, пока человек собой недоволен, каким бы умным и добрым он ни был, спокойствия ему не видать. И напротив, если не отличаешься большим умом и добротой, но живешь в согласии с собой, душевное самочувствие нормализуется.

Здесь подчеркну – речь идет не о каких-то субъективных признаках душевного здоровья, а о фактическом личном самочувствии. Общество же такую, удовлетворенную своей жизнью личность, может запросто и осуждать, и превозносить, считать по своим меркам отнюдь не здоровой, или напротив – образцом для подражания.

Для человека, живущего в согласии с собой, общественные нормативы и эталоны – словно причудливые ритуалы заморской страны – принимать их всерьез не получается, а учитывать на всякий случай можно.

И где-то здесь у многих возникает справедливый, закономерный вопрос: если нет недовольства собой, как же тогда развиваться и двигаться по жизни? Не приведет ли такая «гармония» к пассивному овощному состоянию?

Движение по жизни можно рассмотреть с двух сторон. Первая – «внутреннее» душевное развитие, вторая – «внешняя» социальная активность. В сегодняшней небольшой статейке затрону только первую. О социальном развитии буду говорить в следующий раз. Постараюсь не затягивать.

Дело в том, что все необходимые для душевного развития перемены происходят спонтанно по мере осознания происходящей жизни. А не так, что дескать, «дайка я изменюсь и помудрею». Например, когда человек по-настоящему осознает тщетность своей капризности, ему никаких волевых решений для перемен не требуется. Устаревший стиль поведения, как очевидно невыгодный, отваливается сам.

Примерно то же самое происходит и на уровне чувств. Волевым модификациям они не поддаются. Осуждать и наказывать за них бесполезно – будут разве что подавлены… До поры до времени. Но чувства можно изучать, исследовать убеждения, на которых они держатся. И надо бы понимать, что даже такое самопознание не дает никаких гарантированных результатов.

Поэтому примирившаяся с собою личность не пытается себя искусственно переделывать, либо эти попытки становятся чем-то вроде ненавязчивой игры. Можно продолжать развиваться, пытаться стать «лучше», добраться до какой-то новой вершины, но такое развитие перестает быть натужным обязательством, и становится чем-то вроде развлечения, или свободного предпочтения из разряда «почему бы и нет».

БлужданияА если, как водится, личность осмеливается выбирать самостоятельно, куда и в какую сторону расти и просветляться, тут-то и начинаются проблемы. Намеченные поверхностным умом душевные перемены, порой, сказочно далеки от фактических возможностей. Личность не может измерить свой реальный потенциал, и тем более не способна спрогнозировать необходимые для душевного развития инсайты и потрясения.

Даже если человек регулярно практикует медитацию, или самоанализ, все равно любые ожидания конкретных результатов заводят в тупик разочарований. На progressman.ru этот «эффект» разбирается подробней в статье о духовных целях.

Но если ту естественность, в которой себя выражает тело и душа не подгонять, а чутко к ней прислушиваться, может, и не раскроешь каких-то выдающихся качеств, зато появляется шанс почувствовать созвучие с происходящим.

Представьте рыбака, пришедшего к незнакомому берегу с надеждой выловить золотую рыбку. А ему попадаются одни шпроты и сельдь – неплохой по иным меркам улов, мог бы вообще ничего не поймать. Но рыбак негодует и обижается на судьбу, ведь он планировал совсем другой результат, а на количество и качество реально пойманной рыбы, даже не обращает внимания.

Так же и душевное развитие – словно вечно новая река, не поддающаяся контролю. Можно создавать подходящие условия – обучаться навыкам рыболовства, снаряжаться снастями, выдвигаться к водоему. Но качество улова – это уже реальный потенциал реки, не зависящий от подготовки и притязаний рыбака.

Поэтому и психологи клиентов не переделывают, а помогают разобраться в том, что происходит на текущем этапе в личной реке жизни. Естественное душевное развитие происходит не из какого-то самонадеянного волеизъявления, а на почве реальных сведений о себе и мире.

А инфантильное сознание, выдумавшее для себя «надо» и «должен» требует невозможного. Поэтому недовольство собой и жизнью приводит не к душевному развитию, а к разочарованиям. Другое дело, что сам опыт душевных блужданий может оказаться полезным, как дополнительная эффективная насадка на фильтр разума, процеживающий чистое знание от иллюзий.

Проще говоря, себя надо бы не улучшать, а исследовать. Именно самопознание приносит отдельной уникальной личности естественное для нее душевное развитие.

С социальной активностью все не так однозначно. Ее обсудим в следующей статье.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

87 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. «А инфантильное сознание, выдумавшее для себя «надо» и «должен» требует невозможного.»

    Скорее слабое умом сознание. И из-за слабости ума появляются такие вот логические ошибки: сознание ожидает что-то, какое-то новое внутреннее состояние, не понимая, что для этого нужны множество факторов, которые ему попросту не известны. И которые для начала, надо хотя бы определить.

    Это как желать построить самолет, не имея для этого соответствующего оборудования, людей, знаний. И негодовать из-за того, что у тебя это не получается.

    Статья хорошая. Высвечивает на мой взгляд распространенную логическую ошибку.

  2. Дорогой, VaLeNoK, статья повествует об иррациональности человеческой природы. В данном случае об иррациональности функционирования психического аппарата. О каком таком уме и о какой такой логике ты хочешь тут нам втолковать???
    Или ты вдруг решил, что умнее кого-то там? Можешь определять факторы, влияющие на духовный прогресс? Короче, умеешь строить «самолет». Построил, кстати, уже свой? Хорошо летает? Или пока только проходит предполетную подготовку на земле? Или только пока проект есть на бумаге?
    PS: я без обиняков и наездов, просто спросил, если чё…

  3. «Можешь определять факторы, влияющие на духовный прогресс? Короче, умеешь строить «самолет». Построил, кстати, уже свой?»

    В тот момент, когда ты осознал свою логическую ошибку. Осознал что не надо рваться впереди паровоза, осознал, что у всего есть определенная последовательность и что все течет своим последовательным, естественным чередом(образ реки). Осознал, что в этой последовательности ты очень много факторов не улавливаешь для реализации своего развития, возможно этих факторов сотни.(Возможно из-за определенных факторов просветление вообще тебе не суждено: в твоей реке может быть не предусмотрено золотой рыбки) То ты просто отпускаешь свое негодование по поводу не происходящего с тобой просветления, и просто живешь.

    Это раз.

    Но если после этого, у тебя все еще остался какой-то интерес к теме просветления, то ты просто внимательно исследуешь многочисленные факторы, которые потенциально возможно к нему ведут. Выстраиваешь свою систему. Разбираешься. Исследуешь. И никуда не спешишь.

    Это два.

    На мой взгляд в умственной последовательности не может быть страдания, негодования и т.п. Негодование из-за не свершившихся ожиданий насчет своего развития у человека происходят как-раз из-за нарушения последовательности в уме. Человеку надо что-то( результат развития, просветление и т.п.) Но он игнорирует последовательность, закономерности жизни. Игнорирует то, что если он наловил в реке селедки и шпрот, то значит эта такая правильная закономерность. И бессмысленно тут негодовать.

  4. А я кстати не имею ничего против «овощного» состояния. Это тоже принятие естественного роста и своего естества. Важно только понять, какой-ты овощ или фрукт и … расти) На счет чуткости — есть даже такое состояние в восточных практиках «слушать издалека»

  5. «психологи клиентов не переделывают» — разве может кто-то кого-то переделать? Завести в иллюзии и запутать — да. И то, если человек сам позволяет. Игорь, картинки супер! И где это ты такие только находишь?

  6. Я согласна с тем, что для определённого уровня развития нужно созреть. И с тем, что нужно прислушиваться к своему состоянию, а так же присматриваться к состоянию окружающего мира. И наслаждаться этими процессами.

  7. Недовольство уловом. Если исследовать это чувство, возможно мы увидим, что это естественная и нужная наша часть. Его не назовешь приятным, но благодаря этому чувству человек совершает множество своих свершений.
    У разных людей оно разной силы. И это нормально ) Не стоит быть недовольным своим недовольством )

  8. Не стоит, конечно, ведь это путь к узнаванию своих возможностей и реальных ограничений. И избавление от иллюзий.

  9. Комментарии почистил. Посторонний базар и дифирамбы удалил.
    Пожелание ко всем — писать по теме статьи хотя бы первые 20 комментариев. Дальше уже не так строго.

  10. Из-за недовольства собой и своей жизнью возникли в свое время вопросы — почему, зачем и как это исправить. Поиск ответов на эти вопросы привел меня в итоге к удивительным результатам.Вот на этот сайт в том числе:) Поэтому не так уж это и вредно — быть недовольным.

Добавить комментарий для vlad Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.