О тщеславии

Размещение и обсуждение статей из разных источников по тематике форума

О тщеславии

Сообщение Анна » Ср окт 02, 2013 7:04 pm

" 3. Дух отчаяния веселится, видя умножение грехов; а дух тщеславия, когда видит умножение добродетелей; ибо дверь первому множество язв, а дверь второму изобилие трудов.
4. Наблюдай и увидишь, что непотребное тщеславие до самого гроба украшается одеждами, благовониями, многочисленною прислугою, ароматами и тому подобным.
5. Всем без различия сияет солнце: а тщеславие радуется о всех добродетелях. Например: тщеславлюсь, когда пощусь; но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием; замолчу, и опять им же победился. Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх.
6. Тщеславный человек есть идолопоклонник, хотя и называется верующим. Он думает, что почитает Бога; но в самом деле угождает не Богу, а людям.
...
11. Льстец есть слуга бесов, руководитель к гордости, истребитель умиления, губитель добродетелей, отводитель от истинного пути. Блажащии вас, льстят вы (Исаии 3, 12), говорит Пророк.
12. Людям великим свойственно переносить обиды мужественно и с радостию, святым же и преподобным - выслушивать похвалу без вреда.
13. Видал я плачущих, которые, будучи похвалены, за похвалу воспылали гневом; и как случается в торговле, променяли одну страсть на другу."

ЛЕСТВИЦА ИЛИ СКРИЖАЛИ ДУХОВНЫЕ
преподобного отца нашего
ИОАННА
игумена Синайской горы
Анна
Грань форума
 
Сообщения: 2563
Зарегистрирован: Вт май 07, 2013 8:12 am

Re: О тщеславии

Сообщение Анна » Ср окт 02, 2013 7:06 pm

"Если бы кто-то случайно наблюдал за группой обезьян Старого Света в естественных условиях или в просторном вольере, то он наверняка заметил бы следующее. Прежде всего наблюдатель обнаружил бы, что группа имеет определенную организацию или структуру. Внутри этой группы существовали бы подгруппы. Одна из этих подгрупп состояла бы из взрослых самок и их не достигшего самостоятельности потомства. Некоторые из взрослых самок пользовались бы большим авторитетом и уважением, чем другие. Это почтительное отношение распространялось бы и на детенышей таких особей. Один из самцов стоял бы особняком от группы. Он двигался бы среди них, выпрямившись, подняв голову и задрав хвост. Движения его тела были бы медленными и неспешными, а при встрече с другими обезьянами он будто бы бесцеремонно оценивал их. Если бы наблюдатель-человек захотел применить к этим животным человеческие категории, то приписал бы этому самцу почти королевские манеры. В человеческом обществе в разговоре с кем-либо, имеющим высокий статус, часто используется термин «глубокоуважаемый». Среди макак-резус понятие «глубокоуважаемый» приобретает буквальное значение. Самец-«альфа» или вожак (о котором сказано выше) - это индивид, на которого остальные члены группы смотрят больше, чем на других. Подсчет количества взглядов однозначно говорит о том, что «альфа» является объектом самого внимательного изучения со стороны других членов группы.
По мере наблюдения стало бы очевидным, что вожак первым получает доступ к любым ресурсам. К их числу относится все - выбор места для сна, еда, право спариваться. Любой индивид, достаточно наглый, чтобы ущемить вожака в праве на ресурсы, сразу становился бы объектом жестокой и агрессивной атаки. Такие схватки наблюдались бы достаточно редко и, как правило, были бы прямой попыткой другого животного сместить «альфу» с его высокой позиции. В большинстве случаев подчиненные (занимающие более низкий ранг) уходили бы с дороги, демонстрируя свое молчаливое согласие с желаниями особи высокого ранга. Это общение происходило бы на уровне мимики, позы, жестов и некоторых других поведенческих реакций. Типичные реакции подчиненного включали бы в себя отведение взгляда, опускание головы, пресмыкание или оскал зубов в испуганной гримасе. Реакции доминирующей особи состояли бы из неподвижного взгляда, полностью выпрямленной позы и (иногда) короткого толчка в сторону потенциального сородича-помехи. Исключая «альфу» и занимающего самого нижнее положение («омегу»), каждый член группы имел бы, по крайней мере, одного индивида, доминирующего над ним, и одного подчиненного. Эти отношения формировали бы иерархическую структуру, называемую иерархией статусов или иерархией доминирования. Иерархию доминирования можно определить как совокупность устойчивых агрессивных-подчиненных отношений внутри группы животных (Wilson, 1975)."
Палмер Д., Палмер Л. Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sapiens
Анна
Грань форума
 
Сообщения: 2563
Зарегистрирован: Вт май 07, 2013 8:12 am

Re: О тщеславии

Сообщение Анна » Ср окт 02, 2013 7:08 pm

Интересно, как можно победить то, что формировалось в ходе миллионов лет эволюции :roll:
Остается признать, что это есть. Также как и все другое.
Анна
Грань форума
 
Сообщения: 2563
Зарегистрирован: Вт май 07, 2013 8:12 am

Re: О тщеславии

Сообщение Анна » Чт окт 03, 2013 8:45 am

"Современные охотники и собиратели - не идеальная модель наших предков из плейстоцена. Тем не менее они - значительно более адекватная модель, чем современные сообщества людей, использующие технику, или даже чем земледельцы и скотоводы, так как подразумевается, что в плейстоцене не существовало ничего подобного. В таких группах собирателей и охотников общество в основе своей равноправно. Другими словами, нет четкой структуры доминирования (Erdal & Whiten, 1994). В этих сообществах к мнению лучших охотников прислушиваются, планируя коллективную охоту. Но если эти лидеры попытаются установить личное доминирование, остальные члены группы быстро «осадят» их. То же самое происходит при разделе пищи. Если кто-то попытается забрать все себе, остальные члены сообщества сразу же выступят против него. Основной принцип в этих группах - «никто не должен получить больше, чем я». Необходимость такой системы в охотничьем сообществе очевидна. Охота - это деятельность, сопряженная с большим риском. Кооперация нескольких людей с большей вероятностью будет плодотворной, чем усилия одиночки. Более того, если убит крупный зверь, охотник, принеся добычу домой, сможет использовать лишь малую долю мяса (даже вместе с семьей и родственниками). Большая часть туши испортится и пропадет, если не будет разделена между всеми. Собственнические интересы проявляются и в таких «равноправных» группах. Имеющие излишек мяса иногда пытаются избежать дележа, а не имеющие мяса порой делают попытки украсть его (Turnbull, 1965). Для описания такой сложной системы дележа пищи Эрдал и Вайтен (Erdal & Whiten, 1994) предложили термин «бдительный дележ». Члены группы хотят получить достаточно для себя и в то же время быть уверенными, что никто не получит больше, чем они.
Хотя среди антропологов ведутся дискуссии относительно точной продолжительности периода собирательства и охоты в истории человечества, очевидно, что он представляет собой очень длительный отрезок времени. Оценки варьируют от десятков тысяч до сотен тысяч лет. Есть мнение, что охотничьи племена гоминид промышляли в течение всего плейстоцена (более двух миллионов лет). Если даже мы будем придерживаться более консервативных мнений, весьма вероятно, что охота существует как минимум около ста тысяч лет. Так как общинная фаза собирательства и охоты представляет собой значимый отрезок эволюционной истории, Эрдал и Вайтен высказали мнение, что она стала частью репертуара наших врожденных предрасположенностей. Равноправная система собирателей и охотников перестала быть социальной стратегией лишь после изобретения земледелия и одомашнивания копытных. Когда индивид получил возможность монополизировать ресурсы и централизовать власть, появился новый тип системы доминирования (Betzig, 1993). Обсуждая повторное появление иерархии у людей, Эрдал и Вайтен делают следующий комментарий: «Такие иерархии - не просто возрождение иерархии обезьян, они уникальны для человека по поведенческим и культурным признакам» (Erdal & Whiten, 1994, p. 178). С появлением в человеческом социуме новых систем доминирования каждый индивид стал частью не одной иерархии доминирования, а множества иерархий. Вот пример из современной жизни: один и тот же человек может быть значительно доминирующим по линии карьеры, предположим - директором банка. В спортивном клубе он может быть игроком в теннис средней категории. А дома он может занимать нижнее положение, подчиняясь жене и дочерям, и так далее. Итак, психология каменного века, которая еще живет в нас, несет в себе не только предрасположенность к жизни в иерархии, но и сильную потребность в равноправном образе жизни. Когда древний, генотип пробуждается в сложном, социальном и технологическом XXI веке, неудивительно, что многие люди начинают страдать от больших проблем."
Палмер Д., Палмер Л. Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sapiens
Анна
Грань форума
 
Сообщения: 2563
Зарегистрирован: Вт май 07, 2013 8:12 am

Re: О тщеславии

Сообщение Анна » Чт окт 03, 2013 9:06 am

Можно ли сказать, что тщеславие является одним из заложенных в нас рефлексов? Мы можем увидеть его проявления в разных ситуациях. Но стоит ли делать из этого проблему? Мы увидели и улыбнулись своему и чужому тщеславию. :)
Надо ли что-либо называть грехом? Зачем-то, наверное, надо. Но пока не поняла зачем. Может быть, когда мы используем заложенное в нас во вред себе, тогда это становится грехом?
Любой недостаток может стать достоинством, если мы научимся им пользоваться. «Цель жизни — самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность — вот для чего мы живем» (Майкл Каннингем «Дом на краю света»). Если так, то задача воспитания и любой помощи человека человеку – это помочь увидеть то, что есть, и как это использовать?
Анна
Грань форума
 
Сообщения: 2563
Зарегистрирован: Вт май 07, 2013 8:12 am

Re: О тщеславии

Сообщение wp2 » Чт окт 03, 2013 9:31 pm

Анна писал(а):" 3. Дух отчаяния веселится, видя умножение грехов; а дух тщеславия, когда видит умножение добродетелей; ибо дверь первому множество язв, а дверь второму изобилие трудов.
4. Наблюдай и увидишь, что непотребное тщеславие до самого гроба украшается одеждами, благовониями, многочисленною прислугою, ароматами и тому подобным.
5. Всем без различия сияет солнце: а тщеславие радуется о всех добродетелях. Например: тщеславлюсь, когда пощусь; но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием; замолчу, и опять им же победился. Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх.
6. Тщеславный человек есть идолопоклонник, хотя и называется верующим. Он думает, что почитает Бога; но в самом деле угождает не Богу, а людям.
что-то я так и не уразумел, хорошо это тщеславие или нет... :roll:
Вначале о нём хорошо написано, а в конце...
Аватара пользователя
wp2
Грань форума
 
Сообщения: 7012
Зарегистрирован: Пн дек 21, 2009 4:15 am
Откуда: Полтава

Re: О тщеславии

Сообщение Алиста » Чт окт 03, 2013 10:36 pm

А чего хорошего в тщеславии, в стремлении к тщетной славе? Тщеславие - желание возвысится в глазах других людей или в своих собственных. Даже обладая какими-то качествами (уж не говорю вещами) или совершая какие-то поступки, которые могут вызвать восхищение или одобрение окружающих, можно относится к этому спокойно, а можно ощущать самодовольство, вот, мол, я каков. За мной тоже водится этот грешок. Приходится опускать себя с небес на землю. А если подумать, зачем она нужна мне, эта слава, что она мне дает? Я что, стану лучше, если меня кто-то похвалит, восхитится мною? Все это пустое, тщетное, грех, можно сказать или грешок, в зависимости от тяжести случая.
Аватара пользователя
Алиста
Словоблуд
 
Сообщения: 91
Зарегистрирован: Сб июл 06, 2013 3:14 pm

Re: О тщеславии

Сообщение Budoka » Пт окт 04, 2013 12:10 pm

Уж не знаю, как там насчет греха, бо не силен в философии христианства.
Но, в принципе, людям тщеславным иногда завидую белой завистью. Говорит же народная мудрость, что наглость - не порок, а второе счастье.
Budoka
В теме
 
Сообщения: 1362
Зарегистрирован: Сб июн 15, 2013 2:33 pm

Re: О тщеславии

Сообщение Анна » Сб окт 05, 2013 8:09 am

Сделала ошибку, упустив начало. Я поэтому теряется общий смысл. Исправляю.

" 1. Некоторые имеют обыкновение писать о тщеславии во особенной главе, и отделять оное от гордости; посему и говорят они, что начальных и главных греховных помыслов восемь. Но Григорий Богослов и другие насчитывают их семь [1]. С ними и я более согласен; ибо кто, победив тщеславие, может быть обладаем гордостию? Между сими страстями такое же различие, какое между отроком и мужем, между пшеницею и хлебом; ибо тщеславие есть начало, а гордость конец. Итак, по порядку слова, скажем теперь вкратце о нечестивом возношении, о сем начале и исполнении всех страстей; ибо кто покусился бы пространно о сем предмете любомудрствовать, то уподобился бы человеку, который всуе старается определить вес ветров.
2. Тщеславие, по виду своему, есть изменение естества, развращение нравов, наблюдение укоризн. По качеству же оно есть расточение трудов, потеря потов, похититель душевного сокровища, исчадие неверия, предтеча гордости, потопление в пристани, муравей не гумне, который, хотя и мал, однако расхищает всякий труд и плод. Муравей ждет собрания пшеницы, а тщеславие собрания богатства: ибо тот радуется, что будет красть; а сие, что будет расточать. "
ЛЕСТВИЦА ИЛИ СКРИЖАЛИ ДУХОВНЫЕ
преподобного отца нашего
ИОАННА
игумена Синайской горы
Анна
Грань форума
 
Сообщения: 2563
Зарегистрирован: Вт май 07, 2013 8:12 am

Re: О тщеславии

Сообщение Анна » Сб окт 05, 2013 8:29 am

Что хорошего в тщеславии? Раз оно появилось и въелось довольно глубоко, значит, в нем был практический смысл? Если внимательно понаблюдать за собственными проявлениями, можно увидеть – как много мы делаем мотивированные тщеславием. И мы можем принести и приносим реальную пользу людям под действием силы тщеславия. Если мы думаем, что не подвержены тщеславию, не тщеславие ли это нашептывает?
Другое дело, когда человек лезет в бутылку и обижается на весь мир, когда его тщеславие не удовлетворено. Здесь эта сила оборачивается против нас. Но не стоит из-за этого обижаться на собственное тщеславие.
:)
Анна
Грань форума
 
Сообщения: 2563
Зарегистрирован: Вт май 07, 2013 8:12 am


Вернуться в Статьи



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron