Без рекламы

Благодарю тех, кто не ограничился формальными "спасибо", а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

Опросы

Что вам ближе?

  • Правда, какой бы она ни была безжалостной. (63%, 258 Голос.)
  • Что-то усредненное. (32%, 131 Голос.)
  • Идеалы и мораль, какими бы насильственными над личностью они ни были. (5%, 22 Голос.)

Голосовавших: 411

Загрузка ... Загрузка ...

Раскрепощение и социопатия

Обзорная статья

По сути тот главный процесс, которому содействует психолог во время своей психотерапии — это раскрепощение клиента. Большая часть психических проблем держится на ограничивающих убеждениях о том, какой должна быть жизнь. Поэтому и психологам эти убеждения клиентов приходится ломать. Отдельные духовно-эзотерические учения идут дальше, объявляя, вообще, все концепции и убеждения ложными, а освобождение от их навязчивого влияния — за истинную духовную цель, чтобы став просветленным, как Будда, человек освободился от страданий. На пути этого самоосвобождения пролегает один скользкий рубеж — уже упоминал его в статье о правильной жизни, а здесь хочу сказать об этом подробней.

Все, что мы знаем — мысли. Без них нет ни нас, ни мира. Все возникает вместе с нашим «знанием». Одни знания практичны и отражают закономерности происходящего. Другие знания — деструктивны и приводят к пустым страданиям.

Карен Хорни написала на мой взгляд самую информативную книгу по психологии — «Невроз и личностный рост», где наглядно отобразила психические тупики наших лживых знаний. Порождаются они убеждениями о том, как должно быть. Эти твердые несогласия с происходящим создают непрерывное страдание от неспособности просто быть собой и принимать этот самый момент жизни.

Нацелившись на совершенство, нутро обязует себя сопротивляться реальному. В итоге растет презрение к себе и своей жизни из-за их несоответствия выдуманным идеалам.

Карл Густав Юнг где-то говорил о том, как видят наше западное общество индейцы: «Во взгляде белых людей — застывшая озабоченность, они все время что-то ищут, им всегда чего-то не хватает, они беспокойны и напряжены. Мы не понимаем, чего они хотят. Они кажутся нам сумасшедшими».

Карлос Кастанеда в своих книгах упоминал термин «тональ» — это описание мира, навевающее видимость знания о происходящем. Тональ по его словам должен бы исполнять роль оберегающего хранителя. Но как бы переквалифицировавшись, он скорей работает сдерживающим стражем, заточающим душу в тисках стесняющих убеждений.

Психическое раскрепощение высвобождает внимание, ранее прикованное к грезам ума. Человек начинает чувствовать, что он есть здесь и сейчас сам в себе в эпицентре существования, и перестает торопить жизнь — гонка за фантастическими идеалами прекращается.

И где-то здесь внимательный искатель задается вопросом: «А что же сдерживает лишенного всех барьеров человека от преступлений, безумия и хаоса?»

Раскрепощение и социопатия

Возможно, вы слышали о таком диагнозе, как диссоциальное расстройство личности, или иначе — социопатия. Упрощенно говоря, социопат — это человек, у которого не работает совесть.

Термин уже входит в моду, его активно муссирует кинематограф. Образы относительно мирных, хотя и не самых реалистичных социопатов: Декстер, Ганнибал, Шерлок, Доктор Хаус из одноименных сериалов. Их изображают сильными и даже гениальными личностями. И зрители невольно полагают, что быть раскрепощенным социопатом — это даже круто.

В том же кинематографе социопатом выставляют почти каждого маньяка-убийцу. С реальной статистикой не знаком, но допускаю, что дело обстоит схожим образом. Вполне логично, что мертвая совесть снимает с личности целый ряд барьеров.

Социопат подобен хищнику на пастбище травоядных. Он не чувствует жалости и сострадания, а чужие идеалы добра воспринимает как удобные рычаги для своих манипуляций.

Социопатия формируется, если человек с раннего возраста вместо заботы и любви получает насилие. Его в детстве не щадили и сам он щадить не обучен, поэтому чужую потребность в жалости воспринимает с холодным равнодушием. В сознании такого человека с детства формируется убежденность, что на любовь в этом мире рассчитывать нельзя, словно ее и вовсе не существует.

Все же социопатия не подразумевает неминуемой практики какого-то криминала — человек может жить и социально одобрено.

Здесь я привожу в пример этот диагноз, чтобы подчеркнуть, насколько неоднозначно может протекать душевное раскрепощение.

Золотая середина

Взлом идеалов действительно чреват потерей привычных ориентиров. Человек перестает понимать, зачем ему быть «хорошим» вынужденно — и это палка от двух концах. Уже покалеченной психике действительно помогает узда морали, чтобы удерживаться страхом и виной от деструктивного поведения.

Казалось бы все просто — вводим правила, подавляем «неправильное» — и живем себе в мире. Но в итоге именно неумение себя выражать и грубое подавление нутра заводят в такое состояние, когда душить собственную энергию уже не остается никаких сил; «клапан» срывает и раскаленные эмоции высвобождаются взрывной реакцией в примитивных, порывистых поступках, осуждаемых общественностью формально в судах и неформально — моралью.

А если эмоции не выпускать совсем, то психика закрепощается в апатичной отчужденности, а тело подвергается психосоматическим недугам. Так что идеальным по принуждению не стать никак.

С одной стороны убеждения, доросшие до идеалов дают опоры — упрощенную карту жизни, где обозначены «правильные» и «запретные» направления. С другой стороны идеалы в целом ограничивают настолько топорно, что без всякого разбора подавляют не только животные наклонности, но, в том числе и естественный потенциал личности. В итоге сама личность перестает расцветать, выхолащивается и становится придатком собственных убеждений. Тот самый пример, когда с «грязной водой» выплескивают и «внутреннего ребенка».

Я вовсе не поощряю и не оправдываю аморальное поведение. А только говорю о том, что именно отказ от самонасилия приводит к естественному нежеланию насиловать и других людей. Только свободный человек уважает и свободу окружающих. А закрепощенный будет чужой свободе завидовать и гневаться, принуждая закрепоститься наравне с ним.

В давней статье о развитии личности я озвучивал теорию, которой придерживаюсь и по сей день. Осознанный человек не нуждается в помощи автоматических поводырей собственного поведения в лице стыда и вины.

Здоровому человеку вовсе не хочется уничтожать окружающих. Мы все просто хотим любить себя и свою жизнь — принимать ее реальную. А вынужденная доброта сквозь зубы из страха понести наказание — это меркантильная ложь, ничего святого в себе не содержащая.

Некоторые примеры

В недавней статье «Как победить лень и силу воли» я разбирал ложный идеал сильного волевого характера и противопоставляющуюся ему лень и слабохарактерность, которых стыдятся.

В статье «Идеал отношений» говорил о ложных голливудских сценариях, на которые в отношениях рассчитывают, отказываясь признавать реальную жизнь.

В статье «Чувство справедливости» говорил о том, как собственное зло прикрывают праведными намерениями.

В статье «Должны ли мы любить» говорил о том, что вынужденная любовь — это оксюморон. Нет такой обязанности — любить. Сердцу не прикажешь и стыдиться тут нечего.

В статье «Верность измена и свободные отношения» говорил о том, как иногда собственную зависимость и несамостоятельность прикрывают идеалом верности.

В статье «ЧСВ 2» говорил о том, как, стыдясь своей неидеальности, пытаются с помощью наигранной крутизны, понтов и хвастовства срубить максимум халявной любви.

В статье «Мир взрослых детей» говорил о том, как все стыдятся своей неуверенности, словно тайной проказы, потому что наивно верят, будто живут в мире взрослых людей.

В статье «Ревность и любовь» говорил о том, как прикрывают зависимость и контроль, выдавая за такую большую «любовь».

В статье «Страх ошибок» говорил о том, как безосновательно стыдятся своей неопытности в чем-либо, принимая за личную бракованность, из-за ложной обязанности даже в новых для себя делах действовать профессионально.

Свобода

Для неподготовленной психики потеря значимых ориентиров может обернуться серьезным стрессом, поэтому толковый психолог не подталкивает к тотальной раскрепощенности от идеалов, а чутко проводит клиента через его актуальный урок. Иногда новым урокам приходится учиться на ходу, встречая последующую стадию душевной свободы совместно (если урок слишком сложный, психологу надлежит клиента передать более опытному специалисту).

Поэтому и на сайте я не выражаю самые беспощадные к опорам личности правды, а пишу осторожно о том, к чему большинство подготовлено. Неподготовленный читатель сам отрицает и закрывается — и это в порядке вещей.

Вероятно мораль общества, наравне с порождаемыми ей неврозами — это неизбежный этап душевного роста. Но этап этот обществом переоценивается. На этом сайте (в блоге и на форуме) мы от морализации воздерживаемся, говорим о свободе и подводных камнях на пути к ней.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

П.С.
Человек в маске на первой картинке — Уилл Грэм из сериала Уилл «Ганнибал».
Мужчина с красным шариком на второй картинке — Декстер из сериала «Декстер».
Мужчина со скрипкой на третьей картинке — Шерлок из сериала «Шерлок».
Мужчина над зеленой рассадой на четвертой картинке — Ганнибал из сериала «Ганнибал».
Мужчина с леденцом на пятой картинке — Доктор Хаус из сериала «Доктор Хаус».

  • Даниил

    Спасибо Игорь! Заметил, что при прочтении статей становится как-то легко и свободно. Постоянно в этот момент возникает радость, будто всё!!! Теперь я свободен, я всё понял! Но стоит выйти в общество и коснуться реальности, как ситуация резко меняется.

  • Путь к совершенству бесконечен, да? )

  • ua3xds

    После прочтения статей, указанных здесь, среди знакомых могу спокойно иметь ярлык социопата. При этом жизнь стала намного легче. Например, будучи в счастливом браке с тремя детьми, вчера спокойно обсуждали с женой, как может выглядеть наша жизнь в будущем друг без друга. В среде моих знакомых такое посчиталось бы сумасшествием.

  • Матвей Петрачков

    Как же избежать впадение в распущенный образ жизни, после снятия подавлений ? Ответ тут же. Подавляем мы то что связано с болью. То есть чаще всего некий жизненный, непрерывный процесс мы запоминаем (всё это происходит в доли секунды). А в памяти ломаем его пополам и половину там где испытывали радость помещаем в «над сознание», а вторую часть, там где попытка продолжить, повторить процесс принесла боль мы тут же выдавливаем в «под сознание». Это рождение того, что иногда называют «двойственность». Если подавление снять полностью, искренне без остатка, мы начинаем видеть боль, которую получаем в результате чрезмерного желания. Так мы не сможем быть сознательно распущенными, потому что будем видеть (ранее подавленную) боль, которую приносим себе и окружающим. Мы будем видеть точно тот момент с которого прекращается радость и начинается боль и корректироваться в соответствие с собой и коллективом.
    Согласен с тем, что начинать можно с отношения к себе. В реальности, начать с отношения к себе это можно назвать модным сейчас словом «лайвхак» в мире «духовных практик» (в действительности лайвхак это не взлом жизни, это взлом собственного ума). Так как наши желания к другим, притеснения других, агрессия к другим это вторичная штука. Это лишь проекция игры (желаний, подавлений, агрессии) нашего сознания с одетыми в маски собственными объектами ума. Когда мы начинаем уважать и оберегать собственную жизнь, это тут же проецируется на все отношения «снаружи». Можно сказать так, что мир полностью меняется. Мы начинаем видеть другой мир. Всем Здоровья !)

    • Матвей Петрачков

      Заметил за собой то, что уже не впервые описываю устройство подавления частично, разрозненно. И это можно несоответственно понять. На сегодня я вижу это так (попробую «нарисовать» более-менее цельную метафору, хотя это «стандартный/базовый» вариант устройства подавления, бывают и более замысловатые, многоуровневые варианты): Допустим, у человека, как у существа, в центре есть душа. Её базовое движение можно назвать «желание жить» и «реализация этого» желания. Представим, что это желание ствол дерева, — вишни. Вишня тянется к Солнцу, желает жить. Кроме того она начинает желать жить «как-то». И выражает она эти варианты желания в такой форме, как ветви. У вишни появляется намерение рости своими ветвями к солнцу рядом с ветвями яблони. Одна из её ветвей идёт в рост, тянется к яблоне и упирается в железобетонный забор. Ветвь испытывает сопротивление и боль. Тогда она меняет направление роста, чтобы обойти забор справа. Справа тоже забор. Ещё одна боль. пытается обрасти забор слева. Снова сопротивление и боль. Так варианты осуществления намерения рости вместе с яблоней, вишня начинает вытеснять из внимания в «подсознание». Чем больше способов достижения вишня вытеснила как больные тем сильнее уходит в подавление основание этих вариантов, ветвь под названием желание рости рядом с яблоней. То есть вместе с формами проявления, способами, вишня начинает подавлять сам первичный мотив (если не считать ствол — «желание жить»). Наша вишня подавлена, но пока ещё продолжает искать нужное направление. И вот при очередном натыкании на забор её ветви оказываются рядом с кустарником смородины. «А что…» — думает вишня — «не так уж и плохо, если причесать и навести лоск, очень даже похоже на яблоню». Эта ветвь вишни и данная её форма и направление селятся рядом с кустом смородины. Утверждаются в этой комфортной форме. Там и мало света и направление роста больше к земле, чем к солнцу. Вишня придумывает систему оправданий такого результата и подделывает первичный мотив. И, естественно, подавляет полностью первичный мотив этой ветви — «желание жить рядом с ветвями яблони». Такое явление можно назвать сублимацией с подавлением первичного мотива. Вишня укоренилась в затухающем (мало света) комфорте и выстроила оборону против собственного первичного мотива. Примерно так. Окончание истории: в этой истории я представил, что вишне нужно было вырости ещё на десять сантиметров, вдоль забора, вверх, по направлению к солнцу. Там забор заканчивается и видны ветви яблони. Здоровья всем! )

  • Dashken

    В своём естественном(первозданном) состоянии мы(люди) не просто «хорошие», мы «святые». Возможно, это лишь очередное моё убеждение. Здоровому человеку уничтожать не хочется. Больной человек совсем другое дело. Кто хоть раз в жизни сталкивался с психопатом знает насколько такие люди любят играть на морали других людей.

  • Неважно

    «на сайте я не выражаю самые беспощадные к опорам личности правды, а пишу осторожно о том, к чему большинство подготовлено»
    Это и заметно, чувствуется что недоговариваете…
    Давно хочется сказать: «Ломай меня полностью, полностью ломай» (с)
    Все жду статью в духе «Контрольный выстрел в голову эго», а то все ходим вокруг да около…

    • Игорь Саторин

      Все спереди.

      • Неважно

        Самое крутое впереди, до него осталось пол пути, и мне уже почти, почти не больно… (с)