Без рекламы

Благодарю тех, кто не ограничился формальными "спасибо", а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

Опросы

Что хочется больше: новый роман, или новых статей?

Результаты опроса

Загрузка ... Загрузка ...

Самооценка субличности

Ложные личности Сегодня попробую обратить внимание читателей на еще один ракурс с которого драма личности, увязшей в доказательствах своего права на признание и уважение, отображается относительно наглядно.

Для друзей и близких наша персона может быть любимой, для начальника – мелкой, для обидевшегося партнера – дурной, для посторонних с соседней улицы – ничего незначащей. Является ли она какой-то «вообще» вне узких отношений? И что это (так называемое) «Вообще» за субстанция?

В прошлых статьях о самооценке я уже говорил, что наше нутро не может быть оценено в общем и целом. Нельзя сказать объективно, что человек – плохой, или хороший «вообще». Даже святых могут презирать, а тиранов и маньяков уважать в определенных кругах. А для реальности как таковой никто не является ни плохим, ни хорошим, ни сколько-нибудь значимым – это просто нечто происходящее – вариации звездной пыли. А все оценки субъективны и ситуативны.

Одна из главных причин неуверенности в себе как раз в том и заключается, что мы верим, будто нашу персону можно оценить не просто субъективно и по ситуации, а глобально, будто есть некая коренная основа личности, причисляемая к конкретному сорту – от низшего до высшего. При таком подходе как раз и делают обобщающие утверждения о себе и окружающих, дескать, «вот, этот человек – вообще, неудачник и ничтожество. А тот, вообще, – хороший и успешный.

Насколько легко и непринужденно мы в своем уме клепаем окончательные ярлыки на других, настолько же порывисто и переменчиво оцениваем и самих себя. Когда что-то получается, мерещится, будто «я» – возвышенно и прекрасно. Когда допускаются ошибки, или поведение выходит из рамок идеального, тогда собственное «я» может показаться грешным и второсортным.

Так происходит, когда личность представляет собой не цельную структуру, а набор сменных ролей – эдакий букет возможных отождествлений. Это – гурджиевские ложные личности, которых, отождествляясь, мы принимаем за себя. В психологии примерно то же самое подразумевают под термином «субличность».

Ложные тождества

СубличностиСубличности могут друг другу в корне противоречить. Одно причисляет себя к умным и одухотворенным, другое – к дурным и падшим. Такая смена ролей происходит, например, когда меняется внешний рейтинг. Распространенно при отказе в любви себя чувствуют ненужными и дешевыми, а любви удостоившись, – ценными и заслуживающими удачной судьбы.

Когда на «экране» сознания происходит смена транслируемых субличностей, то в какой-то степени меняется все: повадки, жесты, выражение на лице, мысли и состояния – иногда до неузнаваемости. В считанные секунды можно стать потухшим, или напротив – цветущим и самоуверенным – и это не реальная уверенность в себе, а всего лишь на время повышенная самооценка, склонная снова и снова скатываться в яму мрачных отождествлений.

Пока в глубинах души сохраняется арсенал противоречащих друг другу субличностей, ожидающих своего часа на троне нашего «я», человек мается от постоянной неуверенности в себе – то ли он «тварь дрожащая, то ли право имеющий». Субличности подобны островкам, на которых временно закрепляется самооценка – и низкая, и высокая.

Таящиеся в бессознательном ложные личности с ярлыком низкого сорта могут ощущаться в повседневности, как леденящие душу подозрения на свой собственный счет. Субличности с высоким рейтингом фонят из бессознательного желаниями и надеждами. Когда такие желания осуществляются и надежды оправдываются, тогда позитивное «я» на время становится актуальным тождеством, которое принимается за себя. Обратный откат, как правило, происходит с болезненной ломкой.

Большая часть всех наших вращений в реальности происходит как раз в таком лавировании, где негативные унизительные тождества всеми силами избегаются, а позитивные возвышающие всеми правдами и неправдами притягиваются – иногда более-менее реалистично, иногда откровенно за уши. Крайние случаи – Христы, Наполеоны и др. «важные» люди из психиатрических учреждений.

Да-да, это все та же старая добрая тема о чувстве собственной важности.

Рационализация

субличностиПросчеты, ошибки и чужое мнение задевают, когда резонирует с негативными тождествами из бессознательного, словно человека заставляют признать, какое же он все-таки ничтожество. В таком ключе даже нейтральные наблюдения на чужой счет могут внезапно вызвать обиду и злость просто потому, что задевают застарелые раны. Позитивные оценки радуют по аналогичной причине – когда дают шанс проснуться и вступить в силу субличностям, уверенным в своем праве на признание и любовь.

Резонанс с ситуацией подключает конкретную роль, которой вроде как присуще происходящее поведение. Неудача подключает внутреннего неудачника, успех – баловня судьбы. При этом очередная субличность изначально функционирует в полном отрыве от действий, которые себе приписывает, и возникает, как последующая психическая реакция на эти действия – рационализация уже случившегося. То есть сначала реализуется поведение и уже после – в сознании возникает образ себя, который это поведение берет на свой счет.

Представьте писателя, создавшего две независимые истории – в одной он рисует самодовольного «грешника», почитающего себя за праведника, в следующей – раскаявшегося праведника, который, вдруг, осознал себя грешником из первой истории. Обе личности – поддельные и упускают главное – собственный источник – пространство творческого ума, в котором они возникли.

Таким образом и поддерживается видимость ложного единства противоречащих друг другу субличностей. Объединяет их лишь «холст», на котором они друг друга сменяют.

Уверенность в себе

УверенностьПо мере вскрытия ложных тождеств, нарастает понимание, что любая качественная оценка собственного «я» на уровне «хорошо»-«плохо» – один большой самообман. Оценить можно разве что внешнее поведение, присущее очередной субличности – и то субъективно.

Здесь, на progressman.ru я часто говорю о ценности самопознания. Когда знаешь, каков ты есть и на что в этой жизни со своими качествами можешь реально рассчитывать, тогда чужое мнение воспринимается без всяких штыков и праздничных эйфорий – всего лишь мнение – порой, откровенно пристрастное.

То есть реальная уверенность в себе – это не повышенная самооценка, а такое основательное и твердое знание себя, которое перестает зависеть от критики, похвалы, частных провалов и успехов.

И это не какой-то капризный индивидуализм, а трезвая смелость «судить» о себе самостоятельно. Уже ради этого целесообразно собственное сознание прояснять, чтобы опираться уверенно прежде всего на собственные реалистичные ощущения о происходящем.

Иначе получается диковинная ситуация. Для одного оценщика наше «я» – дрянная помеха, для второго – божественный дар. И тогда самооценка пускается в свободный полет, ее штормит и швыряет по крайностям – от кромешного ужаса до счастливого облегчения, словно в поисках окончательной правды о самом себе.

Поэтому, когда ситуация все-таки побуждает снова и снова в себе сомневаться и о чем-то переживать, – это явный признак избегаемого опасения на собственный счет. В таком ключе целесообразно перестать себя успокаивать и поглядеть своему страху открыто в глаза.

В конце концов «звездной пыли» переживать не о чем – она просто есть.

В следующей статье вероятно попробую описать одну несложную практику смирения со своими субличностями, которую на разных этапах предлагаю большинству клиентов.

© Игорь Саторин

Статья «Самооценка субличности» написана специально для progressman.ru
При использовании материала обязательна активная ссылка на источник.

Адрес документа на сайте: http://progressman.ru/stardust/

Другие статьи по этой теме:

  • Игорь Саторин

    Аудио-версия текста доступна на моей странице в ВК: https://vk.com/igorsatorin

  • dan

    Я бы ещё добавил, что субличность, это способ взаимодействия с окружающим миром. Если способ не работает, субличность в шоке, если работает, укрепляется. Но увы одна и та же субличность то работает, то нет.

  • Catherine

    Образно, субличности — как одежда, которую мы носим в зависимости от погодыобстоятельств. Зимой среди сугробов — шубашапка, летом на морях — бикинипанамка. Главное не забывать, что мы — не эти шмотки, а тот, кто носит их.

    • Игорь Саторин

      И кто же мы?)

      • Catherine

        Может где-нить там, в вечности, и узнаем себя под «одеждами»)))

      • Olkin

        Есть такая практика по обнаружения собственной природы, которая позволяет ощутить. Когда приходят мысли, состояния вроде обиды, депресии, спросить себя : к кому это приходит? И честно посмотреть внутрь себя. Ответом будет: ко мне. Кто этот я? и смотреть внутрь просто оставив все без ответа.

      • dan

        А кто спрашивает?
        Субличность, это способ адаптации к внешнему, прокладка между «я» и событиями в которых «я» участвует благодаря наличию субличности. Если нет способа взаимодействия, то «я» взаимодействует творчески. В общем субличности и составляют запрограммированое ложное «я».

  • Ekaterina Kuznetsova

    Игорь, дайте, пожалуйста, ссылку на статью о практике смирения с субличностями

    • Игорь Саторин

      Еще не написал об этом. Пока по схожей теме можете вот это почитать: http://progressman.ru/acceptance/

      • Александр

        Простите, Игорь, а маски и субличности одно и тоже? И ещё вопрос: то, что вызывает стыд и чувство неполноценности, является презренной субличностью?

        • Игорь Саторин

          Маской обычно называют нечто искусственно наигранное. Например, когда человек строит из себя благородного добряка. Субличностью маска может стать со временем, когда с ней срастаются. У субличности есть свойство появляться без спроса и выдавать себя за реальное «я». Стыд и ч.н. могут вызывать непризнанные субличности.

          • Александр

            Очень благодарен вам, спасибо!

      • Александр

        Прошу, исправьте меня, если ошибусь.
        Неуверенность в себе — это избегание неудачи, иначе столкновение со своей ничтожностью, с которой, из-за не знания себя, отождествляешься, то есть унизили — ты чмо, струсил — баба. В следствии этого, судьба кажется такой, какой ярлык на себя повесил — поэтому и возникает пассивность в развитии, т.к. сомовосприятие искажено эти ярлыком; жизнь кажется наигранной, ненастоящей, т.к. живёшь по пути ярлыка. Разум акцентирует внимание на изначальную неудачу, поэтому и вести начинаешь себя соответственно, либо пока не обратишься к «сделке» с судьбой, т.е. кажется, что если вести себя в соответствии с желаемой личностью/образом/тождеством, то и жизнь пойдёт по этому пути, если не столкнёшься с очередной неудачей.

        Я заметил, благодаря опять вашим статьям, что ментальные и мышечные напряжения имеют взаимосвязь, т.е. стоит раслабить мышечные спазмы — останавливается внутр. разговор, но не уверен, что это — не очередной самообман.

        • Игорь Саторин

          Да, примерно так. Маленькое уточнение: неуверенность в себе проявляется как избегание неудачи, но сама по себе она скорей — незнание себя = сомнение в том, кто ты есть.

          Взаимосвязь тела и психики совершенно точно — огромная.

          • Александр

            Спасибо, Вы сильно помогли мне разобраться)

    • dan

      А зачем вам статья, вы уже ответили на свою нужду, своим вопросом. Относитесь с миром к своим проявлениям и перемирие постепенно окажется на первом плане, а субличности постепенно растворятся. Еще это называется прощением.

  • Miker Tiker

    Просто надо осознать точки в теле, в которых личность сопротивляется информации. Потом эти точки держать в уме и наблюдать за ними, запомнить. Стараться их расслаблять, чтобы тело расслабленно пропускало внешние раздражители прямиком к сознанию. Отработав эту цепочку: внешний мир — тело — сопротивление (личность) — сознание, наступит расслабление тела и ума, появится поле осознания, чистого восприятия.

    • Olkin

      А может найти главную точку, к которой и крепится все сопротивление?

      • Miker Tiker

        Может :)

        • Olkin

          У меня есть опыт растворения некоторых локальных сопротивлений, однако вижу, что они через какое-то время появляются снова или в других местах. Похоже все крепится к я-мысли.

          • Miker Tiker

            Да, появляются снова. Я придерживаюсь мысли, что нужно технику пропускания всего через себя отработать до совершенства, и на каком-то этапе может появится и точка, одна единственная, а потом и надобность осознавать какие-либо точки пропадет…

          • Olkin

            Наверное по-другому это называется смирением или самоотдачей себя Богу

      • Olkin

        В доп. история (источник — Ин-т):

        испытывая сильную боль, человек пошел к врачу.
        — на что жалуетесь? – спросил его доктор.

        у меня все болит, – сказал человек, — если прикоснуться здесь, —
        объяснил он, дотронувшись пальцем области сердца, — мне больно! и если
        коснуться носа, – добавил он, — ой, здесь тоже болит!
        врач наблюдал за происходящим в недоумении. пациент продолжил:
        — когда я дотрагиваюсь до живота, – сказал он, — мне ужасно больно!
        затем он прикоснулся к веку:
        — ой! – вновь закричал он.
        врач провел полный медицинский осмотр пациента и, в конце концов, сказал:
        — знаете, я не нахожу ничего в показанных вами частях тела. проблема в том, что у вас сломан палец!
        «я» является этим пальцем. там, где есть «я», всегда возникают проблемы.