Без рекламы

Благодарю тех, кто не ограничился формальными "спасибо", а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

Опросы

Что хочется больше: новый роман, или новых статей?

Результаты опроса

Загрузка ... Загрузка ...

Лжеучителя: игры мастеров спорта по просветлению

лжегуруВ наше время драгоценная весть о бесплатном решении всех проблем – то есть, о просветлении, распространяется с огромной скоростью. Нарастающий спрос порождает нарастающее предложение – количество «просветленных» мастеров, «постигших» способ халявной благодати, и готовых поделиться своей мудростью, с каждым годом увеличивается в геометрической прогрессии. Все больше людей, пребывающих в поиске, начинает понимать, как классно быть «просветленным мастером», когда любимое хобби, вдруг становится образом жизни, и больше нет необходимости ходить на работу. Все больше искателей истины постигает, что духовность – это превосходнейший способ самовозвеличивания под предлогом презентации божественной милости. В общем, настало время что-то сказать о некоторых подводных камнях этого неоднозначного феномена. Статья получилась жестковатая. А иного способа говорить об иллюзиях пока не вижу. Все же цель духовного пути – истина без «прикрас», а не почет и слава.

Предупреждение

ПредупреждениеПрежде, чем начать, как бы в оправдание хочу сказать, что речь в этой статье – совсем не о просветленных мастерах, а только о тех обманщиках, которые лишь имитируют просветленных мастеров, словно актеры в кино, постепенно вживаясь в роль. То есть я вовсе не утверждаю, будто все известные просветленные мастера – лжецы. Возможно, в вашем случае жизнь делает свое чудесное исключение. Но это самое «возможно» может стать той соломинкой, потянув за которую, на голову прольется ушат иллюзий.

Все, что я ниже описываю – необязательно характеризует каждого самоназванного мастера. Подразумевается, что цель статьи – вовсе не повальная критика современных учителей человечества, а напоминание о том, каким коварным может быть ум в отношении своего «хозяина», когда гонится за духовным величием.

Если вы испытываете трепетные чувства в отношении какого-либо мастера, то на всякий случай, чтобы лишний раз не травмировать психику, можно, например, эту статью не читать, можно посчитать, что автор статьи – завистливый критикан, или, что здесь речь вовсе не про вашего фаворита, а про иного – чьи поклонники пребывают в неведении, на фоне которого ваш путь – наилучший. В общем-то, именно такую вот процедуру возвеличивания своего любимого учения большинство практиков с завидным упорством и практикуют.

Прошлым летом на progressman.ru уже публиковалась статья «любимые песни эго», которая по сути представляет собой сборник типичных эго-тенденций на духовном пути. Ниже перечисляются основные песни эго, свойственные «типичному» лжегуру.

Песни мастеров спорта по просветлению

песни мастеровЧтобы не проколоться, лжегуру зачастую опасается описывать практику своим языком, и вещает заезженными книжными истинами, которые перемешавшись в его голове в случайном порядке вылетают в виде собственных гениальных прозрений. Избегает местоимения «я», чтобы выглядеть отрешенным. Иногда снисходительно соглашается со своими слушателями, как бы показывая им, что и эти простые смертные, наконец, доперли до «истины», которая ему уже давным-давно известна.

Выражает свое мнение как вселенскую истину, чтобы простые смертные узрели, как он велик и как низки они в своей бессмысленной смертной возне. В глазах своих поклонников стремится затесаться где-то между Буддой и Христом. Не любит слушать, но щедро делится своим мнением как великим информационным даром. Уверен, что в роли распространителя духовных знаний заслуживает допуск к небесной халяве, проявленной в том числе и во всевозможных земных благостях и прелестях.

Если кто-то отказывается слепо внимать его речам, склонен считать, что этот неблагодарный слушатель просто еще не дозрел до понимания его божественных истин. Старается выглядеть либо раскованно радостным, либо отрешенно угрюмым – в обоих случаях с претензией на выражение одним своим видом глубокой мудрости бытия. Свои неосознанные жесты и упущения оправдывает волей Всевышнего, или равнозначным ко всему принципом недвойственности.

В каком-то смысле такой «мастер» идет на сделку с лукавым – выбирает признание в ущерб истине. Все его слова – о просветлении, но сам-то он просветление променял на самоутверждение. В глубине души лжегуру, конечно, может надеяться, что уж сейчас-то,  посвящая жизнь наставничеству, у него будет больше возможностей для практики, и реализация все равно придет как бы между делом..

Свою ложь он оправдывает той полезной информацией, которую поставляет адептам. В качестве информационного товара обычно отдает предпочтение учению адвайты, потому что ее теория, попускающая внешние вольности, как нельзя лучше подходит в качестве прикрытия и оправдания любого личностного свинства, теоретической непоследовательности, и наплевательского отношения к сложившимся духовным традициям.

Титул просветленного мастера решает все его проблемы – дает славу, признание и деньги, позволяет сбежать от жизненных забот, прикрывшись любимым занятием. Круг поклонников для него становится своего рода гарантом легкой и радостной жизни. Легкость жизни осуществляется за счет рабочей силы адептов, а радость – за счет их упоительного внимания.

Исходя из таких бонусов, становится понятным, насколько велико искушение натянуть на себя маску божественного учителя. Именно таким образом эго утоляет максимум своих потребностей – получает славу и всеобщее внимание, граничащее с подобострастным преклонением.

Остается лишь удивляться тому, как этот обличающий себя маскарад принимается поклонниками лжегуру за чистую монету. Адепты надеются усмирить свое эго, обучившись этому делу у человека, приложившего максимум усилий, чтобы свое эго как раз таки возвеличить в толпе поклонников самым престижным титулом – просветленного мастера.

Игры «мастеров»

игры мастеровСначала лжегуру сам называет себя просветленным. Затем, когда ему начинают подыгрывать наивные искатели, он склонен поверить, что титул просветленного и всеобщие преклонения ему дарованы не случайно, а по воле высших сил. С этого момента он и сам верит в свою величественную уникальность. Пускай у него есть земные потребности, пускай он как и все поглощается снами, пускай он страдает, но в его глазах эти страдания – особенные. Он может поверить, что таким образом сострадательно отрабатывает чужую карму и помогает самому Всевышнему.

Он словно король, снисходительно принявший свою должность, дарованную ему высшей силой. Если сохранена толика здравого смысла, наш недопросветленный «мастер» может понимать, какой цирк ради своей потехи устроил. Это понимание может его пугать и восхищать одновременно. Он подавляет голос совести, или подкупает ее всеми возможными оправданиями своих тщеславных решений.

Его вера в свою божественность выполняет двойную функцию: побуждает принимать дары и преклонения как должное и глушит совесть. Зачем переживать о своей лжи? Ведь раз ты – проводник высших сил, то безусловно достоин тех царственных почестей, которые приносит эта «божественная» ложь. В итоге он использует все возможности, чтобы как бы случайно подчеркивать свою «святую» отрешенность на словах, в жестах и в поведении.

Адепты «мастера» используются как дойные коровы, от которых принимаются все возможные блага – энергия, внимание и деньги. Взамен им поставляется величественная причина, по которой все эти блага должны быть дарованы в пользу мастера. Эта причина – ощущение причастности к высшей реальности, проводником которой лжегуру себя позиционирует. То есть, лжегуру устраивает все таким образом, чтобы поклонники поверили, что за их поклонение он поставляет им самого Бога, или иные высшие нематериальные ценности, в которые адепты верят.

Божественное – удобнейший «товар». Для его создания не нужны заводы и фабрики, для хранения не требуется складских помещений, а сам «товар» легковерными адептами ценится как наивысшее благо. Безумный спрос порождает безумное предложение. Люди не могут найти свое счастье на земле и сбегают к запредельному.

Адепты верят, что мастер устраивает мастер-классы по просветлению, но на деле же эти мастер-классы – по большей части о том, как стать точно таким же «мастером» мастер-классов – то бишь лектором «сатсангов», которые по своей сути зачастую являются простым вольным изложением книжных теорий адвайты.

Секрет «божественности»

Секрет божественностиЕсть один секрет, благодаря которому любой человек в наших глазах может выглядеть божественно прекрасным. Дело в том, что вера – это истинный источник возвышенных переживаний. Кто бы перед тобой не сидел, если поверить, что это – посланник божий, сама эта вера подключит все необходимые возвышенные переживания, которые помогут в этой вере укрепиться. С таким же успехом можно поверить в божественность камня, и простираться перед ним с неподдельным благоговением.

Так работает приятие. Когда нам что-то нравится, будь то приятная музыка, или красивый человек, включается спонтанная вкушающая созерцательность. При этом мы ощущаем опьяняющую легкость и радость, потому что в этот самый момент принимаем себя и свою жизнь. Красивые образы нам нравятся именно потому, что глядя на них, внимание становится непрерывным, и таким образом происходящее здесь и сейчас принимается. В этом и есть суть медитации – быть сейчас, и эта практика приносит возвышенные ощущения.

А если это не просто красивый образ, но образ, которому силой веры приписывается божественность… тогда приятие включается на полную катушку, извлекая из подсознания самые качественные проекции. Иными словами, кто бы перед тобой не сидел, если поверить, что это – сам Бог, или его посланник, будут включаться те самые возвышенные переживания.

Нечто родственное ощущают всевозможные фанаты, поклоняющиеся звездам шоу-бизнеса. А духовному мастеру в этом отношении, чтобы впечатлять поклонников, совершенно не обязательно быть просветленным. Достаточно быть мастером красивых презентаций просветления.

Не каждый «мастер» знает об этом принципе, и когда ему описывают мистический опыт, пережитый в его присутствии, он начинает укрепляться в иллюзии своей божественности, и думает, что не зря выбрал такой путь.

В отношении мистических переживаний своих адептов, мастера духовных презентаций, как правило, практикуют двойную мораль – если тебя прет от радости – это заслуга «мастера», а если колбасит – то вот это уже отработка твоей личной кармы. То есть все самое светлое такие учителя склонны приписывать своему светлому образу, а негативные черты – личным проекциям адептов и проискам завистников.

Явления, которые здесь описываются совершенно необязательно тут же проецировать на первого попавшегося на глаза «мастера». Как уже говорилось в статье о чувстве собственной важности, при ознакомлении с подобной теорией, начинающий практик склонен отыскивать горделивые химеры в ком угодно – только бы не в себе. Будто сама эта концепция для того и существует – чтобы уличать во лжи всех вокруг.

Истинная практика – видеть все как есть, быть честным прежде всего в отношении своей персоны. Как там у других – это их личное дело. Иными словами, цель статьи – не разоблачение конкретных мастеров, а напоминание о личном выборе, который каждый на своем пути делает. А выбираем мы, упрощенно говоря, либо самоутверждение, либо истину.

© Игорь Саторин

Статья «Лжеучителя: игры мастеров спорта по просветлению» написана специально для progressman.ru
При использовании материала обязательна активная ссылка на источник.

Адрес документа на сайте: http://progressman.ru/2013/05/masters/

Другие статьи по этой теме:

П.С.
Откуда столько нелестных выводов о гурствующих? Будучи психологом, консультирующим в том числе и по вопросам духовности, у меня есть классная возможность – говорить с людьми по душам, и наблюдать за сходными тенденциями в тех самых случаях, когда устремление к очищению уступает самоутверждению. Как и прежде, я ничего против вышеописанной деятельности не имею. Каждому – свое.

П.П.С.
А год назад на сайте проходил такой вот опрос:
opros1

  • Ли ла

    Мой вариант ответа:) критерий истины — собственная интуиция.К ней и следует прислушиваться. Вот только для того,чтобы ее голос стал слышен и отличим от прочих «песен эго», надо ей расчистить путь. Но только она позволяет определить, где котлеты, а где мухи:) можно быть сколько угодно теоретически подкованным, красиво говорящим и практически действующим, но без этого чистого внутреннего голоса все эти мероприятия несут нагрузку разве что развлекательную.

  • Dov

    Чем больше информации появляется по поводу «просветления», тем мне сложнее понять, что же это за зверь то такой. Скорее даже диагноз.

  • Amarilliss

    Все мастера по большому счету материализуют наши проекции о «том самом» … и они также нам помогают, по мере зрелости, избавляться от самообмана. Сейчас трезво взглянув на свой пройденный жизненный путь, поняла, что там не было ничего лишнего. Всему свое время. Семя не может сразу стать цветком.

  • Лариса

    Настоящий Мастер всегда вдохновляет на самоисследование …. одно его Присутствие, что за пределами понимания на уровне ума, за пределами сказанных им слов, за пределами веры…..указывает на нечто мистическое, невыразимое, распознаваемое только Сердцем … ум замолкает настолько, что становится очевидным и ясным ответ на вопрос Кто Я?….Он настаивает, чтобы каждый увидел, распознал ответ в своем Сердце…..

  • Вита

    И «ложный» мастер и «истинный» — лишь отражения нас самих, проекции наших текущих состояний

  • Иван

    Несколько вопросов к уважаемому автору.
    1. Откуда вы знаете всё об этих разнообразных мастерах, уж не из мира ли собственного восприятия? И не являются ли все эти несомненно интересные с точки зрения психологии выводы и наблюдения, тем не менее просто игрой смыслов, умственными проэкциями(Ваше словечко прицепилось )) непонятно о чём которые автор руководствуясь субъективными(а как иначе?) особенностями счёл имещими некое значение и преподносит как «общий случай»? И бывают ли вообще «общие случаи»?
    2. Коль уж уважаемый автор берётся отделять пшеницу от плевел, стало быть и критерий присутствует? Хотелось бы услышать, какое оно универсальное труЪ просветление?
    3. Что такое ошибка? И существует ли в принципе такая штука, кроме как в эфемерном мире идей и представлений?
    Не срача ради, а ясности для. И просто поговорить хочется.

    п.с. Спасибо за книгу, местами очень понравилось. Пока взвешиваю чего я больше боюсь, кармического долга перед автором или перед теми пятерыми, которым мне предложено посоветовать это произведение. )

  • Игорь Саторин

    Иван, если интересует истина, в таких вещах действительно лучше сомневаться, не слишком уповая на чьи-то мнения. Если есть сомнения, как сказано — «ищите и обрящете». Конкретней отвечать особого смысла не вижу — не сочтите за неуважение.

    Вообще, полагал, что на статью осыпется критика. А пока все как-то тихо. Пора отпусков.)

  • Иван2

    И еще момент, получается что и расписали всё это Вы тоже для себя, ведь в Вашем мире именно Вы — единстенный кто обладает существованием, вернее кто ЕСТЬ само существование. Фактически Ваш мир, вместе с Вашей книгой, этим сайтом и моими умничаниями в комментариях имеет видимость существования только благодаря Вашему присутствию и восприятию, причем и Вы и книга и сайт просто феномены восприятия в моём мире так как в моём мире я есть само существование, а всё воспринимаемое — просто идеи. В общем всё это в крайней степени удивительно и непостижимо, в восприятии постоянно происходит множество вещей ни одна из которых не имеет смысла, кроме собственно самого факта своего возникновения. Все учения, книги, сайты, мнения, оценки и т.д. по сути одно и то-же, дровишки в костёр мышления, гори-гори ясно чтобы не погасло. А просветление и помутнение соответственно не имеют никакого смысла без того, кто хочет избежать одного и достичь другого и кто сам при ближайшем рассмотрении оказывается ничем иным как жменькой мыслей… Прошу простить великодушно, сегодня закончил читать Вашу книгу и теперь из меня фонтаном прёт вселенская мудрость, а поделиться не с кем. ) Спасибо.

  • Иван

    Вообще, полагал, что на статью осыпется критика.

    Статья, имхо, найдёт своего читателя, по той причине что путь «духовного поиска» это путь очарований и разочарований. Так что не знаю за других, но от меня огромный Вам респект и спасибо и за эту статью и за остальную массу отличных материалов. Снимаю шляпу.

  • ОКО

    Мне кажется, что все мы шарлатаны) А жизнь для того и дана, чтоб обрести силы признаться себе в этом и смириться..