Без рекламы

Благодарю тех, кто не ограничился формальными "спасибо", а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

Опросы

Что вам ближе?

  • Правда, какой бы она ни была безжалостной. (63%, 258 Голос.)
  • Что-то усредненное. (32%, 131 Голос.)
  • Идеалы и мораль, какими бы насильственными над личностью они ни были. (5%, 22 Голос.)

Голосовавших: 411

Загрузка ... Загрузка ...

Правила жизни

правила жизниКак правильно жить? Что значит «правильно»? Для кого и зачем, вообще, нужно жить «правильно»? Большинство людей удовлетворены ответами, которые дают религии, учения и общественная мораль. Верующий верит в правила заповедей и наставлений. Обыватель принимает за чистую монету правила социума. Ленивые и антиобщественные личности читерят общепринятые правила нарушают. Все мы такие вот разные и уникальные, но при этом каждый, соблюдая личный кодекс, в конечном итоге руководствуется одной и той же примитивной причиной, которую и прикрывает своим сводом правил.

Знаки на пути

Как ни крути, но для большинства людей Бог существует лишь как идея из священных писаний, в которую, как это большинство же и считает, надо бы верить. И наша жизнь, как правило, настолько обычная и стандартная, что складывается такое неловкое ощущение, словно Творец от нас либо намеренно прячется, либо из нашего мира ушел далеко и надолго. И лишь немногие уникальные личности способны Творца узреть. Одних мы зовем святыми, других – психически-ненормальными.

А больше - некомуВ идеале, конечно, было бы здорово, если бы Творец нашего мира не скрывался от общественности, а реально и бесспорно существовал и как-то бы неприкрыто себя проявлял. Тогда «правильная» жизнь без сомнений должна была бы сводиться к Его замыслу. Однако, возможно, все дело в том, что Творцу, чтобы свести нашу человеческую жизнь к своему проекту, совсем необязательно раскрываться и показываться. Возможно, как раз наоборот, именно благодаря такому вот самосокрытию, Его замысел и осуществляется наилучшим образом. Но это все так… философствования.

«…если бог и имеет какие-то качества, или там отличительные свойства – это уж точно не любовь, не справедливость, и не всепрощение. Судя по тому, что творилось на земле с момента ее… эээ… сотворения, богу свойственна только одна любовь – он любит разнообразные интересные истории. Сначала устроит заваруху, а потом смотрит, что из этого выйдет. Если пресно выходит – перцу добавит. Так что прав был старик Шекспир: весь мир – театр…»

© Дмитрий Глуховской «Метро 2033»

Как бы мы ни жили, вся наша мораль и все правила опираются на один простой и до бесстыдства примитивный мотив. Кайф, блаженство, удовлетворение, счастье… Я уже много раз говорил о том, что жизнь подчинена двум базовым импульсам. Мы всеми силами смываемся от боли, и охотимся за неуловимым счастьем. Двойственность нашей жизни проявлена в каждом шевелении. Каждое малейшее ерзание – побег от «минуса» к «плюсу», от дискомфорта к удобству, от страданий к наслаждениям. В крайнем случае, от боли мы сбегаем к равнодушному нейтральному умиротворению.

Понимаете, что это значит? Мы живем в условиях, когда страдание нас огораживает от «неправильной» жизни. Шаг в сторону – свалишься в пропасть. Прыжок на месте – стукнешься головой об люстру. Останешься неподвижным – умрешь с голода, или волки покусают. И тут уж поневоле начинаешь посматривать на дорожные знаки, которые отображают те самые – правила жизни. И раз уж так происходит, создается ощущение, что нас тут намеренно, словно бестолковых провинившихся котят тыкают носом в ошибки, снова и снова демонстрируя «правильное» в образе многоступенчатой сладкой морковки.

Да, можно все свести к природному естественному отбору, и сказать, что в жизни нет никаких правил, а есть лишь закономерности, исходя из которых, сохраняется и выживает сильнейший. В такой системе координат негативные переживания являются не каким-то правилом жизни, а следствием того, что особи, страшащиеся смерти, выживали чаще и генетически передавали предкам свою способность – бояться. Таким образом, страх смерти – это кульминационное переживание, генетически развившееся просто потому, что существа не боявшиеся смерти, умирали чаще и своих генов не передавали. То же самое – с оргазмом. Вид простимулированный радостью спаривания, выживал лучше, потому что активно размножался.

Исходя из теории о естественном отборе можно сказать, что природа – спонтанно мудра. И животные могут запросто опираться на свои инстинкты и чувства, потому что приятные переживания их вид сохраняют, а неприятные – уничтожают. Для них такое прислушивание к себе можно назвать условным правилом. Но в нашей человеческой жизни все сложней и может возникнуть очевидный вопрос: если уж кайфом обозначены блага, почему тогда все самое вкусное такое вредное? Почему наркотики нас убивают, а тяжелый труд делает сильней?

Неправильные правила жизни

Пенальти, однако Возможно, дело в том, что нас по этой жизни ведут не аки слепых овец, но еще и обучают отличать истинные блага от вторичных. Для этого нам дана свободная воля, при помощи которой мы, сделав свой выбор, можем долбиться головой об стену учиться на ошибках. Для этого в мире добро и зло перемешаны настолько кудрявым образом, что надо быть воистину башковитым созданием, чтобы практично разобраться, что тут к чему.

Наверное, вы замечали, что чрезмерное увлечение вкусной едой без разбора ведет к великому многообразию всевозможных недугов. Неуемное увлечение разными приятными развлечениями ведет к лени и деградации. Избыточное удовлетворение похоти лишает сил. Обман приводит к подспудному беспокойству и напряжению быть раскрытым и осужденным. Насилие лишает света и создает корм совести, в который она рано или поздно вгрызется, причиняя нестерпимые душевные муки.

«Когда маленький принц явился на эту планету, пьяница молча сидел и смотрел на выстроившиеся перед ним полчища бутылок – пустых и полных.
– Что это ты делаешь? – спросил Маленький принц.
– Пью, – мрачно ответил пьяница.
– Зачем?
– Чтобы забыть.
– О чем забыть?
– Хочу забыть, что мне совестно, – признался пьяница и повесил голову.
– Отчего же тебе совестно?
– Совестно пить! – объяснил пьяница, и больше от него нельзя было добиться ни слова.
И Маленький принц отправился дальше, растерянный и недоумевающий.
«Да, право же, взрослые очень, очень странный народ», – думал он, продолжая путь».

© Антуан де Сент-Экзюпери – «Маленький принц»

В итоге наивность похожа на потенциального насильника, который вступает в кредитные отношения со своей совестью. Он думал, что берет от жизни нечто вкусное и на халяву… но совесть «свое» выколачивает по полной… таким образом, чтобы социальный наркоман со всей ясностью увидел, что насиловал он самого себя. Наивный человек был с собою жесток просто потому, что не был прозорлив, потому что не видел последствий – он не мог толком рассмотреть способа которым тянулся к «счастью», потому и огребал, чтобы расчухать правила жизни, которые нарушать – себе дороже.

Иными словами, нас тут, судя по всему, весьма недвусмысленно учат мудрости. Пока мы покупаемся на ложь, то бездумно ныряем в поверхностные удовольствия неправильного кайфа ложного счастья, по итогу которого приходим к страданию. И так происходит снова и снова, пока самообман не вскрывается.

Ложь похожа на рекламу – упаковка у нее красивая, а по итогу, расплатившись собственной энергией, мы имеем наркотик поверхностных впечатлений, которые приводят к внутреннему дисбалансу, огрублению и деградации. Эта тема уже поднималась в статье «Развитие интуиции». Приведу отрывок:

«Люди разучились созерцательности. Мы ждем, когда нас удивят чем-нибудь интересным, или смешным, чтобы внимание пробудилось автоматически. Сознание современного человека стало ленивым, загрубело и зажралось. Разум обывателя затуманен яркими картинками с экранов. На блюдечке нам преподносят самые насыщенные рафинированные образы, лежащие на грубой поверхности. Нам только и остается лениво проглатывать весь этот информационный хаос. Большинству людей нравится с перчиком, поострее, погромче, поярче, «погламурней», чтобы выжать из себя остатки сознательности. Современный человек разучился наслаждаться естественным вкусом жизни здесь и сейчас».

Правильные правила жизни

Еще и полезно...До тех пор пока человек не способен отличить голос совести от выдуманной морали, он никогда по-настоящему не поймет, о чем говорят духовные тексты. Под совестью я имею ввиду честность с собой, а не стыдливый страх оказаться «плохим». Все религии, учения, науки и левые философствования – просто рационализация наших переживаний. И этот текст – не исключение. Все писаные правила жизни – условность, которая нужна до тех пор, пока мы сами не чувствуем и не различаем, по каким правилам ведет жизнь. Эта тема уже поднималась на сайте в статье: «Нагваль: проблематика безопорности»:

«Мы видим привычный мир и большинству из нас он кажется единственной, законченной и понятной реальностью. Когда человек практикует осознанность и созерцание, приходит осознание того, что этот мир, который казался таким основательным и реальным – хрупок и не устойчив. Он словно карточный домик в диких джунглях. Аккуратные цветные картинки сложены упорядоченно, в соответствии с правилами и стандартами. Но обитатели джунглей (в которых этот домик стоит) ничего об этих правилах не знают. Нагваль – за пределами всех человеческих условностей восприятия и понимания».

Чтобы человек ни понапридумывал и как бы себя не оправдывал, дискутировать с жизнью не только бесполезно, но еще и небезопасно. И если хватает мудрости и отпущенного жизненного срока, мы неизбежно возвращаемся к истинным ценностям просто потому, что кайф от них – стойкий, стабильный и без отходняка.

Самопознание, открытость собственным переживаниям, честный незамутненный взгляд на мотивы своих поступков, уважение к жизни, проявленной в живых существах, ответственность за свои действия, мысли и чувства, трудолюбие, активный образ жизни, созидательное творчество – все это и ведет к такой жизни, где человек способен самого себя любить, уважать и на глубинном уровне принимать таким, какой он есть.

Теория естественного отбора хорошо объясняет развитие животного мира. Но, думаю, ни один ученый не сможет адекватно доказать, как и почему атомы стыкуются в радость и страдание, обрекая всех нас на такую непросветленную  двойственность. И уж тем более необъяснимо, каким образом за «примитивным» полюсом «плюс» на его высших уровнях скрывается созидательная гармония, творческий восторг прекрасным, такая разная и неповторимая любовь и тонкая духовная святость. «Случайность» – ответ на все случаи жизни. Только такой ответ ничего не объясняет. По моему куда больше все это похоже на Чей-то хитрый и хорошо продуманный план, которому всем нам остается смиренно следовать, поглядывая в сторону знаков на пути.

© Игорь Саторин

Статья “Правила жизни” написана специально для progressman.ru
При использовании материала обязательна активная ссылка на источник.

Адрес документа на сайте: http://progressman.ru/2012/11/truelove/

Другие статьи по этой теме:

  • red

    Совесть — лишний груз.Вина,сожаления — все это мешает человеку чувствовать себя свободно.Если человек отпускает прошлое,вина и сожаления пропадают,так как они и есть прошлое.Которое нес человек на спине.

  • Savana

    «Самопознание, открытость собственным переживаниям, честный незамутненный взгляд на мотивы своих поступков, уважение к жизни, проявленной в живых существах, ответственность за свои действия, мысли и чувства, трудолюбие, активный образ жизни, созидательное творчество – все это и ведет к такой жизни, где человек способен самого себя любить, уважать и на глубинном уровне принимать таким, какой он есть.»
    Игорь, это ли Вы подразумевали в своей книге, когда упоминали воина? Или тот воин понимает порядок и просто «встраивается» в обстоятельства с пользой для себя?

  • Игорь Саторин

    Red, совесть понимают по разному. Но я согласен, что чаще всего ее воспринимают как источник вины. Мне ближе гурджиевский взгляд совести — как механизма очищения. Или как в википедии: «потребность человека нести ответственность за свои действия».

    Savana, тот воин в идеале понимает «правила» и следует вышеупомянутым принципам. Наблюдатели поступают почти также. Просто они где-то и вправду видят глубже, а где-то оправдывают пассивность созерцательностью. Ну.. как-то так предполагалось.

  • Митра

    Отличная статья!
    Аргументация, что все правила жизни существуют не просто так, в одно время и проста и, вроде как, без изъяна.

    Игорь, оценивая прежде всего свое состояние, подумалось, что все устремления, которые строят активный образ жизни – по сути всё равно ведут к самообману… ведут к неудовлетворенности и боли. И здесь опыт, который подсказывает, что все «морковки» вокруг к гармонии и счастью не приведут, играет злую шутку. Исчезают устремления… Внутренний ротор жизни постепенно останавливается, и наступает ЛЕНЬ… а тогда уже и совесть не спасает.
    Наверное, чтобы не попасть в такую ловушку, интуиция (способность определить настоящую морковку счастья) должна работать без перерыва :)

  • Игорь Саторин

    Митра,
    активный образ жизни не должен выливаться в насилие над собой. Людям нравится играть в футбол, в теннис, кататься на лыжах, в бассейне плавать, потягиваться, кувыркаться, прыгать, бегать, или пешком ходить. Иногда просто размяться — уже кайф.) В делах действует схожий принцип.

    Но так-то да, срединный путь соблюдать бывает непросто, ибо эго таки норовит завысить планку и сделать сверхусилие, чтобы испытать за себя сверхгордость. А потом подспудно филонит, избегая даже небольших усилий в страхе боли. И это где-то уместно, и зачем-то нужно. Может какая-нибудь сверхспособность откроется, которой можно тешить ЧСВ особо крутым способом. Целительство, например..

    Про морковки, не преводящие к счастью, как бы согласен. Но это лишь одна сторона, которая про просветление и привязанность к смертному. Вроде как все цели — преходящи. И привязанность к попутным морковкам ведет к страданию. Но в этом как раз и кроется самая качественная морковка — морковка свободы.

    >Наверное, чтобы не попасть в такую ловушку, интуиция (способность определить настоящую морковку счастья) должна работать без перерыва :)

    Да-да. Но всему свое время. Если жить, ничего особо от жизни не ожидая, но при этом продолжая работать и двигаться, где-то в этом направлении как раз и пролегает кайф без отходняков.)

  • Так

    «Это утро оказалось нехорошим. И стало оно плохим после моего звонка Ивану.
    -Что нового, Иван? — спросил я осторожно в телефон. — Что врачи говорят?
    -Все плохо.- ответил он и, помолчав, добавил. — Доктор дал две недели… а потом — конец.
    -А как же процедуры, лечение…
    -Бесполезно. — ответил Иван. — Спасибо за помощь, но бесполезно.

    У Ивана был пятилетний сын Мишка — шепелявый шалопай и маленькая двухмесячная дочь. Имени у нее не было: врач сказал что придумывать имя бесполезно. Девочка была безнадежно больна. Причин болезни я толком не знал, да и не собирался знать : это ничего не изменило бы — малышка была неизлечима. Теперь я ступал по опавшим листьям и размышлял о неправильном устройстве мира.

    » Вот, взять хотя бы этих бомжей и алкоголиков, — думал я, глядя на рваную старуху у церкви. — Творец дает им жизнь и способы существования, а маленькую невинную девчонку оставляет без помощи. Разве это правильно? Разве эта грязная старуха нужна нам более, чем маленький ребенок?…»
    -Дай рубль, -прервал мои мысли хриплый голос. — Рубль дай!
    Рядом стояла облезлая нищенка. Протянув худую руку она заунывно тянула:
    -Дай Фофе рубль…- блестела деснами попрошайка, — дай рубль.
    «Иди к черту, — зло решил я. — Тут ребенку на лечение последние деньги отдал, так еще ты ноешь, тварь беззубая.»

    Нищенка продолжала клянчить. Худая, в оборваном пальто, она прижимала загипсованую руку к животу, а здоровую тянула мне прямо в лицо. Руку ей, похоже, сломали подростки. Я слышал, что местные пацаны ради развлечения бьют Фофу до крови. Бьют безнаказанно, ведь Фофа — умалишенная и жаловаться не умеет. Соседи как могли лечили Фофу: мазали ушибы зеленкой, бинтовали раны и отгоняли от нее подростков. Тем не менее, зубов у женщины совсем не осталось, а вокруг глаз образовались синие круги.
    Не из жалости, а чтобы отделаться от навязчивой попрошайки я сунул ей в руку мятую купюру и быстро вошел в церковь. Бесцельно побродил у алтаря и, словно в забытье, зажег свечу.

    «Бог, -обратился я к тому, кого не существует, — забери к себе эту Фофу, но оставь жизнь дочери Ивана. Ей всего два месяца от роду и она хочет жить. А грязная старуха — просто грязная старуха. Никчемное существо. Мир станет лучше без нее.»

    Спустя пару дней, в воскресенье, я пил на кухне чай. Жена пекла сырники и я поедал их со сгущеным молоком. Жена суетилась у плиты и доносила последние новости:
    -Знаешь, в Старом Пассаже открыли детский зал. С клоунами и игровой площадкой… а кофе там — так себе. Но детей — море… Еще у церкви большую парковку делают… Кстати, помнишь ту безумную попрошайку, Фофу?
    -Помню.
    -Она умерла, — жена заботливо переворачивала сырники на шипящей сковороде. -Мальчишки избили ее так, что она скончалась. Наверно, в животе что-то лопнуло… Между прочим, в городском бассейне сейчас скидки — можем поехать после обеда.

    Но я не думал о бассейне. Я думал о Фофе. И еще я заподозрил, что Он существует.

    Через неделю позвонил Иван. Голос его звенел от счастья:
    -Валдис, не поверишь, но врачи сказали, что Софийка будет жить!
    -Какая Софийка? — удивился я.
    -Дочь наша, София. — захлебывался телефон, — Мы ж ее Софкой назвали! А Мишка такой смешной: называет ее «Фофа-Фофа».. Шепелявый ведь, букву «с» не выговаривает засранец. Вот ведь придумал — Фофа… А деньги я тебе верну. Ты не думай.

    Но я думал не о деньгах. Я думал об удивительном строении мира. И решил, что меня обманули.»

    (C) Yodli

  • Митра

    Игорь, спасибо за ответ.. отрезвляющий

    > Если жить, ничего особо от жизни не ожидая, но при этом продолжая работать и двигаться, где-то в этом направлении как раз и пролегает кайф без отходняков.<

    В точку, это уже заметил. Понимание этого дает хороший импульс приятию.
    З.ы про «тренинг ветров» не понял, а яндекс дает скудную инфу по этому запросу… да и ладно :)

  • Анастасия

    Здравствуйте, Игорь, спасибо за текст, за интересные рассуждения. Очень понравилась мысль о насилии над самим собой. Обычно ГОРДОСТЬ не дает понять, что человек насилует себя, т.н. всr@ться — не поддаться! Успехов!

  • Ленок

    > Если жить, ничего особо от жизни не ожидая, но при этом продолжая работать и двигаться, где-то в этом направлении как раз и пролегает кайф без отходняков.<

    Я как то пожаловалась приятельнице, что вязала свитер до поздней ночи сыну, а он утром не одел, на что она посоветовала любое дело сопровождать мыслями, что делаю эту для блага мироздания. Тогда и сил мироздание подкинет и обид не будет, что сын не оценил моего подвига.
    Очень благодарна ей за это. Работает и помогает приятию.
    Хотя это конечно общеизвестный принцип: «Делай что можешь и будь что будет»

  • Дмитрий Г.

    Как по мне так лень — это неизбежный этап при переоценке устремлений. Старое уже как бы не то, а нового ещё не появилось. Вот и валяемся на диванчике)