Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Обижаться бесполезно

Обидная статьяВзрослый мужчина способен обижаться так же, как и пятилетняя девочка. Но самое интересное здесь заключается в том, что, будучи обиженным, этот взрослый мужчина больше всего похож как раз на пятилетнюю девочку. Он ожидает извинений и «справедливости», перед ним должны покаяться и оказать всевозможные достойные почести, чтобы его уязвленное самолюбие снизошло до прощения «виновного».

И если, не дай Бог, эти подношения будут чуть дешевле, чем требуется нашей пятилетней девочке в теле взрослого, она воспримет их как унижающую достоинство жалкую подачку. Как же! Ведь обида так велика! И дань для ее возмещения должна быть соответственно великой.

Обида – еще одно состояние пассивной жертвы обстоятельств, которую несправедливо обделили, которая ничего поправить со своей ситуацией не в силах, но может тихо плакать в одиночестве, ожидая, что каким-то чудом весь мир падет у ее ног, вымаливая прощение у страдалицы. А после, когда жертва этим актом раскаяния мира перед ней удовлетворит свою болезненную самооценку, она, наконец, величественно снизойдет до прощения обидчика. Затем примет от него, или быть может даже лучше от самого Всевышнего всевозможные наилучшие дары за перенесенные муки и страдания, за те пытки, которые вынуждал нашу жертву выносить «злой и коварный» обидчик.

Идея статьи не имеет половой направленности. Сказанное справедливо в отношении и мужчин, и женщин.

Обидная статья

Причиной обиды являются наши нереалистичные ожидания, которые почему-то никто исполнять не вознамерился. В итоге обидчивому человеку только и остается пассивно обижаться и ждать, когда золотая рыбка, исполняющая желания, материализуется чудесным образом прямо у него в руках. А для самостоятельной реализации своих ожиданий обидчивый человек еще слишком мал и слишком жалок.

В крайней стадии обиды, обидчик, прежде чем просить прощения, должен не просто извиниться, но еще и унизиться, и даже как-то «адекватно» поплатиться, перенеся на своей шкуре все необходимые для этой процедуры побои, которые по мнению жертвы, окупят ее «святые» мучения. И, как правило, чем пуще жертва бредит этим бредом, чем больше вгоняет себя в обиженность, тем более фантастические ожидания и требования к обидчику у нее формируются, и тем меньше вероятности, что перед ней вообще хоть как-то извинятся. А если даже извинятся, то извинений этих будет уже недостаточно, чтобы покрыть все перенесенные муки. И тогда, чтобы доказать всему миру, как весь мир был неправ, жертва становится на путь «святого мученика», и начинает добивать саму себя наиболее подходящим для ситуации разрушительным методом, при этом как бы приговаривая: «Посмотрите, что Вы со мной делаете!» «Практика» эта бывает разной.

Если обиженной жертве лет пять отроду, в наиболее запущенном состоянии дите, чтобы его пожалели, намеренно «случайно» падает в лужу в прямом смысле слова «лужа». А если жертва чуть постарше, жалость ее унижает, и теперь, она хочет признания. Теперь она готова показать другим, как реальна и как велика ее боль. Для этого разобиженная бедняжка готова пожертвовать предметом из посудного шкафа, разбив его о свою несчастную голову. В особо запущенных случаях жертва рассчитывает на посмертную славу…

Никакой славы и признания такой «мученик», разумеется, своей деструкцией не добивается. Самое большее, чем его могут удостоить – жалостью, а чаще и того хуже – насмешками и раздражением. То есть, обижаться мало того, что бесполезно, но ведь еще и непродуктивно. Но мы продолжаем делать это снова и снова. Снова и снова надеемся этой манипуляцией добиться желаемого.

Инфантильный манипулятор

Обида – это манипуляция. Все мы просто хотим внимания и любви совсем как малые дети. Но дети хитрее. Они, чтобы получить желаемое, обижаются намеренно. Ребенок лет до двух, если видит, что его обиду не замечают, способен сразу остановиться, привлечь внимание и тут же снова продолжить обижаться. Со временем этот маневр входит в привычку, которая набирает обороты, становясь чем-то якобы «реальным». Взрослый ребенок, обижаясь, воспринимает себя всерьез. А по факту – это все та же манипуляция, но остановить ее взрослый уже не может, потому что с годами научился действовать на автомате. Манипуляция происходит бессознательно, и потому обида кажется искренней.

Обидчивость раздражает окружающих, потому что на все том же бессознательном уровне люди чувствуют ложь, подспудно осознают что обида – не какая-то реальная беда, а всего лишь детская манипуляция. Обида – искусственно раздутая трагедия, с целью добиться желаемого чужими силами. Обидчивая жертва просто отказывается брать на себя ответственность за свои притязания. Вместо этого ей проще манипулировать другими людьми, стараясь своей обидой вызвать в них чувство вины.

Мы обижаемся не только по давней детской привычке, но еще и потому, что у нас «кишка тонка». Нам страшно проявлять свои чувства, мы боимся получить отпор, который не сможем сдержать, и будучи поверженными, пасть еще ниже. И тогда мы капитулируем и сами выбираем стать жертвой обстоятельств, негодуя в «просроченной» зоне комфорта в бесплодном ожидании «справедливости».

Последнее утешение

А что происходит, если мы, не дай бог, удовлетворяем запросы обиженного человека? Тем самым мы создаем так называемое положительное подкрепление. Этим термином в психологии называют тот пряник, который получают в качестве награды за конкретное поведение. И если этот пряник таки был получен, то есть, если обиженный добился своей цели при помощи обиды, этот стиль поведения у него прочно закрепляется. Нужен пряник? Надо обидеться, и посильнее, чтобы пряник был побольше и послаще. В таком детском саду некоторые взрослые люди предпочитают проводить значительную часть своей жизни. Об этой разновидности инфантильности на progressman.ru есть отдельная статья.

Порой обиженный человек падает так низко, что в своем отчаянии уже и не ждет, когда ему улыбнется судьба. И тогда он соглашается на последнее утешение. Ради жалости он готов поплакаться в жилетку, только бы его больше не обижали, и признали уместность его притязаний хотя бы в такой уничижительной форме. Он уже и давно позабыл, что ведь никто и никогда в этой жизни не обижал его. Все это время, он сам проделывал этот трюк с собою. И теперь мы должны повестись на его игру? Пожалеть его? Позволить ему побыть жалким? Ведь наша обиженная бедняжка – всего лишь несчастное дитя? И неважно сколько этому ребенку лет от роду даже в преклонном возрасте жертва обстоятельств способна плакать просто от бессмысленной жалости к себе, возвеличивая свое раздутое «горе» до небес.

Обида – хлеб психолога. Сколько клиентов ко мне обращалось с жалобой на своих близких, уже и не вспомнить. Благо именно этот невроз лечится достаточно легко. Хватает всестороннего взвешенного анализа собственных иррациональных требований к окружающим.

Обида – не событие. Обида – субъективное переживание. Обидчивость – это склонность проявлять обиду, «талант» находить поводы для обиды даже на ровном месте. Обиженный просто мучает сам себя, бестолково растрачивая энергию на бессмысленную жалость к себе. По-настоящему ничего хорошего обида человеку никогда не приносит, и толку в ней нет никакого. Обидчивость у большинства людей вызывает насмешки и раздражение. На обиженных, как говорится, воду возят. Если мама жалела бедняжку, дитятко свыкается с этой манипуляцией, и может продолжать обижаться даже в расцвете лет. Обида – это опыт, преодолевая который мы движемся к зрелой мудрости. И здоровая толика самоиронии – всегда кстати.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

231 комментарий

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Alexshr вы все очень красиво написали, но ответ кроется только в вашем тексте со слов:»Человек чувствует боль, потому что он зависим.

  2. Любая работа, продолжающяся внутри, как реакция на события и отношения (в том числе и обида), имеет смысл, особенно если всему давать зеленый свет, а не бороться и не вызывать у самого себя искусственно страдания по каждому поводу. Тяжело увидеть это в себе, что на самом деле все фальшивое до чертиков. И каждый раз что-то одно приходится проходить несколько раз, при разных ситуациях и с разными людьми, как утюгом по ткани. Чем больше движений, тем все легче) до тех пор, пока не наступит прозрачность.
    Недавно слова попали «Если тебя не любят так, как тебе хотелось бы, это не означает, что тебя вообще не любят». И так во всем, не только касаемо любви.Ухватить за хвостик только только зрождающуюся обиду, рпазвернуть ее в себе и посмотреть, что же там в основе содержится, в итоге приводит квозможности хоть как-то управляться с этими процессами. Но блин как это все трудно)))

  3. Когда вы раздражены кем-либо, вы скорее реагируете на свою память, а не человека.

  4. Я обижался, когда всех угощали конфетой, а меня нет…
    Обижался, когда били по пятой точке за то, что я не делал…
    Не принимал я этого… и своё неприятие показывал через обиду: «Не нужны вы мне такие!»
    Теперь я вырос, и стал важным… Если вы не понимаете, что нужно быть удобными для меня, я изменю вас силой… для этого у меня есть гнев…есть ярость, которые срабатывают моментально..
    А вы еще не поняли, что нужно быть удобными? Тогда я иду к вам ))

  5. Frina, после Вас обычно и добавить нечего.)

    >вырабатываются определенные рефлексы, которые мешают адекватно выстраивать отношения. И чем дальше все это продолжается, тем больше гарантии, что будет все только укореняться

    >Понять, какие потребности лежат в основе обиды другого человека и дать ему это сознательно, понимая, что пока этот фрустрированный драйв будет торчать на поверхности, то потребуются еще, еще и еще дозы. Наверное это единственный способ подпитывать другого человека. Но не у всех хватает собственных ресурсов для постоянства, возникает усталость. И чем раньше распознаются такие игры, тем проще будет обеим сторонам.

    Все так. И когда мы кормим невроз человека, в комфортных условиях он начинает расти, увеличивая свои аппетиты. Так, порой, некоторые люди ненавидят весь мир, а «любят» 1-2 людей, которые терпимы к их заскокам. И если терпение «лопнет», обидой здесь не ограничится. «Лопнувшее» терпение уставшего от невротика человека будет воспринято как «страшное предательство».

  6. Из интернета.

    «Однажды поспорили два друга, и один из них дал другому пощёчину. Почувствовав боль от удара, друг ничего не сказал, а лишь написал на песке:
    – Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину.
    Продолжая идти, они нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, но его спас друг. Когда он пришёл в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
    Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу, спросил его:
    – Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
    Друг ответил:
    – Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это».

  7. Митра, а важность то в чем? Если конечно не секрет, просто я очень много встречаю важных особ в жизни и возможно ваша важность в моей коллекции могла занять почетное место.

  8. >Frina, после Вас даже добавить нечего.
    Да, ваши мысли очень полезные и глубокие.А мне хочется сказать спасибо :)
    Frina, спасибо)
    >Ухватить за хвостик только только зарождающуюся обиду, развернуть ее в себе и посмотреть, что же там в основе содержится
    то, что мне нужно.
    А, поделитесь, как вы реагируете, если обижаются на вас? Ничего не предпринимаете, просто даете близкому (или не близкому) человеку самому с собой разобраться?

  9. Satori, не суть в чем важность… Просто хотел сказать, что она – один из катализаторов гнева.

  10. Здесь шизотерическим языком удобно оформить. Обида — энергетика свадхистаны. Выше на уровне манипуры чаще срабатывает гнев. Важность есть на всех уровнях. Она растет до манипуры включительно. Когда сознание «поднимается» выше к анахате, важность начинает истончаться.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.