Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Мир снов

мир сноваЕсли Вы читаете progressman.ru не первый день, возможно, вы уже заметили, что я циклюсь на «проекциях». В свое время тема эта меня привела в познавательный шок, когда, наблюдая за своим умом, я вдруг ясно увидел, что всю свою жизнь, я только за ним и наблюдал. Всю свою жизнь я смотрел на жизнь сквозь проекции своего ума. Все эти люди и события всегда происходили в уме. Проекции – это слайды нашего ума, сквозь которые мы смотрим на внешнюю реальность, полагая, что так реальность и выглядит, когда на самом деле так выглядит наш ум. А ум – не объективная реальность, а «поверхность» индивидуальной психики. Объективно «объективная» реальность для отдельного человека – это концепция его ума. Никакой объективной реальности за умом не существует. В каждом отдельном уме объективная реальность – субъективна и является очередной проекцией отдельного ума. За пределами ума происходит то, о чем ум знать не может по объективным причинам. Мы погружены с головой в мир снов, где балом правит ум.

«Бестолковое» толкование

Уважаемый мною психолог Фрейд сводил все проблемные переживания к подавленной сексуальности. А подавляются все переживания в бессознательное. Сновидения – это сфера бессознательного, сфера, где подавленные переживания живут своей жизнью.

Фрейда с его зацикленностью на сексе понять легко, т.к. в его времена тема эта была запретной, и сексуальность действительно повсеместно подавлялась. Возможно, подавленный секс действительно преобладал в сновидениях людей того времени, и значительная часть образов из сновидений тогда действительно являлась комплексом символов завуалированной страсти.

В наше время интерпретировать все вертикальные предметы сновидений фаллическими символами уже как-то неактуально. Но если опустить эротические заморочки Фрейда, он, как я думаю, был прав, полагая, что сновидящий благодаря цензуре сновидений «отрабатывает» свои подавленные переживания, чтобы исчерпать их «заряд». По Фрейду все сны вообще являются реализацией подавленных желаний и различных «нежелательных» тенденций психики. События снов Фрейд рассматривал как символическое отображение этих тенденций.

Порой, наши сны, – это гениальные метафоры о нашей жизни.

Уважаемый мною психолог Юнг в теме толкования снов учел некоторые перекосы своего учителя психолога Фрейда, но настрогал своих. Юнг считал, что для толкования снов необходимы глубокие познание в мифологии и символической философии.

Да, существуют «универсальные» образы, за которыми у большинства людей могут стоять схожие переживания. Но в целом, я считаю этот уклон в изучение символики – гигантским костылем. Интерпретация сновидений через символы напоминает мне толкование жизни по суеверным приметам. Как говорится: «страшен не сон, а его толкование».

Дело в том, что ум каждого отдельного человека использует свои индивидуальные, неповторимые как отпечатки пальцев метафоры. Один и тот же символ в «голове» разных людей может символизировать кардинально разные явления. В итоге толк, от толкования сновидений выходит небольшой, т.к. при любом раскладе здесь слишком легко промахнуться.

По моему субъективному мнению никакой сторонний Фрейд с его ассоциативными тестами, или Юнг с его символикой не смогут в точности раскрыть вам значение ваших снов. Есть только один человек, который на это способен.

Техника

Техника простая. Интерпретирующий ум, каким бы продвинутым он не был, задвигается в «шкаф», чтобы своими интерпретациями не искажать сути сновидения. Затем вы, используя «событие» своего сна «вглядываетесь» в переживания, которые за этим событием стоят. Событие сна – это символ, который легко вспомнить. Но трактовать этот символ не нужно. Символ используется как отправная точка, за которой стоят «реальные» события вашей психики. Символ сновидения используется как закладка на «странице» конкретных переживаний. Все, что нужно, — это направить свое внимание на эти переживания. Если происходит отвлечение внимания, вы снова используете символ (событие сна), чтобы вернуться к этим переживаниям, которые по мере такого созерцания, раскроют себя в конкретном знании. Так вы используете сон в качестве путеводной нити, потянув за которую появляется шанс распутать клубок переживаний, которые прятались за этим сном.

Эта простая техника с опытом срабатывает на любых даже самых неуловимых индивидуальных переживаниях. Благодаря чуткости к себе, Вы обретаете способность выводить на чистую воду все свои переживания, разоблачать неврозы и распознавать самообман. По этой теме на progressman.ru уже имеется ряд статей под тегом «чуткость».

В качестве примера. Помню, однажды во сне я увидел, как в моем диване в огромных количествах завелись мыши. Чем является диван? Чем являются мыши? Вглядываясь в эту символику ко мне пришло ощущение «бесконтрольности», и я тут же ясно увидел, как где-то бессознательно переживал о некоторых конкретных недоделанных и заброшенных делах в личном пространстве.

Десять лет назад я увидел «мистический» сон, наполненный глубоким переживанием чего-то удивительно красивого, пришедшего из древности. В этом сне, я лежал на веранде дома, натянув ногой покрывало, словно струну арфы, и тут же понял, что это и есть струна, на которой я могу сыграть. Каждый извлекаемый звук резонировал чем-то невыразимо глубоким и удивительным со всем пространством вокруг меня. Спустя некоторое время я как бы «случайно» вышел на человека, который обучил меня технике созерцания внутреннего звука. Когда это происходило, меня не покидало ощущение, что именно этого я ожидал уже много лет.

Мир снов

«События» снов являются адаптированным для ума отражением «событий» нашей психики. Мы, чтобы жить и действовать пользуемся умом. Наша психика для нас – это наша «окончательная» реальность. Ум, с которым мы отождествляемся – малая частица этой реальности. Ум интерпретирует реальность своими доступными ему методами. События снов – это ограниченные интерпретации умом тех процессов, что происходят в нашей психике, в нашей окончательной реальности.

Иногда сновидения помогают понять, что с нами происходит в повседневности. Иногда они помогают почувствовать, что с нами происходит «там», за пределами ума. Иногда эта запредельность может выходить за рамки линейного времени, в котором варится наш ум, и тогда сновидящий видит «пророческие» сны. Толково растолковывать такие сны особенно увлекательно.

Наши сновидения являются своеобразным «окном» из обыденности в запредельность. По не вполне понятным для нашего ума причинам иногда мы пользуемся этим окном. Уму только и остается интерпретировать увиденное на свой манер, — сновидениями.

Мы живем в этих сновидениях двадцать четыре часа в сутки. Грезы ума преследуют человека по пятам. Человек – и есть ум, самая поверхность того, чем мы являемся. Наша «нечеловеческая» психика слишком грандиозна для человека, с которым она отождествляется на поверхности своего величия. Отголоски этого величия мы иногда видим в своих сновидениях.

Здесь я не говорю о «духовном» пути. В моем представлении вся наша жизнь, какой бы заземленной она ни была, — это и есть духовный путь. Все-все в этой жизни – опыт. Становясь опытными, мы взрослеем.

Роберт Монро исследовал внетелесный опыт и сновидения, и пришел к выводу, что события сна являются обучающими. Глубинная, умудренная частица нашей психики из нашего потенциального будущего помогает нашей маленькой личности взрослеть. В этом смысле, какой бы кошмар вы не увидели во сне, стоит благодарить жизнь, что эти уроки отрабатывается в преходящих снах, и не являются чем-то «реальным».

Все происходящее нас чему-то учит. Понять и растолковать очередное сновидение, иногда означает – понять и усвоить очередной урок жизни.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

208 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Frina: “Потребность интерпретировать сны, мне кажется, исходит из желания хоть как-то, но попытаться предвидеть будущее и обезопасить себя”
    Это так… :)
    Полностью согласен! Тут ключевое слово ПОТРЕБНОСТЬ-человек нуждается в объяснении увиденного и начинает выдумывать разные вариации…читать сонники…спрашивать у знакомых-ищет объяснения.Моя 5-ти летняя дочь например,наблюдая плаванье родственников с дельфинами в течении часа(есть такие платные купания с этим чудо зверем)потом всю неделю просыпалась со страхом и криком утверждая, что в ее кровати дельфин. Тут на лицо яркое впечатление-ребенок был поражен увиденным и перенес это впечатление в сон-бессознательно…Не знай я о её посещении дельфинария, тоже кинулся бы объяснять себе что означает во сне регулярное посещение огромным дельфином,кровать моего ребенка)))…

  2. Сны могут вытекать из личных переживаний, но не всегда. Приведу небольшой отрывок из Юнга.
    «Однажды ко мне обратился мужчина, психиатр по профессии, по очень серьезному поводу. На одну из консультаций он принес написанную от руки книжечку, подаренную ему десятилетней дочерью по случаю Рождества. В ней были описаны ее сны двухлетней давности. Снов причудливее я не встречал и хорошо мог понять, почему отец девочки более чем озадачен их содержанием. Хотя и детские, они производили жуткое впечатление. Отцу было совершенно непонятно, откуда могли взяться такие фантазии. Наиболее примечательными были следующие сюжеты:
    1. «Лютый зверь», змееподобный монстр, усеянный рогами, убивает и пожирает всех других зверей. Но с четырех углов приходит Бог, а в действительности четыре разных божества, и оживляет всех убитых животных.
    2. Вознесение на небеса, где в полном разгаре праздник языческих танцев; и сошествие в ад, где ангелы творят добро.
    3. Орда маленьких зверьков угрожает спящей. Вдруг они вырастают до огромных размеров, и один съедает девочку.
    4. В мышку проникают черви, змеи, рыбы и человекоподобные существа. Так мышь превращается в человека. Иллюстрирует четыре стадии происхождения человечества.
    5. Видна как бы под микроскопом капля воды. Девочка видит, что капля наполнена ветками деревьев. Иллюстрирует происхождение мира.
    6. Плохой мальчик держит ком земли и бросается во всех, кто проходит. Тем самым все проходящие мимо становятся плохими.
    7. Пьяная женщина сваливается в реку и выходит из нее помолодевшей и трезвой.
    8. Сцена в Америке, где множество людей скатываются к муравейнику, где их атакуют муравьи. Спящая в панике падает в речку.
    9. Пустыня на Луне, в пески которой спящая проваливается так глубоко, что попадает в ад.
    10. Девочка видит светящийся шар. Она касается его, из него идет пар, появляется мужчина и убивает ее.
    11. Девочке снится, что она опасно больна. Вдруг прямо из-под кожи появляются птицы и покрывают полностью ее тельце.
    12. Тучи комаров закрывают солнце, луну, все звезды, кроме одной, которая падает на спящую.
    В оригинале рукописи на немецком языке каждый сон начинался словами старой сказки: «Как-то раз, давным-давно…». Тем самым девочка хотела передать свое ощущение сна как своего рода сказки, которую она хочет поведать папе в качестве рождественского подарка. Отец пытался истолковать сны, исходя из контекста жизни его семьи, но у него ничего не получилось, поскольку мотивы сновидений не имели даже ассоциативной связи с личным опытом членов семейства. /…/ Ее сны явно необычны. Главная идея каждого из них явно несет философскую нагрузку…»

  3. immerlachen
    Ммм… могу поспорить по некоторым пунктам. «Ответ приходит сам собой, как правило.» Очень часто люди пытаются избавиться, забыть о снах (особенно если они не приятны). Und es ist nicht gut… почему я объяснил.
    Но в целом я не хочу ввязываться в спор относительно нюансов. Так как сны — вещь, мягко говоря, «неоднозначная». Я просто хотел донести мысль, о том что нельзя вкладывать в какой-нибудь приснившийся тебе образ любые переживания. Если тебе приснилось что-то неприятное, пугающее, а ты отчаянно пытаешься переубедить себя что это на самом деле означает что-то хорошее или что еще хуже — что «это всего лишь сон» последствия могут быть… schlechte (если еще совсем немецкий не забыл, но если и здесь что-то не так употребил, можете поправить).

  4. immerlachen
    Да… еще одно. Логику не нужно противопоставлять интуиции. Одно другому здесь вовсе не мешает скорее даже наоборот. Логике мешают чувства, а интуиции — ощущения.

  5. Метод созерцания, который описал Игорь в этой статье, великолепен! Потому что благодаря символу можно закрепиться и остановив бег мыслей начать углубляться в суть вещи. Интерпретации это все же функции ума, он же должен быть умницей у нас и типа все знать)) На самом деле объем, который начинает ощущаться за самим символом, как якорем, очень похож на зыбкое пространство, в котором содержится нечто, и по идее, если концентрация не наработана, то там можно блуждать долго и безуспешно, цепляясь за обрывки. И попытка их ощутить как целое и ясное, чтобы это было без тени сомнений «Да, это так» возможна при длительной тренировке. Потому что охватить мы в состоянии совсем немного, если практика не наработана. Созерцание наиболее эффективный метод оказался и для меня тоже, тут я с Игорем солидарна, эффективен он при любой работе с каким-то объемом. Главное не заглючить и не принять желаемое за действительное)

  6. «Очень часто люди пытаются избавиться, забыть о снах (особенно если они не приятны). Und es ist nicht gut… почему я объяснил»
    Ооо! Шпрехен зи дейч, Иван Андрейч… :)) Питаются, йа-йа, натюрлих! ))))) И это ведь естественно…
    «Я просто хотел донести мысль»
    Ээ… Энчульдиген битте, я просто хотель понять, потому и стараюсь уточнить, а не то чтобы поспорить…
    «о том что нельзя вкладывать в какой-нибудь приснившийся тебе образ любые переживания. Если тебе приснилось что-то неприятное, пугающее, а ты отчаянно пытаешься переубедить себя что это на самом деле означает что-то хорошее или что еще хуже — что “это всего лишь сон” последствия могут быть… schlechte»
    Могут и шлехте конечно… ) Но поэксперементировать, думаю, стоит, конечно при этом стараясь быть осознающим… А вообще, осознанность просто нейтрализует подобные (психологические?) проблемы, освобождая и от подобных (психотерапевтических?) костылей.

  7. Мне ЗДЕСЬ видится примерно такая картина: «день» вызывает в нас переживания, мы их подавляем, а «ночью» они прорывают блокаду и воплощаются в образы, воссозданные умом тоже из «дня», теперь объектно-ориентируемому уму есть за что зацепиться, и мы цепляемся за эти символы, придавая важность им и упуская истинные причины происходящего во сне. Мне кажется, при таких «ночных» проблемах (а значит и «дневных», иначе откуда бы им взяться) лучше заострить внимание на ощущениях/переживаниях (не отвлекаясь на их символы), пронаблюдать их, качественно прочувствовать, и решение будет просто очевидным. Хотя можно и играться символикой, кому это сильно уж по душе или способствует, например, в творчестве либо ещё там где, не знаю… ))

  8. «Логику не нужно противопоставлять интуиции»
    Момееент… Где я такое сказал? Совершенно их не противопоставляю, хотя различаю. По мне так они очень родственны, и делают одно дело, только каждая на своём уровне. Можно сказать, логика как бы «грубее», но также полезна…
    «Одно другому здесь вовсе не мешает скорее даже наоборот»
    Да, взаимодополняют (в идеале конечно)).
    «Логике мешают чувства»
    Ну, похоже…
    «а интуиции — ощущения»
    А тут я как-то опять не допонял. ) По-моему, во всём мешает главным образом недостаток осознанности, отсюда и лишние вопросы и проблемы…

  9. По поводу небольшого отрывка из Юнга… Либо мужчина был не совсем в курсе дел дочери (shandr: «Не знай я о её посещении дельфинария…»), либо Юнг преукрасил (что скорей всего) или, вообще придумал… Но даже если это реальный случай, то на это были вполне несверхъестественные объективные причины, о коих видимо история умалчивает, хотя этак вот конечно интересней. )) Андрей, при всём уважении к Карлу Густавичу… De omnibus dubitandum. ;)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.