Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Решение проблем

решение проблемПомню, в конце девяностых читал классный текст Ра-Хари: «Руководство для начинающего медитатора». Из этой мудрой книжицы мне больше всего запомнилась следующая фраза: «Не бойтесь неприятностей, если они еще не случились, то они где-то в будущем, а если уже случились, то в прошлом». Чем же эта фраза так примечательна? По сути, она дает объяснение бессмысленности и беспочвенности любых психических страданий. Ведь, как правило, здесь и сейчас с нами не происходит никаких неприятностей. И большую часть времени мы переживаем о том, чего не существует.

Прошлое – это память. Будущее – фантазии. Вот и все. Вся тоска и все страхи – в памяти о прошлом и в фантазиях о будущем. Если можешь что-то сделать, как-то поправить свое положение в пространстве, лучше просто взять и сделать. А если не можешь, то и переживать не о чем. Из этого вытекают очевидные пути решения проблем во всем многообразии их проявлений.

Сознательный выбор

Какой бы ни была проблема, для начала достаточно себя честно спросить: «о чем я переживаю? Могу ли я с этой проблемой что-то сделать?» Мы переживаем, когда чувствуем, что делаем для решения своих проблем недостаточно, не все, на что способны, или вовсе от их решения увиливаем, но отказываемся признавать эту свою нерешительность и безответственность. В итоге ум провисает в болезненной подвешенности, и вместо непосредственных действий по улучшению своей ситуации, практикует пассивное нытье.

У младенца для решения своих проблем нет иного выхода, кроме как погромче расплакаться, привлекая к своей беде внимание. Но с годами эта детская манипуляция становится все менее продуктивной, и уже ничего кроме пустых страданий не вызывает. А практикуют ее вроде бы уже взрослые люди просто по давней привычке, пока им кажется, будто просто переживать о несправедливости жизни – проще, нежели согласиться с собственной слабостью и реальным нежеланием решать свои проблемы.

Психологически взрослая личность, когда ей действительно не хочется решать ту, или иную проблему, просто отдает себе в этом отчет и под свою ответственность сознательно принимает этот выбор – оставаться пассивным и бездеятельным. Чем сознательней и тверже выбор, тем меньше остается сомнений и почвы для переживаний.

Сознательный выбор – это выход из болезненного состояния подвешенности. Пока этот выбор не сделан, остается тревожное чувство, словно что-то упускается. На progressman.ru теме сознательного выбора посвящена отдельная статья.

Никто не может иначе

Вы делаете только то, что можете. Если можете встать и начать что-то делать, тогда вставайте и делайте. Если не можете, мотивации не хватает, и вам проще молча и пассивно сидеть, ничего не предпринимая, пусть и этот выбор будет твердым и сознательным. Только определившись в своем выборе, перестаешь индульгировать, терзаться и сожалеть.

А сожалеть – не о чем. «Никто не может иначе», – эту мудрую фразу, я кажется, впервые вычитал где-то у Гурджиева. И меня зацепило. Над этой фразой я размышлял, и примеряя на свою жизнь, сделал ее установкой, которая многое расставила по местам. Сожалеть о содеянном, или упущенном совершенно бессмысленно. В прошлом вы были именно тем человеком, который мог провести эту жизнь только так, как уже ее провел. Иначе просто не могло быть. Если бы было иначе, это были бы не вы, а какой-то другой человек с другой жизнью.

В сущности, весь наш  жизненный выбор развивается в двух направлениях: мы либо действуем и активно решаем проблемы, либо бездействуем, оставаясь пассивными. В таком бездействии мы либо успокаиваемся и смиренно принимаем обстоятельства, либо совершаем глупость и начинаем совершенно бессмысленные терзания о своей «несчастной» судьбе. Карлос Кастанеда называл такие терзания индульгированием.

Индульгирование

В католической церкви под индульгенцией подразумевают свидетельство об отпущении грехов. Индульгировать – значит отпускать грехи самому себе, потакать своим слабостям, жалеть и оправдывать себя, раздуваясь в этих переживаниях до предела. Индульгирование – наилучший способ не решать свои проблемы, привести жизнь в полнейшее запущение, и стать плаксивым неудачником, которому больше ничего не остается, кроме как жаловаться на несправедливость бытия.

Индульгированием компенсируют свою же пассивность. Встает выбор: либо заняться решением проблем и непосредственным налаживанием жизненной ситуации, либо вместо этих реформ заняться самобичеванием. Зачем действовать и решать проблемы, если вместо этого можно просто попереживать об этом? Зачем исправлять ошибки, если вместо этого можно просто помучить себя виной? Зачем что-то менять, если вместо этого можно себя пожалеть? Зачем столько лишних телодвижений, если можно сидеть на месте, тихонько страдать, поносить правительство, начальство, друзей, врагов? Все, что угодно, лишь бы свалить ответственность за свою жизнь на «обстоятельства».

Исправляя ошибки, мы обретаем мир в душе, созидаем и душевно растем. А если вместо этого выбираем индульгирование, «выхлоп» – нулевой, проблемы не решаются, совесть мучается, и длиться такое «счастье» может сколько угодно.

Пресловутая самооценка

Практически в любом частном случае настоящая проблема – это не событие, а наша колеблющаяся самооценка. Почти все, что мы говорим и делаем в неформальной обстановке можно свести к утверждению собственной важности. Каждое слово – нелепый выпендреж пылинки на фоне вечности. И этот текст – не исключение.

Мы способны в любой ситуации придумать тысячи оправданий, чтобы сохранить видимость своей важности. Мы действуем, чтобы доказать свою важность. Мы бездействуем и остаемся пассивными, чтобы перемены не тревожили наше завышенное самомнение.

Мы индульгируем, когда под угрозой наш авторитет, и выкручиваемся всеми немыслимыми способами, чтобы этот авторитет оправдать и сохранить. Мы делаем все, чтобы уберечь свои надуманные серьезные представления о собственной величественной персоне. Любая ситуация, где простые решения и действия подменяются эмоциональными рассуждениями – явный признак индульгирования, которым оправдывают чувство собственной необоснованной важности.

Если не удается взять себя за шкирку, и вытащить из болота обстоятельств, существует еще один приемлемый для психологически здоровой личности вариант дальнейшего существования. Если проблемы не решаются, совершенно не обязательно об этом переживать. Мы не можем успеть везде и во всем, а чаще всего этого попросту и не хотим. Если проблема не решается, какой смысл в холостую индульгировать? Целесообразней расслабиться и получать удовольствие смириться и успокоиться. Можешь что-то сделать, – делай. Не можешь – живи дальше и ни о чем не переживай.

Пассивно индульгировать, смириться и успокоиться, либо активно действовать, – выбор за вами.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

68 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Игорь, то есть эго — это единственное в нас, что может побуждать к действиям? Получается Будда действовал только руководствуясь своим эго? Думаю, что эго — это определенный набор мыслей. Но не все мысли. А «истинное я» — это другой набор мыслей. Но все же это не одно и то же. Хотя опять же все зависит с каких позиций на это смотреть — с психологических, философских или религиозных.

  2. Near, нежелания и желания в моем представлении — одно и то же. Тамасичные нежелания — это видимо, когда человек не желает двигаться и грустит, что счастье к нему на халяву не проходит.)

    Tim, речь шла о желании действовать. Будда как говорят, был свободен от желаний, и видимо был существом спонтанным, чьи действия подобны движению облаков в небе.

  3. «С одной стороны это действие не хочется делать и я ясно чувствовал внутреннее сопротивление. С другой стороны было очевидно, что я также хочу это делать и это желание я ясно осознавал. Но ведь нельзя одному субъекту одновременно делать два противоположных действия — нельзя одновременно копать и не копать, нельзя одновременно хотеть и не хотеть. Значит есть два “субъекта”, которые действуют в противоположных направлениях — один хочет, другой нет.»
    Два как минимум. ;) По-моему, их много больше.
    «И, насколько я понимаю, не хочет в нас что-то делать — обусловленный ум, эго, которым очень не хочется выходить из собственной зоны комфорта, потому что при любом значимом действии они могут быть поставлены под удар, иллюзии может стать не очень комфортно и она нас удерживает и отговаривает от значимых действий.»
    Мне кажется, об этом я и говорил, аналогизируя человека с его мыслями, желаниями, потребностями, комплексами… и напичканый различнейшими программами компьютер. На всякий случай:
    progressman.ru/2011/10/responsibility/comment-page-6/#comments#comment-7804

  4. «Я спрашиваю себя — кто сейчас не хочет что-то делать? Я или эго? И, как правило, я осознаю что здесь замешано именно эго.»
    «Думаю, что эго — это определенный набор мыслей. Но не все мысли. А “истинное я” — это другой набор мыслей. Но все же это не одно и то же.»
    Ну хорошо. Но тогда таких ЭГО/Я, борющихся за власть над человеком, — целая куча. И то Я/ЭГО, что преуспевает в этой борьбе, и представляется самому человеку и всем остальным самим этим человеком и от его же имени.
    Так КТО же Я? Как тут безошибочно самоидентифицироваться? (риторический вопрос))
    «эго — это единственное в нас, что может побуждать к действиям? Получается Будда действовал только руководствуясь своим эго?»
    Почему бы нет? За то КАКИМ ЭГО!

  5. immerlachen,
    Мне кажется «истинное Я» вообще ничего хотеть не может,у него всё есть.Эго же капризно и постоянно ищет удовлетворения и счастья в каких то нелепых вещах,причём счастья эти вещи не приносят и эго начинает искать новые пути к счастью и так до смерти.И самое смешное то что эти самые потуги достичь счастья и являются основной причиной его отсутствия.
    А на счёт Будды тут я мог бы всё списать спонтанность Хаоса,и я не думаю что у Хаоса есть эго))
    P.S:Иллюзии тоже прах…закон ржавеет радужными тенями абсурда…

  6. immerlachen,
    Представь что ты компьютер,только что собран,вообщем чист и невинен.И вот однажды тебя в первый раз запускают,устанавливают операционную систему,программы всяческие,в игры начинают играть,порнуху смотреть.И ты с этим поделать ничего не можешь — запускаешь игры,прокручиваешь порно,ищешь новые безделушки в интернете.Так вот тот кто всё это безобразие с тобой проделывает и есть твоё ЭГО.
    Метафора естественно не совершенна как и я)

  7. Игорь Привет !!! Нравится Ваша Духовная Поэзия, особенно после посещения сайта психолога- бизнесмена из Архангельска…Есть во мне черта искать везде изъян, особенно в том что нравиться…И мне кажется что ссылку Вы дали не спроста..Только мне непонятно что Вы там черпаете?? Если будут идеи по поводу практики -сразу встану в очередь..Болтать, высказывая свое личное мнение состязаясь в оригинальности -не интересно -кроме ЧСВ, никакого проку.

  8. Если сравнивать с компьютером,то предлагаю
    свою «интертрепацию»:
    Когда компик будет считать,что все операции
    выполняет он сам по своему усмотрению и задачи
    он ставит себе сам по ходу проблем с
    внешним миром,то у него существует эго.
    Эго есть комплекс программ по выживанию
    отдельного компьютера. В сравнении с
    человеком это размножится,занять
    как можно больше пространства,максимальная безопасность и надёжность выживания себе
    и близким.

  9. Я собственно и имел в виду что комп истинно верит что все решения принимает именно он поскольку он настолько отождествился со своим юзером(эго) ещё на этапе создания пароль на запуск винды что даже не задумывается зачем ему(компу) побрякушки из интернета.Это же абсурд,бред полнейший!!!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.