Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Ответственность и безответственность за свою жизнь

Порой приходится действовать вынужденно, не по своей воле, а потому что так «надо», потому что ты – бедная несчастная жертва обстоятельств, у которой нет выбора, а потому нет и ответственности ни за себя, ни за свою жизнь. В такие моменты живешь по принуждению, под ударами плети, которые наносит повозчик судьбы.

Такой выбор делаешь сам, чтобы обвинить во всем правительство, начальство, родителей, друзей, случайного встречного – кого угодно, лишь бы закрыть глаза на собственный вклад в свою жизнь. Так прячешься от «горькой» правды о себе, как о слабой инфантильной личности, избегаешь трудностей, не решаешь проблемы, а строишь из себя жертву обстоятельств, которую надо по справедливости пожалеть и вознаградить за понесенный ущерб.

ответственность Позиция жертвы – это состояние, когда уверяешь себя, будто выбора нет, но есть обязательства, которые связывают по рукам и ногам. Став жертвой, действуешь не по выбору, а когда должен и обязан – то есть от безвыходности.

Жертва не выбирает действовать. Ей «надо» действовать, потому что жизнь прижала и обстоятельства вынуждают.

Все от такого человека чего-то хотят, ждут чего-то, все ему уже давно надоели, в то время как он сам ничего решать не хочет, а хочет только отдыхать и развлекаться. И любые препятствия к желанному, рассматривает как одну большую вынужденность выползать из зоны комфорта.

И так живет большинство. Люди себя выталкивают по утрам на офисные плантации, потому что у них «нет выбора», а есть только принудиловка. Всю жизнь тянут лямку, не понимая, что это и был их собственный выбор, продиктованный внутренними противоречиями.

Вся эта рабская вынужденность заканчивается ровно в тот самый миг, когда осознаешь, что сам выбрал так жить. А если за выбор ответственности не принял, и ждешь, пока жизнь сама наладится, реальные возможности роста остаются незамеченными.

И позиция жертвы, и ответственность – всего лишь умственный финт – способ мышления. Позицию жертвы выбирают ради вторичной выгоды – свалить вину за события своей жизни на внешнюю инстанцию. Дескать, пусть «там» виновные раскаются, и уже начнут нашу жизнь налаживать…

Обратите внимание, какой это детский подход – насупиться, или разрыдаться, чтобы кто-то там, во вне узрел творящуюся с нами несправедливость и принялся нас утешать.

Жертва не умеет действовать. Она ждет, что все обойдется, уляжется и обустроится как-нибудь само собой, без ее активного участия. Но ничего толкового самопроизвольно обычно не происходит. Перемены к лучшему требуют сознательных усилий. Чудеса, наследства и прочие дары судьбы в расчет не берем. В целом жизнь меняется, когда сам движешься в желаемую сторону.

Делать выбор бывает страшно – это реальные перемены, за которые несешь ответственность. Но только так можно повзрослеть и выбраться из состояния вечного пострадавшего, неспособного управлять своей жизнью.

Самостоятельность и ответственность – это и есть нелегкий путь душевного взросления.

Раздутое величие

К привычным, заезженным тропинкам, страшно привязываешься, потому что на них чувствуешь себя продвинутым «юзером» – царем ничтожных кубических сантиметров «комфорта».

Избегаешь ответственности за свою жизнь, когда не хочется осознавать, кто ты есть, и чего достоин. Избегаешь ответственности, и обвиняешь других, чтобы сохранить раздутую самооценку, которую правда разбила бы в щепки.

Да, в очередной раз все сводится к самооценке. Все очень любят ее завышать. Хлебом не корми, дай только повод почувствовать себя крутым и востребованным. А потом, когда проникся иллюзией своего величия, становится страшно ее терять. И в такие моменты капитулируешь, спасаешься от реальности бегством, снимаешь с себя ответственность за свои промахи и становишься жертвой обстоятельств.

Так плохой танцор отказывается признавать факты, начинает философствовать и рационализировать: туфли жмут, не выспался, пол скользкий, завистники помешали, не повезло. Любые оправдания – в счет. Лишь бы самому в них верить.

Так прячешься от правды, уверяешь себя, что на самом деле ты умный и важный, а во всех проблемах виноваты другие… Пытаешься сохранить свою завышенную самооценку нетронутой, потому что проще обижаться на жизнь, чем признать свой вклад в ситуацию.

Для самообмана подходит любое самооправдание, на которое хватает неосознанности повестись. Так создаешь внутренний раскол, чтобы сохранить иллюзию собственного величия, и остановиться в развитии.

Но подспудно правду знаешь, и до ужаса ее боишься…

Подспудно знаешь свой обман. А на поверхности сознания продолжаешь себе врать и будешь готов «придушить» любого, кто на этот самообман намекнет. Будешь свою ложь отстаивать с пеной у рта.

В зоне комфорта увязаешь, когда перемены ставят под угрозу необоснованно раздутое величие. Подавленная правда создает неврозы.

Исцеление требует признания правды. Только ты сам ответственен за себя и свою жизнь.

Вынужденность

Вынужденность, безвыходность и обязательства – одна большая иллюзия. Все это – свой реальный выбор, продиктованный сомнениями и внутренними противоречиями. Всегда сам выбираешь жить так, как живешь.

Если домашние заставляют прибраться, не предлагая других вариантов, все равно остается выбор. Можно сознательно отказаться от дел, и принять последствия. Можно сознательно согласиться заняться уборкой. В любом случае выбор совершаешь. А если ответственным быть не привык, даже в такой невинной ситуации станешь жертвой обстоятельств.

Так даже небольшая услуга может оказаться тяжким страданием потому, что воспринимается вынужденной ношей – проблемой, которую не постеснялись свалить на безвольного холопа. И теперь, не имея выбора, приходится, сопротивляясь жизни, делать свой рабский труд, тянуть чужую ношу. А после – тихо возмущаться чужой «наглости», мечтая поднять бунт против всего мира.

Достаточно одного трезвого взгляда на ситуацию, чтобы увидеть всю ее несуразность. Когда тебя просят что-то сделать, – это момент совершения выбора. И этот выбор есть всегда. Можно отказать, можно прикинуться дурачком, убежать, огрызнуться, можно исполнить просьбу. Достаточно признать, какой выбор ты сам хочешь сделать. Не вынужден, а хочешь! Честное взвешенное «хочу» в любой ситуации освобождает от надуманного принуждения. Теме выбора на progressman.ru посвящен целый ряд статей.

«Должен» и «хочу»

Да, в жизни есть ограничения. Ты – человек, а не божество. Не можешь создавать любые желанные условия по мановению ока. Можно дойти до абсурда и начать возмущаться вынужденности дышать воздухом, есть пищу и справлять нужду. Это данности жизни – их остается спокойно принимать.

А проблемы возникают там, где неизбежные данности путают с обычными житейскими трудностями. Так свое нежелание делать что-либо принимают за неисполнимую невозможность.

Трезвое «не могу» указывает на реальное ограничение. А бывает «не могу» невротическое, когда нежелание заниматься делом оправдываешь внешним якобы «ограничением». Дескать, и горы свернул бы, кабы во время разбудили… Та самая позиция жертвы обстоятельств.

Стать божеством не можешь – это правда. И переживать тут бессмысленно. А если переживаешь, что не можешь бросить курить, – это уже невроз, которым оправдываешь свое нежелание бросать курить.

Утверждение, будто не можешь бросить курить, подразумевает, что можешь и не бросать. Просто не хочешь признать своего реального желания курить.

Любое «хочу» может обернуться «надо», когда дело оказывается сложней, чем предполагал. Если сдаешься и уже не хочешь продолжать, именно это свое нежелание и надо бы принять как данность, а не терзать себя за свои слабости. Если дело оказалось сложней, лучше уж сразу признать свое «не хочу», нежели обманываться лживым «не могу».

Эмоциональные «надо», «не могу» и «вынужден» – это неврозы, в ситуациях, где отказываешься брать ответственность за свой выбор, апеллируя к своим якобы ограничениям.

Не можешь заняться спортом? Не надо делать из себя пострадавшего. Просто спокойно признай, что можешь забить на спорт.

Ответственность – это честное признание последствий собственных решений, осознание себя главной причиной происходящего с собой. Уклонение от ответственности за свою жизнь – это застревание в душевном детстве, бесконечные обиды и терзания.

Быть ответственным означает просто замечать, что ты всегда делаешь то, что хочешь и получаешь закономерные последствия своего выбора.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Для тех, кто уверил себя в том, что нет ни выбора, ни личности: «Выбор и спотнанность»

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

314 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Игорь Саторин,
    >За сегодняшний день здесь уже несколько человек порывались обесценить нашу человеческую способность “выбирать”, о которой шла речь в этой статье.

    Один раз играл в одну игру, нужно было пройти лабиринт, шел наобум, пришел куда надо, но умер, пришлось проходить во второй раз. Во второй раз поворачивал в те же стороны, что и в первый, что узнал по обстановке в некоторых местах, ну и времени на прохождение затратил столько же. То есть, каждый раз я делал тот же выбор. Лабиринт был довольно большой, так что о запоминании или совпадении речь не идет. Что уж тут обесценивать, оно и умом понятно, что по факту никакой свободы выбора нет — только ощущение выбирания.
    Но да, думать об этом бессмысленно. «Поддерживай то, что нравится тебе, и препятствуй тому, что не нравится тебе, ибо у тебя нет другого выбора.», Вантала.

  2. С одной стороны мы знаем,что выбора нет,во всяком случае информационно,с другой,для большинства,кто находится под диктатом двойственности,надо выбирать и нести за это ответственность.Однако,выбирая и отвечая за выбор,мы подпадаем под закон кармы,где за всё надо платить.Опыт показывает,что часто пытаясь уйти от физической и психической боли,
    человек испытывает на себе ещё более худшую ситуацию чем если бы принял её без выбора.Жизнь сама всё устраивает для души,чтобы она прошла свой опыт,при этом для тела бывает больно.

  3. У меня тоже вопрос про утверждение «всё предопределено». Что именно под этим подразумевается? Предначертанная заранее судьба, известный заранее финал? То, что в этой жизни человек никаким образом не может улучшить свою карму? Если человеку предопределено усердно работать на собой, то его знание о том, что это для него переопределено не меняет самой сути происходящего для него — по любому это будет тяжелый труд. В рамках своей жизни (в рамках уготовленной для него роли), человек (как персонаж, проживающий свою жизнь) делает свой выбор каждый день, независимо от того, предопределен он в его понимании или нет, как собственно и намеренное игнорирование этого выбора. Почему, человек не может сделать что-нибудь по-своему или он есть — Бог?)

  4. >Саторин: «Только, вот, думается мне, что, когда человек переживает сомнения, и думает “что же выбрать”, а сам говорит, что “все предопределено”, фраза эта звучит неубедительно, или просто неискренне.»

    Ну почему же, логика тут есть. Человек будет искать, открывать это предопределение внутри себя, вместо того чтобы выдумывать что-то, действовать по шаблону или срочно выбирать наименьшее из зол

  5. Жертва, это не тот, кто ничего не может — таких в природе не существует. Жертва — тот, кто ничего не хочет. Хотеть — значит иметь волю. У жертвы сломлена воля.

    Когда человек чего-то хочет но не может, это не жертва, это абсолютно нормально. Но тут создается напряжение, и его нужно уметь держать. Кроме того, человеку трудно признать, что он что-то не может или боится. Ему проще сказать: «не очень то и хотелось..» А тут ему еще психологи подпевают, типа ты на самом деле можешь все, но не хочешь; да и в нынешнюю задницу ты попал по своей царской воле, но стоит тебе только захотеть, как все сразу…. Все это потворствует самообману, и человек со временем уже не видит, что он хочет. И это правда — что он увидит глазами, которые уже привыкли быть закрытыми от страха и самообмана. Так ломается хотелка, а значит и воля.

    Винить себя это принципиально тоже самое, что винить других, только часто имеет худшие последствия. Это не принятие ответственности, а убегание от нее.
    Чтобы с нам ни происходило, мы всегда и постоянно можем делать что-то, что меняет нашу жизнь к лучшему пусть даже на долю процента , миллиметра и т.п. Чувство того, что у нас действительно это получается, что жизнь отвечает нам — и есть чувство ответственности за свою жизнь.

  6. Я понимаю,что вопрос жить без выбора означает,
    что выбор происходит спонтанно,без логики ума.
    Обычно человек отждествляется с мыслями и
    думает,что он является их первоисточником,
    присваивает положительные с его точки зрения
    результаты своего выбора,а отрицательные
    списывает на других.

  7. ИМХО, пока мы в двойственном мире (сознанием), и при этом не уходим в одну из двух (или более) крайностей — вынуждены делать выбор. О недвойственности говорить ни к чему, поскольку это в рассматриваемый момент не про нас (не про меня точно). Тот, кто в любой момент может «войти» в недвойственность освобождается от выбора (если это не самообман).
    Хотелось бы также сказать, что по сути, каждый выбор сводится к очередному шагу — к свету, истине, откровенности либо уходу от света, сокрытию, страху. Трудно осознавать это всякий раз. Но если увидеть выбор как шаг в ту или иную сторону — становится легче.
    Еще, проанализировав свои выборы (напр. последние) можно предположить направление своего движения. Если поступки как правило совершаются из любви, следовательно к ней мы и идем, если исходя из отделения себя от других — другой путь. «По плодам их узнаете их» — так можно оценить и себя.

  8. Артем, мне близок такой подход. И если просветление — это То, что и так есть и было, тогда, быть может, мы здесь учимся не просто быть собой, но в бОльшей степени каким-то конкретным качествам, которые от приятия себя в этих телах возникают в нас.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.